Народна Освіта » Основи здоров'я » Факторы стресса и факторы выживания в экстремальных ситуациях. Позитивное мышление

НАРОДНА ОСВІТА

Факторы стресса и факторы выживания в экстремальных ситуациях. Позитивное мышление

Подумайте и обсудите ситуацию. Загорелся высотный дом, и верхние этажи охватил огонь. В одном из окон появился человек, он разбил стекло и по импровизированной лестнице из простыней спустился на нижний этаж. Снова разбил окно и попал в помещение, где огня не было. Подумайте и обсудите ситуацию и поведение этого человека.

Факторы стресса в экстремальных ситуациях

Человек может оказаться в различных экстремальных условиях. Экстремальными их называют потому, что они могут нанести человеку физический или психологический вред, могут угрожать здоровью и жизни. Пожары, наводнения, землетрясения, бури и грозы, аварии — все это экстремальные ситуации. Но экстремальной может быть и ситуация, когда человек заблудился в лесу, стал жертвой нападения хулиганов или неожиданно для самого себя заболел.

Понятно, что в экстремальной ситуации человеку плохо. Он может ощущать страх, тревогу, боль, переутомление. У него может возникнуть ощущение одиночества, безысходности, неверия в то, что он справится с ситуацией. Наконец, экстремальная ситуация может быть связана с ощущением голода, холода, жажды.

Страх предупреждает нас об опасности, но если мы подчиняемся ему, то он начинает нам мешать. Страх усиливается, если человек не может найти выход из сложившейся ситуации. Состояние страха мешает думать и решать проблему. Значит, необходимо тратить силы не на страх, а на поиски выхода из экстремальной ситуации.

Боль так же сообщает нам об опасности. Боль предупреждает о том, что в организме что-то не так и что нужно скорректировать свои действия, чтобы не причинить ему еще больший вред. Но не следует подчиняться боли.

В экстремальной ситуации необходимо перетерпеть боль для того, чтобы спастись.

Переутомление возникает в результате чрезмерных усилий и напряжения. Оно свидетельствует о том, что необходимо рационально использовать силы, которые еще остались. Возможно, надо отдохнуть.

Не забывайте, что уверенность в победе — это половина победы! Неверие в собственные силы мешает человеку бороться и побеждать.

Факторы выживания в экстремальных ситуациях

Что же происходит с человеком в экстремальных ситуациях? Как он ведет себя, что чувствует? Какие факторы помогают ему выжить?

Экстремальные ситуации приводят к предельному напряжению сил человека, нарушению его обычного поведения. Важно, чтобы человек сохранил самообладание и нашел выход из сложившейся ситуации. Поведение каждого человека в экстремальной ситуации индивидуально, потому что все люди разные, и их реакции и действия тоже будут разными. Многое зависит от особенностей темперамента, жизненного опыта, профессиональных знаний, привычек, характера человека. Одни люди под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям. Другие, наоборот, стрессоустойчивы и лучше всего проявляют себя именно в те моменты опасности, которые требуют напряжения всех сил. Факторами выживания в экстремальных ситуациях служит готовность действовать, сила воли, умение действовать совместно с людьми, которые оказались рядом.

В экстремальных ситуациях выживает тот, кто:

 

• может успокоиться, умерить эмоции, обдумать свои дальнейшие действия;

• готов активно действовать, используя все свои знания, умения, навыки и силы;

• обладает высокой самооценкой, уверенностью в успехе, силой воли;

• готов помогать людям, которые оказались рядом с ним.

Каждый человек оказывается в экстремальной ситуации с теми возможностями и тем опытом, которые у него есть. Если вы не можете подтянуться на перекладине даже один раз, то, конечно, не сможете спуститься на веревке с этажа на этаж, спасаясь от огня. Поэтому готовность к экстремальной ситуации формируется в течение всей жизни. Таким образом, ваша готовность к экстремальной ситуации зависит от того, делаете ли вы каждый день зарядку, как тренируете свой ум и волю, что делаете для того, чтобы окрепнуть физически и психологически.

Позитивное мышление

Наши мысли существенно влияют на нашу жизнь. Позитивное мышление и позитивные эмоции человека являются источником его уверенности в себе и адекватной самооценки. Негативное мышление и отрицательные эмоции приводят к противоположному результату, т. е. неуверенности в себе и заниженной самооценке.

Позитивно мыслить — значит думать так:

• «я обязательно решу эту проблему»;

• «мне везет»;

• «у меня достаточно желания и воли, чтобы это сделать»;

• «я сумею, смогу, у меня получится»;

• «я уверен (уверена) в себе».

Негативно мыслить — значит думать так:

• «у меня ничего не получится»;

• «не стоит и браться за это, у меня не хватит сил»;

• «я неудачник»;

• «мне обязательно что-нибудь помешает»;

• «у меня плохие предчувствия».

Позитивное мышление не дается нам от рождения. Надо научиться позитивно мыслить, причем в любой ситуации.

Например, вы принимали участие в соревновании по прыжкам в высоту и заняли последнее место. Что в этом хорошего? Да много чего! Во-первых, вы принимали участие — и это хорошо, поскольку вы прыгали, оттачивали свое умение и просто радовались движению. Помните известный девиз: «Главное — не победа, главное — участие»? Во-вторых, вы приобрели опыт соревнований. Поволновались, зато теперь понимаете, как можно справляться с этим волнением. Опыт дорогого стоит. Возможно, было в этих соревнованиях еще что-то хорошее? Вспомните, ведь точно было! Вам кричали с трибуны: «Давай! Давай!». Именно за вас болели друзья, и это тоже чудесно!

Посмотрите трогательный мультфильм «Позитивное мышление».

Опорные точки. Человек может оказаться в экстремальных условиях, угрожающих его жизни и здоровью. Он должен уметь преодолевать свой страх и действовать таким образом, чтобы защитить себя. В этом человеку помогает позитивное мышление, уверенность в своих силах и жизненный опыт.

Вопросы для повторения и обсуждения

І-ІІ уровни

1. Какие условия можно назвать экстремальными?

2. Как боль может нам помогать?

ІІІ уровень

3. Какие качества человека помогают ему выживать в экстремальных ситуациях?

4. От чего зависит ваша будущая готовность к экстремальной ситуации?

V уровень

5. Приведите примеры экстремальных ситуаций, в которых вы сами находились. Что вы при этом чувствовали? Как вы при этом себя вели?

6. Хорошо ли было бы человеку, если бы он совсем не ощущал боли?

7. Докажите, что наши мысли существенно влияют на нашу жизнь.

8. Чем отличаются позитивное и негативное мышление?

Упражнение № 13

«Формирование положительной адекватной самооценки»

Цель: выработать навыки формирования положительной адекватной самооценки.

Ход работы

1. Попробуйте решить головоломку.

Возьмите шесть спичек и постройте из них четыре равнобедренных треугольника. При каком варианте расположения спичек это возможно?

На решение данной головоломки вы можете потратить только шесть минут.

2. Независимо от того, решили вы головоломку или нет, дайте себе положительную адекватную самооценку, выбирая из предложенных вариантов:

— Я молодец, потому что решил эту головоломку.

— Я хуже всех в классе, потому что не решил головоломку.

— Надо мной все смеются, потому что я не решил головоломку.

— Я знал, что обязательно решу эту головоломку.

— Я и раньше решал подобные головоломки.

— Я умный, но для решения головоломки мне просто не хватило времени.

— Теперь со мной не станут дружить, ведь я не решил головоломку.

— Эта головоломка слишком сложная для семиклассника.

— Я обязательно подумаю над головоломкой дома и решу ее.

— Многие мои одноклассники тоже не решили эту головоломку, значит, я такой как все — не лучше и не хуже.

— Я никогда не научусь решать такие головоломки.

3. Проанализируйте свои ответы.

Докажите, что ваша самооценка является положительной. Докажите, что ваша самооценка является адекватной. Приведите пример ситуации, в которой вы тоже дали себе положительную адекватную самооценку.

4. Сделайте выводы.

 

Это материал учебника Основы Здоровья 7 класс О. В. Таглина

 

Категорія: Основи здоров'я

Автор: admin от 14-11-2016, 04:07, посмотрело: 1238