Народна Освіта » Світова література » М. Ю. Лермонтов - "Поэт" читать онлайн, критика

НАРОДНА ОСВІТА

М. Ю. Лермонтов - "Поэт" читать онлайн, критика

Михаил Юрьевич Лермонтов

 

(1814-1841)

 

«Вглядитесь в портреты Лермонтова, в это неулыбчивое, сожженное
внутренней тревогой лицо, в эти громадные, бездонные глаза. Лермонтов
крепко запечатал тайну своей душевной жизни, и мы до сих пор, как ни
бьемся, не можем проникнуть в нее до конца. Каким же был он, этот уди-
вительный человек, вынесший из огня младенчески чистую душу?» —
задается вопросом известный ученый-литературовед В. Н. Орлов.

Лермонтов начал писать стихи очень рано: ему было всего 13-14 лет,
когда он, по его словам, стал уже «прибирать» их, то есть переписывать и
собирать. Среди его рукописей сохранилась тетрадь, на обложке которой
старательным, еще почти детским почерком написано: «Мелкие стихот-
ворения. Москва, 1829 г.». Ему было тогда 15 лет, он учился в пансионе
при Московском университете. Эти юношеские стихотворения, конечно,
не вполне самостоятельны:

Лермонтов учился у своих предшественников — Жуковского, Батюш-
кова, Пушкина. В чужих стихах он выбирает то, что соответствует его
собственным мыслям. С самого начала стихотворения Лермонтова обра-
зуют своего рода лирический дневник, отражающий его душевную и ум-
ственную жизнь. Из этого дневника постепенно вырастает будущая зре-
лая лирика — стихотворения 1836-1841 годов.

Многие представляют себе Лермонтова человеком угрюмым, замкну-
тым, мрачным пессимистом25, погруженным в себя и презрительно от-
носящимся к людям. Это неверно, как неверно вообще думать, что поэт
говорит в стихах только о себе, о своих личных настроениях. Лирическое
«я» вовсе не представляет собою простого отражения личной жизни, лич-
ного характера. Из одних «настроений», а тем более мрачных, никакой
настоящей поэзии не получается и получиться не может. Поэзия (как и
всякое творчество) возникает на основе мыслей, наблюдений, обобщений
и выводов, порожденных душевным и умственным опытом, а не отдель-
ными настроениями. Поэт говорит в стихах не о своем личном «я», а о
человеке своего времени, об окружающей его действительности.

В жизни Лермонтов вовсе не был одиноким и мрачным. Его близкий
друг и родственник Аким Шан-Гирей вспоминал: «В домашней жизни
своей Лермонтов был почти всегда весел, ровного характера, занимался
часто музыкой, а больше рисованием; играли мы часто в шахматы и в во-
енную игру». Товарищи по полку отмечали в своих воспоминаниях, что
Лермонтов был человеком очень общительным, остроумным и живым.
Около него всегда были друзья, нежно к нему привязанные. «Юношеская
тетрадь» Лермонтова была составлена для его двух пансионских друзей и
вся посвящена теме дружбы.

Почему же многие стихотворения Лермонтова проникнуты мрачной
скорбью? Почему он так часто говорит об одиночестве, почему пишет о
том, что ему «и скучно и грустно, и некому' руку подать в минуту душев-
ной невзгоды»?

Юность Лермонтова проходила в мрачной исторической обстановке.
Он не был, как Пушкин, свидетелем великих .событий 1812 года и участ-
ником последовавших затем общественных движений; вместо этого он
мальчиком уже слышал о страшной судьбе, постигшей декабристов, а
потом сам на себе испытал тяжесть реакции26.

Лермонтов с печалью смотрел на жизнь и на свое поколение не по-
тому, что был угрюм и нелюдим, а потому, что был человеком больших
требований. Это сказывается уже в ранних его стихотворениях, полных
энергии и героики:

Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы же-
лал, как тень Великого героя, и понять Я не могу', что значит отдыхать.

Все творчество Лермонтова проникнуто героическим духом и жаждой
действия. Он напоминает своим читателям о том времени, когда могучие
слова поэта воспламеняли бойца для битвы и зву'чали «как колокол на
башне вечевой во дни торжеств и бед народных» («Поэт»). Великую роль
поэта он видит в общественном служении народу', в утверждении « «мыс-
лей благородных» и передовых идей.

Настоящая известность пришла к Лермонтову в начале 1837 года,
когда по Петербургу' распространилось (в списках) его стихотворение
«Смерть Поэта», написанное под впечатлением от гибели Путпкина. Его
размножали от ружи в сотнях экземпляров, жадно перечитывали, заучи-
вали наизують. «Навряд ли когда-нибу'дь еще в России стихи производи-
ли такое громадное и повсеместное впечатление», — вспоминал один из
современников Лермонтова. Лермонтовские стихи стали грозным обличе-
нием николаевской монархии:

И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

За стихотворение «Смерть Поэта» Лермонтов был переведен прапор-
щиком в Нижегородский драгунский полк, расположенный на Кавказе.
Перевод из гвардии в армейский полк сам по себе наносил удар по офи-
церской карьере. А главное, вольнодумного поэта постарались удалить
из столицы подальше — на «погибельный» Кавказ, под пули горцев.
Именно там, на Кавказе, в 1837 году Лермонтов написал свою знамени-
тую «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова». Однако цензор не разрешил печатать произведе-
ние опального поэта. Только по ходатайству Василия Жуковского поэма
вышла в свет, но без имени автора. «Песня...» Лермонтова, проникну-
тая духом народной поэзии, принадлежит к лучшим произведениям рус-
ской и мировой литературы. Война на Кавказе была трудная, кровавая,
но Лермонтов погиб не на войне. Лермонтов был убит на дуэли своим
бывшим товарищем по юнкерской школе, отставным майором Николаем
Мартыновым.

Подобно Пушкину, Лермонтов стал «вечным спутником» для каждо-
го, кому дороги стремление к свободе и справедливости на земле.

По Б. Эйхенбауму и В. Орлову

1.    Что вы знаете о детских годах Лермонтова? Какими трагическими событиями
они были омрачены? В каком окружении рос и формировался будущий поэт?

2.    В чем проявлялась одаренность юного Лермонтова?

3.    С какими событиями связаны поворотные моменты в судьбе Лермонтова?

4.    Чем привлекает вас поэзия Лермонтова? Какие из его стихотворений вы знае-
те наизусть?

5.    Примите участие в подготовке проекта «Лермонтов-художник» (организуйте
•выставку иллюстраций работ Лермонтова и видеоматериалы).

Прогнать спокойствия туман;

Что без страданий жизнь поэта?

И что без бури океан?

Он хочет жить ценою муки.

Ценой томительных забот.

Он покупает неба звуки.

Он даром славы не берет.

ПОЭТ

Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надежный, без порока;

Булат его хранит таинственный закал —
Наследье бранного востока.

Наезднику в горах служил он много лет,

Не зная платы за услугу;

Не по одной груди провел он страшный след
И не одну прорвал кольчугу.

Забавы он делил послушнее раба.

Звенел в ответ речам обидным.

В те дни была б ему богатая резьба
Нарядом чуждым и постыдным.

Он взят за Тереком отважным казаком
На хладном трупе господина,

И долго он лежал заброшенный потом
В походной лавке армянина.

Теперь родных ножон, избитых на войне.
Лишен героя спутник бедный,

Игрушкой золотой он блещет на стене —
Увы, бесславный и безвредный!

Никто привычною, заботливой рукой
Его не чистит, не ласкает,

И надписи его, молясь перед зарей,

Никто с усердьем не читает...

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?

Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,

Он нужен был толпе, как чаша для пиров.
Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой;
И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой.

Во дни торжеств и бед народных.

Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блёстки и обманы;

Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны...

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда, на голос мгценья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок.
Покрытый ржавчиной презренья?

* * *

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

 

Но не тем холодным сном могилы...

Я б желал навеки так заснуть.

Чтоб в груди дремали жизни силы.

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.

Ъопроаа и задания

Углубимся в текст стихотворений М. <Ю. Лермонтова

«Я жить хочу! Хочу печали...»

1.    Обратите внимание на начало стихотворения. В каком смысловом проти-
воречии находятся слова первой строки «Хочу печали» с последующими
двумя строками?

2.    Какое настроение поэта выражено в этом стихотворении? С помощью ка-
ких художественных средств передается в нем жажда действовать, «жить
ценою муки»?

3.    Объясните, как вы понимаете заключительные две строки этого стихотво-
рения?

4.    Чем волнует вас это стихотворение?

«Поэт»

1.    Какие мысли и чувства вызывает у вас это стихотворение? Чем оно вам
нравится?

2.    С какой целью в этом стихотворении поэт использует развернутое сравне-
ние? Каким образом он так поэтично создает образ кинжала? Зачитайте
соответствующие строки.

3.    В чем поэт видит общее между кинжалом, «игрушкой золотой», и ролью
поэта в современном ему обществе? В каких строках стихотворения Лер-
монтов с восхищением говорит об иной, прежней судьбе поэта? Прочитай-
те выразительно эти строки.

4.    Почему призыв поэта вновь обрести былую силу «могучих слов», звучать,
«как колокол на башне вечевой», имеет вопросительную интонацию?

5.    Подготовьте выразительное чтение этого стихотворения.

6.    Какой образ объединяет стихотворения М. Ю. Лермонтова «Я жить хочу!
Хочу печали...» и «Поэт»? Есть ли разница в изображении этого образа?

«Выхожу один я на дорогу...»

1.    Какими мыслями и чувствами проникнуто эго стихотворение? Какое на-
строение вызывает оно у вас?

2.    В чем заключается особый лиризм этого стихотворения? С помощью ка-
ких художественных средств он выражается?

3.    Объясните, в чем смысл сопоставления в стихотворении поэтически вос-
созданной картины ночной природы и внутреннего состояния поэта?

4.    Почему это стихотворение никого не оставляет равнодушным? В чем за-
ключено его оптимистическое звучание?

5.    Какое значение для понимания стихотворения имеет его композиция? На
какие составляющие части можно разделить это стихотворение? Каково
интонационное звучание каждой из них?

6.    Почему стихотворение «Выхожу один я на дорогу...» относится к фило-
софской лирике?

7.    Выучите это стихотворение наизусть. Установите имя композитора, на-
писавшего романс на слова стихотворения «Выхожу один я на дорогу...».

| Юля будущих филологов

Подготовьте выразительное чтение 1-2 из цредложенных стихотворений
(«Желание», «Молитва», «Дума», «Пророк», «Как часто иестрою толпою
окружен...», «Родина»), аргументируйте свой выбор.

РАСШИРЯЕМ КУЛЬТУРНЫЙ КРУГОЗОР

Идут годы, десятилетия... а мы ощущаем Лермонтова как поэта живого
и глубоко современного. Лиризм и страстная гражданская мысль...наводит
нас на глубокие размышления о смысле бытия, о добре, зле, смерти, исто-
рии, современности, вечности... и пронзают при этом беспредельной маги-
ческой музыкальностью самого созвучия слов. (Ираклии Андроников27)
Украинский поэт Максим Рыльский писал: «Думаю, что я не оши-
бусь, если скажу, что такого метрического, ритмического и строфиче-
ского богатства, как у Лермонтова, не было ни у кого из русских поэтов
XIX века, — и что в этом смысле есть чему поучиться у Лермонтова и
поэтам нашей эпохи».

1.    В чем видит Ираклий Андроников непреходящее значение лирики Лермонтова?

2.    Прочитайте стихотворение М. Рыльского «Не забуду вечора хрусткого...». По-
чему эпиграфом к нему поэт избрал лермонтовскую строку «Выхожу один я
на дорогу...».

УЧИМСЯ БЫТЬ КОМПЕТЕНТНЫМИ ЧИТАТЕЛЯМИ
О лирическом герое

Лирический герой — это образ поэта в лирике, своего рода художе-
ственный «двойник» автора-поэта.

Однако, когда речь идёт о лирическом герое, то имеется в виду, что
биографическая личность поэта и лирический герой его произведений не
являются полностью тождественными. Чтобы яснее понять это, предста-
вим, что мы впервые читаем стихотворение Лермонтова «Выхожу один я
на дорогу'...». Предположим, что нам не известны подробности биографии
поэта. Но пережитое Лермонтовым и запечатленное им в стихотворении
становится близким для многих людей. Поэтому образ автора-поэта явля-
ется одновременно и образом лирического героя.

О лирическом герое нельзя судить по одному стихотворению. Пред-
ставление о лирическом герое складывается из цикла стихов поэта либо
из всего его поэтического творчества.

Каков, например, лирический герой в стихотворениях Лермонтова,
посвященных теме поэта?

Обратимся к изученным нами стихотворениям в Я жить хочу! Хочу
печали...» и «Поэт». Это человек, жаждущий деятельности, неравнодуш-
ного отношения к жизни («Что без страданий жизнь поэта?»), способный
вдохновлять и быть вместе с народом «во дни торжеств» и во время «бед
народных ».

Для лирического героя характерна предельная искренность, испове-
дальность, которые имеют особое воздействие на читателя.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Лирический герой всегда наделен устойчивыми чертами личности,
неповторимостью облика и судьбы.

7 1. Раскройте смысл понятия «лирический герой».

2. Определите характер лирического героя в изученных стихотворениях Лер-
монтова.

 

Это материал учебника Литература 8 класс Симакова

 

Автор: admin от 30-10-2016, 19:59, Переглядів: 2117