Формирование полезных привычек и навыков. Значение жизненных принципов для здоровья
Подумайте и обсудите ситуацию. Наташа привыкла читать в транспорте. Она увлеченно читает в троллейбусе, автобусе, трамвае. Можно ли эту привычку считать полезной?
Как формируются полезные привычки и навыки
Каждый из нас в процессе жизни накапливает знания и приобретает определенные умения. Например, умение читать, считать и писать. Если человек каким-то умением пользуется часто, то некоторые его действия становятся автоматическими. У него вырабатывается навык. Например, сначала школьник приобретает умение писать. Потом с помощью частых упражнений вырабатывает навык письма, т. е. начинает делать это автоматически. Навыки приобретаются в течение всей жизни и составляют основу поведения.
Навыки нужно отличать от привычек. Навык формируется в результате постоянных упражнений, он развивается и совершенствуется. А привычка появляется благодаря простому многоразовому повторению одного и того же действия в течение продолжительного периода времени. Она не развивается и не совершенствуется. Она просто есть.
Привычка — это поведение, способ действий, склонность, которые стали для человека привычными, постоянными. Например, человек трогает мочку уха, если о чем-то задумался. Постоянное повторение этого действия превращает его в привычку.
Любое действие, если вы его многократно повторяете, может превратиться в привычку. Если это полезное действие, то формируется полезная привычка. Но могут развиваться и вредные привычки.
Различают простые и сложные привычки. К сложным относят способность ценить время, соблюдать режим дня. А к простым привычкам можно отнести, например, привычку класть вещи на свое место.
Подумайте и обсудите ситуацию. Коля привык здороваться при встрече с другими людьми, а Галя всегда грубит, когда к ней обращаются. К каким последствиям приводит такое поведение? Полезно ли оно для здоровья этих школьников? Какое поведение выберете вы?
Есть привычки, которые очень помогают нам в жизни. Привычка смотреть под ноги помогает нам избежать травм и переломов. Привычка останавливаться возле дороги, смотреть налево и направо, прежде чем перейти ее, спасает нам жизнь. Привычка здороваться с другими людьми и приветливо им улыбаться помогает расположить к себе окружающих. Привычка мыть руки перед едой оберегает нас от инфекционных заболеваний.
Есть привычки, которые мы перенимаем, глядя на окружающих нас людей. Если в семье родители делают зарядку, то и дети будут стараться поступать так же. Другие привычки появляются благодаря нашему индивидуальному выбору и решению.
Конечно, если привычка формировалась годами, то она не может измениться за несколько дней. Для ее изменения тоже понадобятся годы. Об этом следует помнить, когда вы замечаете, что какие-то действия входят у вас в привычку. Нужно оценивать последствия этих действий: полезны они для вашего здоровья или же, наоборот, вредны.
Значение жизненных принципов для здоровья
Значение жизненных принципов для здоровья заключается в том, что человек придерживается их в своей повседневной жизни, т. е. реализовывает их в действии. Если принципы здорового образа жизни выражаются только на словах, то грош им цена, т. е. они не имеют никакого значения.
Если мы выбираем действия, направленные на укрепление и сохранение нашего здоровья, то у нас формируются полезные привычки, а если нет — то вредные, мешающие сохранять здоровье и быть успешными в жизни.
Каждый человек способен развивать в себе новые привычки, в частности и те, которые будут укреплять его здоровье. Самое главное — это принять волевое решение развивать именно полезные привычки.
Найдите необходимую информацию и решите проблему. Существует определенная проблема, заключающаяся в том, что вредные привычки формируются быстрее и легче, чем полезные. Выясните, что может помочь в формировании полезных привычек.
Опорные точки. Привычка появляется после простого многоразового повторения одного и того же действия в течение более или менее продолжительного времени. Она не развивается и не совершенствуется. Привычки — это черты поведения, которые стали нашей потребностью. Полезные привычки помогают нам сохранять здоровье и быть успешными в жизни.
Формирование полезных привычек требует определенных волевых усилий, зато потом действие совершается будто само по себе, без специальных затрат сил и внимания.
Вопросы для повторения и обсуждения
1-11 уровни
1. Что такое привычка?
2. Какие привычки называют полезными?
III уровень
3. Ученик, выходя из класса, всегда громко хлопает дверью. Можно ли это назвать навыком?
4. На уроке в школе, на спектакле в театре, в метро и в автобусе ребенок всегда жует жвачку. Можно ли сказать, что это навык?
IV уровень
5. У одних школьников есть привычка проветривать помещение, а другие боятся сквозняков. Как разрешить это противоречие?
6. Приведите примеры формирования у вас полезных привычек, помогающих сохранять здоровье.
Упражнение № 2 «Самооценка здоровья»
Цель: научиться давать самооценку уровня своего здоровья.
Ход работы
1. Определение состояния организма с помощью субъективных показателей.
Таблица. Определение состояния уровня физического здоровья организма с помощью субъективных показателей
Показатель состояния |
Оценка |
||
«Хорошо» (4 балла) |
«Удовлетворительно» (3 балла) |
«Плохо» (2 балла) |
|
Самочувствие |
Хорошее |
Вялость, разбитость |
Слабость, раздражительность, головокружение |
Сон |
Спокойный, крепкий, восстанавливающий |
Прерывистый, трудно заснуть |
Бессонница или повышенная сонливость |
Аппетит |
Нормальный или слегка повышенный |
Сниженный |
Отсутствует |
Настроение |
Жизнерадостное, бодрое, уверенность в своих силах |
Безучастное |
Отсутствует |
Желание учиться |
Большое |
Умеренное |
Отсутствует |
Работоспособность |
Высокая, хорошая |
Слегка сниженная |
Резко сниженная |
Боль в мышцах |
Отсутствует |
Есть, но быстро проходит после душа, массажа |
Продолжительная |
Подсчитайте общую сумму баллов, полученную в результате ваших ответов. Если сумма баллов составляет:
от 26 и выше — состояние вашего организма очень хорошее;
от 22 до 25 — хорошее;
от 18 до 21 — удовлетворительное;
от 14 до 17 — плохое.
2. Определение индивидуальных показателей физического здоровья.
Оборудование и материалы: ростомер, напольные весы.
2.1. Измерение роста.
Снимите обувь и встаньте на ростомер. Голову держите прямо. Рост измеряют с помощью специальной горизонтальной планки ростомера. Запишите свой рост в сантиметрах.
2.2. Измерение массы тела.
Снимите обувь и встаньте на напольные весы. Запишите массу тела в килограммах.
2.3. Определение соответствия массы тела росту.
Массу своего тела разделите на рост в сантиметрах. В норме каждому сантиметру роста должны соответствовать 0,35-0,40 кг массы у мальчиков и 0,38-0,43 кг — у девочек.
Произведите расчет по формуле: масса тела (в кг) : рост (в см) = ?
Или сравните свои данные с приведенными в таблице.
Таблица. Показатели развития подростков
Рост в сантиметрах |
Масса тела в килограммах |
Возраст в годах |
Показатели для мальчиков |
||
143-158 |
36,7-49,1 |
12 |
149-165 |
39,3-53,0 |
13 |
155-170 |
45,4-56,8 |
14 |
Показатели для девочек |
||
146-160 |
38,4-50,0 |
12 |
151-163 |
43,3-54,4 |
13 |
154-167 |
46,6-55,5 |
14 |
3. Сделайте вывод.
Это материал учебника Основы Здоровья 7 класс О. В. Таглина
Автор: admin от 9-11-2016, 19:00, Переглядів: 4098