Народна Освіта » Світова література » Михаил Юрьевич Лермонтов. "Желание", "Я жить хочу! Хочу печали", "Поэт", "Дума", "Молитва" "Как часто, пёстрою толпою окружён", "Пророк", "Родина", "Выхожу один я на дорогу" читать онлайн

НАРОДНА ОСВІТА

Михаил Юрьевич Лермонтов. "Желание", "Я жить хочу! Хочу печали", "Поэт", "Дума", "Молитва" "Как часто, пёстрою толпою окружён", "Пророк", "Родина", "Выхожу один я на дорогу" читать онлайн

Михаил Юрьевич Лермонтов
1814-1841

«Я каждый день бессмертным
сделать бы желал...»

Через всю жизнь проносим мы в душе
образ этого человека — грустного, строго-
го, нежного, властного, скромного, смелого,
благородного, мечтательного, насмешли-
вого, застенчивого, наделённого могучими
страстями и волей и проницательным бес-
пощадным умом. Поэта гениального и так
рано погибшего, бессмертного и навсегда
молодого.

И. Л. Андроников

 

И. Л. Андроников (1908-1990) — литературовед, писатель, автор трудов о М. Ю. Лермонтове.

 

Создавать свой художественный мир Лермонтов начал очень рано, когда ему было всего 13-14 лет. Среди его рукописей сохранилась тетрадь, на обложке которой старательным, ещё почти детским почерком написано: «Мелкие стихотворения. Москва, 1829 г.». Тогда ему было
15 лет, и он учился в пансионе при Московским университете. Эти юношеские стихотворения были ещё ученическими, по, читая стихи Жуковского, Пушки-
на, Лермонтов выбирал то, что соответствовало его собственным мыслям, и эти
стихи стали своего рода лирическим дневником, отразившим его душевную
и умственную жизнь. Из этого дневника постепенно выросла зрелая лирика, рас-
цвет которой пришёлся на время жизни поэта в Петербурге и на Кавказе.

Юноше Лермонтову, вынужденному переехать из Москвы в Петербург, город на Неве не понравился. В Москве он привык к большей естественности в отношениях между людьми, и чопорность петербургской знати Лермонтову была противна. Жизнь здесь не была радостной: унылая Школа гвардейских юнкеров и подпрапорщиков. Два года провёл Лермонтов бок о бок с грубоватыми юнкерами. Он славился остроумием, его шутки заставляли смеяться всю школу.
Но когда Лермонтова выводили из себя ограниченность и солдафонство сокурсников, его шутки становились злыми, хлёсткими и обидными, их помнили всю жизнь и спустя много лет пытались ему отомстить, изобразив в своих мемуарах мрачным и злым нелюдимом.

 

В 1834 году Лермонтов получил звание юнкера и был отправ-
лен в Царское Село на службу. Лермонтов вступил в большой свет.
Именно тогда сформировалось отношение Лермонтова к жизни
как к пустой и ненужной вещи. Однако жизнь поэта в Петербурге
проходила в творческом труде: написаны поэмы «Мцыри», «Саш-
ка», «Боярин Орша», сделаны две редакции драмы «Маскарад»,
начата работа над романом «Княгиня Лиговская».

 

В январе 1837 года известие о дуэли
А. С. Пушкина, а через день — и о его
смерти потрясло Лермонтова, отклик-
нувшегося на это скорбное известие
стихотворением «Смерть Поэта». Это
стихотворение молодого, ещё никому
не известного поэта, переписывалось
и заучивалось наизусть, оно положило
начало литературной всенародной сла-
ве Лермонтова. Оно же положило нача-
ло и его преследованиям и гонениям:
в марте 1837 года М. Ю. Лермонтов был
арестован по делу «о непозволитель-
ных стихах», а затем переведён из гвар-
дии в Нижегородский драгунский полк
и в апреле отправился из Петербурга на
Кавказ.

1    Солдифонство — пренебр.: поведение, образ действия солдафона; ог-
раниченность, грубость, бескультурье.

2    Нелюдим — нелюдимый человек, дикарь.

Во время кавказской ссылки М. Ю. Лермонтов познакомил-
ся с декабристами, тоже отбывавшими здесь ссылку, а с поэтом
А. И. Одоевским даже подружился. Кавказские темы и образы
отразились и в стихах, и в поэмах, и в романе «Герой нашего вре-
мени». Они запечатлены и в многочи-
сленных зарисовках и картинах Лермон-
това — талантливого художника.

 

В 1838 году, после многочисленных
прошений бабушки, Лермонтову было
разрешено вернуться в Петербург. Одна-
ко после ссоры и дуэли с французским
посланником де Барантом, случившей-
ся из-за стихотворения «Смерть Поэта»,

Лермонтов был опять арестован, а вес-
ной 1840 года по резолюции царя Лер-
монтова переводят служить на Кавказ
в Теигииский пехотный полк.

В Петербурге Лермонтов побывал ещё
раз в феврале 1841 года. Это был его по-
следний приезд и самые счастливые три
месяца жизни. В это время он закончил
роман «Герой нашего времени», написал
множество стихов, в том числе «Родину»,
о которой известный критик В. Г. Белинский отозвался так: «...Что
за вещь! Пушкинская, то есть одна из лучших пушкинских».

Ираклий Луарсабович Андроников писал о Лермонтове:
«И всё, что им создано за тринадцать лет творчества,— это по-
двиг во имя свободы и родины. И заключается он не только в...
строках «Люблю отчизну я...», но и в тех сочинениях, где не гово-
рится прямо ни о родине, ни о свободе, но — о судьбе поколения,
о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кро-
вопролитии, об изгнании, о пустоте жизни...». И петербургскому
периоду творчества М. 10. Лермонтова в его наследии принадле-
жит немаловажная роль.

Вопросы и задания

1. Запишите ряд разных ассоциаций, связанных с именем и твор-
чеством М. Ю. Лермонтова. Внимательно перечитайте их и по-
старайтесь систематизировать (например, случайные ассоциации:
поэт, стихи, дуэль, ребёнок, Тарханы, бабушка, рисование, парус,
Кавказ, мать, печаль, отец, Пушкин и т. п.; систематизированные

ассоциации: 1) ребёнок, мать, отец, бабушка, Тарханы, рисова-
ние; 2) поэт, стихи, парус, Кавказ; 3) Пушкин, дуэль, печаль). Опи-
раясь на выполненную работу, расскажите о М. Ю. Лермонтове,
каким вы его представляете.

2.    Что в судьбе М. Ю. Лермонтова вызвало ваше наибольшее со-
чувствие? Какие роковые повороты его жизни, на ваш взгляд,
оказали наибольшее влияние на его творчество в петербургский
период?

3.    Подготовьте электронную презентацию или реферат о петер-
бургском периоде жизни М. Ю. Лермонтова, включив в них ил-
люстративный и литературный материал.

Вам, любознательные!

Корни рода Лермонтова

 

Лермонтов не знал точно, откуда происходит его род. Иногда он
считал, что его корни в Шотландии, иногда — в Испании. Теперь
точно установлено, что справедлива первая версия. Родоначаль-
ник рода Лермонтовых ротмистр Георг
Лермонт был шотландцем, в 1613 году
он перешёл на русскую службу. С одним
из предков этого Лермопта, жившим
в XIII веке, связана замечательная ле-
генда. Он был скальд (поэт) по прозва-
нию Томас-Рифмач. Его будто бы похи-
тили феи и унесли в волшебный замок.

Затем он вернулся к людям, рассказал,
что с ним случилось, и вновь исчез —
уже навсегда.

Пришло время читать

Желание

Зачем я не птица, не ворон степной,

Пролетевший сейчас надо мной?

Зачем не могу' в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?

На запад, на запад помчался бы я,

Где цветут моих предков поля,

Где в замке пустом, на туманных горах,

Их незабвенный покоится прах.

На древней стене их наследственный щит,

И заржавленный меч их висит.

Я стал бы летать над мечом и щитом
И смахнул бы я пыль с них крылом;

И арфы шотландской струну бы задел,

И по сводам бы звук полетел;

Внимаем одним и одним пробуждён,

Как раздался, так смолкнул бы он.

Но тщетны мечты, бесполезны мольбы
Против строгих законов судьбы.

Меж мной и холмами отчизны моей
Расстилаются волны морей.

Последний потомок отважных бойцов
Увядает средь чуждых снегов;

Я здесь был рождён, но нездешний душой...
О! зачем я не ворон степной?

(1831)

Я жить хочу! хочу печали...

 

Я жить хочу! хочу печали
Любви и счастию назло;

Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.

Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;

Что без страданий жизнь поэта?

И что без бури океан?

Он хочет жить ценою муки,

Ценой томительных забот.

Он покупает неба звуки.

Он даром славы не берёт.

(1832)

Поэт

Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надёжный, без порока;

Булат его храпит таинственный закал —
Наследье бранного востока.

Наезднику в горах служил ои много лет.

Не зная платы за услугу;

Не по одной груди провёл ои страшный след
И не одну прорвал кольчугу.

Забавы он делил послушнее раба,

Звенел в ответ речам обидным.

В те дни была б ему богатая резьба
Нарядом чуждым и постыдным.

Ои взят за Тереком отважным казаком
На хладном трупе господина,

И долго он лежал заброшенный потом
В походной лавке армянина.

Теперь родных ножон, избитых на войне.
Лишён героя спутник бедный.

Игрушкой золотой он блещет на стене —

Увы, бесславный и безвредный!

Никто привычною, заботливой рукой
Его не чистит, не ласкает,

И надписи его, молясь перед зарёй,

Никто с усердьем не читает...

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Своё утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговеиье?

Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы.

Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как Божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.

Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блёстки и обманы;

Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны...

Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк!
Иль никогда, на голос мщенья.

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..

(1838)

Дума

 

Печально я гляжу на наше

поколенье!

Его грядущее — иль пусто,

иль темно,

Меж тем, под бременем

познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним

их умом,

И жизнь уж нас томит,

как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно

равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.

Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз.

Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты — его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,

Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.

Едва касались мы до чаши наслажденья,

Но юных сил мы тем не сберегли;

Из каждой радости, бояся пресыщенья,

Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережём в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.

И ненавидим мы, и любим мы случайно.
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

И предков скучны нам роскошные забавы.

Их добросовестный, ребяческий разврат;

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдём без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом.
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

(1838)

Молитва

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть.

Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучии слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

(1839)

Как часто, пёстрою толпою окружён...

1-е января

Как часто, пёстрою толпою окружён,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски.

При диком шёпоте затверженных речей.
Мелькают образы бездушные людей.
Приличием стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки,—

Наружно погружась в их блеск и суету.
Ласкаю я в душе старинную мечту.
Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться,— памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребёнком; и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;

Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.

В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и жёлтые листы
Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою:

Я думаю об ней, я плачу и люблю.

Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,

С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин —
Я долгие часы просиживал один,

И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветёт на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,

И шум толпы людской спугнёт мечту мою.
На праздник нёзванную гостью,

О, как мне хочется смутить весёлость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих.
Облитый горечью и злостью!..

Пророк1

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

 

Провозглашать

я стач любви
И правды чистые

ученья:

В меня все ближние
мои

Бросали бешено

каменья.

Посыпал пеплом

я главу.

Из городов бежал

я нищий,

И вот в пустыне я живу.

Как птицы, даром Божьей пищи;

Завет Предвечного2 храня.

Мне тварь покорна там земная;

И звёзды слушают меня,

Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо.

То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами.

Глупец, хотел уверить нас.

Что Бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм и худ и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!».

_(1841)

1    Пророк — в религии: избранник Бога на земле, открывающий его
волю и смысл истории — прошедшее, настоящее и будущее.

2    Предвечный — в христианском богословии: эпитет Бога, в значении
безначальный, искони существующий.

Родина

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит её рассудок мой.

Ни слава, купленная кровыо,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни тёмной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю — за что, не знаю сам —

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье.

Разливы рек её подобные морям;

Просёлочным путём люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;

Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз,

И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз.

С отрадой многим незнакомой
Я вижу полное гумно1,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор ПЬЯНЫХ МУЖИЧКОВ.

С1841)

Выхожу один я на дорогу...

1

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

1 Гумно — отгорожённое место, где в особых постройках складыва-
ют сжатый хлеб; расчищенная площадка для молотьбы; то же, что
ток.

2

 

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом...
Что же мне так больно и так

трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чём?

3

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

4

Но не тем холодным сном могилы...

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы.

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

5

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея.

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.

(1841)

Обдумываем прочитанное, делимся впечатлениями

1.    Прочитав стихотворение М. Ю. Лермонтова «Желание», опреде-
лите его тему, идею и настроение. Учитывая то, что стихотво-
рение написано шестнадцатилетним юношей, дайте характери-
стику его лирическому герою, выскажите своё отношение к его
желаниям и стремлениям. Для ответа используйте сведения
о предках поэта, помещённые рядом со стихотворением. Подго-
товьте выразительное чтение стихотворения.

2.    Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Я жить хочу! хочу печали...»,
относящееся к ранней лирике,— это начало важных размы-
шлений о назначении поэта, о его роли в обществе и искусстве.
Внимательно прочитайте это стихотворение и скажите, как же
следует жить настоящему поэту, по мнению Лермонтова, как он
должен относиться к страданиям, выпадающим на его долю,
к славе. Выпишите слова о поэте, ставшие крылатыми.

3.    Прочитав стихотворение М. Ю. Лермонтова «Поэт», найдите
точки совпадения его содержания с мыслями о предназначе-
нии поэта в предыдущем стихотворении «Я жить хочу! хочу пе-
чали...»; проанализируйте стихотворение «Поэт», опираясь на
следующие задания.

•    Оригинальность композиции стихотворения заключается в том,
что оно состоит из двух частей; определите границы этих ча-
стей, их темы, идеи и центральные образы.

•    Опишите боевой кинжал, изображённый в первой части; ука-
жите причины бесславного превращения оружия в игрушку,
предмет купли-продажи.

•    Опишите судьбу поэта, изображённую во второй части стихотво-
рения; определите, в чём подобие судеб кинжала и поэта; поду-
майте, в чём обвиняет Лермонтов своих современников-поэтов.

•    Проследите по тексту стихотворения, как меняется интонация
от строки к строке; определите, с какой интонацией необходи-
мо прочитать последнюю строфу, являющуюся идейным цент-
ром всего стихотворения; своё решение обоснуйте.

•    Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Поэт».

4.    Проанализируйте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дума»,
опираясь на подсказки, заключённые в заданиях.

•    Внимательно прочитайте стихотворение про себя; опреде-
лите, каким настроением оно проникнуто; расскажите, какие
чувства вызывает стихотворение у вас.

•    Установите, в чём автор упрекает своё поколение; подумайте,
почему при этом в первой строфе он употребляет местоиме-
ние я, а далее мы.

•    Определите, на какие логические и смысловые части делит
стихотворение автор, используя при этом межстрофные про-
белы; охарактеризуйте эти части, обращая внимание на упо-
требление ключевых глаголов в определённом времени (со-
старится, томит, вянем, висит, пройдём, оскорбит).

•    Подумайте, как соотносит Лермонтов образы отцов и детей,
какой приговор выносит автор тем и другим, как эти роли ме-
няются в последнем четверостишии.

•    Определите роль кольцевой композиции в раскрытии идеи
стихотворения.

•    Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Дума».

5.    Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни
трудную...») — произведение особое для поэта, привыкшего са-
мостоятельно преодолевать все трудности и стойко переносить
превратности жизни. Внимательно прочитав это удивительное
стихотворение, подумайте, почему его можно назвать лирической ис-
поведью автора. О какой молитве идёт речь в стихотворении? В чём
заключается благодатная сила молитвы верующего человека?

6.    Проведите исследовательскую работу по стихотворению «Как
часто пёстрою толпою окружён...», выполняя задания.

•    Внимательно прочитайте стихотворение; подумайте, с какой
целью Лермонтов предпослал к нему эпиграф «1-е января».

•    Установите, какие два мира владеют чувствами лирическо-
го героя в стихотворении; расскажите подробно о каждом из
этих миров; выделите ключевые образы противопоставленных
миров, определите, какими способами автор их рисует, чтобы
выразить к ним своё отношение; обратите внимание на цвета,
краски, звуки, а также чувства лирического героя.

•    Подумайте, какова композиционная и смысловая роль по-
следней строфы, с каким настроением следует читать фи-
нальные строки.

•    Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

7.    Сделайте выводы об идейном и художественном содержании
стихотворения «Пророк», выполнив следующие задания.

•    Внимательно прочитайте стихотворение «Пророк», расскажи-
те, какие мысли вас при этом посещали; поделитесь впечат-
лениями от стихотворения.

•    Расскажите, каким вы представляете лирического героя сти-
хотворения, от имени которого ведётся повествование; по-
думайте и докажите, насколько главный герой — пророк —
близок самому поэту Лермонтову; назовите других героев
стихотворения, охарактеризуйте их.

•    Найдите в стихотворении старославянизмы и фразеологизмы,
восходящие к евангельским текстам; определите, какой харак-
тер они придают стихотворению, какую роль в нём играют.

•    Ответьте, почему поэт-пророк Лермонтова отвергнут толпой,
почему своё истинное признание он обрёл в пустыне, а не
в городе; раскройте смысл противопоставления «города»
и «пустыни» в изображении внешности и внутренней сущно-
сти поэта-пророка.

•    Сопоставьте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Пророк» со
стихотворением А. С. Пушкина «Пророк»; установите, совпа-
дают ли авторские представления о назначении поэта в этих
стихотворениях, что в них общего и в чём разница.

•    Сделайте вывод об истинном предназначении поэта даже во
враждебном ему мире.

•    Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Пророк».

Цитатная подсказка
Пророк

 

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной

я влачился,—
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами лёгкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,—

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полёт,

И гад морских подводный

ход,

И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык.

 

И празднословный

и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассёк мечом,
И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнём.

Во грудь отверстую во двинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь,

и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли.
Глаголом жги сердца людей».

(А. С. Пушкин,
1826)

 

8. Проанализируйте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина»,

выполнив следующие задания.

•    Прочитайте стихотворение внимательно несколько раз, опи-
шите ваши мысли и чувства, возникавшие при чтении; рас-
скажите, что вас удивило, показалось необычным, заставило
задуматься.

•    Объясните, почему в первой строфе поэт называет свою
любовь к родине странной, отчего он любит свою родину
более сердцем, чем рассудком; сопоставьте строки, объ-
единённые анафорой в этой строфе, выявите назначение
анафоры; найдите художественные средства, при помощи
которых создаётся интонация задумчивости, неторопливого
размышления.

•    Перечитайте вторую часть стихотворения (следующие восемь
строк), проследите, как меняется настроение по ходу текста,
обращая внимание на изменение длины стиха; определите,
какие изменения происходят в поэтическом пространстве те-
кста, какой образ Родины создают изображённые автором
картины.

•    Перечитайте последнюю часть стихотворения и обратите вни-
мание на её цветовую гамму, слуховые и зрительные ассоци-
ации, которые возникают при чтении, изменение поэтического
пространства текста; сделайте вывод о том, какая картина
родной страны является для поэта отрадной, какой мир явля-
ется идеальным, приведите аргументы.

•    Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Родина».

9. Проведите аналитическую работу по стихотворению «Выхожу

один я на дорогу...», выполняя следующие задания.

•    Внимательно прочитайте стихотворение; расскажите, какие кар-
тины возникали в вашем воображении при чтении, какие чув-
ства вызвали у вас переживания лирического героя.

•    Перечитайте первую строфу стихотворения, найдите в ней
ключевые слова, выявите их философский смысл; обратите
внимание на употребление слов-синонимов дорогаи путь
в одной строфе.

•    Сопоставьте и охарактеризуйте изображение внешнего мира
и внутреннего мира лирического героя во второй строфе.

•    Установите, какое настроение передаётся восклицательными
интонациями третьей строфы.

•    Опишите воображаемый идеальный мир, созданный лириче-
ским героем в 4-5-й строфах, назовите его основные черты;
объясните, почему герой уже не просит Бога о смерти, а вы-
сшей ценностью называет любовь.

•    Определите, как соотнесены в стихотворении мир природы
и внутренний мир лирического героя; найдите образы-симво-
лы в стихотворении, раскройте их философский смысл.

•    Сделайте вывод об общем настроении стихотворения; подго-
товьте его выразительное чтение.

10.    Что в поэзии М. Ю. Лермонтова стало вам особенно близким?
В чём вы видите неповторимость его поэтического голоса?

11.    Какое из прочитанных стихотворений представляется вам са-
мым глубоким и совершенным? Выучите его наизусть.

12.    Стихотворение «Выхожу один я на дорогу...» привлекло вни-
мание многих украинских поэтов, создававших его вольные
переводы. Одной из интереснейших интерпретаций этого по-
этического шедевра считается стихотворение выдающегося
украинского поэта и переводчика Максима Фадеевича Рыль-
ского. Прочитайте его, сопоставьте с оригиналом и скажите, что
общего можно найти между лирическими героями М. Ю. Лер-
монтова и М. Ф. Рыльского и в чём заключается разница в их
мировоззрениях.

* * *

Выхожу один я на дорогу...

М. Ю. Лермонтов

Не забуду вечора хрусткого,

Інею й тоненького льодку,

Коли сам я вийшов на дорогу,

Ніби вперше на своїм віку.

О, які були великі зорі,

Як синіло й склилось навкруги!

У падучім кожнім метеорі
Бачились незнані береги.

Так ото хотілося блукати,

Серце так стискалося мені.

Як від хати бризнули до хати
Вечора осіннього вогні!

Сумував — чого? І сам не знаю.

Та й радів — чому? Не знаю й сам.

Чув по свисту пізніх крижнів зграю,

Не видимих нічиїм очам.

Чув здалека голоси жіночі,

І тонкі, й ламкі, як той льодок,

І хилилось небо вже до ночі,

Як додому повернув я крок.

Ти мене чекала на порозі,

Щоб легенько, звісно, докорить...

Давнє «занедужав я в дорозі»

Мусив я, звичайно, повторить.

Весело тріщали дрова в грубі,

Пахло житнім хлібом і теплом,

І спадали ніжно пасма любі
Над твоїм розхмареним чолом.

(М. Т. Рильський)

Вам, любознательные!

Лєрмонтов и Шевченко — два гения одной эпохи
М. 10. Лєрмонтов был одним из любимых поэтов Т. Г. Шев-
ченко. Великий украинский поэт, художник и мыслитель,

современник русского мятежного гения,
Шевченко чувствовал своё духовное
родство с ним, называл его «наш вели-
кий Лермонтов».

 

В письмах своим друзьям, написан-
ных в годы ссылки, Шевченко просил
прислать ему произведения Лермонто-
ва, а когда получил драгоценный томик
стихов, очень обрадовался и говорил
одному из них: «Ты переслал мне в не-
волю Поэта нашего,— на волю мне ты
дверь открыл!». Среди книг, отобран-
ных у Шевченко при аресте в 1850 году
в Оренбурге, было два тома сочинений
Лермонтова. В дневниковых записях
Кобзарь не раз упоминал стихотворения
Лермонтова «Горные вершины», «Когда волнуется желтеющая
нива...», «Тучи», созвучные его собственным мыслям и чувствам,
с восхищением говорил о стихотворении «Выхожу один я на доро-
гу...». Многие мотивы и образы Лермонтова получили оригиналь-
ную разработку в поэмах Шевченко «Слепая», «Тризна», «Сон»
и в стихотворениях «Пророк», «Что же мне так тяжко?», «Ну что,
казалось бы, слова...», «Проходят дни, проходят ночи». Шевченко
принадлежит созданный в Новопетровском укреплении рисунок
к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Умирающий гладиатор».

Стихи Лермонтова всегда вызывали у Шевченко радость, под-
держивали его надежды на волю. Шевченко глубоко верил в бес-
смертие творческого наследия Лермонтова, что ярко отразилось
в его стихотворении «Мне кажется, но я не знаю...».

Мемуаристы писали, что в день смерти Т. Г. Шевченко на его
столе лежал сборник произведений М. 10. Лермонтова.

 

 

Это материал учебника Литература 8 класс Халабаджах

 

Автор: admin от 1-11-2016, 14:00, Переглядів: 2795