Народна Освіта » Всесвітня Історія » Средневековый Китай

НАРОДНА ОСВІТА

Средневековый Китай

Прочитав этот параграф, вы узнаете: кто такой Сын Неба; как и почему в Китае утвердилась императорская форма правления; почему сменялись императорские династии; какие последствия для Китая имело монгольское господство; каким был вклад Китая в сокровищницу мировой культуры.

Сын неба и его подданные. Китай по своим размерам и численности населения в Средние века можно было сравнить со всей христианской Европой. Китайцы считали свое государство центром Земли, а все народы, живущие вокруг, они называли варварами.

Сильное централизованное государство во главе с императором сложилось в Китае еще в III в. до н. э. С тех времен и до начала ХХ в. Китай неизменно оставался империей. Правителя Китайского государства называли Сыном Неба. Его власть передавалась по наследству и официально ничем не ограничивалась. Личность императора была священной. Он считался не только повелителем всех людей, но и посредником между Небом и «поднебесным миром». Империю называли воплощением небесного порядка.

Каждый подданный империи воспринимался как инструмент для выполнения воли Неба, которая передавалась через императора. В китайском обществе существовала строгая иерархия. Ниже императора (ближайшее окружение) находились высшие сановники, как правило, из числа его родственников. Еще ниже — чиновники, которые делились по рангам. Всех чиновников в Китае называли манда-

ринами. С их помощью император и управлял империей. Чтобы стать чиновником, нужно было получить соответствующее образование и сдать экзамен. Чтобы получить более высокий ранг, снова приходилось сдавать экзамены. К экзаменам допускались все «добрые люди», изъявившие такое желание. Обычно дети чиновников могли лучше подготовиться к экзаменам. Однако такая система обеспечивала доступ к структурам власти талантливых людей из всех слоев общества. Тот, кто сдавал экзамен высшего уровня, получал место при дворе и хорошее жалованье. Такие люди пользовались уважением и впоследствии стали называться шэньши (шэнь — тот, кто носит широкий пояс, или пояс власти, ши — ученый). Самую низкую ступеньку занимали «подлые люди» — лично зависимые люди, в том числе рабы.

 

 

В средневековом Китае государство и общество продолжали жить по правилам, которые еще в середине I тыс. до н. э. составил Конфуций. В Средние века его объявили «первым святым». Конфуция называли «учителем 10 тысяч поколений», «императором без трона».

Согласно учению Конфуция и представлениям китайцев, в обществе каждый должен знать свое место: правитель — честно управлять и заботиться о подданных, чиновники — давать ему мудрые советы, крестьяне — добросовестно трудиться. Верность, покорность, доброта и сострадание, чувство долга, уважение к старшим и к родителям считались главными добродетелями благородного и достойного человека. Ему нужно было усвоить 300 главных и 300 дополнительных правил поведения. Несоблюдение норм поведения могло навлечь гнев Неба: землетрясения, наводнения, войны. Даже Сын Неба мог потерять трон.

Китайцы верили, что умершие родственники помогают живым. Но для этого умерших следовало обеспечить всем необходимым. Позднее настоящие вещи были заменены бумажными.

 

С первых веков нашей эры в Китае получил распространение буддизм. Он привлекал людей проповедями милосердия, всеобщего равенства перед страданиями, обещаниями благ за добрые дела и наказания за плохие. Буддизм тесно переплетался с конфуцианством.

Кроме этих религий, в Китае были и другие, в частности даосизм, проповедовавший путь к бессмертию.

Характерной особенностью средневекового Китая была религиозная терпимость и взаимодействие религий.

Китай при династиях Суй и Тан. С III в. до н. э.

и до конца VI в. китайская цивилизация пережила кризис. Результатом этого стало окончательное утверждение империи как формы организации китайского общества. Кроме того, эту форму переняли и соседние с Китаем народы: японцы, корейцы, вьетнамцы.

Пережив годы кризиса, распад и исчезновение империи, в 589 г. полководец Ян Цзянь силой оружия восстановил единство Китая. Он был провозглашен императором и основал династию Суй (581—618 гг.).

Преемник Ян Цзяня Ян Ди перенес столицу в небольшой древний город Лоян. Также он переселил в город 10 тыс. богатейших семей Китая, установив над ними свой контроль. Город украсили великолепные дворцы и парки. Ян Ди решил соединить две большие реки —

Хуанхэ и Янцзы — и начал строительство Великого канала. Этот водный путь связал хозяйства севера и юга и способствовал развитию торговли. Император также укрепил и достроил Великую Китайскую стену, строительство которой было начато еще в III в. до н. э., вел постоянные войны против соседей.

Однако этой династии не суждено было долго удерживать власть. Неразумная внутренняя и внешняя политика истощила ресурсы страны. Император Ян Ди был убит заговорщиками. Династия Суй прекратила свое существование.

К власти пришла династия Тан (618—907 гг.). Ее первые правители Ли Юань и Ли Шиминь осуществляли грамотную политику, способствовавшую расцвету Китая. Они перераспределили земли. Упорный труд миллионов крестьян превратил опустошенные земли в плодородные поля, приносившие высокие урожаи, а продуманная налоговая система обеспечила государству значительные доходы.

 

Династия Тан осуществляла активную завоевательную политику. Китай долгое время воевал против тюрков-кочевников и разгромил их в начале VII в. Так империя окончательно установила свой контроль над Великим шелковым путем, а также утвердила свое господство над Кореей, Индокитаем, Тибетом.

Заметные изменения происходили в хозяйстве и повседневной жизни Китая. Его жители стали выращивать и потреблять рис и чай, которые быстро стали традиционными продуктами питания китайцев. Началось производство сахара из сахарного тростника. Постоянно совершенствовалась сельскохозяйственная техника: крестьяне пользовались одиннадцатью видами плугов, а также поливным колесом, на котором были установлены кувшины. Повсюду были построены водяные мельницы. Появились первые изделия из фарфора.

С середины VIII в. власть династии Тан начала ослабевать. Постоянные войны ухудшали положение народа. По всей стране вспыхивали крестьянские восстания, которые в 874 г. переросли в одну из крупнейших крестьянских войн. Восставшие выступали против бремени налогов, несправедливости и жадности чиновников. Крестьянское войско во главе с Хуан Чао овладело столицей. Императорский двор разбежался.

Восстание было подавлено. Династия Тан вернулась к власти, но, ослабленная событиями крестьянской войны, вскоре прекратила свое существование.

Китай в период правления династии Сун. На обломках Танского государства возникли многочисленные мелкие владения. Время их существования — с 907 по 960 г. — называют «эпохой пяти династий и десяти царств». Они вели непрерывную междоусобную борьбу, в ходе которой Китай объединился под властью династии Сун (960—1279 гг.).

Чтобы наладить жизнь в разоренной стране, первый министр сунского двора Ван Аньши предложил провести реформы. Они предусматривали упорядочение налоговой системы, предоставление займов

крестьянам, установление твердых цен на все товары и т. д. Однако противники министра добились его отставки и прекращения реформ.

В таких условиях север Китая захватили племена чжурчжэ-ней. Они образовали империю Цзинь — «Золотая» (1115—1234 гг.). На юге, куда вынужден был переехать китайский император, утвердилась династия Южная Сун (1117—1279 гг.). На подвластной ей территории находились главные центры выращивания риса, чая, производства шелка, изготовления фарфора. В государстве Сун были изобретены бумага, порох, книгопечатание. Именно здесь впервые в истории выпустили бумажные деньги. Важные изобретения были сделаны в военном деле. Империя Сун имела на вооружении мощные метательные устройства, сосуды с зажигательной смесью, движущиеся башни с таранами, первые пушки.

Однако эти достижения не спасли империю от гибели. Со временем она стала добычей монголов.

□4 Борьба Китая против монгольского ига. Династия Мин. В 1279 г.

завершилось покорение Китая монголами, которые установили здесь свою династию — Юань (основателем династии был внук Чингизхана Хубилай). Монгольское завоевание имело для Китая важные последствия. С одной стороны, господство монголов сопровождалось значительными человеческими потерями, уничтожением достижений китайской цивилизации, а с другой, благодаря приобщению к системе монгольских государств Китай закрепился в мировой торговле, что способствовало его экономическому подъему. Вот что рассказывает о Китае времен господства монголов венецианский путешественник Марко Поло.

Завоевав Китай, монголы полностью сохранили китайскую систему устройства общества. Высшие посты в государстве заняли монголы. Кроме того, монголы позаимствовали у китайцев язык, письменность и культуру. Несмотря на такое «окитаивание» монголов, последние считали себя выше китайцев и вели себя как захватчики.

Их политика вызвала всеобщее негодование. С середины XIV в. в Китае одно за другим вспыхивали народные восстания (восстание «красных повязок»), были попытки дворцовых переворотов. Наконец в 1368 г. один из руководителей крестьянского восстания монах Чжу Юаньчжан был провозглашен императором. Он начал новую династию Мин, правившую Китаем до 1644 г. Столицей династии сначала был город Нанкин, а затем ее перенесли в город Даду, получивший новое официальное название Пекин.

Придя к власти, новая династия восстановила традиционную китайскую систему управления. Были утверждены приемлемые размеры налогов. Государство взяло на себя работы по восстановлению системы ирригации (орошения). Значительное внимание уделялось развитию ремесел, особенно производству фарфора, шелка, бумаги, стекла, то есть тем изделиям, которые шли на продажу в другие страны. Началось восстановление и перестройка китайских городов.

Рассказ о китайских городах из «Книги о разнообразии мира»

Марко Поло (XIII в.)

...Город Таян-фу, куда мы пришли, большой и красивый, торговля тут великая, а также промышленность: делают здесь множество сбруи для войск великого хана. Много здесь отличных виноградников и вина изготавливается вдоволь. Много здесь шелку.

.было там 12 ремесел, и для каждого ремесла было 12 тыс. домов; в каждом доме было по меньшей мере 10 человек, а в ином 15, а то 30 или 40, не все, конечно, мастера, но и работники, что по указанию мастера работают.

Много здесь богатых купцов, и шибко они торгуют. По велению царя всякий занимался отцовским ремеслом. Заниматься другим ремеслом он не может.

Домов хороших в этом городе всюду много. Есть там большая каменная башня; когда случится в городе пожар, жители сносят туда свое добро; а пожары там частые, оттого что деревянных домов много.

В этом городе. все улицы вымощены камнем и кирпичом. и верхом ездить, и пешком ходить по ним хорошо.

В этом городе. добрых 4 тыс. бань. по нескольку раз в месяц ходят туда, потому что чистоту в теле соблюдают.

1. Что из описаний Марко Поло могло поразить воображение европейцев? 2. Благодаря чему Китай достиг таких успехов?

 

Императоры династии Мин проводили активную внешнюю политику. Были расширены границы государства до Тибета и Индокитая. Организовывались военные экспедиции в Океанию. Китайский путешественник Чжэн Хэ в 1403—1433 гг. возглавил семь крупных военно-торговых экспедиций в Индию, Индонезию, Индокитай, Малайзию и к берегам Африки.

 

Во времена правления династии Мин китайцы активно переселялись в Индокитай и Индонезию, где создали целые китайские поселения.

Развитие культуры Китая в Средние века. Китайская цивилизация создала оригинальную и богатую культуру, ставшую настоящей сокровищницей для культур разных народов и цивилизаций.

Одной из основ китайской культуры было иероглифическое письмо. Оно послужило образцом для письменности корейцев, вьетнамцев, японцев. Необходимость сдавать экзамены для получения должности способствовала открытию начальных и высших школ и училищ, увеличению числа образованных людей. Китайские чиновники были одновременно поэтами, художниками, превосходно владели искусством письма — каллиграфией.

Китайцы первыми изобрели бумагу и наладили простейший способ книгопечатания. Текст вырезали на деревянных досках, заливали специальной краской, а затем делали оттиск на бумаге. В начале VIII в. в Китае начала выходить правительственная газета «Столичный вестник», существовавшая до ХХ в. Действовали крупные библиотеки.

Китайцам принадлежит изобретение компаса и пороха. В VIII в. в стране открылась Академия наук, в ХV в. были созданы многотомные энциклопедии по истории, географии, медицине, искусству и т. д.

Период VIII—IX вв. называют «золотым веком» китайской поэзии. Поэт Ли Бо написал около 30 томов лирических произведений, в которых воспевал природу. Другой поэт, Ду Фу мечтал о лучшем будущем, когда люди построят огромный дом и в нем найдут приют «миллионы обиженных судьбой бедняков».

Архитекторы Китая создали своеобразный стиль, особенностью которого были крыши с загнутыми вверх краями. Одним из величайших памятников средневекового Китая стал Запретный город — комплекс сооружений личной резиденции императора, построенный в 1406—1420 гг.

Оригинальным было изобразительное искусство Китая. Художники писали произведения на шелковой ткани или бумаге, которые сматывали в свитки.

618—907 гг.

Правление династии Тан

874—884 гг.

Крестьянская война под предводительством Хуан Чао

960—1279 гг.

Правление династии Сун

1115—1234 гг.

Существование государства Цзинь

1117—1279 гг.

Правление династии Южная Сун

Вопросы и задания

1. Какое событие считают началом средневековой истории Китая? 2. Какие династии правили в Китае в Средние века? 3. С какими завоевателями приходилось бороться китайцам в Средние века? 4. Какие изобретения были сделаны в период правления династии Южная Сун? 5. Когда монголы установили свою династию в Китае? Как она называлась? 6. Кто возглавлял военно-торговые экспедиции к берегам Африки, Индии, Индонезии? 7. Назовите имена известных поэтов Китая.

8. Определите особенности развития Китая в Средние века. 9. Какие изменения в хозяйственной жизни Китая произошли в период династии Тан? 10. Что вызвало всплеск крестьянской войны? Каковы ее результаты? 11. К каким последствиям привело монгольское завоевание Китая? 12. Что способствовало свержению династии Юань? 13. Охарактеризуйте период правления династии Мин. 14. Назовите особенности развития культуры Китая в Средние века.

15. Используя дополнительную литературу, подготовьте рассказ на тему «Борьба китайцев против монгольского ига». 16. Определите положительные и отрицательные последствия монгольского господства в Китае.

17. Большинство изобретений, сделанных человечеством в Средние века, принадлежит китайцам; по уровню жизни Китай опережал остальные регионы мира вплоть до XIX в. Чем это можно объяснить?

 

Это материал учебника Всемирная история 7 класс Гисем, Мартынюк

 

Автор: admin от 12-01-2017, 18:58, Переглядів: 1445