Народна Освіта » Всесвітня Історія » Северо-Восточная Русь. Образование и укрепление Московского государства

НАРОДНА ОСВІТА

Северо-Восточная Русь. Образование и укрепление Московского государства

Прочитав этот параграф, вы узнаете: чем отличались в развитии Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская земля; как был остановлен немецкий «натиск на Восток»; о монгольском нашествии и его последствиях; как на просторах Северо-Восточной Руси возникло Московское государство.

Владимиро-Суздальское княжество. Начиная с 30-х гг. XII в. Русь стала распадаться на отдельные княжества. К середине XII в. на этих землях существовало 15 княжеств, которые лишь формально зависели от Киева. Однако на этом процесс распада не прекратился. В начале XIII в. здесь уже было около 50 земель-княжеств, которые, в свою очередь, делились на сотни уделов. Одним из самых могущественных было Владимиро-Суздальское.

Северо-Восточная Русь всегда была далекой окраиной восточнославянских земель. К IX в. ее заселили угро-финские и балтские

племена. Лишь на рубеже IX—X вв. сюда из Новгородской земли начали переселяться ильменские славяне, а с юго-запада — вятичи.

Почему восточные славяне переселялись в такие глухие места? Во-первых, в междуречье Волги, Оки и Клязьмы было много пригодных для земледелия территорий. Во-вторых, Северо-Восточная Русь почти не страдала от нападений различных племен.

В XI—XII вв., когда эти земли стали активно заселяться, здесь рядом со старыми городами (Ростов, Муром, Рязань) возникли новые — Ярославль, Суздаль, Владимир-на-Клязьме, Переяславль-За-лесский и другие. Владимиро-Суздальское княжество сначала называли Ростовским, затем Ростово-Суздальским (по названиям главных городов — Ростова и Суздаля). Расцвет княжества приходится на время правления князя Юрия, прозванного Долгоруким.

Юрий Долгорукий (1125—1157) привлекал к переселению на свои земли крестьян из других княжеств, предоставляя им на первое время различные привилегии, что способствовало хозяйственному освоению новых земель. Он был одним из первых выдающихся государственных деятелей Северо-Восточной Руси, при нем эти земли превратились в могущественное Ростово-Суздальское княжество.

Свое прозвище Юрий Долгорукий получил за стремление присоединить к своим землям как можно больше новых территорий. Он вел борьбу за Новгород, вмешивался в дела далекого Галицко-Волынского княжества и пытался закрепить за собой великокняжеский престол в Киеве. Юрий Долгорукий постоянно воевал с Волжской Булгарией за торговые пути. С именем Юрия Долгорукого связано первое летописное упоминание о Москве.

Дело Юрия Долгорукого продолжил его сын Андрей Боголюбский (1157—1174). Как и отец, он устраивал военные походы против Новгорода, Волжской Булгарии и Киева. Но если отец стремился занять великокняжеский киевский престол, то сын решил просто разорить древнюю столицу Руси. В 1169 г. войско Андрея Боголюбского штурмом захватило Киев и разграбило его.

Большинство военных походов Андрея Боголюбского были неудачными. В поражениях он обвинял бояр и устраивал расправы над ними. В конце концов бояре-заговорщики убили своего князя.

После борьбы за власть между братьями Андрея Боголюбского новым князем стал Всеволод Большое Гнездо (1176—1212). Свое прозвище он получил за то, что имел восемь сыновей и восемь внуков — все последующие князья владимирские и московские до Ивана Грозного (XVI в.) включительно были его потомками.

В начале своего правления все силы Всеволод направил на борьбу против боярства, противившегося усилению княжеской власти. В этой борьбе он опирался на города и дворянство. Именно при нем во Владимиро-Суздальском княжестве начало расти число дворян — людей, которые служили князю и получали за это землю, доходы и другие привилегии. Дворяне занимали все основные должности в княжестве: в войске, судопроизводстве, сборе налогов. Усмирив бояр, Всеволод стал все больше вмешиваться в дела других княжеств и вести войны против соседей. Он подчинил Рязанское княжество и в 1183 г. одержал блестящую победу над Волжской Булгарией. Однако подчинить Новгородскую землю он не смог.

После смерти Всеволода Большое Гнездо в 1212 г. единое Владимиро-Суздальское княжество было разделено на семь самостоятельных княжеств, а со временем распалось на отдельные уделы.

Ия «Господин Великий Новгород». Особое место среди русских княжеств занимал «Господин Великий Новгород», как почтительно называли его современники. Новгородские земли охватывали обширную территорию Северо-Западной Руси: от Балтийского моря на западе до Уральских гор на востоке и от Белого моря и побережья Северного Ледовитого океана на севере до междуречья Волги и Оки на юге.

С давних времен в Новгороде сложилось свое, отличное от других земель-княжеств общественно-политическое устройство. Княжеской династии в Новгороде не было. Князь прежде всего возглавлял военную дружину, которую приводил с собой. Дружина князя была лишь небольшой частью новгородского войска, основную силу которого составляло ополчение. Поэтому князья, опираясь на дружину, не могли

 

захватить власть в городе. Из-за ослабления власти киевских князей Новгород становился все больше независимым от Киева. Решающее значение для установления отношений между новгородцами и их князьями имели события 1136 г., когда новгородцы прогнали князя Всеволода Мстиславича (внука Владимира Мономаха), посчитав, что он не сможет защитить город. С тех пор, приглашая нового князя, новгородцы заключали с ним специальное соглашение — ряд. По этому договору князю запрещалось вмешиваться в дела городского управления, несправедливо наказывать новгородцев, менять должностных лиц и приобретать собственность в новгородских землях. Князь окончательно превратился в должностное лицо, которое не имело высшей власти и подчинялось вече — народному собранию.

Высшим органом власти в Новгороде было вече. В состав вече входили 400—500 человек из числа состоятельных новгородцев — боярства и купечества. Оно имело право заключать мир, объявлять войну, принимать законы, смещать и приглашать князей. На вече выбирали основных представителей городской власти: посадника, тысяцкого и архиепископа (владыку).

Высшим сословием новгородского общества было боярство. Именно богатые боярские семьи управляли политической жизнью города, владели землями, лесами, рыбными угодьями. Внешняя и внутренняя торговля была основным источником процветания Новгорода. Именно в Новгороде, раньше чем в других городах Руси, возникли объединения купцов, распространилась система предоставления займов.

Итак, после событий 1136 г. к власти в Новгороде окончательно пришла городская аристократия — боярство, купечество и архи-

 

епископ. Установилась форма государственного правления, получившая название боярская (аристократическая) республика.

 

■ Полномочия высших должностных лиц Новгородской республики

Посадник

Тысяцкий

Архиепископ

■ Управлял всеми новгородскими

■ Управлял

■ Хранил казну.

землями.

городским

■ Возглавлял «Совет господ».

■ Возглавлял новгородский суд.

населением.

■ Контролировал торговые меры

■ Назначал и отстранял должност-

■ Собирал

и весы.

ных лиц.

налоги.

■ Руководил внешней политикой.

■ Контролировал деятельность князя.

■ Командовал

■ Возглавлял церковный суд.

■ Выступал с князем во главе войска.

городским

■ Контролировал ведение Нов-

■ Вел переговоры с другими госу-

ополчением.

городской летописи.

дарствами

■ Возглавлял

■ Имел в распоряжении служи-

 

торговый суд

лых людей и собственный полк

 

В Новгороде было много прекрасных архитектурных памятников. Сын Ярослава Мудрого построил здесь Софийский собор, который по своей красоте не уступал Софии Киевской. Удивляли гостей города своей строгой красотой и сдержанным величием Антониев и Георгиевский монастыри, церковь Спаса на Нередице с ее великолепными фресками и многие другие достопримечательности.

Левобережная и правобережная части Новгорода соединялись мостом через реку Волхов. На этом мосту встречались в кулачных боях враждующие политические группировки, с него сбрасывали в реку приговоренных к смерти преступников.

 

Новгород был одним из крупнейших городов Европы. Здесь уже в 1044 г. каменными стенами был обнесен детинец — центр города, а не позднее XII в. деревянные стены на земляном валу окружали целый город. Новгород был для своего времени городом высокой культуры. Улицы покрывал деревянный настил, который регулярно обновлялся, существовали сложные дренажные системы для отвода грунтовых вод. Новгород был, пожалуй, единственным городом в Средневековой Европе, где большинство населения владело грамотой. Во время раскопок археологи нашли более 800 берестяных грамот, на которых вели деловые и бытовые записи, учили грамоте детей, писали заметки, завещания, стихи, любовные письма, долговые расписки и т. д.

 

В XIII в. в результате германской колонизации Прибалтики соседями Новгорода и Пскова стали Тевтонский орден и Орден меченосцев. Попытка рыцарей расширить свои владения на восток привела к вооруженному противостоянию. Так, князь Ярослав Всеволодович


во главе новгородского и переяславского войска наголову разбил крестоносцев в 1234 г. под Юрьевом. Весной 1238 г. князь Данила Галицкий разгромил тевтонских рыцарей, которые захватили город Дорогочин.

Однако на этом борьба не прекратилась. Меченосцы и тевтонцы, понеся в 1237 г. значительные потери в борьбе против русичей, объединились. Восточная часть Тевтонского ордена стала называться Ливонский орден. Из Германии прибыли на помощь новые многочисленные отряды рыцарей и начали готовиться к наступлению.

Первый удар нанесли шведы, которые летом 1240 г. высадились на землях Новгородской республики неподалеку от устья реки Невы. Однако они потерпели неожиданное поражение от молодого князя Александра Ярославича. Победа над шведами принесла князю Александру громкую славу и имя Невский.

В том же году перешли в наступление немецкие рыцари. Они завладели городом Псков и всей Псковской землей и вторглись в Новгородскую землю. Решающая битва произошла 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера и завершилась блестящей победой русичей. Эту битву назвали «Ледовым побоищем».

В 1243 г. был заключен мир, по которому устанавливалась граница между Новгородом и Ливонским орденом. Победы русских князей остановили продвижение рыцарей-крестоносцев на Восток.

Монгольское нашествие и золотоордынское иго. В начале XIII в.

в далеких степях под властью хана Чингизхана (Темуджина) объединились монгольские племена. Европейцы часто называли монголов татарами (по названию одного из племен, покоренных монголами).

Подчинив себе большинство монголов, Чингизхан осуществил ряд преобразований, которые укрепили его власть и способствовали успехам в завоевательных походах. В частности, была введена десятичная система организации общества и армии.

Все взрослое население делилось на тумены (10 тыс. человек), тысячи, сотни и десятки. Десяток обычно состоял из членов одной монгольской семьи. Такое деление сохранялось как в мирное, так и в военное время. Во главе каждого отряда (десятка, сотни и т. д.) стояли командиры из числа лучших воинов. Существовало четкое подчинение низшего высшему. Если хотя бы один воин из десятка бежал с поля боя или предавал своего хана, то наказанию подлежал весь десяток; если в предательстве был виновен десяток, то наказывалась сотня.

Эти преобразования позволили Чингизхану создать могущественное войско. Благодаря этому сравнительно малочисленный народ (около 100 тыс. воинов: у кочевников воином был каждый четвертый или третий) смог завоевать огромные территории.

В 1236 г. поход возглавил внук Чингизхана Бату (Батый). Армия монголов (30—40 тыс. воинов) двинулась на запад. Первой жертвой стала Великая Булгария, после чего монголы подошли к границам Рязанского княжества. Батый отправил к рязанцам послов за «десятиной», то есть потребовал дать ему десятую часть людей, лошадей, оружия. На это рязанский князь Юрий ответил: «Только когда нас не станет, все то ваше будет». После осады монголы захватили Рязань и убили князя вместе со всеми жителями. Дальше войско направилось к Владимиро-Суздальскому княжеству. По пути монголов догнал отряд рязанского боярина Евпатия Коловрата. 1700 воинов напали на орду, нанеся ей значительные потери, однако не смогли одолеть монгольское войско и все погибли.

Владимиро-суздальский князь Юрий Всеволодович поехал на север своих владений собирать силы, приказав защищать Владимир-на-Клязьме. Но монголы захватили город. Сам князь по неосмотрительности был неожиданно атакован монголами в лагере на реке Сыть и погиб вместе со своим войском.

Разграбив княжество, монголы двинулись на Новгород. По пути они задержались на две недели под стенами городка Торжок, который мужественно держал оборону.

Весеннее бездорожье и потери заставили Батыя повернуть назад. В верхнем течении Оки орда неожиданно застряла на семь недель у Козельска. «Злой город», как его назвали монголы, в конце концов был взят, а все его жители убиты.

После передышки в 1239 г. орда снова отправилась в поход, на этот раз на юг. Разорив Черниговское и Переяславское княжества, зимой 1240 г. монголы осадили Киев и в итоге захватили его. Последним пунктом обороны Киева стала Десятинная церковь.

 

После завоевания Киева путь Батыя лежал на запад. Он огнем и мечом прошелся по землям Галицко-Волынского княжества, сжег Владимир, Галич и другие города. Опустошив русские княжества, войско монголов не остановилось. Поход в Европу, как и все предыдущие, был тщательно подготовлен. Монголы прошлись по территории Польши, Венгрии, Чехии, Далмации, Сербии, Болгарии. Вернувшись в степи, они основали в причерноморских и прикаспийских землях государство, получившее название Золотая Орда. Русские княжества более чем на 200 лет оказались под тяжестью монгольского ига.

Золотая Орда входила в состав огромной империи монголов, раскинувшейся от Тихого океана до Черного моря. Это была самая большая империя в истории человечества.

Начало возвышения Москвы. 1147 год считают датой основания Москвы; в эти годы княжил владимиро-суздальский князь Юрий Долгорукий. Однако центром самостоятельного княжества она стала только в XIII в., после монгольского нашествия. Вероятно, первым московским князем был Михаил Ярославич Храбрый (1247—1248). Окончательное выделение Московского княжества датируется 70-ми гг. XIII в. До этого времени оно входило в состав Владимирского княжества.

Родоначальником династии московских князей стал младший сын Александра Невского Даниил. Это удельное княжество было одним из самых маленьких. В него входили лишь окраины Москвы. При Данииле Алек-

сандровиче были сделаны первые территориальные приобретения: в 1301 г. он отвоевал у Рязанского княжества Коломну, в 1302 г. овладел Переяславом. В 1303 г. его сын Юрий отобрал у Смоленского княжества Можайск. Всю свою жизнь Юрий провел в борьбе против тверского князя за Великое княжество Владимирское, но погиб в одной из стычек. После смерти Юрия князем стал его брат Иван Данилович Калита (1325—1341). Слово «калита» означает «денежный мешок». Это был князь-скряга. О его богатствах ходили легенды, однако на самом деле все оно могло уместиться в одном сундуке. Владения Калиты были значительно меньше, чем современная Московская область. Однако в годы его правления произошли существенные преобразования, изменившие судьбу Московского княжества.

Причины превращения Москвы в центр объединения земель

Северо-Восточной Руси

• Удобное географическое расположение: важные торговые пути и защищенность от набегов кочевников.

• Личные качества московских князей, которые не останавливались ни перед чем ради достижения поставленной цели.

• Быстрый рост численности населения за счет переселения из разоренных монголами районов.

• Установление московскими князьями союза с Золотой Ордой.

• Грамотная хозяйственная политика князей, обеспечившая быстрое экономическое развитие земель.

• Переход на службу к московским князьям бояр и дворян из разных уголков бывшей Киевской Руси.

 

• Четко установленная система престолонаследования.

• Превращение Москвы в духовный центр после перенесения туда резиденции митрополита.

Заветной мечтой московских князей было получение ханского ярлыка на великое княжение, а это означало право собирать дань для Золотой Орды. Основным соперником Москвы в борьбе за ярлык было Тверское княжество. В борьбе между княжествами использовались любые средства: предательства, доносы, убийства. Наконец в 1328 г. ярлык достался Ивану Калите. Политику Ивана Калиты продолжили его сыновья и внуки.

Ярлык (тюрк. «указ») — грамота золотоордынских ханов, дававшая право на управление княжествами или отдельными областями.

Баскак — наместник хана Золотой Орды в подвластных странах, который вел учет населения и собирал дань.

 

В5 Правление Дмитрия Донского. Куликовская битва. В 1362 г. московским князем стал девятилетний Дмитрий Иванович (1362— 1389). В отличие от своих предшественников, действовавших хитростью и обманом, Дмитрий большинство вопросов решал силой. Почти каждый год ему приходилось воевать. В 1375 г. Дмитрий, организовав большой поход против Твери, заставил ее признать его власть и отказаться от претензий на великое княжение. Также он прекратил платить дань монголам. Такая политика князя стала возможной из-за внутренних раздоров в Орде. Однако монгольские ханы не желали терять контроль над княжествами, и столкновение было неминуемым. Обе стороны тщательно готовились к решающей битве. Монгольский хан Мамай собрал огромное войско (по разным сведениям — 100—200 тыс. человек) из монголов и наемников-генуэзцев, а также заключил союз с литовским князем Ягайло, который двигался на помощь Мамаю с 80 тыс. воинов. Войско Дмитрия Ивановича также было большим и насчитывало 100—150 тыс. воинов.

Два войска сошлись на Куликовом поле, где в Дон впадает река Непрядва. Согласно летописи, бой начался утром 8 августа 1380 г. с поединка монгольского воина Челубея и русского богатыря Александра Пересвета. На полном скаку воины сошлись в отчаянном поединке и оба упали замертво. После этого большинство монголов двинулись в атаку. Монголам удалось разгромить несколько русских полков, и они начали окружать основные силы противника.

В решающий момент из засады в тыл монголам ударил засадный полк, что в корне изменило ход боя. Монголы начали отступать, а вскоре отступление переросло в бегство. Монголы потерпели

поражение. За победу на Куликовом поле Дмитрия Ивановича прозвали Донским. Хотя эта победа и не прекратила монгольское господство, однако подорвала силы Орды.

 

В 1382 г. монгольский хан Тохтамыш подступил к Москве и сжег ее. Князь Дмитрий быстро отстроил столицу, однако ему снова пришлось признать верховенство Орды.

В 1389 г. Дмитрий Донской внезапно умер. В истории он остался как великий полководец, организатор победы на Куликовом поле и строитель первых каменных стен вокруг Москвы. Эти стены возводились из белого камня, и с тех пор Москву называют белокаменной. Кроме того, Дмитрий совершил еще одно дело, сыгравшее огромную роль в истории Московского государства. Он изменил систему наследования престола.

Дмитрий добился от своего двоюродного брата Владимира Андреевича отказа от права престолонаследования в пользу своего сына Василия. Теперь власть от великого князя, а впоследствии царя, переходила от отца к сыну, а не к брату. Другим результатом правления Дмитрия Донского стала окончательная победа Москвы в борьбе против Твери за обладание великим княжеством Владимирским, которое стало вотчиной преемников князя.

Становление Московского государства.

Иван III. После смерти Дмитрия Донского его преемником стал сын Василий I (1389— 1425). Он не отличился ни громкими победами, ни существенными реформами. Однако в годы его правления была сделана первая попытка присоединить значительные владения и создана та социальная база, на которую опиралась власть великого князя — боярство. Это были крупные землевладельцы из родов удельных князей, которые получили свои земли в наследство.

В 1393 г. Василий I присоединил к Москве земли Нижегородского княжества. Однако на пути к дальнейшим приобретениям стали Литва и Орда.

Почти 25 лет правления уже в новом, XV в., были для Москвы тяжелыми: три войны против Литвы; набег монголов во главе с Едигеем в декабре 1408 г., который оказался достаточно опустошительным для Москвы; постоянные конфликты с Новгородом, а в дополнение смерть старшего сына, преемника Ивана, что привело к возрождению старого конфликта: кто будет править после смерти великого князя — сын, брат или племянник.

В междоусобной борьбе одержал победу сын Василия I Василий II, который получил прозвище Темный.

Василий II (1425—1462) продолжил политику укрепления Москвы как центра Северо-Восточной Руси. Все, кто посягал на его власть, подлежали уничтожению. Успехи его политики были обеспечены не личными качествами князя, а удачными действиями советников. Свою недальновидность он особенно убедительно проявил в завещании, в котором снова поделил княжество на уделы для сыновей. К счастью, прежняя централизаторская политика была настолько сильной, что нового распада владений не произошло.

Его преемник Иван III (1462—1505) продолжил политику своих предшественников. В 1471 г. московское войско двинулось на Новгород. На реке Шелонь произошла битва, в которой новгородцы потерпели поражение. Новгород попал в зависимость от Москвы. В 1492 г. новгородский вечевой колокол — символ независимости города — был снят и увезен в Москву. С тех пор все новгородские земли окончательно вошли в состав Московского государства.

С присоединением Новгорода земли главного соперника Москвы — Твери — оказались в окружении, и в 1485 г. тверичи признали власть Ивана III. В том же году Иван III объявил себя «государем всея Руси», в официальных документах стало появляться название «Россия» (греческий перевод названия «Русь»). Кроме того, брак Ивана III с византийской принцессой Зоей (после крещения — Софьей) Палеолог позволил Москве претендовать на роль центра православия после гибели Византийской империи.

Возрастающее могущество позволило Ивану III окончательно избавиться от монгольской зависимости. В 1476 г. он перестал платить дань, а в 1480 г., когда хан Ахмед направил на Москву войско, вывел ему навстречу свое. Неделю стояли два войска на противоположных берегах реки Угры, не решаясь начать битву. Это противо-

стояние монгольских и русских войск получило название «Стояние на Угре». Наконец 11 ноября 1480 г. войско хана отступило. Этот день считается датой падения монгольского ига.

При великом князе существовал совещательный орган — Боярская дума, членов которой князь назначал из числа знати. К советам думы князья, как правило, прислушивались.

Важным делом Ивана III стало создание в 1497 г. первого сборника законов Московского государства — Судебника. В нем были четко определены властные полномочия должностных лиц, нормы наказания за преступления. Судебник также документально закрепил зависимость крестьян от их землевладельцев. Был установлен Юрьев день (26 ноября), за неделю до которого и неделю после которого крестьянину разрешалось переходить к новому хозяину. Кроме того, Иван III создал центральные правительственные учреждения — приказы, отвечавшие за определенные сферы управления государством.

Таким образом, при Иване III было в основном завершено объединение земель Северо-Восточной Руси в единое Московское государство, укреплена власть великого князя, который стал именоваться государем. На карте Европы возникло новое централизованное государство, начавшее борьбу за господство в Восточной Европе.

Ин Культура Московского государства. Монгольское нашествие окончательно определило различия в исторической судьбе разных частей бывшей Киевской Руси. Соответственно, это значительно повлияло и на культурные процессы. Существующие раньше региональ-

ные отличия стали еще более ощутимы. Культура Северо-Восточной Руси формировалась на основе культурных достижений ВладимироСуздальского, Новгородского, Псковского и других княжеств.

Монгольское нашествие на некоторое время приостановило развитие культурной жизни региона. Лишь на рубеже XIII—XIV вв. стало заметно оживление, а с середины XIV в. уже наблюдался подъем, центром которого стала Москва. Это было связано с тем, что вокруг нее объединялись земли Северо-Восточной Руси, а со временем Москва возглавила борьбу против монгольского ига.

Наглядным свидетельством оживления культурной жизни Московского государства стало каменное монументальное строительство, которое в конце XIV в. приобрело широкий размах. Произведения московских архитекторов в Звенигороде и Загорске, сохранившиеся до наших времен, — это сравнительно небольшие храмы. Все попытки самостоятельно восстановить строительство больших храмов не имели успеха. Проекты московских правителей реализовали приглашенные из Италии мастера. Хотя архитектурный ансамбль Московского Кремля и был создан с помощью итальянцев, все его черты присущи русской культуре.

Жемчужиной застройки Кремля считается Успенский собор. Созданный по образцу собора во Владимире, он стал кафедральным храмом митрополита всей Руси. Здесь венчали на царство, проводили земские соборы. Архангельский собор, построенный на соборной площади, служил усыпальницей великих князей. Немногим ранее была возведена Грановитая палата — помещение для проведения торжественных приемов. архитектурным отличием сооружений стали купола-луковицы и шатровые четырехскатные крыши.

Однако вклад мастеров Московского государства в сокровищницу мировой культуры не ограничивается архитектурным ансамблем Кремля. Важным элементом культурного развития Московии стала иконопись. Выдающимся иконописцем был Андрей Рублев. Совместно с другими мастерами он расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Успенский собор во Владимире и т. д. Известным произведением А. Рублева является икона «Святая Троица». Традиционный библейский сюжет живописец наполнил глубоким поэтическим и философским смыслом. Отойдя от канонов, в центре композиции он разместил чашу — символ жертвенной смерти, а по кругу — трех ангелов. Все элементы иконы гармонично сочетаются, передавая главную идею произведения — самопожертвование.

Новые исторические реалии повлияли и на литературу Северо-Восточной Руси. После короткого перерыва возобновилась традиция летописания.

 

Выдающейся летописной памяткой эпохи является Лаврентьевская летопись, в которой описаны события до 1305 г. Первая Московская летопись появилась только в начале ХV в. Составленная митрополитом Киприаном, она содержит сведения обо всех землях бывшей Киевской Руси. В середине ХV в. в Москве появляется первая книга по всемирной истории — «Хронограф».

Патриотический подъем, охвативший Северо-Восточную Русь в связи с борьбой против монголов, нашел отражение и в народном творчестве. Былинные герои Руси стали борцами против чужеземных завоевателей. К XIV в. относят появление нового фольклорного жанра — исторической песни. Примером этого жанра служит «Песня о Щелкане Дудентьевиче», в которой описаны реальные события: восстание в Твери в 1237 г. против монгольского баскака.

Жемчужиной литературного творчества той эпохи стала поэма «Задонщина», созданная Со-фонием Рязанцем вскоре после Куликовской битвы. Она наполнена чувствами радости и гордости за победу русичей. Это произведение дополняет «Сказание о Мамаевом побоище», которое кроме описания реальных событий содержит и некоторые легендарные эпизоды.

В Северо-Восточной Руси продолжали составлять «жития» о подвижниках православной церкви (митрополит Петр, Сергей Радонежский).

Популярными в Московии были и описания путешествий в другие земли. Выдающимся литературным памятником считается «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, который волей судьбы попал в далекую Индию. Кроме рассказа о других странах и народах, в произведении отображены моральные качества автора, его преданность родине и православной вере.

1136 г.

Образование Новгородской республики

15 июня 1240 г.

Невская битва

5 апреля 1242 г.

«Ледовое побоище»

8 августа 1380 г.

Куликовская битва

8—11 ноября 1480 г.

«Стояние на Угре»

1497 г.

Создание Судебника

Вопросы и задания

1. Когда начался процесс политической раздробленности Руси? 2. Назовите самые могущественные государства, возникшие в Северо-Восточной Руси. 3. Какая битва получила название «Ледовое побоище»? 4. Какое русское княжество первым подверглось монгольскому нашествию? 5. В каком году была основана Москва? 6. Кто основал династию московских князей? 7. Когда произошла Куликовская битва? Кто одержал в ней победу? 8. В каком году Московское государство избавилось от монгольской зависимости?

9. Раскройте причины политической раздробленности Руси. 10. Почему в Новгороде не сформировалась собственная княжеская династия? 11. Почему именно Москва стала центром объединения земель Северо-Восточной Руси? Какую политику проводили первые московские князья? 12. Как складывались отношения московских князей с Ордой? Как это повлияло на возвышение Москвы? 13. Охарактеризуйте правление князя Дмитрия Ивановича. Почему его назвали Донским? 14. Какими были последствия Куликовской битвы для дальнейшего развития Северо-Восточной Руси.

15. Составьте план пункта «Господин Великий Новгород» и подготовьте рассказ. 16. Определите основные черты политики Ивана III. 17. Укажите особенности культуры Московского государства.

Практическое занятие «Возникновение славянской письменности. Кирилл и Мефодий»

Цель: определить суть деятельности братьев Кирилла и Мефо-дия, их вклад в становление славянской письменности. Задания для работы на практическом занятии

1. Ознакомьтесь с предложенным материалом.

2. Объединитесь в малые группы, обсудите прочитанное и дайте ответы на вопросы.

1) Кто такие братья Кирилл и Мефодий?

2) Почему их называют создателями славянской письменности?

3) Что подтолкнуло их к этой работе?

4) Как была создана славянская азбука?

5) Какой алфавит был взят за основу?

6) Какие новые буквы придумали братья для обозначения звуков славянского языка?

7) Можно ли деятельность братьев назвать подвигом?

8) Объясните предсмертные слова Кирилла, обращенные к брату Мефодию: «Мы с тобою, как два вола, тянули одну борозду. Я изнемог, но ты не думай оставить труды учительства...». Выполнил ли этот завет Мефодий?

3. Сделайте вывод согласно цели занятия.

Кирилл и Мефодий — братья, славянские просветители и проповедники христианства, создатели славянской азбуки. Они первыми перевели богослужебные книги на славянский язык.

Кирилл (в миру Константин, ок. 827 — 14 февраля 869 г.) и его старший брат Мефодий (в миру Михаил, ок. 815 — между 6 и 19 апреля 885 г.) родились в городе Солунь (сейчас Салоники, Греция). Древний Солунь был двуязычным городом, в котором наряду с греческим языком звучала славянская речь. Сначала Мефодий сделал неплохую военно-административную карьеру, служил воеводой около десяти лет. Впоследствии постригся в монахи.

В 843 г. Кирилл обучался в Константинополе при дворе византийского императора Михаила III. Одним из его учителей был патриарх Фотий. Именно под его руководством проходило становление Кирилла как выдающегося ученого и богослова своего времени. Он хорошо знал славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский языки. Примерно в 850 г. император Михаил III и патриарх Фотий направили Кирилла в Болгарию, где он обратил в христианство много болгар. После неудачной миссии в Сирию Кирилл вместе со своими учениками прибыл в монастырь, настоятелем которого был его брат Мефодий. В монастыре вокруг Кирилла и Мефодия собралась группа единомышленников и возникла идея создания славянской азбуки.

Перед Кириллом и Мефодием стояла сложная задача. Следовало не только создать новые буквы, в том числе и для специфических славянских звуков, но и продумать строение письменной речи, придумать новые слова и понятия, необходимые для правильной передачи Священного Писания. К тому же требовалось перевести значительный объем текста на язык, у которого никогда не было письменной традиции.

Известно, что в 863 г. Кирилл вместе с братом Мефодием и учениками составил старославянскую азбуку и перевел с греческого на болгарский язык основные богослужебные книги.

В 863 г. Кирилл и Мефодий переселились в Моравию, чтобы проповедовать христианство. Братья переводили церковные книги с греческого языка на славянский, учили славян чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке. Братья пробыли в Моравии более трех лет.

 

Среди части богословов западной церкви бытовало мнение, что хвалу Богу можно произносить только на трех языках, на которых была сделана надпись на Кресте Господнем: еврейском, греческом и латыни. Поэтому Кирилл и Мефодий, проповедовавшие христианство в Моравии, были восприняты как еретики и вызваны в Рим. Однако после того как Кирилл передал Папе Римскому Адриану II найденные им мощи Святого Климента, тот утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные книги велел положить в римских церквях и позволил их распространять.

После приезда в Рим Кирилл тяжело заболел и вскоре скончался. Мефодий в 870 г. вернулся в Паннонию. Его и учеников постоянно притесняли и запрещали распространять славянскую письменность, но они все равно не оставили дела, начатого Кириллом. В 881 г. Мефодий по приглашению императора Василия I Македонянина прибыл в Константинополь. Там он провел три года, после чего вместе с учениками вернулся в Моравию. В последние годы жизни Мефодий вместе с двумя учениками-священника-ми перевел на славянский язык почти весь Ветхий Завет. В 885 г. Мефодий умер. Отпевание Мефодия проходило на трех языках — славянском, греческом и латинском.

После смерти Мефодия его противники добились запрета славянской письменности в Моравии. Многие ученики были казнены, некоторые переселились в Болгарию и Хорватию. В 885 г., в год смерти Мефодия, папа римский запретил славянское богослужение. В Болгарии, а затем в других странах славянская азбука получила распространение.

Таким образом, Кирилл и Мефодий заложили основы славянской письменности и литературы. Оригиналы их произведений не сохранились.

 

Это материал учебника Всемирная история 7 класс Гисем, Мартынюк

 

Автор: admin от 12-01-2017, 18:57, Переглядів: 2147