Народна Освіта » Всесвітня Історія » Страны и народы Индии в Средние века

НАРОДНА ОСВІТА

Страны и народы Индии в Средние века

Индия — удивительная страна высокого искусства и литературы, уникального зодчества и многотомных философских учений. Индия подарила человечеству буддизм, ставший одной из основных мировых религий. В Средние века страна пережила бесконечные нашествия завоевателей, но сохранила свою самобытность и обогатила мировую цивилизацию выдающимися достижениями в политической, экономической и культурной жизни.

 

1 Особенности индийского Средневековья.

Началом средневековой истории Индии обычно считают падение древней империи Гуптов (IV—VI вв.). На месте этого огромного государства возникло множество независимых княжеств. Средневековая история Индии охватывает более тысячи лет, и ее принято делить на три больших периода. Мы познакомимся с первыми двумя периодами истории этой страны.

 

Периодизация истории индии в Средние Века

 

Периоды

Время

Индусский, или домусульманский, период

VI—XII вв.

Делийский султанат

1206—1526 гг.

Империя Великих Моголов

1526—1707 гг.

Выделим несколько важных особенностей, отличающих средневековую Индию от других стран Европы и Азии. С точки зрения географии Индия — это огромный субконтинент в Южной Азии, в состав которого входят страны с разным климатом и географическим положением. В Средние века в Индии выделялись три большие страны: долина Инда, долина Ганга и полуостров Индостан. Для Индии характерен жаркий климат с тремя четко выраженными временами года (сезон дождей, сухая и относительно прохладная зима, сезон засухи).

 

 

Китайский монах-пилигрим Сюань Цзан об Индии VII в.

В окружности Индия имеет приблизительно 90 тысяч ли. С трех сторон ее омывает большое море, а на севере она примыкает к Снежным горам. Ее северная часть широкая, а южная — узкая. Вся территория разделена почти на 70 стран. Во все времена года здесь жарко, землю орошают дожди, поэтому влажно.

 

Индию окружают моря Индийского океана, горы, джунгли и пустыни. Географическая закрытость способствовала яркой самобытности индийской цивилизации. Однако полной изоляции Индии препятствовал северо-западный «коридор», через который в страну проникали переселенцы и завоеватели из Центральной Азии: арийцы, гунны, гурджары, арабы, тюрки и другие народы.

На территории средневековой Индии проживало множество народов. Они находились на разных стадиях развития, принадлежали к разным расам и разговаривали на разных языках. Еще в глубокой древности в Индии создали санскрит — искусственный язык, применявшийся в государственном управлении, культуре и образовании. Помимо местных языков и санскрита, использовались также персидский и арабский языки.

Средневековая Индия — страна неповторимой, самобытной и высокоразвитой цивилизации.

4 Варны и касты.

Мы знаем, что издавна в северных странах Индии население делилось на четыре варны. Статус и место варн в обществе освящались богами и считались незыблемыми. Человек рождался в опреде-

 

ленной варне и навсегда оставался в ней. Жители Индии были уверены, что рождение в той или иной варне предопределено поведением человека в его прошлых жизнях. Праведное поведение человека гарантировало его следующее рождение в высшей варне.

 

 

Китайский монах-пилигрим Сюань Цзан о варнах

Все люди в Индии разделены на четыре разряда. К первому разряду относятся брахманы. Это люди чистого поведения, они строго соблюдают предписания религии, ведут нравственную жизнь... Ко второму разряду принадлежат кшатрии. В течение многих веков они составляли правящую верхушку общества. Люди третьего разряда именуются вайшьями. Они занимаются торговлей и ищут прибыль как в своей собственной стране, так и за ее пределами. Люди, относящиеся к четвертому разряду, называются шудрами. Это слой земледельцев. Шудры обрабатывают землю. Место каждого человека в этих четырех разрядах определяется мерой его чистоты и нечистоты. Однако кроме перечисленных разрядов, имеется много других. Подробно рассказать обо всех этих группах очень трудно.

? О каких других группах упоминает китайский монах-путешественник?

 

Дело в том, что в начале христианской эры в индийском обществе происходили противоречивые процессы, которые не укладывались в систему варн. К индийской цивилизации приобщались новые народы Индостана. Здесь были свои жрецы, правители, аристократы, воины, торговцы, чиновники, которых трудно было отнести к конкретной варне. На территории Индии поселились завоеватели и переселенцы (греки, парфяне, гунны, евреи). Появилось много рабов из других стран.

 

Постепенно в Индии возникло гораздо более дробное деление на касты, которых сегодня насчитывается свыше трех тысяч. Кастами становились отдельные племена, секты, группы людей, занимавшихся определенным видом деятельности. Древние варны исчезли.

Каста — замкнутая группа людей, занятых в определенной сфере деятельности.

Каста жила на определенной территории, имела четкую внутреннюю иерархию и организацию, казну, нормы морали и поведения. По правилам касты в нее нельзя вступить, ее членом можно только родиться.

Вне кастовой системы средневековой Индии оказались чанда-ла — неприкасаемые, люди, выполняющие грязную работу (уборщики, забойщики скота, кожевники и т. д.). Жилища неприкасаемых находились за пределами поселений, на огражденной территории. Членам каст непозволительно было заговаривать с чандала, а тем более дотрагиваться до них. Считалось, что это оскверняет человека и требует сложных обрядов очищения.

Кастовая система — характерная черта индийского Средневековья.

4 Индуизм в средневековой истории Индии.

Кастовая система в полной мере отвечала индуизму — новой религии, которая сформировалась и укрепилась в Индии в середине I тыс. н. э.

Утверждение еще одной религии в Индии прошло спокойно, без религиозных войн и казней еретиков.

Индуизм «признал» многих богов древних религий и буддизма. В пантеоне индусских богов центральное место занимает «святая троица»: творец всего живого Брахма, бог солнечной энергии, добра и справедливости Вишну и воплощение разрушительной энергии Шива. Существовали также тысячи богов, олицетворявших бесконечно богатый мир индуизма. Подобно Зевсу, который обращался в быка, у индусских богов есть свои аватары — земные воплощения. Например, аватары Вишну — Кришна, Рама, Будда и другие — служат установлению земной гармонии и миропорядка (рис. 5—7).

Основная идея индуизма — идея перерождения души в новое тело. При этом каждое новое рождение зависит от кармы — совокупности хороших и плохих дел, совершенных человеком в предыдущей жизни. Человек должен добросовестно соблюдать возлагаемые на него права и обязанности.

В индуизме не существует строгой церковной иерархии священников и жрецов, то есть нет пап, патриархов, митрополитов и т. д. Поэто-

 

му в Средние века особая роль в религиозной и общественной жизни отводилась брахманам. На них возлагалась ответственность за безупречное выполнение обрядов и ритуалов, от которых зависели успех в жизни и благосклонность богов. Брахманы были носителями религиозных традиций, хранителями социального опыта. Они контролировали общественную и повседневную жизнь «прихожан», учили их детей, были духовными наставниками.

 

Индуизм отвечал потребностям индийского общества и варно-кастовой системе.

4 Индусский период истории Индии Ж (VI—XII вв.).

На политической карте средневековой Индии всегда четко выделялись три части: Северная Индия, Декан (центральная часть полуострова Индостан) и Южная Индия. Вы знаете, что в V—VII вв. на территории Индии насчитывалось около 50 княжеств, существовавших в одно время или сменивших друг друга. Историки подсчитали, что только в Северной Индии в X—XI вв. сменилось более 30 княжеских династий.

Вся полнота власти в княжестве принадлежала наследственному правителю — радже. Он издавал законы, возглавлял войско, вершил суд. Правитель распределял налоги, которые пополняли княжескую казну. Среди раджей существовала строгая иерархия. В письменных источниках с преувеличением говорится, что даже мелкому правителю следовало держать 500 лошадей, 500 слонов, 50 тыс. пехотинцев, 500 служанок и одну царицу. Богатства раджей позволяли им возводить здания небывалой красоты. Например, правители государства Чола в IX в. построили храм Брахадисвара, посвященный Шиве. 60-метровая пирамидальная башня храма возвышается над городом Танджавуром. Стены храма украшают многочисленные скульптурные изображения богов, героев и раджей. Храм Брахадисвара — величайшее достижение искусства средневековой Индии.

 

В VIII в. возникло несколько княжеств, созданных раджпутами — потомками эфтали-тов и гурджаров, которые захватили часть территории Индии и приняли индусский образ жизни. К концу X в. они завладели практически всей Северной и Центральной Индией.

Раджпуты — рыцари Индии

«Раджпут» означает «царский сын». Даже беднейший из раджпутов не имел права брать в руки плуг: обрабатывать землю могли только представители других каст. Достойными занятиями раджпутов считались лишь охота и война.

Воспитание раджпута во многом походило на воспитание западноевропейского рыцаря. Как и рыцарю, раджпуту надлежало ценить славу выше жизни, не порочить свое оружие нападением на раненого или сдавшегося врага, проявлять щедрость в отношении друзей и вассалов, а также благородство к равным себе противникам. Главное качество раджпута — личная отвага. «На тело труса даже грифы не садятся», — говорится в пословице. В отличие от западноевропейского рыцаря, воспитание истинного раджпута предусматривало обязательное знание санскрита и местных языков, чтение священных книг, трактатов о политике и поэтических произведений.

Ценой огромных потерь в 712 г. раджпутам удалось остановить вторжение арабов. Мусульмане захватили лишь земли в нижнем течении Инда. С помощью террора там были введены исламские за-

коны и порядки. На остальные территории Индии первое мусульманское вторжение существенно не повлияло.

 

 

Арабский ученый Аль-Джахиз об Индии (IX в.)

Что касается индийцев, то мы обнаружили, что они преуспели в астрономии и арифметике и что у них есть, в частности, индийское письмо. Индийцы преуспели в медицине, овладели тайнами врачебного искусства... Они высекают скульптуры и изображения. Индийцам принадлежат шахматы, а это самая благородная игра. У индийцев богатая поэзия, развиты ораторское искусство, философия и этика. От них пошла наука мыслить. Адам, спустившись из рая, отправился в их страну.

 

В XI—XII вв. на территорию раздробленных княжеств Северной Индии обрушились толпы новых завоевателей. После распада Арабского халифата возникло несколько воинственных мусульманских государств, которые стремились увеличить свои владения и богатства за счет богатых индийских земель. Раджпутам и другим индийским правителям едва удавалось сдерживать натиск мусульман.

Несмотря на вторжения врагов, к XII в. индийская средневековая цивилизация достигла зрелости и процветания.

5 Делийский султанат (1206—1526 гг.).

История первого в Индии мусульманского государства началась в 1206 г., когда афганский полководец Кутб ад-Дин захватил город Дели и провозгласил себя султаном. Начался период многолетнего господства сменявших друг друга мусульманских династий, которые держали в повиновении индусское население Северной и Центральной Индии. (Новое государство получило название Делийский султанат, рис. 11.) Господствующая мусульманская верхушка воспринимала покоренное население как своих данников, что приводило к усилению гнета. Введение специальных налогов «за неверность» заметно ухудшило положение простых жителей. Индусов не допускали к управлению государством, им запрещалось совершать религиозные обряды, индийских купцов и ремесленников доводили до разорения.

В результате долгого сосуществования ислама и индуизма сформировалась неповторимая индусско-мусульманская культура. В это время в Индии были созданы литературные произведения, памятники архитектуры и скульптуры, обогатившие сокровищницу мировой культуры. Индусско-мусульманские достижения нашли свое воплощение в музыке, живописи, танцах, повседневной жизни и праздниках, нормах поведения и обычаях.

Делийские султаны оказывали отчаянное сопротивление войскам монголов, стремившихся захватить их индийские владения. Во время правления султана Ала ад-Дина (1296—1316) удалось не только сдержать натиск потомков Чингизхана, но и изгнать монголов из Индии. Победы султана стали убедительным свидетельством эффективности тюркской конницы в сочетании с традиционной фалангой боевых слонов. Монгольское войско несколько раз было разбито.

В конце XIV в. Индия погрузилась в бесконечную череду междоусобиц и смут. Этим воспользовался правитель Самарканда Тимур. Вторжение Тимура в Индию в 1398 г. продолжалось менее полугода, однако принесло небывалые в истории Индии разрушения. Неминуемым последствием стал голод, унесший более 100 тыс. жизней.

Новые династии делийских султанов не смогли вернуть Индии былое величие. Очередным завоевателем Северной Индии стал дальний родственник Чингизхана правитель Кабула Бабур, который основал в 1526 г. новое государство, вошедшее в историю как Империя Великих Моголов. Начался завершающий период истории средневековой Индии. Период Делийского султаната стал важным этапом в истории индусско-мусульманской цивилизации средневековой Индии.

Вопросы и задания

1. Назовите основные периоды средневековой истории Индии. 2. Определите характерные особенности истории средневековой индийской цивилизации. 3. С какой целью в Индии был создан искусственный язык санскрит? 4. Что такое каста? Почему касты дополнили варны? 5. Какой была главная идея индуизма? 6. Почему вероучение индуизма соответствовало варно-кастовой системе? 7. Почему на рубеже XII—XIII вв. мусульманским государствам удалось завоевать обширные территории Северной Индии? 8. Какие последствия для индийского населения имело завоевание страны мусульманами и образование Делийского султаната? 9*. Сравните власть индийского раджи и новгородского князя. 10*. Что общего между раджпутами и западноевропейскими рыцарями?

 

Это материал учебника Всемирная история 7 класс Дьячков

 

Автор: admin от 14-01-2017, 01:05, Переглядів: 2979