Народна Освіта » Хімія » Химия — естественная наука

НАРОДНА ОСВІТА

Химия — естественная наука

Широко простирает химия руки свои в дела человеческие.

М. В. Ломоносов

Что изучает химия?

Вы уже знаете, что окружающий нас мир состоит из различных веществ. Мы дышим кислородом воздуха, а выдыхаем углекислый газ. Наша жизнь невозможна без воды, которая наполняет реки и моря, нависает в небе грозовой тучей и мерцает в виде льда на горных вершинах. Мы живем в домах из кирпича и бетона, а на пляже строим замки из песка. Мы пользуемся мылом, зубной пастой, духами, а при простуде принимаем лекарства и витамины. Все это — примеры веществ, которые встречаются в природе или созданы человеком (рис. 1).

В курсе природоведения вы ознакомились с веществами и некоторыми их свойствами. Вы знаете, что вещества в природе взаимодействуют друг с другом. Они могут изменяться, превра- ^74 гцаясь в новые вещества: железо ржавеет на влажном воздухе, \Ь) покрываясь рыжим налетом; молоко скисает в тепле, образуя /Т\ простоквашу; дрова горят в печи, превращаясь в золу (рис. 2).

Веществам присущи различные свойства, и нам важно их знать, чтобы применять с пользой для себя и не наносить ущерб окружающей природе. Все разнообразие веществ, их свойства и происходящие с ними явления изучают химики.

Химия — это наука о веществах и их превращениях.

Предметом изучения химии являются вещества и происходящие с ними превращения.

Основная задача химии — изучение свойств, состава и строения веществ, а также условий, при которых вещества могут превращаться в другие вещества.

Основываясь на сведениях о свойствах веществ, ученые предлагают пути их возможного использования в быту или промышленности. Современные химики могут получать вещества с заранее заданными свойствами, например различные лекарства и пластмассы. Использование уже известных веществ, а также получение новых веществ для удовлетворения потребностей человека — еще одна задача химии.

Вещества и их взаимопревращения интересуют не только химиков. Рассмотрим, например, малахит — камень зеленоватого цвета

 

с темными прожилками (рис. 3а). Для химика это одно из соединений химического элемента Купрума. Геолог заинтересуется им потому, что в природе малахит сопровождает месторождения других полезных минералов. А для ювелира малахит является прекрасным поделочным камнем (рис. 3б, 3в). Такие вещества, как пенициллин и гемоглобин, являются объектами изучения не только химиков, но также медиков и биологов. Металлы в качестве проводников электрического тока интересуют физиков и электротехников, а в качестве прочных конструкционных материалов — архитекторов. Строителю важны явления, происходящие при затвердевании бетона, а повару — процессы во время варки или квашения овощей. Представителям многих профессий важно знать свойства веществ, которые они используют, поэтому им нужны знания по химии.

Химия — область естествознания

Химия — одна из наук о природе, или естественная наука. Естественными являются и другие дисциплины, которые вы изучаете в школе,— и география, и физика, и биология. Это разные области естествознания.

В природе все взаимосвязано, и изучать ее нужно во всем разнообразии. Комплексный подход к изучению природы очень сложен, он требует знаний в различных областях. Как образуются горные породы? Почему со временем разрушаются подземные трубопроводы? Почему увеличение количества углекислого газа в атмосфере ведет к потеплению климата на планете? Невозможно представить человека, который знал бы ответы на все подобные вопросы. Поэтому уже давно произошло разделение естествознания на отдель-

 

ные области: географию, геологию, биологию, физику, астрономию, химию и др. Каждая из этих наук имеет свои объекты изучения (рис. 4), свои особенности, свои методы исследований и пути применения полученных знаний на практике.

Химия тесно связана с другими науками о природе, особенно с физикой и биологией. На стыке этих дисциплин возникают смежные области науки. Например, физическая химия, изучающая химические процессы с точки зрения физики, или, наоборот, химическая физика, рассматривающая химические основы физических явлений. Изучением процессов, происходящих в живых организмах, занимается биохимия. Известны и другие смежные области химии, которые связывают ее с биологией, медициной и сельским хозяйством,— это фармацевтическая химия (химия лекарств), токсикологическая химия (химия ядов), агрохимия. Химия связана с астрономией (астрохимия и космохимия), с геологией и географией (геохимия). Химия имеет также самостоятельные разделы: органическая химия, неорганическая химия и др. На уроках химии в школе вы в основном будете изучать общую химию, а также химию органических и неорганических веществ.

Химия в промышленности

Химия не только область естествознания, но и сфера производственной деятельности человека. Где бы мы ни были: дома или на заводе, на теплоходе или в поезде, глубоко под землей или далеко в космосе — везде мы сталкиваемся с результатом использования химических знаний, с продуктами химической промышленности.

 

МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

 

Технический прогресс невозможен без металлов. Но большинство из них не встречаются в природе в чистом виде. Их получают из металлических руд в результате химических превращений.

ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Нас повсюду окружают материалы, которые не встречаются в природе: резины и пластмассы, клеи, лаки, шампуни, моющие средства и т. д. Если бы не открытия химиков, то эти материалы остались бы для нас неизвестными.

ЛАКОКРАСОЧНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Природа вокруг нас богата яркими красками. И все, что производим, мы также пытаемся украсить. Но краски, устойчивые к стирке, сильному освещению и перепаду температур, без химических знаний создать невозможно.

АГРОХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Вырастить богатый урожай помогают минеральные удобрения, защитить растения от вредителей — пестициды. Все эти вещества созданы с применением химических знаний.

ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

При изготовлении пищевых продуктов сегодня используются различные вещества: вкусовые добавки и эссенции, красители и разрыхлители для теста.

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Без химии не может обойтись и современная медицина. Человеку нужны разные лекарства — от простого аспирина до сложных препаратов против СПИДа и рака.

ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Мы ежедневно сталкиваемся с продукцией целлюлозно-бумажной промышленности: тетради, плакаты, обои, учебник, который вы держите в руках.

Химия и окружающая среда

Часто люди относятся к химии без должного уважения. Они упоминают не ее достижения, а погибшую рыбу в реке, выжженную растительность возле химических заводов и аллергию на стиральные порошки. Конечно же, наука не виновата в том, что ее достижения часто используют неправильно и наносят ущерб здоровью человека и окружающей среде. Любые знания могут как нанести ущерб, так и принести пользу. Все зависит от того, как этими знаниями пользоваться.

Поэтому еще одной важной задачей химии является рациональное использование веществ человеком. Для этого необходимо знать свойства веществ, возможные области их применения, благоприятное и негативное влияние на организм человека и природу.

Выводы:

1.    Химия — наука о веществах и их взаимопревращениях. Основная задача химии — изучение свойств, состава и строения веществ, а также условий, при которых одни вещества могут превращаться в другие.

2.    Химия — одна из наук о природе. Вместе с физикой, биологией, географией и другими науками она составляет область науки — естествознание. Все эти науки исследуют природу, но по-разному.

3.    Химические знания используются человеком почти во всех сферах деятельности: в промышленности, быту, медицине и т. д.

Контрольные вопросы

1.    Что изучает химия?

2.    Какие науки относятся к естественным наукам?

3.    Назовите основные задачи химии.

4.    В каких отраслях промышленности используются знания по химии и что является продуктами этих отраслей?

Задания для усвоения материала

1. Из приведенного перечня выпишите отдельно объекты, которые встречаются в природе, и объекты, изготовленные человеком: вода, мыло, стекло, мел, сметана, нефть, песок, сталь, мрамор, резина, сахар, молоко.

2.    Пользуясь рисунком 4 на с. 8 и знаниями, полученными ранее, назовите, что является объектом изучения: а) астрономии; б) биологии; в) географии; г) физики. В чем проявляется связь между предметами изучения этих наук и тем, что изучает химия?

3.    Что, по вашему мнению, изучают биохимия, космохимия, геохимия, агрохимия, кристаллохимия и аналитическая химия?

4.    Назовите продукты химических производств, которые используются вами или вашими близкими в повседневной жизни.

5.    Приведите примеры неблагоприятного влияния химии на окружающую среду или человека и примеры, когда знания по химии помогают решать сложные проблемы природопользования.

6.    Опишите, какой была бы ваша жизнь, если бы в ней не было продуктов химического производства. Охарактеризуйте роль химии в современном мире.

7*. Узнайте у взрослых, есть ли в вашем городе, поселке или области химические предприятия. Какие? Что они производят? Как они влияют на окружающую среду? Может ли человек отказаться от продуктов этих производств? Ответ обоснуйте.

 

Это материал учебника Химия 7 класс Григорович

 

Категорія: Хімія

Автор: admin от 19-01-2017, 03:17, Переглядів: 5310