Народна Освіта » Історія України » Культура украинских земель во второй половине XIV — XV в.

НАРОДНА ОСВІТА

Культура украинских земель во второй половине XIV — XV в.

Прочитав этот параграф, вы узнаете: как развивалась культура украинских земель и какими были ее особенности во второй половине XIV — XV в.; какие выдающиеся памятники архитектуры и изобразительного искусства тех времен сохранились до наших дней; почему среди архитектурных сооружений того периода преобладают замки и крепости.

1. Вспомните основные черты культуры Галицко-Волынского государства. Наследовала ли она культуру Руси? 2. В чем особенности религиозной ситуации на украинских землях во второй половине XIV — XV в.? 3. Назовите выдающиеся архитектурные памятники времен Руси и Галицко-Волынского государства.

Особенности развития культуры украинских земель во второй

половине XIV — XV в. Культура украинских земель во второй половине XIV — XV в. развивалась в сложных условиях. Непосредственное влияние на нее оказали сложившиеся политические, общественные и хозяйственные отношения.

Так, украинские земли попали под власть разных государств — Польши, Венгрии, Литвы, Османской империи и Московского государства. В каждом из них условия развития культуры отличались. Положительным результатом данного процесса можно считать то, что культура украинских земель стала открытой для внешнего влияния. Так, через Польшу сюда проникли идеи гуманизма и Возрождения. Однако украинская культура не заимствовала какие-то идеи полностью, а сочетала разные элементы культурных веяний на основе древнерусского наследия. В результате создавались произведения мирового уровня, отличавшиеся определенной национальной окраской. Кроме того, украинцы, у которых не было собственной высшей школы, получили возможность учиться в европейских университетах, приобщаясь к общеевропейскому культурно-образовательному развитию.

Во второй половине XIV — XV в. началась активная экспансия (расширение влияния) католической церкви, особенно в Галичине и на Подолье, что превратило украинские земли в арену противостояния между католиками и православными. Православная церковь, теряя поддержку государства, могла надеяться лишь на собственный народ.

Кроме того, через Украину проходила граница между христианской и мусульманской цивилизациями, что также оказывало влияние на культурные процессы.

 

Разрушительными для украинской культуры были набеги татар и турок. Они уничтожали архитектурные памятники, книги, а главное — людей, которые их создавали. Вместе с тем вера и мечта в борьбе вдохновляли людей на творчество. Совершенствовались оборонительные сооружения, развивалось военное искусство, создавались литературные произведения, слагались думы и песни.

Таким образом, несмотря ни на что, происходил процесс становления и развития украинской культуры, которая все больше приобретала черты самобытности.

Образование. Юрий из Дрогобыча. В XIV—XV вв. на украинских

землях продолжало развиваться образование, которое, опираясь на древнерусскую традицию, активно перенимало западноевропейский опыт. В этот период учителями оставалось духовенство. Богослужебные книги выполняли функцию учебников. Детей обучали чтению, письму и церковному пению. Дальнейшее образование желающие получали самостоятельно. В первую очередь изучали греческий и латинский языки.

С XIV в. в условиях отсутствия собственных высших учебных заведений украинцы начинают получать образование в европейских университетах — Краковском (в XV—XVI вв. его окончили 800 выходцев из украинских земель), Парижском, Падуанском, Болонском, Пражском и др.

В этот период заметно активизировалась деятельность украинских ученых. Наиболее выдающимся считается ученый-астроном (астролог), первый из известных докторов медицины и философии, ректор Болонского университета Юрий Дрогобыч (Котермак) (ок. 1450—1494). Он был автором первой печатной книги «Прогностическая оценка текущего 1483 года» объемом в 10 страниц, которая представляет собой астрологический прогноз на 1483 г.; написал семь трактатов, ряд стихотворных речей и посланий к папе римскому. Все произведения были написаны латынью, но неизменной всегда оставалась подпись автора: «Юрий из Дрогобыча, русин».

Литература. Летописание. Начало украинского книгопечатания. В XIV—XV вв. продолжает развиваться светская и церковная литература. Книги по-прежнему были рукописными. Основным центром создания книг оставался Киев. Среди произведений светской литературы интересен сборник «Измарагд» (XIV—XV вв.), содержащий около 100 поучений на разную тематику: о книжной мудрости, уважении к учителям, богатстве и бедности, добропорядочности и грехах и т. д. Очень популярны в то время были переводные повести о Троянской войне и Александре Македонском.

 

Церковная литература представлена переработками древнейших Евангелий, житий святых, проповеднических произведений. Наиболее известной книгой этого периода является Киевская Псалтырь (переписанная в 1397 г. протодиаконом Спиридоном по заказу смоленского епископа Михаила). В книгах этого периода, в отличие от более ранних экземпляров, ярко проявилась роль живого народного языка. Его влияние довольно заметно и в редакции 1489 г. сборника житий святых «Че-тьи-минеи», созданного на западноукраинских землях.

Продолжаются и традиции летописания. Помимо старых центров возникают новые: Холм, Луцк, Каменец-Подольский, Острог, Львов и др. Выдающимися летописными произведениями того времени были «Краткая Киевская летопись», повествующая о событиях 1491—1515 гг., и так называемые «литовские», или «западнорусские» летописи, известные во многих редакциях.

С середины XV в. благодаря изобретению Иоганна Гутенберга в Европе распространяется книгопечатание. На украинских землях стали появляться печатные книги на латинском языке из типографий Лейпцига, Нюрнберга и других городов.

В конце XV в. началось печатание книг на церковнославянском языке. Первопечатником считается немец Швайпольт Фиоль, который в 1491 г. в Кракове напечатал кириллицей четыре книги для церковной службы в православных церквях: «Октоих», «Часослов», «Триодь Постная», «Триодь Цветная».

В 1517—1519 гг. белорусский ученый Франциск Скорина напечатал кириллицей в Праге Псалтырь и Библию.

Устное народное творчество. Устное народное творчество продолжало развиваться на основе древних традиций, восходящих к временам докиевской и Киевской Руси, Галицко-Волынского государства. Наибольшее распространение получила обрядовая поэзия, которая была тесно связана с народным бытом и несла в себе магические культовые мотивы. Сохранялись древние дохристианские обряды, например празднование дня Ивана Купалы. Были популярны обряды новогоднего цикла — колядование и щедрование, веснянки, русальные песни. Однако в древних сюжетах появляются новые герои и начинают отражаться события того времени. В сказках любимыми героями были богатыри, боровшиеся со змиями.

В XV в. зарождается эпическая поэзия — исторические песни, баллады и думы. Исторические песни прославляли борьбу героев с татарами и турками.

 

Новым оригинальным жанром устного народного творчества стали думы. Они возникли в казацкой среде. К древним произведениям этого жанра относятся «Плач невольника», «Маруся Богуславка» и др. Главная идея дум — любовь к Родине и необходимость ее защиты от врагов.

Произведения исполнялись под музыкальное сопровождение кобзы или бандуры.

Для дум характерен своеобразный поэтический язык: часто используются метафоры, сравнения, приемы гиперболизации (преувеличение), образы-символы. Исполнители дум нередко использовали импровизацию, то есть неизменными оставались лишь тема и основные элементы сюжета, а все остальное придумывалось в ходе исполнения произведения.

Думы считаются ценным источником изучения истории Украины.

 

В Архитектура и градостроительство. Развитие большинства городов на украинских землях происходило под влиянием традиций Руси. Один из польских путешественников, побывавший в Киеве в начале XVI в., отметил, что «город застроен не так, как это в нашей родине Польше». В то же время гость отмечал, что Киев был хорошо застроен, хотя и деревянными строениями: «...идешь между деревянными зданиями и заборами, будто в многолюдном селе. В каждом дворе есть большой сад, огород и много построек для скота и людей».

С распространением магдебургского права в планировании украинских городов возникают новые черты, типичные для городов Западной Европы. В центральной части города согласно нормам магдебургского права размещалась рыночная площадь прямоугольной формы. В XIV—XV вв. середину рынка густо застраивали. Здесь была ратуша, торговые лавки, иногда встречались мастерские ремесленников и жилые дома. В более поздних городах рыночную площадь оставляли незастроенной. В городах формировалась прямоугольная сеть улиц, главные из которых вели к рыночной площади. Рядом с ней находились главные храмы.

В XIV—XV вв. на украинских землях происходит активное строительство оборонительных сооружений. Так, возводятся деревянные замки в Киеве, Житомире, Виннице, Черкассах и других городах. Киевский замок, построенный в годы княжения Владимира Ольгер-довича, выдержал осаду войск монгольского хана Эдигея в 1416 г. Вместе с тем с появлением огнестрельного оружия и новых спосо-

 

бов ведения военных действий растет число каменных оборонительных замков и крепостей. Они строились в Луцке, Львове, Хотине, Кременце, Каменце-Подольском, Белгороде-Днестровском и других городах. С начала XV в. в связи с постоянными нападениями татар оборонительное строительство становится ведущим направлением. Самая густая сеть замков возникает на Подолье и Волыни.

К выдающимся памятникам замкового строительства в Украине относится Верхний замок в Луцке. Его строительство началось еще в XШ в. Он был возведен на холме в долине реки Стырь из крупноформатного кирпича, что было типично для волынской архитектурной школы. за стенами замка находились княжеский и епископский дворцы, собор, дома шляхты. В замке были три прямоугольные каменные башни — Надвратная (Въездная), Стыровая (Свидригайлова), Владычая.

Появляются новые тенденции в строительстве храмов и монастырей. Их возводят одновременно как культовые и оборонительные сооружения. К важным памятникам относится церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Сутковцы: центральное помещение церкви было окружено четырьмя башнями с двумя рядами бойниц в каждой. Монастыри также обносили каменными стенами, превращая их в крепости. Под влиянием западноевропейской архитектуры строили католические костёлы: кафедральные во Львове и Каменце-Подольском, Святого Николая в Рогатине и т. д.

Живопись и книжная миниатюра. Изобразительное искусство

XIV—XV вв. продолжало развиваться на традициях Руси и Га-лицко-Волынского государства. Однако в нем возникло новое явление: живописцы стали отходить от традиционных византийских канонов иконописания, пытаясь передать реальные чувства человека, его душевное состояние. Мастера стали осваивать технику светотеневого моделирования, что свидетельствовало о влиянии западноевропейского гуманизма. Живопись была широко представлена фресками и иконописью.

Фрески получили значительное распространение к середине XVI в. Очень красивы фресковые росписи часовни в Горянах под Ужгородом (фрески «Благовещение», «Тайная вечеря», «Дары волхвов», «Бегство в Египет», «Святая Екатерина»), Армянской церкви во Львове, Бакотского монастыря на Подолье. Известны также росписи украинскими мастерами храмов и дворцов в Польше. Так, росписи часовни Святой Троицы в Люблине (1418 г.) выполнила группа мастеров во главе с Андреем Русином из Волыни. Стены часовни были разрисованы в три яруса.

В целом по сравнению с предыдущими периодами известны имена многих мастеров росписи того времени: Гайль и Тимофей Дробыш из Перемышля, Иоанн, Андрей Русин, Максим Воробей из Львова, Герман из Самбора и др.

В писании икон продолжают развиваться три центра: Киев, Волынь и Львов. Иконы, как и фрески, приобретают новые черты под влиянием идей гуманизма. Здесь также появляются изображения растений, архитектурного окружения, предметов быта. Иконописцы для усиления реалистичности изображения начинают использовать

светотень и прямую перспективу. С XV в. распространяются иконы, написанные на досках. К лучшим образцам иконописи относятся иконы Богородицы Одигитрии из села Красов, Оплакивание Христа из села Трушевичи, Покрова Пресвятой Богородицы из села Речица, Святого Николая из Радружа и т. д. В конце XV — начале XVI в. появляются иконы на сюжеты Страшного Суда.

В XIV—XV вв. с развитием рукописных книг продолжаются традиции книжной миниатюры. Наиболее ярко книжная миниатюра тех времен представлена в Киевской Псалтыри (1397 г.), украшенной более 300 иллюстрациями. Оно отличается сюжетным многообразием (от библейских сюжетов до бытовых), выразительностью лиц, свежестью красок. Искусно выполненные миниатюры содержат также Киевское Евангелие (1393 г.), Луцкое Евангелие (XVI в.) и др.

Выводы. В культурном развитии Украины XIV—XV вв. происходили неоднозначные, противоречивые процессы, обусловленные различными историческими факторами.

Сдерживающими факторами культурного процесса были: падение Византийской империи, оставившее православие без внешней опоры; отсутствие собственной государственности; наступление католической церкви; нападения татар. Однако, лишившись византийского влияния, культура украинских земель начала активно усваивать достижения западноевропейской культуры.

Развитию украинской культуры способствовали технический прогресс, появление книгопечатания, развитие в Украине гуманистических идей под влиянием европейского Возрождения.

XIV—XV вв.

массовое строительство оборонительных сооружений.

1397 г.

Киевская Псалтырь.

1450—1494 гг.

жизнь и деятельность Юрия дрогобыча (Котермака).

1483 г.

издание в Риме первой печатной книги украинского автора Ю. дрогобыча (Котермака) «Прогностическая оценка текущего 1483 года».

1491 г.

начало книгопечатания на церковнославянском языке богослужебных книг Швайпольтом Фиолем.

Вопросы и задания

1. В каких условиях развивалась культура на украинских землях во второй половине XIV — XV в.? 2. Когда началось украинское книгопечатание? Кого считают первопечатником? 3. Где можно было получить высшее образование во второй половине XIV — XV в.? 4. Чем прославился Юрий дро-гобыч? 5. Какие новые жанры украинского народного творчества возникли в XIV—XV вв.?

6. Какова главная идея дум? Как они исполнялись? 7. Какие жанры изобразительного искусства получили дальнейшее развитие в XIV—XV вв.? 8. Почему среди памятников архитектуры XIV—XV вв. преобладают оборонительные сооружения? 9. Определите особенности культуры украинских земель XIV—XV вв., сформировавшиеся под влиянием культуры стран запада.

10. Используя дополнительные источники информации, подготовьте рассказ по теме «замки и крепости Украины». 11. Определите основные особенности развития культуры на украинских землях во второй половине XIV — XV в. 12. Какие культурные традиции Руси и Галицко-Волынского государства повлияли на культуру украинских земель XIV—XV вв.?

Практическое занятие «Этнический состав населения Украины. Повседневная жизнь (XIV—XV вв.)»

Цель: определить этнический состав населения украинских земель; выявить основные черты повседневной жизни.

задание для подготовки к практическому занятию: используя дополнительную литературу или ресурсы Интернета, подготовьте сообщение или презентацию «Повседневная жизнь на украинских землях в XIV—XV вв.».

Ход занятия

1. Объединитесь в малые группы. Проработайте дополнительную литературу, повторите материал учебника (раздел V) и дайте ответы на вопросы.

1) Какие этносы проживали на украинских землях в XIV—XV вв.?

2) Каковы исторические предпосылки их расселения в Украине?

3) По карте на с. 182 учебника определите, в составе каких государств оказались этнические украинские земли к концу XV в.

2. Представьте подготовленные сообщения (презентации) классу.

3. Сформулируйте выводы согласно цели занятия.

обобщение по разделу «Украинские земли в составе Великого княжества Литовского и других государств (вторая половина XIV — XV в.)»

1. Составьте хронологическую таблицу основных событий истории украинских земель в составе Великого княжества Литовского.

2. Заполните таблицу в тетради. Определите ключевые события в истории украинских земель XIV—XV вв. Охарактеризуйте каждое из указанных событий.

3. Объясните значение понятий и терминов: удельное княжество, гражданская война, Литовско-Русское государство, украинская шляхта, магдебургское право, цехи, крепостничество, магнат, уния, невольник, ясырь, гетман, господарь, хан, султан, иконостас.

4. Сравните политику литовских князей Ольгерда, Витовта и Сви-дригайла в отношении украинских земель.

5. Выполните задания по исторической карте. 1) Покажите государства, в состав которых вошли украинские земли. 2) Определите историко-географические названия украинских земель, оказавшихся под властью Великого княжества Литовского. 3) Укажите событие, ставшее поворотным в ликвидации монгольского господства на украинских землях. 4) Определите земли, за которые велась борьба между Московским государством и Великим княжеством Литовским. 5) Покажите границы Крымского ханства. 6) Определите направления походов крымских татар на украинские земли.

6. Почему русская православная знать в XIV в. была лояльной к литовским князьям, а в XV — начале XVI в. выступала против них или переходила на службу к другим правителям?

7. Почему борьба удельных князей на украинских землях потерпела поражение? Объясните значение княжеского сословия для развития процессов формирования государства.

8. Определите историческое значение: 1) битвы на Синих Водах;

2) Грюнвальдской битвы; 3) Кревской унии.

9. Сравните положение украинских земель в составе Великого княжества Литовского, Польского королевства, Венгерского королевства.

тематическое оценивание по разделу «Украинские земли в составе Великого княжества Литовского и других государств (вторая половина XIV — XV в.)»

1. Борьба Польши и Литвы за Галицко-Волынское наследие завершилась

А разделом владений княжества между двумя государствами Б вхождением всех владений княжества в состав Литвы В опустошением земель, превращением их в Дикое Поле Г сохранением Галицко-Волынского княжества в качестве вассала Польши

2. Юрий Дрогобыч (Котермак) прославился

А организацией победоносных военных походов князей Б основанием жанра полемической литературы В содействием в заключении Люблинской унии Г научной деятельностью в европейских университетах

3. Окончательная ликвидация Волынского и Киевского княжеств в 1452 и 1471 гг. стала причиной

А распространения управления воевод на украинских землях Б отмены магдебургского права в украинских городах В введения крепостничества на украинских землях Г вхождения украинских земель в состав Польши

4. В период правления какого князя в состав Великого княжества

Литовского была включена большая часть украинских земель? А Гедимина Б Ольгерда

В Любарта Г Витовта

5. Какие украинские земли вошли в состав Польского королевства раньше других?

А Галичина Б Западное Подолье

В Волынь Г Правобережье

6. В конце XV в. Крымское ханство попало в вассальную зависимость от

А Османской империи Б Речи Посполитой В Великого княжества Литовского Г Австрийских Габсбургов

7. Фольварки — это форма ведения хозяйства

А шляхты Б крестьян

В мещан Г казаков

8. Князь Константин Иванович Острожский прославился как полководец в войнах с

А крымскими татарами и Московским царством Б Польским королевством и Великим княжеством Литовским В Венгерским королевством и Молдавским княжеством Г Османской империей и Тевтонским орденом

9. В каком году было заключено цитируемое соглашение? «...Пресветлая госпожа, прими великого князя Ягайла за сына

и отдай ему в жены свою дочь Ядвигу, королеву Польши. Государь Ягайло со всеми своими еще не крещенными братьями, родственниками, живущими на его землях, просит принять их в католическую веру. Обещает земли свои литовские и русские на вечные времена присоединить к короне королевства Польского».

А 1362 г. Б 1370 г.

В 1385 г. Г 1392 г.

10. Кого считают основателем Крымского ханства?

А Хаджи-Гирея

Б Ислам-Гирея В Менгли-Гирея Г Девлет-Гирея

11. Установите соответствие между понятиями и их определениями.

1 Шляхта А Объединение свободных ремесленников од-

2 Крепост- ной или нескольких специальностей

ничество Б Орган городского самоуправления, осу-

3 Магистрат ществлявший административно-судебные

4 Цех функции

В Система общественных отношений, при ко

торой крестьяне находились в полной зависимости от своего пана Г Привилегированное господствующее со

словие в Польше, Литве, на украинских и белорусских землях в XIV—XVII вв.

Д Общественная религиозная и культурнопросветительская организация мещанства

12. Установите последовательность событий.

А Окончательная ликвидация Киевского княжества Б Заключение Кревской унии В Образование Крымского ханства

Г Первое упоминание о казаках в письменных источниках

обобщение по курсу

«средневековая история украины

и ее вклад в общеевропейское наследие»

1. Назовите хронологические рамки средневековой истории Украины. Свой ответ обоснуйте.

2. На какие периоды можно поделить средневековую историю Украины? Что бы вы положили в основу предложенной периодизации?

3. Заполните таблицу «Основные цивилизационные достижения украинского общества в IX—XV вв.» (в тетради).

Сфера

достижения

Формирование государства

 

Развитие хозяйства

 

Ремесло

 

Церковная жизнь

 

Развитие образования

 

Военное дело

 

4. Сравните процессы и явления европейской и украинской истории периода Средневековья.

5. Укажите место и роль государственных образований на территории Украины в дальнейшем развитии украинского общества.

1) Русь.

2) Галицко-Волынское государство.

3) Великое княжество Литовское.

4) Польское королевство.

5) Молдавское княжество.

6) Московское государство.

7) Золотая Орда.

8) Крымское ханство.

6. Составьте перечень из десяти событий, которые были определяющими в средневековой истории Украины.

Планы-схемы для самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой

Как составить тезисы

1. Прочитайте текст.

2. Разделите его на логически завершенные части и озаглавьте их, то есть составьте план.

3. Найдите в тексте основные положения, соответствующие пункту плана.

Как сравнивать разнообразные оценки исторических явлений

1. Определите суть каждой оценки исторического события или явления.

2. Попробуйте выяснить, на что опирался автор, давая эту оценку, и определите объективность его выводов.

3. Проанализируйте приведенные аргументы и логику использованных доказательств.

4. Сделайте свой выбор в пользу одной из приведенных оценок и объясните его.

Как подготовить сообщение

1. Прочитайте в учебнике материал, по которому вы готовите сообщение.

2. Подберите литературу, по которой вы будете его готовить.

3. Составьте план своего рассказа.

4. По плану напишите содержание сообщения или составьте его тезисы.

5. Продумайте, какой иллюстративный материал можно использовать.

Как составить портрет исторического деятеля

1. Как происходило становление личности исторического деятеля.

1) Назовите имя и фамилию. Где и когда он родился?

2) Где и в каких условиях жил, рос, воспитывался?

3) Как формировались его взгляды?

2. Личные качества и черты характера.

1) Как личные качества деятеля отражались на его деятельности?

2) Какие из его личных качеств вам нравятся, а какие — нет?

3. Деятельность исторического деятеля.

1) Охарактеризуйте основные занятия (дела) его жизни.

2) Какие успехи и неудачи его сопровождали?

3) Какие слои населения поддерживали его деятельность, а какие — нет? Почему?

4) Кто был его единомышленниками, а кто — врагами? Почему?

5) Каковы результаты и последствия его деятельности?

6) Благодаря чему человечество помнит этого человека?

4. Каково ваше отношение к историческому деятелю?

1) Какие чувства вызывает у вас его деятельность?

2) Как вы относитесь к средствам и методам его деятельности? Обоснуйте свою позицию.

Как работать с историческим документом

1. Определите происхождение документа.

1) Кто его автор?

2) При каких исторических обстоятельствах появился документ?

3) Что представляет собой документ по содержанию и форме (описание исторического события современником, оценка события историком, законодательный акт и т. д.)?

2. Определите, какие задания к документу вы должны выполнить и что для этого нужно (если документ должен расширить ваши знания о каком-то историческом явлении, событии или деятеле, — вспомните, что вам уже известно об этом).

3. Прочитайте текст документа, определите значение понятий и терминов, которые содержатся в нем.

4. Выполните задания к документу.

Как написать реферат

1. Внимательно прочитайте тему реферата.

2. Изучите литературу по этой теме.

3. Составьте план реферата.

1) Введение (объясните важность и актуальность выбранной темы, обратите внимание на то, что и как вы будете описывать).

2) Основная часть (раскройте содержание темы реферата).

3) Заключительная часть (сформулируйте выводы, к которым вы пришли).

4) Список использованной литературы.

 

Это материал учебника История Украины за 7 класс Гисем, Мартынюк

 

Категорія: Історія України

Автор: admin от 15-01-2017, 00:12, Переглядів: 4740