Народна Освіта » Всесвітня Історія » Средневековое общество

НАРОДНА ОСВІТА

Средневековое общество

К середине XI в. в Западной Европе сформировалось общественное устройство, которое отличалось от родоплеменных порядков варварских народов и было совсем не похожим на общественный строй Римской империи. Средневековое общество ученые часто называют феодальным. Почему его так назвали?

1 «Те, что молятся», «те, что воюют», «те, что работают».

Мыслители Раннего Средневековья попытались объяснить устройство нового общества, возникшего в странах Западной Европы. Они считали, что Господь справедливо поделил всех людей на три группы — «тех, что молятся», «тех, что воюют», «тех, что работают». Так возникла теория о трех сословиях.

Сословие — это большая группа людей, занимающая определенное положение в обществе, обладающая юридическими правами и обязанностями, которые передаются по наследству.

Сословие «тех, что молятся» составляло духовенство. Духовенство должно было замаливать грехи христиан и помогать им вести праведную жизнь, которая обеспечит им вечное блаженство

 

в раю. Священники выступали посредниками между человеком и Богом.

Сословие «тех, что воюют» должно было защищать христианский мир от внешних и внутренних врагов. Сюда входили короли, императоры, графы и герцоги, их дружины. — все, кто владел богатствами и землями.

Сословие «тех, что работают» было самым многочисленным. Его составляли крестьяне, ремесленники, торговцы — иными словами, рабочая сила сел и городов. Они обеспечивали всем необходимым первые два сословия.

Людей учили, что сословия должны жить дружно, поскольку они зависят друг от друга. Например, крестьянин нуждался в защите от набегов кочевников; он верил в Бога и считал, что священник поможет его душе обрести вечную жизнь.

Тяжелые условия жизни, многочисленные трудности и опасности заставляли лю-

дей объединять свои усилия. Крестьяне жили общинами; монахи организовывали монастыри; ремесленники открывали свои союзы — цехи; феодалы создавали рыцарские ордена; даже у нищих и бродяг были собственные объединения.

4 Духовенство.

Христианское духовенство в Средние века разделилось на две большие группы. Белое духовенство — это те священники, которые живут среди людей, «в миру», и несут духовную службу людям — прихожанам. Священники выполняли церковные обряды, сопровождавшие всю жизнь прихожанина: проповедь, крещение, венчание, причастие, отпевание и т. д. Среди белого духовенства сложилась своя иерархия — система подчинения. В нее входили митрополиты, епископы, священники, дьяконы. В восточной части бывшей Римской империи старшими епископами считались патриархи. На Западе церковь называли католической. Ее главой был папа — епископ города Рима, который считался наместником апостола Петра.

Черное духовенство — это монахи, священнослужители, посвятившие свою жизнь служению Господу. Они селились в «пустыне» — в глухих местах, подальше от мирской суеты. Постепенно монахи стали объединяться в общины — монастыри, которые жили по своим строгим законам (уставам). Большие монастыри возглавляли аббаты. Обычно в больших монастырях были приюты для нищих, калек и больных. Здесь работали школы и мастерские по переписыванию книг — скриптории. Многие монастыри стали центрами средневековой культуры.

3 Феодалы.

Людей, которые относились к сословию «тех, что воюют», обычно называют феодалами. Этот термин возник от слова «феод».

Феод — это земля с живущими на ней крестьянами. Земля

передавалась в собственность при условии несения военной службы.

Хозяином феода был сеньор, который передавал некоторую часть земельных владений своим военным слугам — вассалам. Если старший сын вассала соглашался выполнять те же обязанности в пользу сеньора, что и отец, то земля передавалась по наследству. Так постепенно возникали вотчины — наследственные феоды. Феод по наследству получал старший сын феодала. Младшие сыновья, оставшись без земли, становились монахами или странствующими рыцарями и были готовы служить любому сеньору.

Отношения между сеньором и вассалом регулировались присягой верности, которую вассал приносил своему сеньору. Во время войны вассал со своим военным отрядом становился под знамена сеньора. Вассал должен был защищать жизнь и честь сеньора, освобождать его из плена, выполнять разные поручения. Сеньор брал на себя обязательства помогать своему вассалу и защищать его. Вассал мог разделить собственный феод между своими военными слугами, для которых он становился сеньором. Так возникло важное феодальное правило: «Вассал моего вассала — не мой вассал». Таким образом, почти все феодалы приходились кому-то сеньорами, а кому-то — вассалами.

 

В середине IX в. закон франкского короля Карла II Лысого гласил: «Желаем, чтобы каждый свободный человек в нашем королевстве выбрал себе сеньора, которого желает, в лице нас или наших вассалов». Так возникло еще одно правило феодального общества: «Нет земли без сеньора».

Постепенно в обществе сложилась феодальная иерархия — ступенчатая система чинов, в которой низшие должны подчиняться вышестоящим (рис. 4). В среде феодалов сформировались знатные королевские и аристократические роды, обладавшие особыми правами и привилегиями, нежели другие сеньоры. Возникла феодальная лестница (пирамида).

Феодальная лестница — политическая организация феодалов для обеспечения своей власти над подневольным населением.

4 Средневековые крестьяне.

В эпоху Раннего Средневековья свободные крестьяне-общинники стали зависимыми крестьянами. Ссылаясь на законы, а часто и с помощью насилия короли, знать и дружинники захватывали земли и объявляли их своим феодом. Сохранить за собой право на землю крестьяне не могли.

Иногда крестьяне добровольно отдавали право владения землей феодалу или монастырю. При этом они продолжали вести хозяйство на этой же земле.

К IX в. большинство крестьян-общинников Западной Европы из полноправных собственников земли превратились в землевладельцев на определенных условиях.

Зависимые крестьяне несли в пользу феодала повинности (принудительные обязанности). Все виды работ, которые крестьянин выполнял для хозяина, назывались барщиной. Кроме того, крестьянин отдавал своему сеньору часть урожая и приплода скота и птицы — оброк.

Из «Кентерберийских рассказов» Дж. Чосера (XIV в.)

терпеньем, трудолюбием богат,

За век свой вывез в поле он навоза телег немало; зноя иль мороза Он не боялся, скромен был и тих И заповедей слушался святых,

Будь от того хоть прибыль, хоть убыток,

Был рад соседа накормить досыта,

Вдовице брался землю запахать:

Он ближнему старался помогать.

И десятину нес трудом иль платой,

Хотя имел достаток небогатый.

? Как относится английский поэт к крестьянам?

Таким образом крестьянин становился зависимым человеком, подвластным собственнику земли. Крупный феодал вершил над ним суд и расправу, но убить или покалечить не имел права. Крестьянин не мог без разрешения хозяина и уплаты «пожилого» оставить землю, которую он обрабатывал. Зависимым крестьянам приходилось много работать, чтобы обеспечить хозяина всем необходимым.

В начале Зрелого Средневековья сложились три основных сословия: духовенство, феодалы, крестьяне. Структура феодального общества в Средние века постоянно менялась и усложнялась.

Вопросы и задания

1. Что такое сословие? Какие сословия возникли в Средние века? 2. Чем отличаются белое и черное духовенство? 3. Какие отношения возникли между сеньором и вассалом? 4. Используя текст параграфа, сформулируйте определения понятий и терминов: феод, сеньор, вассалитет, монах, феодальная лестница, барщина.5. Чем отличалось положение раба в Риме от положения средневекового крестьянина? 6. Существуют ли сегодня сословия в нашей стране или в других странах Европы? 7. Чем сейчас измеряется достоинство человека — сословным происхождением или личными качествами? 8*. Объясните значение основных правил феодального общества: «Вассал моего вассала — не мой вассал» и «Нет земли без сеньора». 9*. Чем отличалось средневековое общество от общества в Римской империи и варварских королевствах?

 

Это материал учебника Всемирная история 7 класс Дьячков

 

Автор: admin от 14-01-2017, 00:51, Переглядів: 1301