Народна Освіта » Всесвітня Історія » Средневековая Индия

НАРОДНА ОСВІТА

Средневековая Индия

Прочитав этот параграф, вы узнаете: что нового появилось в развитии Индии в Средние века; что такое Делийский султанат; какими достижениями прославилась средневековая культура Индии.

Индийское общество в эпоху Средневековья. Когда в Европе происходили серьезные изменения, связанные с падением Западной Римской империи и становлением феодализма, Индия продолжала развиваться по собственному сценарию. Множество мелких государств воевали между собой, тогда как принципы жизни основной массы населения оставались нерушимыми.

Варны — сословия в индийском обществе.

 

Еще с древних времен индийское общество делилось на четыре большие группы — варны. Высшие варны (брахманы и кшатрии) продолжали управлять и воевать, а низшие (вайшьи и шудры) — работать на полях и в мастерских.

В Средние века в этом древнем делении произошли изменения. Варны стали делиться на меньшие группы людей, которые объединялись по профессиям или по роду занятий. Так, например, среди брахманов выделились аптекари, врачи, учителя и т. д. Среди кшатриев — воины, чиновники и т. д. Европейцы назвали эти группы кастами. К X в. количество каст выросло до нескольких тысяч. У каждой касты были свои особые знаки, ритуалы, правила поведения. Как и варны, касты делились на высшие и низшие. Существовала также отдельная каста «неприкасаемых».

Представителям высших каст нельзя было находиться рядом с низшими, тем более брать еду или воду из их рук. Считалось, что высших может осквернить даже тень «неприкасаемых». Только представители высших каст могли читать и слушать священные тексты. Те, кто нарушал эти обычаи и традиции, подвергались суровым наказаниям.

Из записок китайского путешественника Сюань Цзана (VII в.)

Мясники, рыбаки, танцовщики, палачи, мусорщики... и подобные им люди живут вне города. На улицах эти люди обязаны держаться левой стороны, пока не дойдут до своего дома. Их жилища окружены невысокими стенами и образуют предместья города.

1. К каким кастам принадлежат эти группы жителей городов — высшим или низшим? 2. Какие ограничения испытывали представители названных профессий? Почему?

Также представители разных каст объединялись в общины, существовавшие как небольшие самодостаточные государства. Общины выступали как единое целое по отношению к государственной власти и составляли основу индийского общества. Они обеспечивали ему внутреннюю стабильность, в то время как государственная власть была слабой и ограничивалась сбором налогов с общин.

 

Между различными кастами в общине сложилась система взаимного обслуживания — обмена продуктами и услугами. Практически все вопросы община решала сама: выбирала совет, судей, систему уплаты налогов, выделяла людей для общественных работ. Тот, кто нарушал правила жизни в общине, мог быть наказан. Самым тяжелым наказанием было изгнание из общины.

В средневековой Индии существовало несколько религий. На основе древней религии в I тыс. н. э. сформировался индуизм. Среди сотен богов на первое место вышло поклонение Брахме, Вишну и Шиве. В их честь возводили храмы и делали щедрые жертвоприношения.

Индусы верили в переселение души после смерти. Если человек при жизни строго придерживался кастовых традиций, то в следующей жизни он мог родиться в высшей касте. Если же отступал от традиций, то перерождался в низшей касте или в виде животного, растения, камня и т. д. Священным животным у индусов была корова, которую запрещалось убивать. Индусы поклонялись и реке Ганг, которую также считали священной.

Второй религией Индии был буддизм, возникший в VI в. до н. э. Будда учил, что вся жизнь человека — это тоска и страдания, поэтому его душа должна освободиться от всего земного и стремиться к высшему покою. Он призывал забыть о богатствах, удовольствиях, говорить только правду и не убивать живых существ.

С V в. буддизм в Индии приходит в упадок, но быстро распространяется в Китае, Японии, Корее, Монголии, странах Юго-Восточной Азии.

С приходом завоевателей-мусульман в Индию проник ислам. Наибольшее распространение он получил на севере страны.

Также в Индии существовали сотни местных культов.

Ия Делийский султанат. Как вы знаете, на территории полуострова Индостан, где расположена Индия, за многотысячную историю не было сильной государственной власти. Случалось, что одно из многих государств отделялось и стремилось подчинить себе другое. Однако исчерпав свои силы в войнах против соседей, оно снова распадалось. Так произошло с государством Гуптов, возникшим в 320 г. благодаря деятельности его правителя Чандрагупты. Однако его преемники не сумели сохранить единство государства и устоять против набегов племен гуннов, и в конце VI в. оно прекратило свое существование. В VII в., по словам китайского путешественника Сюань Цза-на, в Индии насчитывалось около 70 княжеств, правителями которых были раджи и махараджи, воевавшие между собой.

 

Существенные изменения в жизни Индии начались с XII в., когда ее северные области были покорены мусульманами. Они безуспешно стремились завоевать Индию с VIII в.

Правитель соседнего с Индией государства Газневидов, возникшего после распада Багдадского халифата, Махмуд Газневи (998—1030) совершал систематические грабительские походы в Индию. После его смерти образовалось новое государство — Делийский султанат (1206 г.) с центром в городе Дели. С конца XIII в. султанат быстро увеличивал свою территорию и к началу XIV в. захватил почти весь полуостров Индостан. Наибольших размеров государство достигло при Мухаммаде Туглаке (1325—1351). Его завоевательная политика подорвала внутреннюю мощь государства, и оно начало распадаться. В конце XIV в. территория Делийского султаната была меньше, чем в начале XIII в. Ему уже приходилось отражать набеги соседних государств. Этим воспользовались монголы. Они стали совершать походы в Северную Индию, грабить города и население. В 1398 г. в Индию направился Тимур, главной целью которого было разграбление страны.

После походов Тимура и междоусобной борьбы между двумя десятками государств, на которые распался Делийский султанат, Индия оказалась ослабленной и незащищенной перед угрозой европейского проникновения, которое началось в XVI в., и вторжения моголов во главе с Бабуром (1526 г.).

Среди причин, обеспечивших успехи завоевателей в Индии, можно выделить следующие: значительные природные богатства страны, отсутствие этнического и религиозного единства, междоусобные войны правителей и существование традиционной крестьянской общины.

 

Культура Индии. В Средние века в культуре Индии произошли существенные изменения. Завершился процесс взаимопроникновения культур севера и юга полуострова, окончательно сформировались религии индуизм и буддизм.

В XIII—XV вв. в развитии Индии были примечательны две особенности. Во-первых, на севере Индии продолжался процесс объединения элементов мусульманской и индийской цивилизаций. Во-вторых, в этот период интенсивно развивалась городская жизнь, связанная со строительством резиденций разных правителей и приобщением Индии к международной торговле при помощи арабских купцов. Быстро росли города.

Опираясь на прежние достижения, культура Индии продолжала развиваться, обогащая мировую культуру. Так, уже в начале нашей эры в Индии была известна десятичная система чисел, которая и сейчас используется во всем мире. Индийские математики умели вычислять площади фигур и объемы тел, выполнять действия с дробями, относительно точно определять число пи.

Индийские врачи в совершенстве знали внутреннее строение тела, делали сложные операции, используя около 200 хирургических инструментов, и т. д.

До наших дней сохранились многие сооружения периода Средневековья. Шедеврами архитектуры этой эпохи считаются буддийские храмы, высеченные в скалах, — в Аджанте, Эллоре, храмы острова Элефант.

Храмы в Аджанте — это целый комплекс сооружений, пещер, которые строили в течение девяти столетий. Тридцать залов были расписаны фресками (сохранились только в 16 пещерах), изображающими Индию тех времен, сцены из жизни Будды. Краски, которыми выполнены фрески, не утратили яркости до сих пор. Кроме того, они светятся в темноте.

Также в скалах возводились храмы в виде башен. В Ориссе был построен и обнесен мощными стенами целый храмовый городок. Внутри храмы почти не украшали, однако снаружи они были сплошь покрыты рельефами, статуями и искусно выполненной резьбой по камню. Скульпторы воспроизводили сцены из легенд и сказаний. Они умели изображать людей и животных в движении.

С XIII в. на архитектуру Индии существенное влияние начала оказывать мусульманская культура. Один из известнейших памятников этого периода — огромный минарет Кутб-Минар в Дели. Его высота достигает 70 метров.

Литература средневековой Индии создавалась преимущественно на санскрите (древний литературный язык ариев). Этот язык выполнял ту же роль, что и латынь в Европе. Известным поэтом и драматургом был Калидаса. После мусульманских завоеваний индийские поэты начали использовать народный язык, а также арабский и персидский.

Индийцы очень любили музыку и танцы. В индийском танце каждое движение тела — ног, рук, особенно пальцев, каждый жест имели определенное значение. Искусство танца приравнивалось к ремеслу и его постигали годами.

Из развлечений индийцы больше всего любили игру в шахматы, которая стала известна во всем мире.

1206 г. Образование Делийского султаната

1398 г. Разорение Северной Индии Тимуром

Вопросы и задания

I. Какое деление существовало в индийском обществе? Что нового в этом делении появилось в Средние века? 2. Какие религии распространились на территории Индии в Средние века? 3. Когда был создан Делийский султанат? Сколько лет он просуществовал? 4. Назовите причины гибели Делийского султаната. 5. Определите цель и последствия похода Тимура в Индию. 6. Назовите шедевры индийской средневековой культуры.

7. Кто из завоевателей оставил наиболее заметный след в истории Индии: гунны или арабы? 8. Почему Индия стала объектом нападений многих завоевателей? 9. Определите последствия завоеваний для Индии. 10. Каков вклад индийской культуры в мировую сокровищницу?

II. Составьте план ответа на тему «Средневековая Индия» и подготовьте рассказ.

12. Что составляло основу незыблемости индийской цивилизации в условиях смены завоевателей?

Обобщение по разделам V и VI «Страны Центральной и Восточной Европы в X—XV вв.», «Средневековый Восток»

1. Используя знания по географии, объясните, почему кочевые племена, вторгшиеся в Западную Европу (гунны, авары, угры), постоянно выбирали для поселения именно Паннонию (Венгерскую равнину).

2. Что общего в исторических судьбах Польши, Венгрии и Чехии в X—XП вв.?

3. Составьте рассказ об одной из крупных битв: Грюнвальдская, Куликовская, Невская, «Ледовое побоище» и т. д.

4. Подготовьте исторический портрет одного из исторических деятелей: Ян Гус, Болеслав Храбрый, Казимир III, Дмитрий Донской, Иван III, Мехмед II, Чингизхан, Батый, Иштван, Александр Невский.

5. Дайте определение понятий и терминов: «гуситские войны», «варны», «санскрит», «турки-османы», «янычары», «султан», «Новгородская боярская республика», «баскаки», «ярлык», «Боярская дума», «Судебник», «вече».

6. Выполните задания по исторической карте: 1) укажите направления походов монголов; назовите государства, которые были ими захвачены; 2) покажите государства, которые возникли в Восточной Европе в Средние века; 3) покажите: а) места крупных битв, которые остановили продвижение немецких крестоносцев на Восток; б) битвы, в которой потерпел поражение Тевтонский орден; в) битвы, способствовавшей ликвидации господства монголов над Московским государством; 4) обведите границы Владимиро-Суздальского княжества, Новгородской земли, Московского государства; 5) покажите границы империи Гуптов, Делийского султаната, китайских государств (империй Суй, Тан, Юань, Мин); 6) проследите этапы османских завоеваний. Какие территории занимала Османская империя в конце Средних веков?

7. Составьте хронологию ключевых событий истории стран Восточной Европы.

8. Опишите один из выдающихся памятников культуры стран Восточной Европы, Московского государства, Китая или Индии.

9. Какой путь соединял Европу с Китаем?

10. Составьте рассказ о битве на Косовом поле и взятии турками-османами Константинополя.

11. Составьте хронологию событий истории средневекового Китая.

Тестовые задания для тематического контроля по разделам V и VI «Страны Центральной и Восточной Европы», «Средневековый Восток»

1. Какого польского короля называли Великим?

А Казимир III Б Мешко I

В Болеслав I Г Владислав

2. Деятельность монахов Кирилла и Мефодия способствовала А утверждению христианства в Восточной Европе

Б организации Первого крестового похода

В успешному прекращению мусульманской экспансии в Европе Г образованию Византийской империи

3. Каким годом датируется первое летописное упоминание о Москве?

А 1147 г. Б 1185 г.

В 1187 г. Г 1199 г.

4. Укажите имя военачальника, который возглавил движение гуситов в Чехии.

А Ян Гус Б Ян Жижка

В Ягайло Г Йиржи из Подебрад

5. В Грюнвальдской битве польско-литовское войско нанесло поражение

А германскому императору Б монгольской орде

В Тевтонскому ордену Г гуситам

6. «Ледовым побоищем» называют

А битву на Чудском озере Б Невскую битву

В Куликовскую битву Г Грюнвальдскую битву

7. Борьба чешского народа против католической церкви и немецко

го засилья в первой половине ХV в. переросла в так называемые А гуситские войны Б Альбигойские войны

В итальянские войны Г Балканские войны

8. Верховная власть в Османской империи принадлежала

А великому кагану Б императору

В хану Г султану

9. В средневековой Европе представления о Китае сформировались благодаря описаниям путешествия купца по имени

А Афанасий Никитин Б Марко Поло

В Плано де Карпини Г Ибн Баттута

10. Какое изобретение принадлежит китайцам?

А компас Б ветряная мельница

В механические часы Г колесо

11. Дата 1453 год — это

А взятие турецкими войсками Константинополя Б образование Делийского султаната В захват Чингизханом Пекина Г разгром Тимуром турецких войск

12. О чем так говорили китайские ремесленники времен династии Тан: «...[должен(но) быть] блестящим, как зеркало, тонким, как бумага, звонким, как гонг, гладким и сияющим, как озеро в солнечный день»?

А фарфор Б шелк

В зеленый чай Г каллиграфическое письмо

Приложения

Планы-схемы для самостоятельной работы учащихся с учебником и дополнительной литературой

Как сравнивать различные оценки исторических явлений

1. Определите суть каждой оценки исторического события или явления.

2. Попробуйте выяснить, на что опирался автор, давая такую оценку, и определите объективность его выводов.

3. Проанализируйте приведенные аргументы и логику доводов автора.

4. Сделайте свой выбор в пользу одной из данных оценок и объясните его.

Как составить сообщение

1. Прочитайте в учебнике материал, к которому вам нужно подготовить сообщение.

2. Подберите литературу, по которой вы будете его готовить.

3. Составьте план своего рассказа.

4. Опираясь на план, напишите содержание сообщения или составьте его тезисы (краткие положения).

5. Подумайте, какой иллюстративный материал можно использовать.

Как составить портрет исторического деятеля

1. Как происходило становление личности исторического деятеля.

1) Назовите имя и фамилию деятеля. Где и когда он родился?

2) Где и в каких условиях жил, рос, воспитывался?

3) Как формировались его взгляды?

2. Личные качества и черты характера.

1) Как личные качества отражались на его деятельности?

2) Какие из его личных качеств вам нравятся, а какие — нет?

3. Деятельность.

1) Охарактеризуйте основные занятия (дела) исторического деятеля.

2) Какие успехи и неудачи его сопровождали?

3) Какие слои населения поддерживали его деятельность, а какие — нет? Почему?

4) Кто был его единомышленниками, а кто — врагами? Почему?

5) Охарактеризуйте результаты и последствия его деятельности.

6) Благодаря чему человечество помнит этого исторического деятеля?

4. Каково ваше личное отношение к историческому деятелю?

1) Какие чувства вызывает у вас его деятельность?

2) Как вы относитесь к средствам и методам его деятельности? Обоснуйте свою позицию.

Как работать с историческим документом

1. Определите происхождение документа.

1) Кто его автор?

2) При каких исторических обстоятельствах появился документ?

3) Что представляет собой документ по содержанию и форме (описание исторического события современником, оценка события историком, законодательный акт и т. д.)?

2. Выясните, какие задания к документу вы должны выполнить и что для этого нужно (если документ должен расширить ваши знания о каком-либо историческом явлении, событии или деятеле, — вспомните, что вам уже известно об этом).

3. Прочитайте текст документа, определите значение понятий и терминов, которые в нем содержатся.

4. Выполните задания к документу.

Как написать реферат

1. Внимательно прочитайте тему реферата.

2. Ознакомьтесь с литературой по этой теме.

3. Составьте план реферата.

1) Введение (объясните важность и актуальность выбранной темы, обратите внимание на то, что и как будете описывать).

2) Основная часть (раскройте содержание темы реферата).

3) Заключительная часть (сформулируйте выводы, к которым вы пришли).

4) Список использованной литературы.

 

Это материал учебника Всемирная история 7 класс Гисем, Мартынюк

 

Автор: admin от 12-01-2017, 18:59, Переглядів: 1758