Народна Освіта » Всесвітня Історія » Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

НАРОДНА ОСВІТА

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

Сегодня на земном шаре около 1,5 млрд человек исповедуют ислам. Эта религия зародилась на Аравийском полуострове. Здесь было создано новое государство Арабский халифат. Его основателем стал пророк Мухаммад С ним не могли соперничать самые сильные государства Европы и Азии. Культура халифата превосходила достижения западноевропейской христианской цивилизации. Каким же образом удалось достичь таких невиданных успехов?

1 Аравия и арабы.

Аравийский полуостров, омываемый водами Индийского океана, расположен на крайнем юго-западе Евразии. Это крупнейший полуостров на Земле.

Центральную часть полуострова занимают каменистые пустыни. Температура воздуха здесь часто превышает 50 градусов, что делает эти земли практически непригодными для жизни. Только племена бедуинов, перегоняя стада от одного источника воды к другому, занимались здесь кочевым скотоводством. Они выращивали мелкий рогатый скот и верблюдов.

Жизнь в пустыне

Жизнь в пустыне возможна при наличии воды и верблюдов. Эти животные хорошо приспособлены к суровым условиям здешней природы. Одногорбый верблюд может преодолевать расстояние до 120 км в день, перевозить груз до 250 кг и пять суток обходиться без воды. Верблюды обеспечивали бедуинов молоком, мясом, шкурами, шерстью. Бедуины охотились на диких животных, иногда употребляли в пищу змей, ящериц и насекомых. Персы презрительно называли их «пожирателями саранчи».

Жителей Аравии еще в библейские времена назвали арабами. Подавляющее большинство арабов жили на севере или в прибрежных странах полуострова. Климатические условия этих мест были значительно мягче, поэтому арабы издавна выращивали пшеницу, рис, просо, сахарный тростник, лен, виноград, фрукты и финики. Многие жители занимались рыболовством и добычей жемчуга.

Важное место в жизни Аравии занимала международная торговля, которая обеспечивала работой многих жителей. Караванными путями и по морю в страны Средиземноморья, в частности Египет, купцы доставляли различные товары из Персии, Индии, Китая, стран Африки. Арабы были отличными мореплавателями. Не случайно в Средние века западную часть Индийского океана называли Аравийским морем.

Большинство арабских племен были язычниками. Они поклонялись силам природы, звездам, священным камням. Каждое племя и род почитали своих божков, идолов которых устанавливали в племенных святилищах.

До VII в. арабы будто стояли в стороне от великих цивилизаций: античной, византийской, персидской. На Аравийском полуострове не существовало единого арабского государства. Здесь не прекращались войны между племенами и княжествами, земледельцами и кочевниками, язычниками и представителями других религий.

В конце VI в. Аравия находилась в состоянии глубокого кризиса. Отсутствие единого государства, экономический застой, религиозные противоречия грозили полным упадком.

4 Мухаммад и его проповедь. Объединение арабских племен.

Важную роль в жизни Аравии сыграл город Мекка на западном побережье полуострова. Население Мекки жило на доходы от международной торговли. В городе находилось большое языческое святилище Кааба, где были установлены 360 идолов. Главным предметом поклонения считался «Черный камень», прилетевший с небес (метеорит). Жрецы Каабы были истинными хозяевами Мекки и получали большие доходы от паломников. В Аравии не нашлось бы более подходящего места для зарождения новой религии.

Эту важную историческую миссию выполнил Мухаммад, сын Аб-даллаха (570—632). Он рано осиротел и воспитывался в семье своего дяди. Повзрослев, Мухаммад стал караванщиком и часто путешествовал по стране. Женитьба на богатой вдове дала ему возможность много времени проводить за размышлениями на религиозные темы. Каждую весну Мухаммад уединялся в пещере и вел аскетический образ жизни, изнуряя себя молитвами.

В 610 г. к Мухаммаду пришло прозрение. Во сне к нему явился архангел Джебраил (Гавриил) и убедил в необходимости завершить дело пророков Авраама, Моисея и Христа. Уверовав в свое предназначение, Мухаммад в проповедях утверждал веру в единого бога Аллаха, отрицал идолопоклонство, провозглашал конец света, красочно описывал Страшный суд, ад и рай. Новое вероучение назвали исламом («предание, посвящение себя Богу»). Последователей ислама называют мусульманами, то есть «людьми, покорными Богу».

Мухаммад — основатель новой мировой религии — ислама.

Первыми мусульманами стали родные и друзья пророка. Популярность Мухаммада быстро росла и начала беспокоить жрецов Каабы, ведь многие арабы отказывались от язычества. Споры и противо-

стояния между мусульманами и язычниками обострялись. Мухаммаду грозила физическая расправа. В 622 г. Мухаммад бежал из Мекки в соседний оазис, который позднее назовут Медина («Город пророка»).

Год переселения Мухаммада из Мекки в Медину (хиджра) считают точкой отсчета мусульманского летосчисления.

Жители Медины и окрестные племена поддержали пророка. Здесь Мухаммад развивал свое вероучение. Мысли («откровения») пророка записывали. После смерти Мухаммада они стали основой Корана — священной книги мусульман. Пророк учил, что мусульмане обязаны молиться Аллаху пять раз в день, поститься, подавать милостыню, осуществлять паломничество в Мекку. Так возник шариат — незыблемые правила поведения мусульман.

О Мухаммаде

Мухаммад всегда жил просто и скромно, даже став самым могущественным правителем Аравии. Он не любил роскоши, как и простые люди, носил одежду из грубой ткани. Когда ему приносили дары или добычу, он раздавал их бедным и, подобно Христу, говорил мусульманам, что бедные войдут в Царство Небесное раньше, чем богатые.

В 630 г. Мекка перешла под контроль Мухаммада. Кааба была объявлена главной святыней ислама, а ее жрецы приняли мусульманство.

Медина осталась столицей государства Мухаммада. Сюда прибывали паломники разных племен и народов, принявших волю пророка и отказавшихся от многобожия.

630 год ученые считают годом создания единого Арабского государства.

Гэ Завоевания арабов. Праведные халифы.

В 632 г. Мухаммад тяжело заболел и вскоре умер. Многие люди отказывались в это верить, поскольку они считали его бессмертным. Мусульманам пришлось выбрать нового предводителя религиозной общины. Его назвали халифом, что значит «наместник пророка»; «идущий по следам пророка». Так начался период праведных (избранных) халифов (632—661). Столицей нового государства стал сирийский город Дамаск.

Продолжая дело пророка, халифы возглавили «джихад меча» — священную войну с неверными за распространение и укрепление ислама. В VII—VIII вв. арабы разгромили Византию и Иран, победным маршем прошлись по Северной Африке до Атлантического океана, ворвались на просторы Европы и покорили Пиренейский полуостров.

Первые халифы провели реформы в государственной и религиозной жизни арабского общества. Они сумели создать высокоорганизованное войско, боеспособность которого поддерживалась справедливым распределением захваченной добычи и трофеев. Мусульманин свято верил, что смерть во время сражения обеспечит ему вечное блаженство в раю.

 

В результате завоеваний арабы подчинили себе и разорили богатейшие страны. «Кормильцем» Аравии стал Египет. Арабы восстановили старый канал между Нилом и Красным морем, чтобы вывозить на кораблях из Египта хлеб и другие продукты.

Успешные завоевания арабов привели к возникновению огромной империи, которая вошла в историю под названием Арабский халифат. В этом государстве действовали религиозные правила. Халиф не только обладал властью монарха, но и был духовным наставником всех мусульман.

Арабы стали хозяевами богатейших стран Северной Африки, Передней и Средней Азии, население которых приняло ислам.

4 Расцвет Арабского халифата.

Укреплению Арабского государства способствовало распространение ислама. За 70—100 лет арабы утвердили на завоеванных землях новую религию. Ислам оказался вероучением простым и понятным для людей. Быть мусульманином было выгодно, поскольку они платили государству только десятую часть доходов, в то время как иноверцы несли бремя тяжелейших налогов.

Завоеватели считали, что все мусульмане должны были знать арабский язык — язык Корана. Так он стал государственным языком для всех покоренных народов.

В состав халифата входили страны с трудолюбивым населением, высокоразвитым сельским хозяйством, богатейшими древними городами, которые славились своими ремеслами и торговлей. В центре обширных владений империи халиф ал-Мансур основал новую столицу Багдад, которую тогда называли Мадинат ас-Салам («Город благоденствия»). Своими размерами Багдад значительно превосходил Рим и Константинополь вместе взятые. Город защищали высокие стены и каналы, заполненные водой реки Тигр. Оборонительная стена Багдада складывалась из огромных глиняных кирпичей. За третьим кольцом крепостных стен и ворот размещались дворец халифа, большая мечеть и здания правительства.

Из «Истории Багдада» аль-Багдади (XI в.)

Во времена халифа ар-Рашида ни один город мира не мог соперничать с Багдадом в красоте и пышности, в числе ученых и выдающихся людей, в размежевании элиты и простолюдинов... во множестве дворов, домов, дорог, улиц, лавок, базаров, переулков, аллей, мечетей, бань, караван-сараев; в чистом воздухе, сладкой воде, прохладной тени. в огромном множестве горожан, числе зданий и людей.

В столицу халифата ежегодно доставляли свыше 400 млн дирхемов (серебряных монет). В своей личной сокровищнице халифы накопили миллионы золотых и серебряных монет, огромные запасы оружия, драгоценных металлов, камней, одежд и утвари.

В VШ—IX вв. Арабский халифат превратился в мировую державу, которая не знала достойных соперников.

5 Культура стран халифата.

Ученые утверждают, что в Арабском халифате культура достигла небывалого расцвета. Как же жителям пустынной Аравии удалось достичь успехов в развитии науки и искусства? Дело в том, что арабы оказались не только жестокими завоевателями, но и прилежными учениками. Они усваивали и перенимали культурные достижения завоеванных ими древних народов: сирийцев, греков, египтян, персов, армян, евреев и других.

Арабские мальчики учились в частных школах. Здесь постигали грамоту и счет, изучали Коран, законы шариата, а также математику, медицину, астрономию, литературу. В школах при мечетях осваивали богословские науки. Повсеместно создавали религиозные учебные заведения — медресе. Ученый человек считался образцом для всех мусульман.

В VII—IX вв. в арабо-мусульманских странах развивались математика и астрономия. Ученый аль-Хорезми (IX в.) познакомил арабов с индийскими цифрами, которые мы называем арабскими. В Европе Хорезми называли Алгорисмусом. В своем научном трактате он ввел понятие «аль-джабр» (алгебра).

Дом мудрости

В IX в. в Багдаде возвели знаменитый Дом мудрости, в котором трудились знатоки древних языков. Они переводили на арабский язык научные и философские трактаты греческих и римских мудрецов. Особое внимание уделялось переводу трудов по математике, астрономии, географии. Велась работа с индийскими медицинскими трактатами и персидскими историческими произведениями. лучшие переводчики получали вознаграждение золотом. В 1258 г. монголы разрушили Дом мудрости, а бесценные книги библиотеки сбросили в тигр.

Больших успехов достигла арабо-мусульманская наука в области медицины. Выдающимся ученым был Ибн Сина (980—1037), которого в Европе называли Авиценной. Его «Канон врачебной науки» на века стал настольной книгой врачей всего мира.

Авиценна

Ибн Сина родился в Бухаре и был персом по национальности. Его способности к наукам проявились еще в детстве. Уже в десять лет он знал Коран наизусть. В своих трудах ученый затрагивал проблемы медицины, философии, этики, математики, химии, ботаники и других. Ибн Сина установил, что туберкулез — это инфекционное заболевание, и определил пути его распространения. Он описал более 760 названий лекарств. Ибн Сина был врачом могущественных правителей исламских государств, но всегда оставался независимым человеком и мыслителем. Перед смертью он завещал отпустить на волю своих рабов, а имущество раздать бедным.

В мировой художественной культуре особое место занимают достижения исламских зодчих, которые использовали лучшие образцы византийской и персидской архитектуры, но при этом создали свой неповторимый стиль архитектурного мастерства. Наиболее ярко архитектура стран ислама проявлялась в религиозных сооружениях (мечети, мавзолеи, медресе).

Мечеть — это место для общей молитвы мусульман. В небольших уличных мечетях верующие пять раз в день совершали молитву Аллаху. Лучшие архитекторы строили мечети для молитвы в пятницу — священный для мусульман день. Пятничная мечеть всегда возвышается над другими зданиями и служит украшением города, свидетельством его богатства.

О мечетях

Купол мечети возводился над главным молитвенным залом. Огромная масса купола равномерно распределялась по боковым полукуполам. Внутреннюю поверхность купола покрывали фрески или мозаики. Обычно использовали геометрический или растительный орнамент.

Минарет — высокая башня, откуда верующих созывали к молитве. Минареты пятничных мечетей были украшены орнаментом или цитатами из Корана. Внутренний двор мечети обычно окружала крытая галерея — удобное место для подготовки к молитве, отдыха и задушевной беседы.

Достижения культуры стран халифата свидетельствуют о высоком уровне арабо-мусульманской цивилизации.

Распад и гибель Арабского халифата.

В первой половине Х в. Арабский халифат распался. В тот период успешно управлять огромным государством долгое время было невозможно. На востоке и западе укрепилась власть наместников, которые не желали делиться могуществом и властью с багдадским халифом.

Дворец халифа погряз в противоречиях. Приближенные соперничали между собой за влияние на халифа. Религиозные разногласия перерастали в открытые столкновения. Восстания бедноты охватили огромные территории. Покоренные народы боролись за свою независимость.

К середине X в. большинство провинций вышли из состава халифата и стали жить самостоятельно. Халифы сохранили власть на незначительной территории вокруг Багдада. В период монгольских завоеваний XIII в. остатки халифата были окончательно разрушены.

Арабский халифат внес большой вклад в развитие мировой цивилизации.

Вопросы и задания

1. Как географическое положение и климатические условия Аравийского полуострова повлияли на занятия его жителей? 2. Почему Мекка стала удобным местом для распространения нового вероучения? 3. Благодаря каким личным качествам Мухаммад стал настоящим проповедником ислама? 4. Выполнения каких обязанностей Мухаммад требовал от мусульман? 5. Используя текст учебника, объясните значение терминов и понятий: бедуин, Кааба, ислам, мусульманин, Коран, халиф.6. Назовите основные причины успешных завоеваний арабов в Азии, Африке и Европе. 7. Почему Багдад называли «Городом благоденствия»? 8. Как арабам за короткий исторический период удалось достичь заметных успехов в культуре? 9. Назовите основные причины, которые привели к распаду и гибели Арабского халифата. 10*. Чем мечеть отличается от христианской церкви? 11*. Какими достижениями арабов в области образования и науки мы пользуемся и сегодня?

 

Это материал учебника Всемирная история 7 класс Дьячков

 

Автор: admin от 14-01-2017, 00:50, Переглядів: 1661