Народна Освіта » Світова література » Браться Стругацкие - "Трудно быть Богом" читать онлайн, критика

НАРОДНА ОСВІТА

Браться Стругацкие - "Трудно быть Богом" читать онлайн, критика

Браться Стругацкие Аркадий Натанович и Борис Натанович

 

 

 

Русские прозаики братья Аркадий и Борис Стругацкие — бесспор-
ные лидеры советской научной фантастики. Не только у себя на
родине, но и за рубежом их произведения печатались в переводах на
42 языках в 33 странах мира и выдержали более 500 изданий. В чем же
секрет такого читательского интереса и такой популярности?

Описываемый братьями Стругацкими в их книгах мир будущего, дру-
гой мир, но, несомненно, близкий, с похожими на нас героями, мысля-
щими, как мы, охватил страстной любовью читателей XX века. Почему
именно научная фантастика стала выбором их литературного труда? Об
этом летом 1986 года Стругацкий-старший, обращаясь к своему прошло-
му, напишет: «Вероятно это сугубо личное дело, которое уходит корня-
ми в детство и юношество: условия воспитания, обучения, литературные
пристрастия, ну и темперамент». По его же словам, отец пробудил в обо-
их братьях «страсть к фантастике». А Борис Натанович добавил: «Мы
любили читать фантастику, поэтому и начали ее писать. Без памяти лю-
били Уэллса, Конан-Дойла, Чапека, и нам казалось, что мы знаем, как
надо писать, чтобы это было интересно читать...».

Аркадий Натанович родился в г. Батуми 28 августа 1925 года. Борис
Натанович — в Ленинграде 15 апреля 1933 года.

Мать — Александра Ивановна Литвинчева всю жизнь проработала
учительницей литературы и русского языка. В то время когда их отец ра-
ботал в издательстве «Главлит», книг в доме было изобилие — по долж-
ности ему полагался регулярный книжный паек — свежая художествен-
ная литература Петербурга бесплатно. К слову сказать, во всем остальном
нужды не было, но и шиковать не приходилось.. Жили в коммуналке.

В детстве в квартире Стругацких было два книжных шкафа, о которых
Борис Натанович Стругацкий вспоминал с особым удовольствием. Они со-
держали «библиотеку интеллигента» (Жюль Верн, Дюма, Толстой, Щедрин,
Пушкин и Лермонтов, Лондон и Уэллс); все произведения Достоевского,
«Трилогию» Горького, «Тысячу и одну ночь», «Всемирную Библиотеку»..

Оба они любили Чехова, но Аркадий Натанович предпочитал «Скучную
историю», а Борис Натанович «Хамелеона». Но совершенно неизвестно, уз-
нали бы мы тех Стругацких, если бы судьба их сложилась иначе, не попади
они, как и многие их современники, в условия жестоких военных лет.

Осажденный Ленинград — бомбежки, холод и голод, блокада. Из
памяти человеческой эти события было невозможно вычеркнуть. После
окончания пехотного училища Аркадия направили на учебу в Военный
институт иностранных языков. Борис же окончил Ленинградский уни-
верситет по специальности «астроном».

Литературная деятельность Стругацких началась еще до войны. Ар-
кадием Нататовичем были созданы фантастический роман «Находка
майора Ковалева» и рассказ 1946 года «Как погиб Канг». В 1948 году
Борис Натанович написал свой первый рассказ «Виско». Затем последо-
вало несколько переводов, рассказов и повестей: «Песчаная горячка» (со-
вместная работа), и «Четвертое царство» Стругацкого-старшего, а также
повесть «Пепел Бикини». В это время перед братьями-соавторами остро
стоял вопрос: «о чем и как писать»? Если бы не фантастическая энергия
Аркадия Натановича, его отчаянное стремление прорваться, реализовать
литературное дарование, то — по словам Бориса Натановича — не было
бы никогда братьев Стругацких.

В 1959 году вышла первая совместная книга Стругацких — повесть
«Страна багровых туч». Связанные общими героями с этой повестью про-
должения — «Путь на Амальтею» (1960), «Стажёры» (1962), а также рас-
сказы первого сборника Стругацких «Шесть спичек» (1960) — положили
начало многотомному циклу произведений о будущем Мире Полудня,
названном так авторами месте, в котором им «хотелось бы жить».

Популярность Стругацких в 60-70-е годы была просто невероятной. Их
книги трудно было достать, поэтому их ксерокопировали, перепечатывали
на пишущей машинке и даже трепетно переписывали от руки, не обращая
внимания на разгромные статьи официальных критиков, не приветство-
вавших «какую-то там фантастику». В те годы молодых писателей братьев
Стругацких занимал вопрос о возможности ускорения естественного исто-
рического процесса, который они и воплотили в одной из лучших своих
книг «Трудно быть Богом», опубликованной в 1964 году в сборнике «Да-
лекая Радуга». Драматизм происходящего в ней раскрывается в описании
душевных терзаний главного героя — сотрудника Института эксперимен-
тальной истории Антона-Руматы, разведчика, посланного с заданием не
вмешиваться, а только наблюдать за жизнью на другой планете, где бес-
чинствует средневековое варварство. В некоторых своих проявлениях оно
напоминает и фашизм, и религиозную деспотию Инквизиции, и, насколь-
ко оказалось возможным показать это в середине 1960-х годов, сталинский
тоталитаризм. Произведения Стругацких «Трудно быть Богом», «Поне-
дельник начинается в субботу», а потом и «Обитаемый остров», «Пикник
на обочине» читатели знали буквально наизусть, говорили цитатами из
этих произведений, как «члены какого-нибудь тайного ордена». Между
тем проза Стругацких продолжала развиваться, очень скоро они перешли
на сложные философские повести: «Улитка на склоне», «Гадкие лебеди»,

«За миллиард лет до конца света», «Град обреченный» — некоторые из
этих вещей увидели свет через много лет после того, как были написаны.

Одна из главных тем в творчестве Стругацких — тема выбора — стала
основной для повести «За миллиард лет до конца света» (1976), герои ко-
торой поставлены перед жестокой необходимостью выбирать между воз-
можностью творить под угрозой смерти, либо отказаться от своих убежде-
ний ради спокойной жизни.

Романы «Жук в муравейнике» (1979; премия «Аэлита» 1981 года) и
«Волны гасят ветер» (1985) — подвели окончательный итог представле-
ний писателей-фантастов о будущем и человеке в нем. Никакой техниче-
ский прогресс, по их убеждению, не принесёт счастья человечеству, если
основой его не станет Человек Воспитанный, способный к свободному
творческому труду и проявлению лучших человеческих качеств.

Братья Стругацкие — лауреаты многих литературных наград и пре-
мий. В 1998 году была учреждена Международная литературная премия
в области фантастики имени братьев Аркадия и Бориса Стругацких.

1.    Какие условия воспитания способствовали развитию будущих писате-
лей-фантастов братьев А. и Б. Стругацких ?

2.    Какому вопросу, волновавшему писателей, посвящена повесть «Трудно быть
Богом»?

3.    К каким выводам о будущем и человеке пришли в своем творчестве писате-
ли-фантасты братья Стругацкие?

РАСШИРЯЕМ КУЛЬТУРНЫЙ КРУГОЗОР

Невероятная популярность рождала множество слухов и легенд. К
примеру, у некоторых романтически настроенных любителей фантастики
где-то в начале 70-х годов появилась этакая идея-фикс: их любимые авто-
ры на самом деле вовсе не люди, а агенты могущественной внеземной ци-
вилизации; фантасты получили немало писем, где им предлагали помощь,
раз уж они «застряли в этом времени на Земле», приносили извинения за
то, что современная технология не так развита, чтобы отремонтировать их
корабль, и так далее. Стругацкие загадочно улыбались, но всякий раз вы-
нуждены были разочаровывать своих поклонников, у которых не в меру
разыгралось воображение. Правда, и сами не раз давали повод для слухов,
публикуя некоторые свои произведения и переводы под псевдонимами —
С.Бережков, С.Витин, С.Победин, С.Ярославцев, С.Витицкий.

С годами популярность Стругацких не стала меньше. Книги их изда-
ются и переиздаются огромными тиражами, успешно выдерживая конку-
ренцию с продукцией англо-американских фантастов.

Более 20 раз экранизировались произведения братьев Стругацких. Послед-
няя из них принадлежит режиссеру А. Герману-старшему (2013 г.). Примите
участие в подготовке проекта «Лучшие экранизации произведений писате-
лей-фантастов братьев Стругацких».

ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ

Текст повести «Трудно быть Богом» рекомендуется взять в библиотеке
или воспользоваться Интернетом.

Ъспросы и задания

Ъаиш первые впечатления, размышления, оценки

1.    Какое впечатление складывается у вас о порядках на планете после чте-
ния диалога Руматы с местным ее жителем Киуном?

2.    О чем говорят читателю детали описания серого патруля и корчмы»?
(гл. I)

3.    Выполняя задание посланника Земли, Румата постоянно помнит о требова-
нии «базисной теории» Института экспериментальной испори и быть терпе-
ливым и терпимым, не забывать вести себя «как замаскированный Бог».

В какой ситуации Румата впервые призывает себя быть спокойным, «как
Боги»? Легко ли ему было сделать это? Что он вспоминает из текста Би-
блии, ио-вашему, в этот момент? (гл. I)

4.    Прочитайте выразительно описание простого народа королевства Арка-
нарского. Почему беззащитных и добрых его жителей авторы называют
людьми, «дачеко обогнавшими свой век»?

Углубимся в текст повести

5.    Как нужно понимать, что жители Арканары не моются, но зато много
молятся? Почему в повести на этом заостряется внимание? (гл. II)

6.    В чем заключалась в королевстве служба придворных принцев? Как вы-
ражено критическое отношение Руматы к своим обязанностям? Отметьте
в их описаниях элементы иронии и комизма, (гл. II)

7.    Искренно ли Румата называет Патриотическую школу «гнездом мудро-
сти»? Каковы методы обучения в ней? (гл. П)

8.    В книге отца Кина «Трактат о доносе» сказано, что в их государстве ум-
ные «не надобны», а «надобны верные». Румата назвал эту книгу глупой.
Можно ли утверждать, что он четко выполняет свое задание не вмеши-
ваться в порядки на этой планете? (гл. И)

9.    Каким образом Румата надеется спасти ученых, книгочеев планеты от ис-
требления их главарем банды Вагой Колесом? Какие способы «спасения»
действуют в этом королевстве? Каков подтекст в описании этого отрывка?
Что хотят сказать здесь сами авторы? (гл. П)

10.    Румата задается вопросом: есть ли для таких «чудовищных властолюбцев»,
как Вага, спасение? Какие последствия видит посланник Земли для госу-
дарства, в котором штурмовики с топорами разгуливают по главным ули-
цам города? Какой страшный конец предсказывает он этому государству?
(гл. Ш)

11.    Какие чувства испытывает Румата, не имеющий возможности спасти
хотя бы немногих честных и талантливых людей этой планеты? И какие,
вместе с тем, бедственные последствия предвидит он, если эти люди захо-
тят активно выразить свой протест? (гл. 111)

12.    Как описан в повести министр охраны короны Рэба? Какие методы он
использовал для личного возвышения но службе? Почему в повести он
назван оборотнем? (гл. Ш)

13.    Отметьте сатирические приемы при описании придворного общества во
главе с фавориткой короля Оканой. (гл. IV)

14.    Есть ли результаты усилий Руматы, пытающегося снасти представителей
культуры от опустошительных действий министра охраны короны Рэбы?
(гл. III)

15.    Что думает о себе Румата, замечая, что стал употреблять «оскорбитель-
ные словечки»? Что, несовместимое с пониманием Бога, он, как замечает
сам, начинает утрачивать? (гл. V)

16.    В чем видит посланник Земли причину рабской психологии людей пла-
неты, на которой пребывает со специальным заданием наблюдателя?
К какому выводу о значении этого народа для будущего он приходит?
(гл. VI)

17.    Обратите внимание на то, из скольких человек состоит суд над избитым
и захваченным Руматой? В чем его обвиняют? Каков подтекст описания
этого события? (гл. VI)

18.    Как вы оцениваете поведение Руматы во время суда? Чем, по вашему
мнению, он заслуживает уважения к себе? (гл. VII)

19.    Почему Румата говорит Кире, что она родилась на тысячу лет раньше
своего срока? Как это следует понимать? (гл. IX)

20.    Что, увиденное посланником Земли на планете времени Средневековья,
напоминает читателю тяжелые периоды, происходившие в России, Укра-
ине и других странах Европы в XX веке?

21.    Какое значение для раскрытия замысла произведения имеют использо-
ванные авторами «говорящие» названия: королевства Арканар, улицы
Премногоблагодарная и т. п.?

22.    К какому выводу приходит герой повести о значении эксперимента
ускорения процессов исторического развития, в котором он принимал
участие?

Юля ашоапоятельнсй работы

23.    Подготовьте комментарии отрывков из текста повести (по выбору):

•    время препровождения придворных принцев в королевстве Арканар;

•    всемогущий предводитель «всех преступных сил» Вага Колесо;

•    штурмовики на главной улице города;

•    восхождение по служебной лестнице министра охраны короны Рэбо;

•    угрызения совести Руматы;

•    простой народ Арканара и его будущее.

24.    Ответьте на вопрос в развернутой форме: в чем смысл названия повести
братьев Стругацких «Трудно быть Богом»?

25.    Иаиишите отзыв о самостоятельно прочитанной книге братьев Стругацких.

Юля дискуссии

Румата так говорит о мальчике-слуге У но: «Воспитание его было по-
ставлено из рук вон плохо, и потому он был сообразителен, не жесток...».

Что хотели сказать авторы повести, вложив в уста Руматы эту, казалось
бы, противоречивую оценку У но?

Юля будущих филологов

Почитатели творчества братьев А. и Б. Стругацких назвали 5 главных их
произведений. Это: «Трудно быть Богом» (1964), «Понедельник начинается
в субботу» (1965), «Улитка на склоне» (1966-1968), «Пикник на обочине»
(1972), «За миллиард лет до конца света» (1977).

Подготовьте для демонстрации в классе презентацию одного-двух из этих
произведений.

ПРОВЕРИМ СВОЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

1.    Какие жизненные испытания иредшествовачи на чачу литературной дея-
тельности Максима Горького?

2.    В чем заключается смысл противопоставления образов Ларры и Данко в
рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»?

3.    Объясните, почему повесть «Матенький иринц» Сент-Экзюпери» относят
к жанру философской сказки-притчи?

4.    Какие открытия делает Маленький принц на Земле? Чем нравится вам
этот образ?

5.    Какое значение в повести «Матенький нринц» имеют аллегорические об-
разы Розы, Лиса, Змеи?

6.    Какие нравственные ценности утверждаются в повести Сент-Экзюпери
«Матенький принц»?

7.    Какими лучшими человеческими чертами характера наделен образ по-
сланника Земли Антона-Руматы в романе братьев Стругацких «Трудно
быть Богом»?

8.    Французский писатель XX века Андре Моруа сказан «Прекрасная книга
никогда не оставляет читателя таким, каким он был до ознакомления с
нею, — она делает его лучше».

Какое воздействие оказали на вас изученные в этом году произведения

русских писателей и писателей других стран? С кем из них вы вели во время

чтении самые доверительные беседы? Чем обогатились вы, размышляя над

проблемами и образами литературных героев?

 

Это материал учебника Литература 8 класс Симакова

 

Автор: admin от 30-10-2016, 20:19, Переглядів: 1881