Народна Освіта » Всесвітня Історія » Человек в Средневековье. Средневековое европейское общество

НАРОДНА ОСВІТА

Человек в Средневековье. Средневековое европейское общество

Прочитав этот параграф, вы узнаете: как в Средние века складывались отношения между человеком и природой; каким было население средневековой Европы; что такое внутренняя колонизация; как зародилось феодальное общество; какие сословия существовали в Средние века; почему крестьяне были вынуждены выполнять повинности; что такое крестьянская община.

Взаимоотношения человека и природы в Раннем Средневековье.

население средневековой Европы. В Раннем Средневековье (V— X вв.) большую часть Европы покрывали леса. Лес в то время был основным источником существования и доходов. Туда выгоняли пастись скот, там откармливали желудями свиней. Благодаря этому крестьянин получал на зиму гарантированный запас мясной пищи. В лесу заготавливали дрова для отопления и производили древесный уголь — важный компонент для изготовления железных орудий труда и оружия. Лес также давал строительные материалы.

В лесу собирали смолистые вещества для изготовления факелов. Здесь также заготавливали кору дуба, без которой невозможно было бы вычинять шкуры животных. Золу от сожженных кустов подлеска использовали для отбеливания или окрашивания тканей. Кроме того, в лесу собирали лекарственные растения — единственные лечебные средства в те времена. Лес был также местом охоты.

Однако лес для средневекового человека таил в себе и опасность. Он был границей между владениями сеньоров. Из леса появлялись голодные волки, а также разбойники и завоеватели. Неудивительно, что в сказках и легендах тех времен лес и его обитатели были обязательными персонажами.

Среди лесов располагались небольшие поселения, к которым прилегали клочки земли. На них выращивали овощи, бобовые и зерновые культуры.

Европу в Средние века населяли романизированные народы бывшей Римской империи: греки, кельты, германцы, славяне, фракий-

цы, балты, угро-финны. Ученые считают, что после распада Римской империи численность населения в Европе значительно сократилась.

 

 

Из Капитулярия Карла Великого «О поместьях» (начало IX в.)

Чтобы леса и заповедные чащи наши хорошо охранялись, и если где окажется удобное место для расчистки, расчищали бы и полям зарастать лесом не давали; а где должны быть леса, никак не допускать их вырубать и губить; зверей же в заповедных чащах тщательно блюсти; заботиться также о соколах и ястребах для нашего дела; и оброки, следуемые за это, тщательно собирать. Управляющие, а также старосты и люди их, если будут гонять свиней на выпас в наш лес, пусть сами первые платят положенную десятину, подавая тем добрый пример, чтобы потом и прочие люди их десятину платили полностью. 1. Какие установки даны в документе управляющим? 2. Как автор документа относился к лесу? 3. Чем можно объяснить такое его отношение?

 

Самыми большими бедствиями в Средние века были голод, болезни (эпидемии) и войны. Постоянная угроза голода — характерная особенность средневекового общества. Недостаточный уровень развития техники приводил к низким урожаям. Положение зависимых крестьян было очень тяжелым.

Те, кто не погибал от голода, страдали от болезней. Скудное питание, некачественные продукты, отсутствие представлений о гигиене, нехватка элементарной медицинской помощи делали средневекового человека крайне уязвимым к различным заболеваниям — туберкулезу, малярии, проказе, холере, дизентерии, тифу. Страшные последствия приносили эпидемии чумы — «черной смерти». Беспомощные и отчаявшиеся люди видели в этом Божью кару и обращались за помощью

 

к святым. Считалось, что паломничество и прикладывание к святым мощам излечивают болезни.

 

Не менее катастрофическими были последствия войн. Они уничтожали и без того скудные запасы продовольствия, доводили людей до нищеты.

Все опасности средневекового человека приводили к тому, что средняя продолжительность жизни составляла лишь 22—32 года.

Средневековое общество постоянно находилось в движении. Что же вынуждало людей отправляться в долгий и полный опасностей путь? Причин было несколько.

Подавляющее большинство людей жило бедно, и потому в поисках лучшей жизни человек был готов отправиться в дальние страны. К тому же вся земля принадлежала сеньорам, а крестьянин только работал на ней.

Паломничество — странствие верующих к местам, отмеченным особой святостью. Название возникло от обычая паломников привозить из Палестины пальмовые ветви. Миграции — переселение народов из мест постоянного проживания на новые земли.

 

Другой слой населения — рыцари, — чтобы получить землю, соглашались на любой поход. В дальнюю дорогу люди собирались и по религиозным убеждениям: они следовали к местам паломничества, чтобы искупить свои грехи. Также люди спасались от эпидемий болезней, голода, войн и других бедствий.

Только в начале XIV в. миграции европейцев постепенно прекращаются.

И2 Внутренняя колонизация. Кризис XIV—XV вв. В конце XI в. население средневековой Европы стало ощущать, что ему уже «тесно» на своем континенте. Поэтому европейцы начали освоение новых земель — колонизацию. Период активной европейской колонизации приходится на XI—XIII вв.

На самом деле свободных земель в Европе в то время хватало. Однако нужно было вложить много труда для того, чтобы они давали хорошие урожаи. Для освоения новых земель крестьяне вырубали леса и осушали болота, постепенно превращая их в плодородные поля.

Сеньоры поддерживали усилия крестьян, так как понимали: освоение новых земель принесет больше продуктов питания. Поощряя крестьян на возделывание пустовавших земель, феодалы на определенный период освобождали их от уплаты налогов. В большинстве

районов Европы в это время начали использовать органические удобрения, распространилась система трехполья.

Благодаря этим изменениям удалось повысить урожайность.

 

 

Что представляло собой трехполье? Свою землю крестьянин делил на три части. Первая часть с осени засевалась озимыми культурами. Вторая — весной яровыми. Третья в это время находилась под паром, то есть отдыхала. В следующем году первое поле оставляли под паром, второе засевали озимыми, а третье — яровыми культурами. Кроме того, крестьяне применяли севооборот — на одном и том же поле не сеяли несколько лет подряд одну и ту же культуру.

 

Внутренняя колонизация имела положительные последствия. Так, численность населения Европы удвоилась. Удалось преодолеть

постоянную угрозу голода. Изменился рацион питания: зерновые и огородные культуры постепенно вытеснили дары лесов. Благодаря упорному труду людей за несколько столетий «Европа лесов» постепенно превратилась в «Европу полей».

В начале XIV в. процесс развития Европы замедлился, а с 1316 г., когда наступил большой голод, совсем прекратился. Экономика Европы вступила в полосу глубокого кризиса, который продолжался долгих 100 лет.

ИВ Феодализм. В конце VII — начале VIII в. завершилось объединение богатых и знатных людей варварского и римского обществ. Они образовали мощное сословие землевладельцев, среди которых

 

Внешняя колонизация — завоевание новых земель силой оружия за пределами распространенной в Западной Европе христианской цивилизации.

Внутренняя колонизация — мирное освоение крестьянами свободных земель в Европе.

 

было немало представителей верхушки церкви, а также богатых членов германских родов. Именно эти крупные землевладельцы и стали основой для формирования господствующего сословия общества, на которое опиралась королевская власть.

Наиболее ярко это проявилось на землях бывшей империи Карла Великого в Западно-Франкском королевстве — будущей Франции, как ее начали называть с X—XI вв.

Столицей нового государства стал город Париж, расположенный на реке Сена. Власть последних Каролингов постепенно ослабевала, и короли теряли контроль над своими владениями. Ускорила этот процесс внешняя опасность.

Вассал — лицо, получившее от сеньора во владение феод за несение службы. Иерархия — система строгого подчинения низших ступеней власти высшим. Феодальная лестница (иерархия) — система отношений между феодалами, по которой феодалам, занимавшим более высокое положение, подчинялись феодалы, занимавшие более низкое положение в обществе.

Феод — наследственное земельное владение, которое сеньор передавал вассалу в качестве платы за службу.

Сословия — большие группы людей, отличающиеся своими наследственными правами и обязанностями, положением в обществе.

Феодализм — социальная система, основанная на частной собственности феодалов на землю и неполной собственности на непосредственного производителя, то есть на эксплуатации лично и поземельно зависимых крестьян.

 

С конца VIII в. страны Европы начали подвергаться нападениям норманнов. К этому добавились опустошительные набеги арабов и венгров.

Представители местной власти обязывали крупных землевладельцев противостоять этим нападениям. Мелкие землевладельцы сами стали искать спасения от набегов, переходя под защиту сильных покровителей. Таких людей называли вассалами. Получая защиту, они давали клятву верности своему покровителю — сеньору и брали обязательства беспрекословно служить ему, прибывая вооруженными по его требованию.

Чтобы иметь в своем распоряжении отряд тяжеловооруженных всадников (рыцарей), землевладелец мог часть своей земли раздать воинам за службу, а они, в свою очередь, могли передать ее за службу своим вассалам.

Таким образом выстраивались отношения между сеньорами и вассалами. Историки называют такой порядок феодальной лестницей, или феодальной иерархией.

Права сеньора в отношении вассалов приравнивались к власти короля над своими подданными. А еще через 30 лет была признана наследственность бенефициев и графских титулов. Теперь бенефиции превратились в наследственные владения — феоды. Слово «феод»,

от которого происходят слова «феодал», «феодализм», означает земельное владение, предоставленное (подаренное) хозяином — сеньором своему вассалу (подвластному человеку), который за это должен был служить хозяину. Владение феодом, также как бенефицием, предусматривало службу, преимущественно военную. Обладателей феодов стали называть феодалами.

Каждый феодал получил огромную власть, а последние Каро-линги не пользовались авторитетом среди феодалов, у них не было войска для борьбы с внешними врагами. Стали возникать графства, напоминавшие маленькие королевства. Настала пора феодальной раздробленности. Король уже был лишь «первым среди равных». Постепенно такой порядок распространился на все страны Западной, ""ш Центральной и часть Восточной Европы.

Три сословия средневекового общества. В X—XIII вв. в Западной Европе окончательно сформировались основные сословия средневекового общества. Каждая из этих социальных групп имела свои права, обязанности, взгляды, образ жизни.

Наибольшее распространение получила теория о разделении общества на три сословия: «молящихся» (священники и монахи), «воюющих» (рыцари) и «трудящихся» (крестьяне, ремесленники и др.). Социальный статус наследовался от отца к сыну.

 

Каждое сословие имело свои обязанности и было необходимо для других. Так, духовенство заботилось о душах, рыцари защищали страну, а крестьяне всех кормили. Однако существующая система деления общества и отношения между сословиями не выдержали испытания временем.

На самом деле каждое из этих трех сословий делилось на более мелкие группы, которые также имели свои права, привилегии и обязанности. С появлением городов и увеличением их роли в жизни средневековой Европы система отношений между социальными группами еще более усложнилась. В значительной степени деление общества на социальные сословия начало зависеть от размера земельных владений и денег. Все, кто имел богатство и статус в обществе, стали относиться к аристократии. Так возникла сельская и городская аристократия.

Епископ Адальберон Ланский о трех сословиях (XI в.)

Первое сословие — воины, защитники церкви и народа, всех без исключения, как сильных, так и слабых... Второе сословие — крестьяне; эти несчастные люди имеют что-то лишь ценой тяжелого труда. Всем — деньгами, одеждой, продовольствием — обеспечивают они весь мир. Ни один свободный человек не смог бы прожить без крестьян. Крестьянин кормит хозяина, который утверждает, что это он кормит крестьянина. Так, дом Божий (общество) делится на три части: одни молятся, другие воюют, еще некоторые работают. Три. части не страдают от своей обособленности: услуги, предоставленные одной из них, создают условия для работы двух других; соответственно, каждая часть заботится о целом. Так этот тройственный союз остается единым, благодаря чему господствует закон, а люди наслаждаются миром. 1. Чем епископ Адальберон объяснял такое разделение общества? 2. Что было положено в основу этого деления? 3. Что, по мнению епископа, обеспечивало единство общества? 4. Чем подобная структура общества отличается от римской или германской?

□5 Духовенство. На первом месте среди трех сословий общества стояли монахи и священники. Их главной задачей было заботиться о спасении душ верующих. Это занятие в представлении людей того времени было важнее любых земных дел.

Епископ — духовный глава административно-территориальной церковной единицы — епархии.

Монах — член религиозной общины, давший обет вести аскетическую (лишенную жизненных благ) жизнь.

 

Средневековое общество долгие века оставалось бедным. И все же, не считаясь с затратами средств, сил и времени, европейцы возводили величественные соборы и многочисленные церкви, отдавали духовенству десятину — десятую часть урожая и других доходов. Желая спасти свои души, богатые и бедные дарили церкви свое имущество и земельные владения. Первое сословие было единственным, которое пополнялось выходцами из разных слоев общества.

Для борьбы против своих врагов церковь использовала отлучение и интердикт. Отлучение от церкви было страшным наказанием для средневекового человека. Фактически это означало потерю всех прав члена общества. Человек лишался возможности участвовать в христианских обрядах, занимать любые должности, никто не имел права ему помогать, его могли даже убить. Если церковь считала, что в непослушании виновны не только отдельные люди, она могла отлучить целые села, города или даже страны. Такое отлучение называлось интердиктом.

В городах и странах, отлученных от церкви, закрывались храмы, запрещалось совершать христианские обряды — крещение, венчание, отпевание и т. д. В такие страны церковь впоследствии начала организовывать вооруженные экспедиции — крестовые походы.

Крестовые походы — войны европейских феодалов, поддержанные католической церковью под лозунгом освобождения от мусульман христианских святынь в Палестине.

Крестоносцы — участники крестовых походов. Как правило, они нашивали на одежду изображение креста в знак своих добрых намерений.

 

Церковь была огромной политической, экономической и духовной силой. Опираясь на это, римские папы в X—XIII вв. начали борьбу за объединение всего христианского мира под своим верховенством. Постепенно церковь превратилась в крупнейшего землевладельца в Европе, а жизнь верхушки церкви ничем не отличалась от жизни светских феодалов. Духовенство в своей деятельности уже не ограничивалось только церковной службой и молитвами. Его представители вершили правосудие, участвовали в управлении государством, выполняли феодальные функции, преподавали в школах и университетах, оказывали финансовую помощь королям и т. д. Для многих молитва стала второстепенным занятием.

□6 Феодалы. Замки. Всех крупных землевладельцев, существовавших благодаря труду зависимых крестьян, называли феодалами. Они составляли 2—5 % населения и занимали господствующее положение в обществе. Между феодалами сложилась система отношений, получившая название вассалитет. Между сеньором и вассалом действовала устная договоренность: вассал преданно служил хозяину, а тот обеспечивал вассалу поддержку и защиту. Такой договор заключался в присутствии свидетелей и считался незыблемым.

Как уже говорилось ранее, система вассалитета (зависимости) напоминала лестницу или пирамиду, на вершине которой находился

Вассалитет — система отношений между феодалами; личная зависимость одних феодалов от других.

 

король. Прямыми вассалами короля были герцоги, маркизы, графы. Вассалами королевских вассалов были бароны, а их вассалами, в свою очередь, были рыцари. В походах рыцарей обычно сопровождали юноши-оруженосцы из рыцарских семей, которые еще не получили этого звания.

Хотя считалось, что король является сеньором для всех, однако во Франции существовало правило: «Вассал моего вассала — не мой вассал». То есть король не должен был вмешиваться в отношения между герцогами и баронами и т. д.

В IX—XI вв. для защиты от арабов, венгров, норманнов в Европе появился новый вид оборонительных сооружений — замок. Он служил одновременно и крепостью, и жилищем феодала.

Замки строили преимущественно на холмах. Окруженный рвом с водой, высокими стенами и башнями, замок был надежным убежищем. Над всеми постройками замка возвышалась главная башня — донжон. Ее использовали как в повседневной жизни феодала, так и для обороны. Подвалы башни были приспособлены для хранения припасов. Также там часто выкапывали колодец или устраивали тюрьму. На верхних этажах размещались залы, где жил феодал со своей семьей и слугами. Важным элементом башни был тайный ход, позволявший в случае необходимости уйти в безопасное место. Башня могла держать оборону самостоятельно даже тогда, когда другие укрепления замка были захвачены врагом.

Вместе с замками в Европе появились и тяжеловооруженные профессиональные воины — рыцари. Рыцарь был не просто всадником, а самостоятельной боевой единицей. Сначала он был одет в кольчугу — рубаху из скрепленных между собой металлических пластин. Со временем ее сменили кованые латы, защищавшие рыцаря с ног до головы. Кроме того, в бою воин прикрывался щитом, на котором был изображен герб — опознавательный знак его рода и написан девиз — короткая фраза, объясняющая изображение на гербе. Вооружение рыцаря состояло из длинного тяжелого копья и меча (реже боевого топора или палицы — тяжелой дубины с утолщенным концом). Лошадь всадника также защищали доспехи.

 

Славу непобедимого воина можно было заслужить на войне или во время рыцарских турниров — состязаний в силе и ловкости. Их устраивали короли или знатные феодалы. На турниры съезжались как те, кто желал принять в них участие, так и те, кто хотел увидеть зрелище.

Чтобы стать рыцарем, следовало пройти специальный обряд посвящения. Посвященный в рыцари давал клятву верности, брал на себя обязательства защищать вдов, сирот и тех, кто служит Богу.

Религиозный обряд посвящения в рыцари (XI в.)

Сначала епископ освящает стяг (рыцаря). Молитва: «Боже вечный и всемогущий... Освяти небесным благословением сей стяг, готовый к бою, чтобы он был сильным в борьбе против неверных и мятежных народов, и чтобы при твоем заступничестве он навевал ужас на врагов народа христианского.»

Перекрещенные рыцарем копье и стяг епископ освящает святой водой. Дальше он благословляет меч: «Благослови сей меч на поясе слуги твоего. Да сможет сей меч стать защитой и обороной церквей, вдов, сирот и всех тех, кто служит Богу, от суровости их врагов.»

1. Кто объявлялся главным врагом рыцаря и церкви? 2. С какой целью церковь проводила обряд посвящения в рыцари?

07 Крестьяне и сеньория. Хозяйство крестьянина. Крестьянство было самым многочисленным сословием средневекового общества. Крестьяне находились вне феодальной лестницы, они не были вассалами, а только подданными.

Жизнь в средневековой Европе была полна опасностей, и крестьянину приходилось искать защиты у могущественного сеньора.

Повинности — обязательные принудительные работы крестьян на своего феодала — оброк, барщина и т. д.

Оброк — плата зависимых крестьян феодалу (продуктовая или денежная).

Барщина — обязательные работы крестьянина на земле феодала.

 

Взамен сеньор присваивал право на землю крестьянина и принуждал его нести повинности: отрабатывать барщину или платить оброк. Крестьяне обрабатывали господские поля, строили и ремонтировали его дом, амбары и мосты, чистили пруды, ловили рыбу и т. д. Оброк — часть продуктов крестьянского хозяйства (зерно, скот, птица и т. д.), которую крестьянин был обязан отдавать своему сеньору. Оброк мог назначаться и в денежной форме. Кроме того, сеньор судил крестьянина своим судом. Крестьянин не имел права переселяться в другую местность без разрешения и т. д.

Если крестьянин добросовестно выполнял повинности, сеньор не мог отказать ему в пользовании земельным участком, на котором

работали его предки. Немного больше прав имели лично свободные крестьяне — вилланы (от латин. villa — вилла, имение). Они, как правило, платили лишь оброк. Такой крестьянин даже мог продать свой земельный надел, но новый хозяин все равно платил сеньору оброк. Все права сеньора в отношении крестьян формируют общее понятие сеньория. Сеньория — это и земля, которую крестьяне получали во владение от сеньора, и сами зависимые крестьяне, и власть сеньора над ними, и повинности крестьянина в пользу сеньора. Сеньория является важной особенностью средневекового европейского общества.

 

Хозяйство крестьянина по своему характеру было натуральным, то есть все необходимое для жизни производилось на месте: от продуктов питания до ремесленных изделий. Только за некоторыми товарами, в частности за солью или железом, приходилось отправляться в места, где их производили, и там обменивать на продукты своего труда. Деньги у крестьян были редкостью. Однако в ХV в. натуральное хозяйство стало постепенно разрушаться и ему на смену пришло товарное хозяйство, когда то, что было произведено или выращено, использовалось преимущественно для продажи.

Из «Поэмы о версонских вилланах» Э. ле Гоза (XII в.)

...Первая работа в году — к Ивановому дню [24 июля]. Вилланы должны косить луга, сгребать и собирать сено в копны и складывать его стогами. а потом везти на барский двор, куда укажут.

.Но вот наступает август, а с ним новая работа. Они обязаны барщиной, и о ней не следует забывать. Вилланы должны жать хлеб, собирать и связывать его в снопы, складывать скирдами посреди поля и отвозить сразу же к амбарам. Эту службу они несут с детства, как несли ее предки. Так работают они на сеньора.

.Затем они опять повинны барщиной. Когда они распахали землю, то идут за зерном в амбар, сеют и боронят.

К Рождеству надо сдавать кур.

На Пасху вилланы опять повинны барщиной.

После этого надо ехать в кузницу подковывать лошадей.

1. О чем идет речь в данном отрывке? 2. Какие повинности крестьян упоминаются в документе?

Крестьянская община. Брак и семья. Мир крестьянина. Жить одному в те времена было сложно, поэтому крестьяне в средневековой Европе объединялись в общины. Так было легче вести хозяйство, отстаивать свои интересы перед сеньором, сохранять бытовые и культурные традиции.

Община — объединение людей, которые совместно владеют орудиями труда и другим имуществом. Особенностью этого объединения является частичное или полное самоуправление.

 

Община решала общие хозяйственные дела. Чтобы все члены общины имели равные условия для ведения хозяйства, поле разбивали на участки с разным качеством почвы и каждому выделяли полоски земли на разных участках. Из этих полосок и состоял надел крестьянина. Периодически участки перераспределяли. Леса, пастбища, сенокосы, реки, озера находились в совместном пользовании всей общины.

Община помогала бедным, вдовам, сиротам, защищала тех, кого обидели чужаки. Руководить общиной выбирали старосту. Община строила церкви, содержала священников, ухаживала за дорогами, мостами, в целом следила за порядком на своих землях. Сельские праздники в основном также устраивались за счет общины.

Самым страшным наказанием было изгнание из общины. В общину объединялись жители одного или нескольких сел. Сначала села были совсем небольшими и состояли из 10—15 дворов. В каждом селе были собственные ремесленники, прежде всего кузнец и мельник, гончары, ткачи и другие.

Крестьянин редко выезжал за пределы своего села. Поэтому его представление о мире часто ограничивалось лишь расстоянием в несколько дней ходьбы от родной околицы.

 

Новости в селе ограничивались местными событиями. Иногда проезжие купцы, паломники или просто бродяги рассказывали о чудесах, которые якобы видели в дальних краях. Среди жителей села грамотой владели, не считая священника, лишь несколько человек.

Жизнь крестьянина полностью зависела от урожая, приплода скота, поэтому все вращалось вокруг этого, даже христианские праздники. Непонимание многих природных явлений усиливало веру крестьянина во всевозможных духов, добрых и злых. Иногда крестьяне применяли магию, надеясь, что это поможет уберечь их от засухи, неурожая, болезни и т. д.

В Западной Европе боялись злых ведьм и оборотней (германские народы называли их вервольфами). Для защиты от нечисти крестьяне пользовались различными оберегами.

Всякая нечисть часто упоминается в сказках — одном из наиболее популярных видов народного творчества (фольклора). Помимо сказок, в среде крестьян были распространены песни (праздничные, обрядовые, трудовые, героические), легенды, рассказы, поговорки и т. д. В рассказах о животных прослеживаются черты поведения человека.

Любимыми героями крестьянских рассказов и сказок были бедняки — справедливые и добрые; веселые дураки — Жак Простак, Ганс Чурбан; благородные разбойники — Робин Гуд и другие.

Вопросы и задания

1. Назовите народы, населявшие Европу в Средние века. 2. Назовите три самые большие опасности для средневекового человека. 3. Объясните значение понятий «феод», «феодал», «феодализм». 4. Какие три сословия существовали в средневековом обществе? 5. Каким было хозяйство средневековых крестьян по своему характеру? 6. Что такое община?

7. В чем заключалось взаимодействие человека и природы в Раннем Средневековье? 8. Как жило население средневековой Европы? 9. Что такое колонизация? В каких формах она происходила в средневековой Европе? 10. Какими были особенности феодализма как нового общественного порядка Средневековья? 11. Охарактеризуйте теорию трех сословий средневекового общества.

12. Составьте таблицу «Три сословия средневекового общества» (в тетради).

13. Составьте план ответа на тему «Жизнь крестьян в Средние века» и подготовьте рассказ. 14. Было ли, на ваш взгляд, социальное устройство средневековой Европы справедливым? Почему?

 

Это материал учебника Всемирная история 7 класс Гисем, Мартынюк

 

Автор: admin от 12-01-2017, 18:50, Переглядів: 2567