Народна Освіта » Всесвітня Історія » Средневековая культура Западной Европы

НАРОДНА ОСВІТА

Средневековая культура Западной Европы

Прочитав этот параграф, вы узнаете: какие черты характеризуют культуру Средневековья; где и как получали знания в Средние века; что такое романский и готический стили в искусстве; что такое Возрождение (Ренессанс).

Культура в начале Средневековья. Первые столетия Средневековья называли «темными веками», и вряд ли их можно считать благоприятными для развития культуры. Однако именно в этот период зарождалась новая европейская средневековая культура, которая брала свое начало из античного наследия, культуры варваров и христианства.

Первые результаты такого взаимодействия проявились в период «Каролингского возрождения». Так называли подъем культуры в период правления Карла Великого. Это было первое в истории средневековой Европы проявление глубокого интереса к античной культуре и образованию. В то же время Карл Великий, не забывая и о своем германском происхождении, приказал собирать германские древности и интересовался старинными франкскими песнями.

 

Карл получил хорошее по тем временам образование: знал греческий и латинский языки, любил читать. Он приглашал к себе и привлекал к управлению государством ученых со всей Европы. При дворе императора существовал кружок, который назвали «Академия» — по примеру философской школы Платона. Здесь читали произведения античных философов и церковных богословов, сочиняли стихи, свободно обменивались мнениями, дискутировали. При поддержке членов «Академии» Карл основал при центрах епископств школы, где готовили образованных людей для управления государством. На месте этих школ впоследствии возникли средневековые университеты.

Карл Великий интересовался историей. По его приказу собирали и переписывали древние римские и греческие рукописи. Он поручил ежегодно записывать все события, происходившие в государстве. Эти записи получили название «анналы» (от латин. annus — год).

Культурный подъем проявился и в развернувшемся широком строительстве. Было возведено более 300 дворцов, соборов, церквей и монастырей. В своей резиденции в Аахене Карл построил величественный дворцовый комплекс. В центре находились большой зал для торжественных приемов и императорские покои. Боковое крыло комплекса, где размещались школа, библиотека, архив, соединяло зал с капеллой — дворцовой церковью, сохранившейся до настоящего времени.

«Каролингское возрождение» оказалось непродолжительным. Этот период не оставил каких-либо шедевров, но благодаря ему были сохранены многие образцы античного наследия и заложены основы для расцвета средневековой европейской культуры. В последующие два столетия (IX—X вв.) в культуре снова наметился упадок.

Схоластика. Фома Аквинский. Росту интереса к знаниям в Западной Европе способствовало то, что при посредничестве арабов европейские мудрецы ближе познакомились с произведениями великих мыслителей античности. Наибольшее влияние на западноевропейскую науку оказали труды Аристотеля, на основе которых средневековые ученые выработали метод логического мышления и познания. Этот метод познания мира и Бога получил название схоластика (происходит от слова «школа»).

 

Известным философом-схоластом этого периода был французский богослов Пьер Абеляр (1079—1142). При жизни он прославился как блестящий полемист. Получив хорошее образование, он основал в Париже собственную школу. На его лекции съезжались ученики со всей Европы. Пьер Абеляр не отрицал, что единственным источником истины является Священное Писание. Однако он считал, что разобраться в вопросах веры можно только с помощью разума. «Нужно понимать, чтобы верить» — утверждал он. Но это противоречило слепой вере, на которой настаивала церковь, считая, что вера должна исходить от сердца, а не от разума.

Идеи Абеляра вызвали осуждение церкви. Сторонники церкви сожгли все его книги, а самого Абеляра заставили отречься от своих взглядов и стать монахом. Основными трудами Абеляра были «Диалектика», «Введение в теологию», «Познай самого себя» и другие.

Вершиной средневековой схоластики стала деятельность Фомы Аквинского (1225—1274). Он родился в знатной итальянской семье. Воспитывался в знаменитом монастыре Святого Бенедикта Монте-Кассино, учился в Неаполитанском университете. Семья поддерживала его стремление стать монахом, пока не узнала, что он хочет связать свою судьбу с нищенствующим орденом Святого Доминика. Фома убежал из дома и вступил в орден доминиканцев. Будучи монахом, он учился в Париже и Кёльне. Студенты недолюбливали рассудительного, доброго и смиренного Фому. Но его учитель Альберт Великий сумел разглядеть в нем огромный талант.

Главный труд Фомы Аквинского «Сумма богословия» объединил все представления о Боге и человеке того времени. Каждая глава произведения включает обсуждение какой-либо философской мысли, ее опровержение и изложение тех заключений, которые автор считает правильными. Учение, разработанное Фомой Аквинским, стало для католической церкви официальным, поскольку содержало несколько «доказательств» существования Бога.

Кроме схоластики, в Средние века существовало другое направление философии — мистицизм. Мистики считали, что основы веры познаются молитвами и благочестивыми размышлениями. То есть они провозглашали превосходство чувств над разумом. По мнению мистиков, только в мыслях, оторванных от действительности, человек может общаться с Богом. Из этого делали вывод, что человеку нужно вести праведную жизнь и бороться против греха.

Школы и университеты. Образованных людей в Средние века было относительно немного. В Раннем Средневековье, как вы уже знаете, они жили в основном в монастырях. Подъем Европы, начавшийся в X в., вызвал стремление к знаниям и потребность в грамотных людях. Образование начало выходить за пределы монастырей.

В средневековой Европе можно выделить три уровня школ. Низшие школы существовали при церквях, монастырях и давали элементарные знания всем, кто хотел посвятить себя служению Богу. Здесь изучали латынь, на которой велось богослужение, молитвы и сам порядок богослужения. Средние школы зачастую создавались при резиденциях епископов. В них изучали семь «свободных наук» — грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию. Последняя включала географию, астрологию и музыку. Первые три науки составляли «тривиум», следующие четыре — «квадривиум».

Начиная с XI в. в Европе зарождаются высшие школы, которые впоследствии назвали университетами. Первые университеты были общинами, объединявшими учителей и учеников (ученики еще называли университет «альма матер» — благодетельная мать). Эти объединения имели четкие правила поведения, структуру и претендовали на независимость от властей города, в котором они находились.

Первые такие объединения возникли в итальянских городах Салерно и Болонья, где изучали медицину и римское право. В XII— XIII вв. число университетов неуклонно росло. Самыми известными университетами были Парижский (Сорбонна), Оксфордский и Кембриджский (в Англии), Саламанкский (в Испании) и др. В 1500 г. в Европе насчитывалось 65 университетов. Всех, кто учился в университетах, называли студентами. Преподавание осуществлялось на латинском языке, что позволяло студентам начать обучение в одном университете, а окончить в другом. Четкого срока обучения не было. Студентов, путешествовавших из одного университета в другой, называли вагантами (бродягами). Основными формами обучения были лекции и диспуты между профессорами.

□4 Зарождение исследовательских знаний, алхимия. В древности люди задумывались о познании окружающего мира. Одним из первых интерес к естественным наукам проявил профессор Оксфордского университета, монах-францисканец Роджер Бэкон (1214—1244). Он утверждал, что знания можно получить не в богословских спорах, а только изучая природу с помощью опытов. Бэкон сделал немало открытий. Особое значение он придавал математике, физике, химии, пытался создать микроскоп и телескоп, объяснил происхождение радуги. Современники считали Бэкона волшебником. Ученый был убежден, что можно построить самодвижущиеся суда и телеги, создать аппараты, летающие по воздуху и перемещающиеся по дну моря.

Слава о достижениях Бэкона распространилась по всей Европе. Завистники обвинили исследователя в связях с дьяволом. Монаха бросили в тюрьму, где он провел 14 лет и вышел на свободу лишь перед смертью. Однако жажда к познанию охватывала все более широкие слои общества. В Сицилийском королевстве, где тесно переплелись западноевропейская и арабская культуры, были переведены труды греческих и арабских авторов по естественным наукам. В медицинской школе в Салерно изучали лечебные свойства растений, разрабатывали практические рекомендации по противодействию ядам и т. д.

Алхимия — средневековая наука, целью которой был поиск «философского камня» для превращения разных металлов в золото.

 

Важные практические знания накапливали алхимики и астрологи. Первые занимались поисками «философского камня», с помощью которого любые металлы можно было бы превратить в золото. Эти усилия оказались напрасными, но благодаря им алхимики изучили свойства

различных веществ, создали многие химические приборы и т. д. Астрологи, предсказывавшие судьбы людей по расположению звезд, сделали много открытий в области астрономии.

Обогатились и географические знания европейцев. Венецианский купец Марко Поло совершил путешествие в Китай и Центральную Азию. Свои впечатления он описал в «Книге», которая на протяжении всего Средневековья оставалась любимым чтивом европейцев.

В XIV—XV вв. появились описания различных земель. Впечатления от путешествий расширяли знания о мире и способствовали совершенствованию географических карт. Так закладывался фундамент для будущих Великих географических открытий.

Героический эпос. Героический эпос — рассказы о героях — посвящен вождям и королям Раннего Средневековья, известным битвам. Ранее эти сказания передавались из уст в уста, а с X в. их стали записывать. Самыми известными героями были рыцари Зигфрид, Роланд, Сид, король Артур, отважный конунг Беовульф.

О благородном Зигфриде, прекрасной Кримхильде, о германцах и их борьбе с гуннами повествует «Песнь о Нибелунгах».

Любимым героем Средневековья был король Артур — храбрый борец против англосаксонских завоевателей Британии. Его образ, описанный в десятках романов, дополняют рыцари «круглого стола», волшебный меч Экскалибур, жена Джиневра, волшебник Мерлин. Скандинавский герой конунг Беовульф всю жизнь боролся со страшными чудовищами. Он погиб, уничтожив последнего дракона. Наиболее известными поэмами Средневековья стали французская «Песнь о Роланде» и испанская «Песнь о моем Сиде».

«Песнь о Роланде» рассказывает о временах Карла Великого и борьбе с арабами. Отважный воин Роланд ценой собственной жиз-

 

ни спас жизнь своему сеньору. Он стал образцом верности и чести для многих поколений средневековых рыцарей.

 

«Песнь о моем Сиде» изображает военные события в Испании, где отважный рыцарь Сид убивает двух мусульманских правителей и множество их воинов. Сид прославился своей смелостью, благородством, любовью к родине и преданностью королю.

Рыцарская культура. Рыцарство, как и другие слои феодального общества, создало собственную культуру, окончательно сформировавшуюся в XIII в. Это была сложная система ритуалов, обычаев, придворной вежливости (куртуазность), всевозможных развлечений. Кроме того, она оставила после себя рыцарскую поэзию о любви, романы, которые дополнили героический эпос.

В рыцарских романах нашла отображение извечная мечта человека о высокой и преданной любви, способной преодолеть любые преграды.

Известным рыцарским произведением Средневековья стал роман «Тристан и Изольда» — рассказ о вечной любви и трагической смерти его главных героев Тристана и Изольды.

 

В рыцарских романах преобладали две основные темы: куртуазная любовь и рыцарская верность. Эти темы являются основными и в известных стихотворных романах Кретьена де Труа, написанных в 1160—1190 гг. Первая тема шире раскрыта в «Ланселоте», вторая — в «Персевале». Роман «Персеваль» положил начало циклу романов о поисках Святого Грааля — чаши, которой пользовался Христос на тайной вечере и в которую Иосиф из Аримафеи собрал кровь из раны Иисуса от копья римского воина.

Важной составляющей рыцарской культуры была куртуазная (рыцарская) поэзия, характерная для периода Средних веков (XI— XIII вв.). Своего расцвета она достигла в творчестве трубадуров — светских поэтов, происходивших из разных слоев общества. Главной темой их произведений была куртуазная любовь. Трубадуры появились на юге Франции, в Провансе, где впервые в Европе сформировался литературный язык. Поэзия трубадуров была обязательно песенной. Ее исполняли под музыкальное сопровождение сами трубадуры или нанятые странствующие певцы-жонглеры.

Наряду с поэзией трубадуров на германских землях развивалась собственная традиция любовной поэзии — миннезанг, что в переводе означает «любовная песня». Миннезингеры, опираясь на народные песни, кроме воспевания высокой любви, большое внимание уделяли описанию природы, особенно весны. Выдающимся миннезингером считается Вальтер фон дер Фогельвейде.

 

Основой рыцарской культуры был кодекс чести. Согласно этому неписаному сборнику моральных правил рыцарь должен был быть безгранично предан Богу, верно служить своему сеньору и прекрасной даме, заботиться о вдовах, священниках и обездоленных, неизменно придерживаться всех обязательств и клятв.

07 Городская культура. Мещане, жизнь которых существенно отличалась от жизни других слоев средневекового общества, тоже создали собственную культуру. Городская культура носила светский (не связанный с церковью) характер и тесно переплеталась с народным творчеством. Среди населения были популярны стихотворные басни, шутки о смекалистых жителях городов, которые находили выход из любых трудных ситуаций.

Городская культура ярко проявилась в развитии литературы. Популярным произведением был французский «Роман о Лисе», в котором под видом животных были представлены все слои средневекового общества — феодалы, короли, священники, мещане. В «Романе о Розе» воспевались природа и человеческий разум, утверждалось равенство людей.

Городская литература воспитывала чувство человечности. Она отражала сознание горожан, ценивших свою свободу и независимость.

Неотъемлемой частью городской культуры было творчество странствующих актеров, музыкантов, певцов, танцоров и акробатов, фокусников, которых называли жонглерами. Путешествуя по разным городам, жонглеры показывали свои представления на площадях под открытым небом.

08 Развитие техники. В Средние века Западная Европа технически была очень слабо развита. До XIII в. не существовало ни одной книги о технических изобретениях и усовершенствованиях. Основной энергией для приведения в действие любого устройства была мускульная сила человека и животного. Однако Средние века все же оставили нам несколько важных усовершенствований уже известных устройств и новых изобретений. Так, были усовершенствованы подъемные механизмы, изобретены домкрат, верхнебойное колесо, использовавшее энергию падающей воды для приведения в движение механизмов. По сравнению с другими видами колес, оно максимально использовало энергию падающей воды и его можно было устанавливать даже на равнинной местности, где река текла медленно.

Еще одним важным шагом стало изобретение хомута — новой системы упряжи для лошади, позволявшей существенно продлить время вспашки поля. Хомут переносил главную нагрузку на шею лошади, где у нее наиболее развитые и выносливые мышцы. Лошадь сменила волов при возделывании земли. Это способствовало ускорению внутренней колонизации Европы.

В эпоху Средневековья были изобретены механические часы. Кто был автором изобретения — неизвестно. Впервые о них упоминается в византийских книгах VI в. Одни историки приписывают это изобретение Пацификусу из Вероны (начало IX в.), другие — монаху Герберту, который впоследствии стал папой римским. В 996 г. он создал башенные часы в городе Магдебург.

Первые личные часы «носила» лошадь, которая приводила их в движение. За ходом часов следил специальный конюх. Удобные и надежные часы начали появляться с изобретением пружины. Сначала ее роль выполняла свиная щетина, позднее пружину начали делать из стали.

Также в Средние века были изобретены стеклянное зеркало (XIII в., Италия), бумага (XII в., Испания), ножницы (X в., Центральная Европа) и очки (XIII в., Италия).

Революционным изобретением Средневековья стал печатный станок.

 

Книгопечатание. В Средние века книги были редкостью. Это объяснялось тем, что каждая книга представляла собой оригинальное рукописное произведение, а грамотных людей было мало. Книги писали на специально обработанной телячьей или овечьей шкуре — пергаменте. Такими книгами можно было пользоваться долго, они были красивыми, но очень дорогими. Не менее дорогой была и обложка. Кроме того, книги украшали рисунками — книжными миниатюрами, поэтому особо ценные экземпляры находились в монастырских библиотеках под строгим присмотром.

 

 

Увеличение числа грамотных людей, распространение бумаги способствовали росту спроса на книги, они стали более доступными. Появились мастерские по массовому переписыванию книг. В XIV— XV вв. интерес к написанному тексту значительно вырос, особенно к Слову Божьему. Чтобы удовлетворить спрос, необходим был новый способ изготовления книг. В начале XV в. в Европе появились первые книги, изготовленные с помощью отпечатков текста, вырезанного на дощечках. Но такой способ был трудоемким и длительным.

Около 1445 г. немецкий ремесленник Иоганн Гутенберг (1399—1468) изобрел книгопечатание. Из металлических кубиков с выпуклыми зеркальными оттисками букв — литер — в специальных рамках набирался текст страницы, которую потом печатали с помощью пресса. Это изобретение в корне изменило систему передачи информации: устную форму сменило печатное слово.

ШН0 Архитектура и искусство. В XI—XV вв. в искусстве существовали два основных художественных стиля — романский (XI—XII вв.) и готический (XII—XV вв.). Особенности этих стилей наиболее ярко проявились в архитектуре замков и соборов.

Романский замок — жилище и оборонительное сооружение феодала — характеризовался массивностью форм, придававших ему особую монументальность, а окружающие крепостные стены усиливали это впечатление. Вид замка свидетельствовал о могуществе его хозяина.

Романский собор, которому присущи те же черты, должен был воплощать идею величия и могущества церкви. В основу романского собора был положен план римского общественного (светского) здания — базилики.

Романский стиль — стиль средневекового искусства XI—XII вв., в котором использовались элементы римского искусства.

Готический стиль — направление в европейском искусстве XII—XV вв. Для архитектуры были характерны арки, большие окна с разноцветными витражами, легкие стены, а само здание с бесконечным разнообразием форм устремлялось вверх.

 

Примером архитектурного сооружения, выполненного в романском стиле, может служить Вормский собор (Германия) с его массивным каменным сводом, лежащим на крепких стенах. Небольшие, похожие на бойницы окна, пробитые в толстых стенах, горизонтальное разделение стен полукруглыми арками подчеркивают грандиозность и строгую монументальность сооружения. Мрачное величие архитектуры усиливает скульптура, которая лишь условно передает черты человеческой фигуры.

Среди зданий готического стиля, который стал популярным в Западной Европе в XII—XV вв., поражают соборы французских городов Реймса,

Амьена, Лана, Бове, Шартра, Парижа. Фундамент таких строений закладывали на глубину до 10 метров, а их башни поднимались на высоту 40-этажного дома. Эти величественные соборы могли вместить почти всех жителей городов того времени.

Для нового стиля были характерны тонкие стены, высокий стрельчатый арочный свод, большие окна, украшенные цветными витражами. Так, витражи собора в Шартре, изготовленные в XII— XIII вв., и сейчас вызывают восхищение. Витражи в католических храмах воспроизводили библейские сюжеты.

Еще одним важным элементом готического стиля является скульптура, которая будто наполняет строение движением. В готическом храме скульптура, с одной стороны, была украшением, а с другой — энциклопедией знаний и представлений о мире средневекового человека. Рядом со скульптурными изображениями святых, ангелов,

Иисуса Христа, Девы Марии, демонов появились изображения обычных людей. Так, готический стиль привлек внимание к человеку и миру, в котором он живет. Этот интерес получил развитие уже в следующую эпоху — Возрождения.

 

 

а

 

Храм в Средние века был центром жизни. В Раннем Средневековье храм во время войн и набегов был убежищем для преследуемых. Однако в первую очередь храм являлся Божьим домом. И этот дом должен был доказывать могущество Бога, его присутствие всюду. Поэтому храмы романского стиля поражали своим величием. Своим видом храм укреплял надежду на спасение и усиливал веру. Кроме того, храм для людей Средневековья, которые в большинстве своем были неграмотными, являлся «Библией в камне». Фрески, мозаики, иконы, скульптуры «рассказывали» об основных положениях веры, передавали содержание Священного Писания. С появлением готических соборов их суть и назначение не изменились, но теперь главной установкой для верующих было милосердие и прощение. Воплощением этого стали многочисленные изображения мук Христа и Богоматери. Обилие света в храме развеивает страх перед Богом.

Строительство готических соборов приходится на период расцвета городской жизни. Не каждый город мог позволить себе построить такой храм. Процесс возведения храма способствовал сплочению городской общины, храм становился ее символом и покровителем. Каждый верующий, входящий в храм, ощущал себя частью дома Бога.

Шщ Ранний гуманизм и Возрождение. На завершающем этапе периода Средних веков культура Западной Европы характеризовалась повышенным интересом к античности, который сопровождался стремлением возродить ее и подражать ей. Именно поэтому начавшуюся новую эпоху назвали Возрождением, или Ренессансом. На самом деле это было не возрождение, а создание новой культуры, вобравшей в себя элементы двух культур — античной и средневековой.

С XIV в. сторонники античности считали, что в первую очередь нужно познать человека.

Тех, кто занимался изучением человека, с конца ХV в. стали называть гуманистами. Сегодня словом «гуманизм» мы называем любовь к людям и такое понимание мира, при котором человек является высшей ценностью.

 

В противовес христианским добродетелям гуманисты важнейшими человеческими качествами провозглашали достоинство и доблесть. На пороге великой культуры Возрождения стоял известный поэт и философ Данте Алигьери (1265—1321). Он рано начал писать стихи. Все они были посвящены одной девушке — Беатриче. Выдающимся произведением Данте является «Божественная комедия».

Для своего произведения «Божественная комедия» Данте избрал форму видения: в темном лесу он внезапно встречает римского поэта Вергилия, с которым отправляется в путешествие в потусторонний мир. С ним он проходит девять кругов Ада, а затем с другими героями — Чистилище и Рай. Поэма рассказывает об Италии, Флоренции, папах, императорах, монахах и святых, античных полководцах и мудрецах. Ее главный герой — сам Данте и его современники. Одних он осуждает, другими восхищается. Все, кого Данте встречает в потустороннем мире, переживают страсти земной жизни: гнев, гордость, презрение. Именно этот накал страстей, которыми насыщен мир, стал новым для литературных произведений.

Если Данте был предшественником Возрождения, то первым человеком Возрождения можно назвать Франческо Петрарку (1304—1374). Петрарка известен благодаря «Книге песен», состоящей из 366 стихотворений (сонетов), посвященных его возлюбленной Лауре. За свои поэтические способности Петрарка, как в античные времена, был коронован лавровым венком на римском Капитолии.

Последователем и другом Петрарки был Джованни Боккаччо (1313—1375). Он также писал стихи, но славу ему принес сборник из 100 новелл (рассказов) «Декамерон».

Произведения Петрарки и Боккаччо были написаны живым народным итальянским языком. Этим

они доказали, что на народном языке можно писать выдающиеся произведения, передавая многообразие человеческих чувств.

Среди творцов новой культуры были и художники. Важным достижением живописи этой эпохи стало появление линейной перспективы. Средневековые художники всегда на картинах изображали значимые фигуры или предметы большими независимо от того, где они изображены: на переднем или заднем плане. Картины в линейной перспективе изображаются так, как воспринимает мир человеческий глаз: предметы на переднем плане больше, на заднем — меньше. Также художники стремились передать индивидуальные черты человека, его характер. Быстро завоевали популярность картины светского характера, появился новый жанр — портрет.

Как Данте в литературе, в живописи начало новой эпохи заложил флорентиец Джотто ди Бондоне (1266—1337). Он рисовал портреты, иконы, фрески. Его первой большой работой была фреска, посвященная жизни Святого Франциска. Наиболее известной работой Джотто считается роспись церкви в Падуе. На фресках он изобразил Иисуса, Деву Марию, апостолов как земных людей — умными, честными, красивыми, твердыми духом. Их лица передавали чувства и переживания человека.

Телесность, объемность фигур, линейная перспектива в полном объеме впервые появились в творчестве флорентийца Мазаччо (1401— 1428). Самой известной его работой стала сцена «Изгнание из Рая» из фрески одной из флорентийских церквей. Все последующие художники Возрождения учились на картинах Джотто ди Бондоне и Мазаччо.

 

Вершиной Раннего Возрождения в изобразительном искусстве считается живопись Сандро Боттичелли (1445—1510). Его картины «Весна», «Рождение Венеры» передают понимание художниками Возрождения как внутренней, так и внешней красоты.

Принципы Возрождения нашли свое отражение и в скульптуре. Так, флорентиец Донателло (ок. 1386—1466), отступив от средневековых традиций, возродил античное наследие, создав объемную скульптуру. Такая статуя была самостоятельным произведением, а не частью украшения храма. Ее можно было созерцать со всех сторон. Самым известным произведением Донателло стала скульптура библейского Давида.

Начала культуры Возрождения в архитектуре заложил Филиппо Брунеллески (1377—1446). Он разработал законы линейной перспективы и решил сложные инженерные задачи по возведению огромных куполов над соборами. Главным в его творчестве стало сооружение купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

Культура Возрождения изменила средневековое представление о мире, земной жизни, человеке и его добродетелях. Человек был поставлен в центр мироздания.

Вопросы и задания

1. Из каких источников родилась средневековая культура? 2. Что такое схоластика? 3. Каков вклад Фомы Аквинского в средневековую культуру? 4. Каким был вклад Роджера Бэкона в развитие науки? 5. Каким темам была посвящена рыцарская литература? 6. Назовите особенности городской культуры в Средние века. 7. Что такое героический эпос? Назовите главных героев эпических произведений. 8. Какова тематика литературных произведений эпохи Возрождения?

9. Что такое «Каролингское возрождение»? Назовите его основные черты. 10. Почему в IX—XI вв. культура развивалась преимущественно за стенами монастырей? 11. Какие основные проблемы затрагивала средневековая философия? 12. В чем состояла суть изобретения И. Гутенберга? 13. Как вы считаете, почему культура Возрождения возникла именно в Италии?

14. Составьте сравнительную таблицу «архитектура Средневековья» (в тетради).

Характеристика

Романский стиль

Готический стиль

Период

   

Основные черты

   

Выдающиеся памятники

   

15. Чем взгляды гуманистов отличались от традиционного средневекового мировоззрения?

Практическое занятие «Средневековые школы и университеты. Жизнь средневекового студента»

Цель: определить роль школ, университетов в развитии средневекового Запада; какой была жизнь средневекового студента.

Задание к практическому занятию: подготовьте презентацию (5—6 слайдов) по одной из предложенных тем:

1) Средневековые школы и университеты.

2) Жизнь средневекового студента.

Задания для работы на практическом занятии

1. Объединитесь в малые группы по темам подготовленных презентаций и ознакомьтесь с работами друг друга.

2. Определите лучшие презентации.

3. Рассмотрите рисунки и составьте рассказ о том, как учились в школе в Средние века.

4. Дополните текст несколькими предложениями.

Система университетского образования оказала большое влияние на формирование западноевропейской цивилизации. Университеты способствовали развитию научной мысли, самосознания и утверждению свободы личности. Магистры и студенты, переезжая из города в город, из университета в университет, тем самым осуществляли культурный обмен между странами. О национальных достояниях сразу же становилось известно и в других европейских странах. Так, например, произведение «Декамерон» итальянца Джованни Боккаччо было быстро переведено на все языки Европы, его читали и знали везде.

5. Прочитайте текст документа и дайте ответы на вопросы.

Из постановления папского легата (посланника) о студентах и магистрах парижской школы (1215 г.)

Пусть никто не читает лекций по свободным искусствам, если не достиг двадцати одного года и не прослушал по крайней мере в течение шести лет всех основных книг.

Пусть каждый обещает, что будет учить самое меньшее в течение двух лет, если только этому не помешает серьезная причина, о чем он должен заявить публично или перед экзаменаторами. И он не должен запятнать себя никаким бесчестным поступком.

Когда кто-нибудь подготовится к тому, чтобы учить, он должен быть проэкзаменован согласно форме, которая содержится в решении господина епископа Парижа... Сдавшие экзамен должны преподавать в обычных школах книги Аристотеля по старой и новой диалектике. Никто не должен учить по книгам Аристотеля «Метафизика» и по философии природы или читать «Суммы.» по этим книгам.

Никто не должен устраивать пирушек. на собраниях магистров и диспутах мальчиков и юношей. Но каждый может приглашать к себе друзей и сотоварищей, так чтобы их не было очень много. Подношения одежды или других вещей, как это повелось, или даже больше, мы всячески поощряем.

Никто из магистров, обучающих свободным искусствам, не должен иметь больше одной мантии черного цвета и спускающейся до пят. Никто не может носить под мантией туфли с отделкой или удлиненными носками.

Если скончается магистр искусств или теологии (богословия), все магистры должны бодрствовать всю ночь. Каждый из них сам лично читает Псалтырь или обеспечивает другим способом его чтение. Каждый должен присутствовать в церкви.

Каждый магистр должен иметь право суда относительно своих учеников.

Никто не получает разрешения учить от канцлера или другого лица за деньги, или путем обещания, или путем какого-либо другого соглашения.

В отношении теологов (богословов) мы повелеваем, что никто в Париже не может обучать теологии (богословию), если он не достиг тридцати пяти лет, не обучался в течение восьми лет и не прослушал всех необходимых книг.

Никто не допускается в Париже к обучению или к выступлениям с проповедью, если не является человеком достойной жизни и достаточно осведомленным в своей науке. Никто в Париже не может считаться студентом, если он не имеет определенного учителя.

1. Объясните, почему именно папский легат регулирует деятельность парижского университета. 2. В какие стороны жизни студентов вмешивается легат? Чем это было обусловлено? 3. Выскажите предположение о том, какие нарушения допускали студенты.

6. Сделайте вывод согласно цели занятия.

Обобщение по разделу IV «Материальный и духовный мир европейского Средневековья»

1. Назовите причины и последствия христианизации Европы.

2. Определите хронологическую последовательность ключевых событий истории христианской церкви в Европе.

3. Объясните значение понятий и терминов: «еретик», «инквизиция», «Возрождение», «гуманизм», «теология», «схоластика», «алхимия».

4. Составьте исторический портрет на выбор: Алкуин, Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Данте Алигьери, Иоганн Гутенберг, Франческо Петрарка, Сандро Боттичелли, Джованни Боккаччо.

5. Приведите примеры могущества католической церкви в XII— XIII вв.

6. Выполните задания по исторической карте:

1) проведите границу раздела христианского мира между католиками и православными;

2) назовите земли, за которые боролись христиане и мусульмане в Средние века;

3) назовите регионы Европы, охваченные массовыми движениями еретиков.

7. Составьте подробное описание одного из памятников средневековой культуры.

8. Заполните таблицу «Культура Средневековья» (в тетради).

Область культуры

Основные достижения

Образование

 

Литература, летописание

 

Архитектура

 

Живопись

 

9. Между восточной и западной христианскими церквями с самого начала существовали отличия. Почему со временем они продолжали накапливаться и в 1054 г. привели к расколу?

10. Объясните, почему папа римский стремился создать собственное государство, если он и так был главой всех христиан-католиков.

11. Объясните, почему колонны для храма в Аахене, который был построен во времена Карла Великого, пришлось везти из Италии.

Тестовые задания для тематического контроля по разделу IV «Материальный и духовный мир европейского Средневековья»

1. Назовите регион, ставший центром ереси катаров.

А Северная Германия

Б Восточная Англия В Южная Франция Г Южная Италия

2. Власть папы римского достигла вершины своего могущества в А V—IX вв.

Б X—XП вв.

В XП—XШ вв.

Г XIV—XV вв.

 

3. На каком языке велось богослужение в католических храмах? А древнегреческий Б латынь

В национальные языки Г арабский

4. Изобретение, приведенное на иллюстрации, связывают с деятельностью А Пьера Абеляра Б Роджера Бэкона В Иоганна Гутенберга Г Льва Математика

5. Наибольшее влияние на развитие средневековой культуры в Западной Европе оказала

А христианская церковь Б светская власть В народная культура Г культурное влияние Востока

6. Возрождение античной культуры при дворе франкских королей называют

А Меровингским Б Каролингским В Капетингским Г Вельфским

7. Поисками «философского камня» в Средние века занимались

А алхимики Б инквизиторы

В схоласты Г жонглеры

8. Странствующих студентов-школяров, которые бродили по Европе в поисках знаний и создали отдельный пласт средневековой культуры, называли

А трубадурами Б миннезингерами

В вагантами Г скальдами

9. Средневековая философия, целью которой было научно обосновать религиозное мировоззрение, называлась

А алхимия Б инвеститура

В схоластика Г индульгенция

10. Какой из изображенных храмов построен в готическом стиле?

 

11. Главным украшением готических храмов были А витражи и скульптуры Б картины и идолы В иконы и фрески Г орнаменты и вязь

 

12. Иллюстрацией к какому произведению может послужить картина, изображенная на рисунке?

А «Декамерон» Джованни

Боккаччо

Б «Божественная комедия»

Данте Алигьери В «Введение в теологию»

Пьера Абеляра Г «Книга песен» Франческо Петрарки

 

Это материал учебника Всемирная история 7 класс Гисем, Мартынюк

 

Автор: admin от 12-01-2017, 18:56, Переглядів: 2959