Народна Освіта » Всесвітня Історія » Арабский халифат

НАРОДНА ОСВІТА

Арабский халифат

Прочитав этот параграф, вы узнаете: о природе и населении Аравийского полуострова; как возник ислам и какую роль он сыграл в жизни арабов; почему арабам удалось покорить большие территории в Азии, Африке и Европе; каков вклад представителей Аравии в сокровищницу мировой культуры.

Аравийский полуостров и его население. Большая часть огромного Аравийского полуострова — это пустыни и степи. Аравия делится на несколько различных по природным условиям областей. На юго-западе полуострова расположился Йемен — страна с плодородными землями и богатой тропической растительностью. Местное население издавна занималось полеводством и садоводством. Середина полуострова — Неджд — огромное засушливое плоскогорье, где возможно только кочевое скотоводство. Рек здесь нет, только сухие русла, иногда заполняющиеся дождевыми потоками. Животворную воду людям дают исключительно колодцы. Длинная полоса вдоль Красного моря — Хиджаз — пригодна разве что для полеводства в отдельных оазисах. Безграничные просторы, особенно на окраинах плоскогорья, остаются незаселенными.

В связи с природными условиями Аравийского полуострова большинство арабов были кочевниками — бедуинами («жителями пустыни»). Они разводили коз, овец и верблюдов.

Бедуины жили племенами, которые делились на роды и семьи. У них существовала знать — шейхи и саиды, которые владели огромными стадами скота, множеством рабов и получали большую долю добычи во время войн. Все члены одного племени считали себя родственниками. Большинство арабов поклонялись разным племенным богам; единой религии у них не существовало. Наиболее почитаемыми были бог войны и плодородия Астар, богиня луны Син, богиня-мать Лат.

Через Хиджаз, вдоль Красного моря, пролегал древний торговый путь из Средиземноморья в Африку и Индию, на котором возникли крупные торговые центры, со временем превратившиеся в города, — Мекка, Ясриб и др.

В конце VI в. арабское общество охватил кризис. Численность населения полуострова увеличилась, недоставало земли. Торговля пришла в упадок из-за нападений иранцев, стремившихся к тому, чтобы торговые пути проходили по побережью Персидского залива и обогащали их страну. Ухудшение условий жизни подталкивало арабов к объединению для совместной борьбы за лучшее существование, но этому препятствовали различные племенные верования.

 

 

Возникновение ислама и объединение арабов. Объединению арабов способствовало появление новой религии — ислама (в переводе с арабского — «покорность»). Людей, исповедующих ислам, называют мусульманами. Основателем этой религии стал Мухаммад (570—632). Это имя означает «вдохновенный», «пророк».

Мухаммад утверждал, что основные положения новой веры ему были переданы Богом. Ученики и последователи записывали его слова, а после смерти Мухаммада все записи были собраны в одну книгу — Коран (в переводе с арабского — «чтение»).

Житель Мекки Мухаммад родился в бедной семье. В шесть лет он остался сиротой и стал пастухом. В возрасте 25 лет Мухаммад устроился вести торговые дела богатой вдовы Хадиджи и начал странствовать с купеческими караванами. Спустя некоторое время Мухаммад стал говорить, что слышит голос Бога, который приказывает ему оставить торговлю и проповедовать новую религию. Мухаммад утверждал, что он — орудие Бога, преемник пророков Авраама, Моисея и Иисуса. Со временем вокруг Мухаммада начали собираться сторонники. Однако не всем жителям Мекки пришлись по душе призывы Мухаммада отдавать свое имущество бедным и освобождать рабов, поэтому он был вынужден перебраться в город Ясриб — «соперник» Мекки. Ясриб, жители которого в 622 г. приняли Мухаммада, начали называть Мединой — «городом пророка». Год переселения — хиджра — в исламе считается началом новой эры в мусульманском летоисчислении. Учение Мухаммада быстро распространялось, и в 630 г. он победно вернулся в Мекку. В 632 г. Мухаммад умер. Его могила в Медине, как и Кааба, является наибольшей святыней для мусульман.

Основным религиозным требованием Мухаммада к арабам был отказ от поклонения различным племенным богам и признание существования единого Бога — Аллаха. «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — пророк его» — главная религиозная формула ислама. Для того чтобы быть мусульманином, нужно признать и выполнять пять основных положений:

Ислам — одна из мировых религий; распространена в странах Азии, Африки. Коран — священная книга мусульман.

 

1) Верить в существование единого Бога — Аллаха.

2) Пять раз в день совершать обязательную молитву.

3) Раз в год соблюдать обязательный пост — рамазан — от рассвета до заката солнца.

4) Тратить пятую часть доходов на милостыню, чтобы освободиться от грехов.

5) Один раз за свою жизнь совершить паломничество (посещение святых мест) в Мекку и Медину.

Мухаммад изложил и «завет священной войны». Он выделил иудеев и христиан как людей, владеющих священным писанием, а язычников призвал уничтожать.

 

В начале своего проповедничества Мухаммад осуждал богачей, но впоследствии отказался от этого. В Коране сказано, что неравенство среди людей установлено Богом и мусульманин не должен завидовать тому, кто богаче.

После изгнания из Мекки Мухаммад начал выступать за объединение всех арабов в единую общину мусульман. Между Мединой и Меккой развернулась война. Большинство простых жителей поддерживали пророка, поэтому знать была вынуждена подчиниться Мухаммаду и впустить его в город. В 630 г., по возвращении пророка в Мекку, большинство арабских племен признали власть Мухаммада и приняли ислам. Так под знаменем ислама Мухаммад объединил арабские племена. На момент смерти Мухаммада под его властью находилась большая часть племен, населявших Аравию.

Главная святыня мусульман Кааба расположена в центре мечети аль-Харам. Это кубическое каменное сооружение высотой в пятиэтажный дом. По арабским преданиям, Каабу построил «праотец евреев» Авраам для своего сына Измаила, которого арабы считали своим родоначальником. В ней хранится «черный камень», подаренный Богом адаму — первому человеку на Земле.

Завоевания арабов во времена первых халифов. После смерти пророка между его давними сторонниками и мединской знатью вспыхнули споры о преемственности. Ведь дело было не только в том, кто станет религиозным вождем, а и в том, кто возглавит созданное Мухаммадом государство. Наконец было решено, что государством станут управлять халифы — «наместники» пророка.

Халиф — преемник Мухаммада, титул правителя и одновременно духовного главы мусульман.

 

Халифы призвали народ отправляться в поход за распространение ислама, обещая каждому вознаграждение как при жизни, так и после смерти. Началась эпоха арабских завоеваний. Крупнейшие завоевания были осуществлены в годы правления второго халифа — Омара (634—644). Арабы отвоевали у Византии Сирию, Палестину, Египет и Ливию, а у Ирана — значительную часть его западных земель вплоть до Закавказья.

Военным успехам арабов способствовало превосходство в военной тактике. Они создали легкую конницу, которая стремительными атаками наводила ужас на пехоту противника и не менее успешно атаковала тяжелую конницу врага. Ее появление стало возможным благодаря изобретению китайцами стремян. Именно опираясь на стремена, арабские всадники разрубали саблями врагов почти пополам.

Значительную роль играло и то, что завоевания арабов осуществлялись в форме «священной войны во имя Аллаха». Каждый погибший на этой войне, как говорили халифы, попадал в рай и обретал вечное блаженство. Военные успехи вдохновляли на новые походы. В завоеванных странах арабы прежде всего захватывали имущество богачей, поэтому большинство порабощенных видели в них освободителей. Арабы давали религиозную свободу населению завоеванных стран, но вместе с тем различными привилегиями поощряли переход местных жителей в мусульманскую веру. В результате этих завоеваний возникло огромное государство — Арабский халифат.

Уже при первых халифах в Арабском халифате развернулась борьба за власть. Она особенно усилилась во времена правления старого и безвольного третьего халифа Османа (644—656) и четвертого — Али (656—661). Оба были убиты заговорщиками. После этого престол захватил наместник Сирии Муавия из рода Омейя. Он стал основателем династии Омейядов. Так начался новый период в истории Арабского халифата.

Омейяды и Аббасиды. Муавия отказался жить в Мекке или

Медине и остался в Дамаске, который стал столицей халифата. Дамаскский халифат Омейядов просуществовал около 90 лет (661 — 750 гг.). За это время арабы значительно расширили свои владения. К концу VII в. они покорили часть Армении, Южный Азербайджан, часть Северной Африки, а к 711 г. захватили все африканские владения Византии к западу от Египта (современные Ливия, Алжир, Тунис, Марокко) и дали им арабское название Магриб — «Запад».

В 711 г. арабы начали завоевание Испании, где жили вестготы. Полководец Джебель аль-Тарик разгромил вестготов и очень быстро завоевал почти всю Испанию.

Арабы попытались захватить и Франкское королевство, однако потерпели поражение при Пуатье. На востоке арабские полководцы завоевали Хиву, Бухару, Самарканд, Афганистан и северо-западную часть Индии до реки Инд. Трижды арабы совершали походы на Константинополь, в течение года (в 717—718 гг.) держали его в осаде, однако покорить так и не смогли.

В результате завоеваний границы халифата Омейядов раскинулись от Атлантического океана на Западе до Китая и Индии на Востоке. По своим размерам Арабский халифат превосходил Римскую империю во времена ее расцвета или государство Александра Македонского.

В 750 г. Омейядов свергла иранская и иракская знать, недовольная засильем сирийско-арабских вельмож. Халифом стал Абул-Аббас Кровавый, по приказу которого были уничтожены все Омейяды. Он основал новую династию Аббасидов, которая правила в 750—1055 гг. Столица халифата была перенесена в Багдад (Ирак). Багдадский период истории халифата называли «золотым веком Аббасидов».

Столица Аббасидов поражала современников своими размерами, многочисленными дворцами, парками халифа и его приближенных. На огромных рынках Багдада можно было встретить купцов из самых далеких стран мира — византийцев, китайцев, индийцев, малайцев. Купцы и мореплаватели рассказывали об удивительных далеких землях.

Общественный строй халифата. При первых четырех халифах

государством управляло высшее религиозное лицо, которое выбирали из друзей и родственников Мухаммада. После прихода к власти Омейядов должность халифа стала наследственной. Халифат превратился в теократическую монархию, которая приобрела черты восточной деспотии. Это форма государственного устройства, при которой монарх обладает неограниченной законодательной и судебной властью, основанной на насилии и терроре, и ни перед кем не отвечает за свои действия.

Арабский халифат был создан в результате завоеваний разных народов. Удерживать их в повиновении можно было лишь силой. Для этого халифы создали огромную постоянную армию — до 160 тыс. воинов, а для собственной защиты — дворцовую гвардию.

Огромное количество чиновников следило за уплатой налогов в казну халифа. Существовали три основных вида налогов: харадж — земельный налог; джизия — подушное, которое платили немусульмане; закят — десятина, которая поступала в распоряжение халифа.

Судопроизводство осуществлялось на основе Корана и Сунны — книги дополнений к Корану.

Однако не все арабы считали Сунну священной книгой, равной по значению Корану. Во времена Омейядов мусульманский мир раскололся на суннитов, которые признавали Сунну и поддерживали халифа, и шиитов, которые не признавали Сунну и не поддерживали Омейядов.

 

 

Как и все предыдущие империи, созданные в результате завоеваний, Арабский халифат пришел в упадок и распался. Причин распада было несколько. Во-первых, халифат насильно объединил народы с разной историей и культурой. С тех пор как они оказались под властью арабов, их борьба за независимость не прекращалась. Во-вторых, власть халифов, которые утопали в роскоши, а управление государством поручали своим приближенным, все больше слабела. Эмиры (наместники халифов), управлявшие на местах, пытались сделать свои владения и власть наследственными, чтобы быть независимыми от халифа.

Все это привело к тому, что в конце VIII — начале XI в. халифы утратили большинство своих владений. В 1055 г. Багдад завоевали турки-сельджуки, и халифат прекратил свое существование.

Культура халифата. Эпоха Арабского халифата обогатила мир выдающимися достижениями культуры. Хотя мы и называем эту культуру арабской, это не совсем так, поскольку она впитала в себя культурное наследие покоренных народов.

Арабы проявили редкую способность усваивать знания и традиции завоеванных народов. Более того, они сумели объединить культурные достижения разных стран в единое целое на основе ислама и арабского языка. Арабский язык стал официальным: на нем составляли документы, вели переговоры и читали молитвы. Кроме того, он стал языком науки и культуры всего мусульманского Востока.

 

 

 

Наиболее весомый вклад арабы внесли в развитие естественных и точных наук, философии и медицины. Они изучали и переводили на арабский язык труды Аристотеля, Гиппократа, Евклида, Птолемея. В Багдаде, Кордове, Каире существовали высшие школы, в которых наряду с Кораном изучали светские науки. Эти школы стали образцом для будущих западноевропейских университетов. В Каире, Кордове и других городах действовали огромные библиотеки. Быстрому распространению книг способствовало то, что в VIII в. арабы заимствовали из Китая искусство изготовления бумаги. В Багдаде, Дамаске, Самарканде были созданы крупные обсерватории. Арабские астрономы открыли много новых звезд и составили карты звездного неба, вычислили окружность Земли.

Арабские математики создали алгебру; именно они стали широко использовать цифры, которые были изобретены в Индии, но известны нам как арабские. Выдающимся математиком своего времени был Аль-Хорезми.

Арабы первыми стали проводить вскрытия живых животных с целью исследования функций частей организма и причин заболеваний. В области медицины особенно прославился Ибн Сина (980—1037), известный в Европе под именем Авиценны. В главной своей работе «Канон врачебной науки» он использовал опыт античных, индийских и среднеазиатских врачей.

Арабские путешественники Ибн Фадлан, Аль-Масуди, Ибн Русте и другие первыми посетили страны, которые не были известны

даже в Европе. До наших дней также сохранились их уникальные описания жизни восточных славян в IX—X вв.

Для морских путешествий арабы создали удобный и надежный корабль — дау, точные карты и навигационные приборы.

Во все времена и для всех народов непревзойденным памятником арабской литературы остается сборник сказок «Тысяча и одна ночь», вобравший в себя сказки разных народов арабо-мусульманского мира.

Быстро развивались различные жанры поэзии. Одним из самых известных поэтов был Фирдоуси, создавший огромный эпос «Шахна-ме» («Книга царей»), в котором описал деяния персидских шахов.

Расцвет Арабского халифата сопровождался грандиозным строительством. Возводились величественные мечети, дворцы халифов, мавзолеи-гробницы, крепости.

Арабы умели организовать свой быт. Объединив традиции античности, а также Византии, Персии, они создали изящную восточную роскошь — тончайшие ткани, керамику, стекло, украшения, оружие. Больших успехов арабская культура достигла в украшении дворцов и разведении садов. Разнообразным был и досуг: охота и пиры, игра в шахматы и нарды, музыка и танцы. Арабы изобрели ставший теперь популярным такой музыкальный инструмент, как гитара.

Популярность у арабов получили бани, которые были не только местом, где мылись, но и своеобразными клубами для встреч друзей. За столом арабы ввели перемену блюд, мытье рук, пользование зубочистками.

Арабская культура оказала большое влияние на Западную Европу. Из завоеванной арабами Испании в европейские страны распространялись научные знания. Европейцы-христиане приезжали учиться в Кордову, откуда привозили в Европу переведенные на арабский язык труды древних ученых. В европейских монастырях существовали центры перевода трудов с арабского языка на латынь. Так благодаря арабам средневековая Европа узнавала о научных достижениях разных времен и народов.

570—632 гг.

Годы жизни пророка Мухаммада

Вторая половина VII в.

Арабские завоевания

637 г.

Вступление арабов в Иерусалим

711 г.

Завоевание арабами Испании

Вопросы и задания

1. На какие три части по природно-географическим условиям делится Аравийский полуостров? 2. Каким было основное религиозное требование Мухаммада к арабам? 3. В период правления какого халифа были осуществлены крупнейшие завоевания? 4. Какой город стал столицей арабского халифата во времена аббасидов? 5. Назовите три основных вида налогов в арабском халифате. 6. Чем прославился Ибн Сина Авиценна)?

7. Охарактеризуйте природу и население аравийского полуострова. 8. Как возник ислам и какую роль он сыграл в объединении арабов? 9. Как происходили арабские завоевания при первых халифах? 10. Определите особенности развития арабского халифата во времена Омейядов и аббасидов. 11. Назовите характерные особенности общественного строя халифата.

12. Составьте таблицу «Культура арабского халифата» (в тетради).

13. Сравните ислам и христианство. Определите черты сходства и различия.

Практическое занятие «Влияние Византии, империи Карла Великого, первых Арабских халифатов на становление средневековой Европы»

Цель: определить особенности и проявления влияния Византии, империи Карла Великого и первых Арабских халифатов на становление средневековой Европы.

Задание для подготовки к практическому занятию: подготовьте сообщение (по одной из предложенных тем). Определите влияние на становление средневековой Европы:

1) Византии;

2) империи Карла Великого;

3) первых Арабских халифатов.

Задания для работы на практическом занятии

Объединитесь в малые группы по темам подготовленных сообщений и обсудите результаты, полученные в ходе работы.

2. Рассмотрите в атласе карты «Франкское королевство», «Империя Карла Великого», «Византийская империя», «Возникновение ислама. Арабский халифат» и определите:

1) какие регионы мира охватили своим влиянием три крупнейших государства Раннего Средневековья (Византийская империя, империя Карла Великого, Арабский халифат);

2) какие регионы стали пересечением их интересов (влияния);

3) какая империя просуществовала дольше других.

3. Можно ли считать конфликт между империями религиозным? Свою точку зрения обоснуйте.

4. Какие архитектурные памятники являются символами Византийской империи, империи Карла Великого, Арабского халифата?

5. Как три великих государства Раннего Средневековья повлияли на дальнейшее развитие: 1) религии; 2) образования государства; 3) социальных отношений?

6. Сделайте вывод согласно цели занятия.

Обобщение по разделу I

«Первые средневековые государства»

1. Составьте перечень событий, которые вы считаете самыми важными для данного периода всемирной истории. Обоснуйте свой выбор.

2. Объясните значение терминов и понятий: «Великое переселение народов», «варварское королевство», «Каролингское возрождение», «халифат», «ислам», «Коран», «арабо-мусульманская цивилизация», «василевс», «империя».

3. Назовите имена выдающихся исторических деятелей, о которых вы узнали в ходе изучения раздела. В чем, на ваш взгляд, проявился их вклад в историю?

4. Выполните задания по исторической карте:

1) проследите направления переселений и походов народов в период Великого переселения народов;

2) покажите территории варварских королевств и назовите их;

3) определите страну франков во второй половине V в. и территории, присоединенные к Франкскому королевству в период правления Хлодвига;

4) покажите территории, завоеванные Карлом Великим, и границы Франкской империи в 814 г.;

5) проследите, как изменялась территория Византийской империи со времен Юстиниана до конца правления династии Комнинов;

6) покажите, с кем вела борьбу Византия, и назовите, когда это было;

7) покажите государство Мухаммада в 632 г.;

8) проследите, какие территории и когда были завоеваны арабами.

5. Сравните Франкскую и Византийскую империи как государственные образования.

6. Сравните культуру первых средневековых государств. Какие культурные достижения этих стран, на ваш взгляд, имели наиболее важное значение? Почему?

7. Определите последствия:

1) Великого переселения народов;

2) возникновения империи Карла Великого;

3) распада империи Карла Великого;

4) возникновения ислама;

5) арабской экспансии.

Тестовые задания для тематического контроля по разделу I «Первые средневековые государства»

1. Укажите хронологические рамки истории Средних веков.

А 375 г. — конец XIII в. Б 395 г. — конец XIV в.

В 410 г. — конец XV в. Г 476 г. — конец XV в.

2. Кто был основателем Франкского королевства?

А Теодорих Б Хлодвиг

В Карл Мартелл Г Карл Великий

3. В какой битве франки остановили продвижение арабов в Европу?

А на Косовом поле Б при Пуатье

В на Каталаунских полях Г при Аугсбурге

4. В чем главная причина проведения Карлом Мартеллом бенефи-циальной реформы?

А стремление отстранить от власти «ленивых королей» из династии Меровингов

Б необходимость создания постоянной, хорошо вооруженной конницы для борьбы с арабами В стремление получить поддержку католической церкви Г необходимость противодействовать нападениям славянских, болгарских и аварских племен

5. Против кого Карл Великий вел продолжительные и тяжелые войны (772—804 гг.)?

А саксы Б авары

В славяне Г баварцы

6. Когда был заключен Верденский договор?

А 751 г. Б 754 г.

В 800 г. Г 843 г.

7. По своим полномочиям в Византийской империи синклит являлся:

А высшим законодательным органом Б совещательным органом при императоре В правительством Византии Г высшим судебным органом

8. В период правления какого императора в Византии началось движение иконоборцев?

А Юстиниан I Великий Б Лев III Исавр В Василий I Македонянин Г Алексей I Комнин

9. В период правления какого императора был построен храм Святой Софии в Константинополе?

А Юстиниан I Великий Б Лев III Исавр В Василий I Болгаробойца Г Алексей I Комнин

10. Какой арабский халиф отвоевал у Византии Сирию, Палестину, Египет и Ливию?

А Муавия Б Али

В Осман Г Омар

11. Какой город был столицей Арабского халифата в эпоху Абба-сидов?

А Багдад Б Мекка

В Медина Г Кордова

12. Что в Арабском халифате называли джизией?

А земельный налог

Б десятину, которая поступала в распоряжение халифа В подушное, которое платили немусульмане Г начало новой эры в мусульманском летоисчислении

 

Это материал учебника Всемирная история 7 класс Гисем, Мартынюк

 

Автор: admin от 12-01-2017, 18:50, Переглядів: 2210