Народна Освіта » Основи здоров'я » Формирование полезных привычек и навыков. Значение жизненных принципов для здоровья

НАРОДНА ОСВІТА

Формирование полезных привычек и навыков. Значение жизненных принципов для здоровья

Подумайте и обсудите ситуацию. Наташа привыкла читать в транспорте. Она увлеченно читает в троллейбусе, автобусе, трамвае. Можно ли эту привычку считать полезной?

Как формируются полезные привычки и навыки

Каждый из нас в процессе жизни накапливает знания и приобретает определенные умения. Например, умение читать, считать и писать. Если человек каким-то умением пользуется часто, то некоторые его действия становятся автоматическими. У него вырабатывается навык. Например, сначала школьник приобретает умение писать. Потом с помощью частых упражнений вырабатывает навык письма, т. е. начинает делать это автоматически. Навыки приобретаются в течение всей жизни и составляют основу поведения.

Навыки нужно отличать от привычек. Навык формируется в результате постоянных упражнений, он развивается и совершенствуется. А привычка появляется благодаря простому многоразовому повторению одного и того же действия в течение продолжительного периода времени. Она не развивается и не совершенствуется. Она просто есть.

Привычка — это поведение, способ действий, склонность, которые стали для человека привычными, постоянными. Например, человек трогает мочку уха, если о чем-то задумался. Постоянное повторение этого действия превращает его в привычку.

Любое действие, если вы его многократно повторяете, может превратиться в привычку. Если это полезное действие, то формируется полезная привычка. Но могут развиваться и вредные привычки.

Различают простые и сложные привычки. К сложным относят способность ценить время, соблюдать режим дня. А к простым привычкам можно отнести, например, привычку класть вещи на свое место.

Подумайте и обсудите ситуацию. Коля привык здороваться при встрече с другими людьми, а Галя всегда грубит, когда к ней обращаются. К каким последствиям приводит такое поведение? Полезно ли оно для здоровья этих школьников? Какое поведение выберете вы?

Есть привычки, которые очень помогают нам в жизни. Привычка смотреть под ноги помогает нам избежать травм и переломов. Привычка останавливаться возле дороги, смотреть налево и направо, прежде чем перейти ее, спасает нам жизнь. Привычка здороваться с другими людьми и приветливо им улыбаться помогает расположить к себе окружающих. Привычка мыть руки перед едой оберегает нас от инфекционных заболеваний.

Есть привычки, которые мы перенимаем, глядя на окружающих нас людей. Если в семье родители делают зарядку, то и дети будут стараться поступать так же. Другие привычки появляются благодаря нашему индивидуальному выбору и решению.

Конечно, если привычка формировалась годами, то она не может измениться за несколько дней. Для ее изменения тоже понадобятся годы. Об этом следует помнить, когда вы замечаете, что какие-то действия входят у вас в привычку. Нужно оценивать последствия этих действий: полезны они для вашего здоровья или же, наоборот, вредны.

Значение жизненных принципов для здоровья

Значение жизненных принципов для здоровья заключается в том, что человек придерживается их в своей повседневной жизни, т. е. реализовывает их в действии. Если принципы здорового образа жизни выражаются только на словах, то грош им цена, т. е. они не имеют никакого значения.

Если мы выбираем действия, направленные на укрепление и сохранение нашего здоровья, то у нас формируются полезные привычки, а если нет — то вредные, мешающие сохранять здоровье и быть успешными в жизни.

Каждый человек способен развивать в себе новые привычки, в частности и те, которые будут укреплять его здоровье. Самое главное — это принять волевое решение развивать именно полезные привычки.

Найдите необходимую информацию и решите проблему. Существует определенная проблема, заключающаяся в том, что вредные привычки формируются быстрее и легче, чем полезные. Выясните, что может помочь в формировании полезных привычек.

Опорные точки. Привычка появляется после простого многоразового повторения одного и того же действия в течение более или менее продолжительного времени. Она не развивается и не совершенствуется. Привычки — это черты поведения, которые стали нашей потребностью. Полезные привычки помогают нам сохранять здоровье и быть успешными в жизни.

Формирование полезных привычек требует определенных волевых усилий, зато потом действие совершается будто само по себе, без специальных затрат сил и внимания.

Вопросы для повторения и обсуждения

1-11 уровни

1. Что такое привычка?

2. Какие привычки называют полезными?

III уровень

3. Ученик, выходя из класса, всегда громко хлопает дверью. Можно ли это назвать навыком?

4. На уроке в школе, на спектакле в театре, в метро и в автобусе ребенок всегда жует жвачку. Можно ли сказать, что это навык?

IV уровень

5. У одних школьников есть привычка проветривать помещение, а другие боятся сквозняков. Как разрешить это противоречие?

6. Приведите примеры формирования у вас полезных привычек, помогающих сохранять здоровье.

Упражнение № 2 «Самооценка здоровья»

Цель: научиться давать самооценку уровня своего здоровья.

Ход работы

1. Определение состояния организма с помощью субъективных показателей.

Таблица. Определение состояния уровня физического здоровья организма с помощью субъективных показателей

Показатель

состояния

Оценка

«Хорошо» (4 балла)

«Удовлетворительно» (3 балла)

«Плохо» (2 балла)

Самочувствие

Хорошее

Вялость,

разбитость

Слабость, раздражительность, головокружение

Сон

Спокойный, крепкий, восстанавливающий

Прерывистый, трудно заснуть

Бессонница или повышенная сонливость

Аппетит

Нормальный или слегка повышенный

Сниженный

Отсутствует

Настроение

Жизнерадостное, бодрое, уверенность в своих силах

Безучастное

Отсутствует

Желание учиться

Большое

Умеренное

Отсутствует

Работоспособность

Высокая, хорошая

Слегка сниженная

Резко сниженная

Боль в мышцах

Отсутствует

Есть, но быстро проходит после душа, массажа

Продолжительная

Подсчитайте общую сумму баллов, полученную в результате ваших ответов. Если сумма баллов составляет:

от 26 и выше — состояние вашего организма очень хорошее;

от 22 до 25 — хорошее;

от 18 до 21 — удовлетворительное;

от 14 до 17 — плохое.

2. Определение индивидуальных показателей физического здоровья.

Оборудование и материалы: ростомер, напольные весы.

2.1. Измерение роста.

Снимите обувь и встаньте на ростомер. Голову держите прямо. Рост измеряют с помощью специальной горизонтальной планки ростомера. Запишите свой рост в сантиметрах.

2.2. Измерение массы тела.

Снимите обувь и встаньте на напольные весы. Запишите массу тела в килограммах.

2.3. Определение соответствия массы тела росту.

Массу своего тела разделите на рост в сантиметрах. В норме каждому сантиметру роста должны соответствовать 0,35-0,40 кг массы у мальчиков и 0,38-0,43 кг — у девочек.

Произведите расчет по формуле: масса тела (в кг) : рост (в см) = ?

Или сравните свои данные с приведенными в таблице.

Таблица. Показатели развития подростков

Рост в сантиметрах

Масса тела в килограммах

Возраст в годах

Показатели для мальчиков

143-158

36,7-49,1

12

149-165

39,3-53,0

13

155-170

45,4-56,8

14

Показатели для девочек

146-160

38,4-50,0

12

151-163

43,3-54,4

13

154-167

46,6-55,5

14

3. Сделайте вывод.

 

Это материал учебника Основы Здоровья 7 класс О. В. Таглина

 

Категорія: Основи здоров'я

Автор: admin от 9-11-2016, 19:00, Переглядів: 4098