Народна Освіта » Основи здоров'я » Развитие восприятия, внимания, памяти, творческих способностей

НАРОДНА ОСВІТА

Развитие восприятия, внимания, памяти, творческих способностей

Подумайте и обсудите ситуацию. Ира долго и тщательно готовилась к экзамену. Всю ночь перед ним она занималась, повторяя учебный материал. Однако результат экзамена оказался довольно скромным, потому что во время экзамена девочка многое не смогла вспомнить. Как вы считаете, почему так случилось?

Развитие восприятия

Для того чтобы жить и действовать в окружающем мире, мы должны его воспринимать. Восприятие — это психический процесс, направленный на отображение в нашем сознании предметов окружающего мира. Процесс восприятия характеризуется определенной избирательностью. Эта избирательность зависит прежде всего от потребностей человека, существующих в данный момент.

Вообще наше восприятие передает нам достоверную информацию о мире. Но существуют иллюзии восприятия. Иллюзией называют неправильное, искаженное восприятие. В отличие от галлюцинаций, возникающих при нарушении нормальных функций мозга, иллюзии характерны для всех здоровых людей. Например, светлые предметы на темном фоне всегда кажутся больше, чем на самом деле, а темные на светлом — меньше.

Существуют и другие иллюзии, связанные, например, с перспективой.

Восприятие — это результат сложной деятельности мозга. Мозг анализирует поступающую информацию, сравнивает ее с хранящимися в памяти впечатлениями, и в результате мы можем вспомнить те предметы, которые уже когда-то видели.

 

 

 

Без развития восприятия невозможно формировать ни память, ни мышление, ни воображение. Восприятие необходимо для успешного обучения в школе, требующего умения внимательно слушать учителя, осознанно наблюдать за тем, что он показывает.

Об удивительной работе нашего мозга вы узнаете из видео «Восприятие изображения».

Развитие внимания

Вниманием называется сосредоточенность на важных для нас предметах и явлениях. Различают два вида внимания — непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно, без каких-либо усилий со стороны человека. Просто нам интересно, поэтому мы и внимательны. Произвольное внимание возникает преднамеренно, в результате сознательно поставленной цели, и требует определенных волевых усилий. Например, уроки сами собой не выучатся. Нужно внимательно прочитать текст, приложить к этому усилия.

Устойчивость внимания выражается в способности длительное время, не отвлекаясь, сосредоточиваться на предмете своей деятельности, в данном случае — на тексте учебника. Степень устойчивости внимания зависит от потребностей человека, его интересов. Существует потребность в обучении, интерес к нему — внимание устойчивое, нет потребности в обучении — внимание переключается на другие предметы.

На уроке сразу можно заметить невнимательного ученика. На первый взгляд он вроде бы и слушает, но если ему задать вопрос, он не сможет на него ответить, т. к. не услышал главного. Рассеянность — одна из наиболее распространенных причин плохой учебы.

Внимание — это направленность сознания на определенный объект. Без внимания невозможен процесс обучения. Развитие внимания связано с развитием воли, ведь именно волевое усилие помогает нам сосредоточить свое внимание на нужном объекте.

Развитие памяти и творческих способностей

Память — это закрепление, сохранение и последующее применение предыдущего опыта. Именно память позволяет человеку получать знания и умения. Она сохраняет индивидуальный опыт человека и обеспечивает применение этого опыта. Для того чтобы лучше использовать свою память, необходимо знать особенности ее работы.

Развитие хорошей памяти — это воспитание способности к полному и точному воспроизведению информации, причем именно тогда, когда это необходимо. Такое воспитание начинается с грамотного использования законов памяти в процессе заучивания наизусть.

Существует множество профессий, в которых без знания какого-либо материала наизусть просто не обойтись. Например, актер заучивает наизусть огромные тексты, юрист помнит множество законов, поэт — стихотворений.

Какие же условия важны для успешного запоминания? Прежде всего, необходимо ваше желание. Желание — это одно из важнейших проявлений воли человека. Оно мобилизует внимание, повышает интерес, обеспечивает готовность к запоминанию. Необходимо также учитывать, что материал более успешно запоминается тогда, когда он интересен для человека, запоминающего его. Если человек уже что-то знает в этой области, то новое он запоминает быстрее и лучше. Люди, знающие много языков, говорят, что тяжело учить только первые пять, а остальные усваиваются уже значительно легче. Запоминание происходит легче, если заучивается полностью осмысленный материал, понятный для того, кто его заучивает.

Память человека имеет огромные возможности.

Например, академик Абрам Иоффе знал наизусть всю таблицу логарифмов, Моцарту достаточно было услышать музыкальное произведение один раз, чтобы исполнить его и записать на бумаге, Уинстон Черчилль знал наизусть почти всего Шекспира, Билл Гейтс помнит сотни кодов созданного им языка программирования.

• Амадей Моцарт

• Уинстон Черчилль

• Абрам Иоффе

• Билл Гейтс

Кроме памяти, нужно развивать и свои способности. Способности — это возможность человека делать что-либо очень успешно. Существуют разные уровни развития способностей людей: одаренность, талант, гениальность. Одаренность — это совокупность нескольких способностей, которая обусловливает успешную деятельность человека в определенной области. Талант — это такая совокупность способностей, которая позволяет достичь высшего уровня творчества. А гениальность — это высшая степень развития таланта, которая позволяет сделать что-то принципиально новое в той или иной сфере деятельности.

Опорные точки. Без развития восприятия невозможно формировать память и мышление, восприятие необходимо для успешного школьного обучения. Для обучения также важно внимание. Развитие внимания связано с развитием воли.

Развитие памяти — это воспитание способности к полному и точному воспроизведению информации именно тогда, когда это необходимо.

Вопросы для повторения и обсуждения

1-11 уровни

1. Какую роль играет память в жизни человека?

2. Какие правила запоминания вы знаете?

III уровень

3. От чего зависит развитие внимания?

4. Почему при механическом запоминании знания держатся в памяти непрочно?

5. Докажите, что память человека имеет огромные возможности.

IV уровень

6. Докажите, что процесс восприятия характеризуется определенной избирательностью.

7. Какие условия важны для успешного развития творческих способностей?

Упражнение № 11

«Упражнения на концентрацию внимания, развитие памяти, воображения»

Цель: тренировать концентрацию внимания, память, воображение.

Ход работы

• Упражнения на развитие внимания.

1. Посмотрите на предложенную репродукцию в течение 3-4 секунд.

Назовите детали (предметы), которые вы запомнили.

Если вы запомнили:

• менее 5 деталей — ваше внимание слабое;

• от 5 до 9 деталей — внимание хорошее;

• более 9 деталей — внимание отличное.

Если вы считаете уровень своего внимания неудовлетворительным, то вам необходимо выполнить приведенные ниже упражнения.

2. Возьмите два фломастера и попробуйте рисовать одновременно обеими руками. Причем одновременно начиная и заканчивая. Одной рукой — круг, другой — треугольник. Круг должен быть по возможности с ровной окружностью, а треугольник — с острыми углами. Попробуйте нарисовать за одну минуту как можно больше кругов и треугольников.

Если вы нарисовали:

• менее 5 — ваше внимание слабое;

• 5—7 — внимание среднее;

• 8—10 — внимание хорошее;

• более 10 — внимание отличное.

3. Посмотрите на рисунок в течение 3-4 секунд, а потом назовите предметы, которые вы запомнили.

Если вы запомнили:

• менее 5 деталей — ваше внимание слабое;

• от 5 до 9 деталей — внимание хорошее;

• более 9 деталей — внимание отличное.

Тренируйтесь, добиваясь того, чтобы запомнить как можно больше деталей.

• Упражнения на развитие памяти и воображения.

4. Положите на стол семь различных предметов, накройте их легким полотенцем. Снимите полотенце, сосчитайте медленно до десяти, снова накройте предметы и опишите их на бумаге как можно точнее. Повторяйте упражнение, постепенно увеличивая количество предметов.

5. Выберите небольшое стихотворение. Выделите в нем отдельные фразы. К каждой из выделенных фраз поставьте несколько вопросов. Ответьте на эти вопросы. Повторите стихотворение наизусть. Следующее стихотворение должно быть длиннее первого. Повторяйте

упражнение, постепенно увеличивая объем текста, который необходимо запомнить.

6. Данное упражнение необходимо выполнять вместе с друзьями. Все садятся в круг. Первый участник называет любое слово. Например, «река». Второй участник игры повторяет слово, которое было названо, и произносит любое свое слово. Например, «лодка». Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова («река», «лодка») и добавляет свое слово. И так далее. Самая лучшая память у того, кто запомнил больше всего слов.

7. Для данного упражнения понадобятся лист бумаги, карандаш и секундомер. На представленном ниже рисунке — 12 изображений. Рассмотрите рисунки первой строки, закрыв остальные листом бумаги, чтобы они не отвлекали внимания. Через 30 секунд закройте полностью всю страницу и нарисуйте по памяти предметы первой строки. Потом сравните, насколько ваши рисунки соответствуют рисункам образца. Затем перейдите к следующей строке. С двумя последними строками поработайте одновременно.

Надеемся, что эти упражнения будут способствовать улучшению вашей памяти и внимания!

 

Это материал учебника Основы Здоровья 7 класс О. В. Таглина

 

Категорія: Основи здоров'я

Автор: admin от 14-11-2016, 04:04, Переглядів: 2813