Народна Освіта » Основи здоров'я » Природные, техногенные и социальные опасности. Виды и источники риска. Уровни риска

НАРОДНА ОСВІТА

Природные, техногенные и социальные опасности. Виды и источники риска. Уровни риска

Подумайте и обсудите ситуацию. Оксана торопилась на школьный вечер. Она только начала гладить кофточку, когда зазвонил телефон, и девочка поспешила снять трубку, забыв об утюге. В результате едва не случился пожар, а на кофточке осталась дырка. Оксана плакала и жаловалась всем, что у нее был неудачный день. Что бы вы ей посоветовали?

Принципы безопасной жизнедеятельности

Человек живет в очень сложном мире. К сожалению, этот мир таит в себе опасности для жизни и здоровья человека. Долгое время люди относились к опасностям, как к чему-то неизбежному, но потом начали понимать, что многих из них можно избежать. Сегодня пришло понимание того, что существует потребность перехода к безопасному обществу с безопасной системой взаимоотношений. Современный человек должен владеть культурой безопасной жизнедеятельности.

Безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Объясните высказывание известного датского философа Серена Кьеркегора: «Безопасного времени нет».

• Серен Кьеркегор (1813-1855)

Безопасность жизнедеятельности основывается на соответствующих принципах и методах. Принцип — это идея, основное положение, а метод — это способ достижения цели. Чтобы сделать жизнь максимально безопасной, люди научились предвидеть опасность, разработали разные методы и средства обеспечения безопасности.

Конечно, сложно предвидеть, где и когда ситуация может оказаться опасной. Поэтому надо заранее позаботиться о том, чтобы опасные ситуации возникали как можно реже. Каждый человек должен осваивать культуру безопасной жизнедеятельности.

В ее основе лежат такие принципы:

во-первых, необходимость учитывать не только свои собственные жизненно важные интересы, но и интересы других людей, общества и государства;

во-вторых, взаимная ответственность отдельных людей, общества и государства за обеспечение безопасной жизнедеятельности.

Необходимо учитывать еще и то, что безопасность может быть разной, например: физическая экологическая безопасность, безопасность в чрезвычайных ситуациях, социальная безопасность (к ней относятся нравственно-психологическая безопасность, правовая безопасность).

В любом случае, для того чтобы обезопасить себя, необходимо знать, какие именно опасности могут вам грозить.

Природные, техногенные и социальные опасности

Несмотря на все научные и технические достижения человечества, люди, как и раньше, зависят от природных явлений и не всегда могут справиться с природной стихией.

Кроме природных опасностей, существуют еще и техногенные. Человек создал техносферу и использует ее для удовлетворения собственных потребностей. Но в некоторых ситуациях техносфера может стать опасной для людей.

• Техногенная опасность на железной дороге

• Техногенная опасность на дороге

• Наибольший ущерб из всех природных опасностей причиняют наводнения

 

К техногенным опасностям относятся транспортные аварии, пожары, взрывы, аварии с выбросом опасных химических веществ, радиоактивных веществ, внезапный обвал домов и сооружений, аварии.

Кроме природных и техногенных опасностей, выделяют еще и социальные. К ним относятся война, терроризм, преступность, наркомания, алкоголизм.

О том, каким испытаниям природная стихия подвергает человечество, вы можете узнать на сайте, посмотрев видео «Природные опасности».

Виды и источники риска. Уровни риска

Ситуация риска основывается на выборе из двух альтернативных (т. е. разных) вариантов поведения. Принимая решение, следует оценить его последствия с точки зрения риска для здоровья.

В вашей жизни всегда есть выбор: прогулять школу или пойти на уроки, гулять допоздна или вовремя вернуться домой, сесть за уроки или посмотреть телевизор. А там, где выбор, там всегда — доля риска.

Бывают разные виды рисков. Например, риски, связанные с физическим, социальным, психическим и духовным здоровьем. Предположим, вы мало двигаетесь. Вы рискуете своим физическим здоровьем. Фактором риска для вашего социального развития могут стать опасные компании. По уровню выделяют высокие, средние и малые риски.

Чтобы физическое, психическое, интеллектуальное и социальное развитие протекало нормально, нужно научиться избегать рисков, предупреждать их, снижать степень риска. Надо учиться правильно оце-

нивать степень риска каждого своего решения и способа, которым вы достигаете своей цели.

Для оценивания степени риска необходимо выяснить: где и какие опасности существуют; с чем связана конкретная опасность; какие возможны последствия опасности; как предотвратить опасность.

Найдите необходимую информацию и решите проблему. Представьте себе такую ситуацию: семиклассник не любит читать, скорость чтения у него низкая. И как его ни уговаривают улучшить навык чтения, он даже не собирается работать над собой. Как вы считаете, чем он рискует?

Опорные точки. Современный человек должен владеть культурой безопасности жизнедеятельности, знать ее основные принципы. Существует физическая, экологическая, социальная безопасность и безопасность в чрезвычайных ситуациях. Различают природные, техногенные и социальные опасности. Для того чтобы обезопасить себя, вы должны знать, какие именно опасности таятся в той или иной сфере. Вы должны уметь распознавать источники рисков и оценивать уровни риска.

Вопросы для повторения и обсуждения

І-ІІ уровни

1. Что такое безопасность?

2. Приведите примеры социальных опасностей.

ІІІ уровень

3. В вашу дверь позвонил незнакомый человек и сказал, что мама попросила передать ей сумку, которую она забыла дома. Как вы поступите?

4. Какую безопасность вы гарантируете себе, общаясь с людьми согласно общепринятым нормам и правилам?

5. Какую безопасность вы гарантируете себе, зная, как вести себя во время землетрясения?

V уровень

6. Докажите, что современный человек должен владеть культурой безопасной жизнедеятельности.

7. Докажите, что необходимо придерживаться норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе, на природе.

8. Какими преимуществами обладает человек, который умеет избегать рисков, предупреждать их, снижать степень риска?

 

Это материал учебника Основы Здоровья 7 класс О. В. Таглина

 

Категорія: Основи здоров'я

Автор: admin от 9-11-2016, 19:04, Переглядів: 1961