Народна Освіта » Світова література » Дэвид Амонд - "Скеллиг" (отрывки) читать онлайн

НАРОДНА ОСВІТА

Дэвид Амонд - "Скеллиг" (отрывки) читать онлайн

ДЭВИД АМОНД

Дэвид Амонд родился в английском городе Ньюкасл-апон-Тайн и вырос в небольшом шахтерском поселке на северо-западе Англии. Свое детство он описал так: «Я вырос в большой семье в небольшом городке с видом на реку Тайн. Это было место старых угольных шахт, темных, расположенных террасами улиц, странных магазинчиков, новых поместий и диких вересковых холмов. Наша жизнь была полна таинственными и неожиданными событиями, а также встречами с людьми, которые дали мне пищу для моих произведений. Я всегда хотел быть писателем, но о моей мечте знали немногие».

Прежде чем мечта юного Дэвида о писательской профессии осуществилась, прошло довольно много лет. За это время Амонд окончил Университет восточной Англии и Политехнический институт Ньюкасла, перепробовал несколько занятий — от почтальона до продавца кисточек, пять лет проработал учителем. «Я написал свои первые рассказы в глухомани, в ветхом особняке, расположенном в графстве Норфолк, — вспоминает Амонд. — Это было довольно трудно, но в то же время восхитительно. Я чувствовал себя волшебником, создающим новые жизни и целые миры».

Первую книгу, сборник рассказов для взрослых «Бессонные ночи», писатель выпустил, когда ему было 34 года. Его более поздние книги («Пожиратели пламени», «Глина» и др.) рассчитаны на детскую и подростковую аудиторию. В 2010 году за свои детские произведения Амонд получил престижную Международную премию имени Г. Х. Андерсена, которую еще называют Нобелевской премией для детских писателей.

Дэвид Амонд — представитель «волшебного реализма». В его произведениях реалистическое изображение мира органично дополняется элементами волшебного, причем волшебное описывается как реально существующее.

Одно из самых известных произведений писателя — повесть «Скеллиг». Это история о мальчике, который встречает необычное существо: получеловека-полуптицу, обитающего в старом гараже среди хлама. В повести проявились характерные особенности «волшебного реализма»: чудесное, которое необъяснимо, но естественно вторгается в повседневную жизнь; использование символических образов (у Амонда это образы птиц); подробное описание чувств и переживаний героя. Повесть «Скеллиг» была удостоена нескольких литературных наград, а в 2009 г. экранизирована.

СКЕЛЛИГ

(Отрывки)

Глава 1

Я обнаружил его в гараже в воскресенье днем. Сюда, на Соколиную улицу, мы переехали буквально накануне. Зима была на исходе. Мама так и говорила: «Переедем как раз к весне». Кроме меня, в гараже никого не было. Только я. Остальные, вместе с доктором Смертью, суетились в доме вокруг малышки.

Он лежал в темноте, за нагромождением шкафов и буфетов, в мусоре и пыли. Похоже, провалялся там целую вечность. Грязный, бледный, иссохший — наверняка мертвый. Однако я здорово ошибся. Очень скоро мне предстояло узнать правду. А правда состояла в том, что он был особенный, один-един-ственный на всем свете. <...>

Глава 2

Я мог бы заметить его даже раньше, тоже в воскресенье, но еще утром. Я прихватил с собой фонарик и посветил внутрь. <...>

В одном углу что-то зашуршало, в другом мелькнуло, юркнуло, но вот — все смолкло, и воцарилась мертвая тишина.

Я стоял у порога, пытаясь поборотъ страх.

И уже готов был ступить внутрь, как вдруг раздался мамин голос.

— Майкл! Что ты тут делаешь?

Она стояла на заднем крыльце дома.

— Тебя же просили подождать, пока мы не убедимся, что здесь безопасно.

Я попятился.

— Мы тебя просили? Разве нет?

— Просили.

— Значит, сюда ни ногой! Понял?

Я толкнул дверь, и она прикрылась — неплотно, конечно, поскольку болталась на одной петле.

— Договорились? — окликнула меня мама.

— Да. Хорошо. Договорились. <...>

После чего я углубился в дикие заросли — по-здешнему, сад, — а мама пошла к метавшейся в жару девочке.

Глава 3

<...> Мне вдруг вспомнился наш старый дом и мои кореша, Лики и Кут. Небось гоняют сейчас мяч на верхнем поле. И будут гонять целый день.

Потом я услышал, как позвонили в дверь. Пришел доктор Смертью. Это я про себя его так прозвал: лицо больно серое, совсем не улыбчивое, и черные пятнышки на руках. Я его уже видел на днях, когда он садился в машину возле нашего дома и включал зажигание. По-правильному его зовут доктор Сартью. И в лицо я его Смертью не называю. Но все равно, такая фамилия ему куда больше подходит.

Я допил колу, немного посидел и отправился обратно в гараж. Времени прислушиваться к шорохам или собираться с духом не было. Я включил фонарик, поглубже вдохнул и на цыпочках двинулся внутрь.

Какие-то мелкие черные существа порскнули из-под ног во все стороны. Дверь за моей спиной все скрипела и стонала, пока не замерла на своей единственной петле. Под лучом фонарика роилась пыль. В углу что-то царапало, мерно, без устали. Я прокрался дальше, и на лбу осела густая паутина. Среди этого нагромождения доисторической мебели, кухонных шкафчиков, свернутых ковров, труб, ящиков и досок ступать было особенно некуда. <...>

Двигался я ну очень осторожно. И больше всего боялся, что все это сейчас рухнет мне на голову. От пыли першило в горле и чесалось в носу. Я знал, что меня скоро хватятся, и выходить надо поскорее. Я лег пузом на приземистый старый сервант и осветил все пространство до дальней стены. И увидел его.

Мертвец!

Он сидел, прислонившись к стене, вытянув ноги, покрытый пылью и паутиной, как все вокруг. Лицо мертвенно-бледное, почти прозрачное. Волосы и плечи усеяны мертвыми мухами. Луч фонарика шарил по его лицу, по черному костюму.

— Что тебе нужно? — спросил он.

Открытые глаза смотрели на меня в упор.

Голос такой скрипучий, словно хозяин не пользовался им много лет.

— Что тебе нужно?

Сердце мое бешено колотилось, бухало.

— Так что тебе нужно?

И тут меня позвали.

— Майкл! Майкл!

Пятясь, то и дело на что-то натыкаясь, я выбрался наружу.

Кричал папа. Он уже шел ко мне по заросшей тропинке. <...>

Глава 4

[В ту ночь Майкл почти не спал. Он думал о странном существе в сарае, слушал дыхание своей больной

сестренки. На рассвете он подошел к ее кроватке.]

Я взглянул на девочку. Просунул руку под одеяло. Под моими пальцами билось сердце — быстро-быстро. Грудь судорожно приподнималась, опадала, девочка подхрипывала и кряхтела. От нее полыхало таким жаром, а косточки такие тонкие, и вся она такая крошечная.

Она сильно срыгнула. С подбородка в складочку шейки текла густая молочная слюна. Неужели сестра умрет? Вначале, когда она только родилась, врачи боялись, что умрет. Долго не отдавали ее домой, она лежала в стеклянном ящике, опутанная трубочками и проводками, а мы стояли вокруг и пялились, как в аквариум.

Я подоткнул ей одеяло.

Личико белое-белое, а волосы черные-черные. Говорят, за нее надо молиться, но я не знаю как.

— Давай уж, вылечись побыстрее, если выживешь, — прошептал я.

Мама пошевелилась и открыла глаза.

— Что ты, мой родной? — она протянула руку.

— Ничего, — пробормотал я и так же крадучись ушел в свою комнату.

Посмотрел за окно, на заросший сад. На крыше гаража распевал дрозд. А он лежит там, за сервантом, с паутиной в волосах. Что же он там делает? <...>

[Несмотря на запрет, Майкл продолжал наведываться в гараж к странному существу. Человек был явно болен и раздражен визитами мальчика. Он не хотел называть свое имя и рассказывать о себе. Однако доброта Майкла, который приносил ему еду и лекарства, растопила сердце незнакомца.

Кроме забот о существе из гаража, мальчика постоянно тревожили мысли о новорожденной сестренке. Ее положили в больницу, чтобы сделать операцию.

Вскоре после знакомства с существом Майкл обзавелся новой приятельницей. Подружку звали Мина. Она не ходила в школу, а училась дома, увлекалась поэзией и изучением повадок птиц.

Мина повела Майкла в заброшенный дом своего деда.

Там дети наблюдали за живущими на чердаке совами.

Герой показал Мине обитателя гаража. Дети решили помочь существу перебраться из пыльного затхлого строения в дом деда Мины. Однажды ночью они пробрались в гараж.]

Глава 22

Мы вошли в гараж и быстро пробрались сквозь завалы. Я навел луч фонарика на его лицо.

— Вы должны пойти с нами, — сказала Мина.

Он вздохнул и застонал.

— Я болен, — сказал он, не поднимая глаз. — Я смертельно болен.

Мы протиснулись за буфет, присели на корточки.

— Вам обязательно надо пойти с нами, — повторила Мина.

— У меня нет сил. Хилый, как младенец.

— Младенцы не самые хилые, — возразила Мина. — Вспомните, как они кричат от голода, как настойчиво учатся ползать. А вы видели, как отважно пускается в первый полет птенец дрозда?

Мина подсунула руки ему под мышки. Потянула, пытаясь приподнять.

— Ну, пожалуйста, — шептала она.

Я тоже дергал его. Тоже тянул. И в какой-то момент он чуть-чуть обмяк, поддавшись нашим усилиям.

— Страшно, — проскрипел он.

Мина склонилась, поцеловала его в бледную щеку.

— Не бойтесь. Мы ведем вас в безопасное место.

Он попытался встать. Раздался скрип суставов. Он охал и ойкал от боли. Опирался на нас всем телом и, наконец, поднялся, шатаясь, как былинка. Ростом он оказался куда выше нас, примерно с папу. Худющий, точно щепка, и легкий, почти невесомый. Мы подхватили его с двух сторон, так что пальцы наши соединились у него за спиной. В области лопаток прощупывались бугры. Словно сложенные руки. Покрытые чем-то мягким. Взгляды наши встретились, но мы по-прежнему не осмеливались произнести наши догадки вслух.

— Фантастическое существо, — пробормотала Мина.

— Вы можете идти? — спросил я.

Он охнул и ойкнул.

— Двигайтесь медленно-медленно, — предложил я. — И держитесь за нас.

<...> До чего же он легкий! Мы подняли его, как пушинку, не веря самим себе. <...> Мы двинулись вперед.

Прошли вдоль задних заборов, по одной аллейке, по другой и оказались возле зеленой калитки заколоченного дома. Мина вставила ключ в скважину, повернула. Вот мы уже в саду. <...> Наконец мы вошли внутрь, во тьму. Добравшись до первой комнаты, мы опустили его на пол.

Мы дрожали от возбуждения и все не могли отдышаться. Он охал от боли. Мы принялись его гладить, успокаивать.

— Вы в безопасности, — сказала Мина.

Она сняла с себя шерстяную кофту и, свернув, положила ему под голову.

— Мы потом еще принесем кое-что и устроим вас поудобнее, — пообещала она.

— Вам будет хорошо, — сказал я. — <...> Сейчас мне пора. А то папа проснется.

— Мне тоже пора, — сказала Мина.

Мы с ней улыбнулись друг другу. И опять взглянули на него, распростертого возле нас на полу.

— Мы скоро вернемся.

Мина поцеловала его в бледную морщинистую щеку. И снова провела ладонью по спине. Глаза ее сияли от восторга.

— Кто же вы? — шепотом спросила она.

Он поморщился от боли.

— Меня зовут Скеллиг. <...>

[Дети навещали Скеллига. Однажды, помогая снять грязную одежду, они заметили, что у него на спине растут крылья. В другой визит они стали свидетелями того, как человека-птицу кормят совы. Поужинав, Скеллиг подозвал детей и вместе с ними пустился в странный танец-полет. После волшебного кружения Майкл почувствовал, словно у него выросли крылья. При расставании Скеллиг попросил ребят запомнить эту ночь навсегда.

Майкл заметил, что Скеллиг меняется, оживает.

Наступил день операции сестры Майкла. Мальчика мучило предчувствие, что нежно любимая им малышка умрет.]

Глава 41

Я ошибся. Она не умерла. <...> Лежала и тихонько посапывала под белым одеяльцем. Мама сказала, что ее грудь рассечена и рану закрывает толстая повязка. <...>

— Майкл, врачи обещают, что теперь все будет хорошо. Они уверены в успехе.

Мы сидели втроем, держась за руки, и смотрели на это хрупкое существо.

— Врачи сказали, что в какой-то момент во время операции они ее чуть не упустили. — Мама обняла меня за плечи. — Но она выдержала. Выжила.

Вошла медсестра. Проверила провода, трубочки и датчики. Пригладила мне вихры.

— У твоей сестры пламенное сердце. Она настоящий борец. Никогда не сдается.

— Ты молишься за нее? — спросила мама.

— Да. <...>

— Знаете, так странно. — неуверенно начала мама. Потом осеклась и покачала головой.

— Что странно? — спросил папа.

Она слегка поморщилась, словно смутилась и не знает, как сказать.

— Ну. в общем. я лежала тут вчера ночью, крутилась, ворочалась. То и дело вставала на нее посмотреть. Иногда вдруг засыпала. И мне приснился сон, такой странный. <.> Там был человек. Просто человек. Конечно же он мне снился, хотя я была уверена, что не сплю. Он стал возле ребенка. От него воняло. Сам весь в черном. Доисторической древности черный костюм, весь аж пропитанный пылью. А на спине — горб.

Волосы свалялись, спутались. Я была в ужасе. Хотела его оттолкнуть, хотела закричать: «Прочь от моего ребенка!!!» Хотела позвать врачей, сестер. Но не могла ни пошевелиться, ни заговорить. А он вот-вот схватит девочку и утащит! Но потом он повернулся и посмотрел на меня в упор. Лицо — белое как мел. А во взгляде столько нежности... И я каким-то образом поняла, что он ни за что не причинит ей вреда. Я поняла, что все будет хорошо.

Она снова замолчала, задумчиво покачала головой.

— Ну?.. — не выдержал папа.

— Потом он наклонился и взял ее на руки. Она не спала. Они долго смотрели друг на друга, глаза в глаза. И он стал медленно кружиться.

— Как в танце, — подсказал я.

— Да, как в танце. А потом случилось самое удивительное. Она коротко засмеялась и недоуменно пожала плечами.

— Самое удивительное, что у девочки на спине оказались крылышки. Прозрачные, призрачные, едва заметные. Но я их точно видела. Даже перышки разглядела. Так странно. Высокий незнакомец и наша девочка с крыльями. Вот и все. Он положил ее в кроватку, снова взглянул на меня, и все кончилось. Остаток ночи я спала как сурок. Когда проснулась, ее уже готовили к операции. Но я почему-то больше не волновалась. Просто поцеловала ее, шепнула, как мы все ее любим, — и ее увезли. А я уже знала, что все будет хорошо. <.>

Девочкины глаза все двигались под закрытыми веками: она видела сон.

— Скеллиг, — прошептал я неслышно. — Ей снится Скел-

лиг.

[Майкл и Мина снова отправились кормить Скеллига и поблагодарили его за спасение малышки. Дети поняли, что Скеллиг скоро покинет их. Друзья вновь исполнили волшебный танец-кружение.

На прощание дети обещали всегда помнить Скеллига и спросили, кто же он на самом деле. В ответ они услышали: «Некто. Похож на всех сразу: вас, людей, на зверя, на птицу, на ангела. Такое вот существо». Вскоре из больницы выписали сестру Майкла. На семейном совете девочку решили назвать Джой — то есть «радость».]

1998 (Перевод с английского О. Варшавер)

Проверяем, внимательные ли мы читатели

1. Кого Майкл нашел в гараже?

2. Почему дети решают помочь Скеллигу перебраться из старого гаража в дом деда Мины?

3. Почему Майкл тревожится о своей маленькой сестре?

4. Какой сон приснился матери Майкла?

5. Чем закончилась операция?

Размышляем над текстом художественного произведения

1. Как Майкла характеризует его стремление помочь отталкивающе выглядящему, больному существу?

2. Что дети думают о Скеллиге? Почему они ухаживают за ним?

3. Каким обычно предстают добрые персонажи в сказках? Совпадает ли изображение Скеллига со сказочными представлениями о добрых волшебниках? Обоснуйте ответ.

4. Как вы думаете, почему произведения Амонда, в том числе и повесть «Скеллиг», относят к волшебному реализму?

Реализуем творческие способности

Найдите в повести все описания внешности Скеллига и попробуйте нарисовать его.

Высказываем мнение

Повесть Амонда имела такой успех, что в 2009 году был снят фильм «Скеллиг». Посмотрите его и подумайте, насколько точно в фильме передается сюжет повести. Есть ли отличия? Если есть, то какие?

ИДЕМ В БИБЛИОТЕКУ

Ваши представления о жанрах научной фантастики и «волшебного реализма» помогут расширить произведения А. Грина «Бегущая по волнам», «Зеленая лампа»; А. Азимова «Я, робот»; А. Кларка «Конец детства»; К. Саймака «Заповедник гоблинов»; А. Гарнера «Элидор»; А. Беляева «Голова профессора Доуэля», «Остров погибших кораблей».

ПОДВОДИМ ИТОГИ

1. Какие научно-фантастические произведения вам понравились более всего? На кого из героев прочитанных в этом разделе произведений вы хотели бы походить?

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Стоит ли верить в чудеса?»

3. Составьте кроссворд по произведениям, прочитанным в разделе «Фантастика и романтика».

4. Напишите отзыв о наиболее понравившейся книге, прочитанной в разделе «Фантастика и романтика».

Вы можете проверить свои знания по теме, пройдя тест на электронном образовательном ресурсе interactive.ranok.com.ua.

ЗАВЕРШАЯ УЧЕБНЫЙ ГОД...

Осмысливаем прочитанное за год

1. Назовите произведения литературы, с которыми вы познакомились на уроках литературы в седьмом классе. Какие произведения вы прочитали самостоятельно? Какое из них понравилось больше всего?

2. Что вам запомнилось из рассказов о писателях, об их пути в литературу?

3. Кто из этих писателей использовал в своих произведениях случаи из жизни, наблюдения над характерами, поведением людей? В каких произведениях преобладает авторская фантазия?

4. Кто из авторов изученных в этом году произведений больше всего заинтересовал вас? Какие произведения этого автора вы хотели бы прочитать?

5. Какие стихотворения вы прочитали в этом году? Какие из них выучили наизусть? Прочитайте выразительно стихотворение, которое вам понравилось больше других.

6. Какое произведение вы бы хотели проиллюстрировать?

Готовим итоговый проект

Подготовьте презентацию одной из тем:

• Мой любимый писатель.

• Моя любимая книга.

• Мой любимый литературный герой.

• Экранизация моего любимого произведения.

Реализуем творческие способности

Напишите письмо будущим семиклассникам, в котором дайте советы, какие книги читать, как работать на уроке литературы.

ИДЕМ В БИБЛИОТЕКУ

Впереди летние каникулы... А значит много времени для внимательного и вдумчивого чтения. На электронном образовательном ресурсе interactive.ranok.com.ua вы найдете список книг, которые рекомендуются для самостоятельного и семейного чтения.

 

Это материал учебника Литература 7 класс Надозирная, Полулях

 

Автор: admin от 25-01-2017, 02:09, Переглядів: 4094