Народна Освіта » Світова література » Михаил Лермонтов - "Желание", "Родина", "Поэт", "Пророк", "Молитва" (читать онлайн, краткая биография, критика)

НАРОДНА ОСВІТА

Михаил Лермонтов - "Желание", "Родина", "Поэт", "Пророк", "Молитва" (читать онлайн, краткая биография, критика)

МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ
(1814-1841)

 

В творческой биографии Михаила Лермонтова традиционно выделяют три периода. Первый — период ученичества (1828-1832); второй, переходный, — период становления поэта, поисков своего пути в литературе (1833-1836).
Оба они рассматривались в предыдущих классах. В центре нашего внимания — период творческой зрелости М. Лермонтова, который длился с 1837 по 1841 гт. Ссылка на Кавказ за обличительное стихотворение «Смерть поэта» (1837) оказалась недолгой. Благодаря хлопотам влиятельной бабушки через полгода поэта переводят в гусарский полк недалеко от Петербурга. В столице имя М. Лермонтова на слуху, он входит в круг блестящих литераторов — тех, которые окружали А. Пушкина в последние годы его жизни. Автора «Мцыри» не без оснований признают его наследником. Это время поэтической славы М. Лермонтова. В печати появляются лирические шедевры: «Дума», «Поэт», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Выхожу один я на дорогу...», «Узник», первые главы романа «Герой нашего времени». В Петербурге
поэт ведёт светский образ жизни, которым явно тяготится.

Период относительного благополучия в жизни поэта продолжается не-
долго — около полутора лет. За дуэль с сыном французского посла М. Лер-
монтова снова отправляют воевать на Кавказ. Храбро сражаясь, он мечтает о
профессиональной литературной деятельности. Однако на все его просьбы
об отставке следует отказ. В начале 1841 г. М. Лермонтову удается приехать
в Петербург, где несколько ранее выходит его поэтический сборник. Поэту не
хочется уезжать с «милого севера в сторону южную», его одолевают тяжёлые
предчувствия. Незадолго до трагической гибели он пишет стихотворение
«Сон», которым словно предсказал свою судьбу: «Глубокая ещё дымилась рапа /
По капле кровь сочилася моя». Вскоре поэт был убит на дуэли: давний приятель
по Школе юнкеров Н. Мартынов выстрел ему прямо в грудь. По достоверным
сведениям, М. Лермонтов направил свой пистолет вверх.

Лирика занимает ведущее место в творческом наследии М. К). Лермонтова.
С поэмами, прозой и драматургией её сближают общие идеи, мотивы и образы.
Вот почему лирика является «ключом» к пониманию художественного мира
автора. «Стихотворения М. Лермонтова» — так назывался вышедший в 1840 г.
первый сборник поэта. Удивляет его высокая требовательность и взыскатель-
ность по отношению к своему творчеству. Написавший более четырёхсот
стихотворений и трёх десятков поэм, он включает в книг)' лишь двадцать шесть
стихотворений и две поэмы («Мцыри» и «Песню про... купца Калашникова»),
В поэзии М. Лермонтова отражены его творческие и духовные искания,
факты биографии, явления эпохи. Он размышляет о смысле и назначении
поэзии, о роли поэта в обществе. Поэта волнует трагическая судьба его поко-
ления, обречённого на социальное и духовное рабство. Обличая бездушие и
фальшь светского общества, М. Лермонтов мечтает о любви и светлой жизни
в единении с природой. «Официальному» патриотизму он противопоставля-
ет благородную любовь к отчизне — русской природе, простому народу и его
обычаям. Поэзия М. Лермонтова — автобиографична, лирический герой близок
автору-поэту, однако не тождественен ему.

Стихотворения М. Лермонтова о родине

ЖЕЛАНИЕ

 

 

 

Зачем я не птица, не ворон степной,
Пролетевший сейчас надо мной?

Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?

На запад, на запад помчался бы я,

Где цветут моих предков поля,

Где в замке пустом, на туманных горах,

Их забвенный покоится прах.

На древней стене их наследственный щит,
И заржавленный меч их висит.

Я стал бы летать над мечом и щитом
И смахнул бы я пыль с них крылом;

И арфы56 шотландской струну бы задел,
И по сводам бы звук полетел;

Внимаем одним, и одним пробуждён,
Как раздался, так смолкнул бы он.

Но тщетны мечты, бесполезны мольбы
Против строгих законов судьбы.

Меж мной и холмами отчизны моей
Расстилаются волны морей.

Последний потомок отважных бойцов
Увядает средь чуждых снегов;

Я здесь был рожден, но нездешний душой...
О! зачем я не ворон степной?

1831

Вопросы и задания

1.    Какие стихотворения М. Лермонтова из ранее изученных вы помните? Про-
читайте наизусть ваши любимые.

2.    Какой отклик они находят в вашей душе? Чем запомнились? Аргументируйте
ваши высказывания.

3.    Прочитайте выразительно стихотворение. Какой приём лежит в основе его
композиции? О чём мечтает лирический герой?

4.    Докажите, что главной ценностью для лирического героя является свобода.
Какие устойчивые образы её олицетворяют?

5.    Какой видится лирическому герою его далекая прародина? Является ли она
для него идеалом? Если да, то почему? Какие образы служат знаками воинской
доблести его предков?

6.    Почему не суждено сбыться мечте лирического героя? Какими строками и
образами поэт подчеркивает одиночество, избранность лирического героя,
его творческий дар?

7.    В чём проявляется «нездешность души» лирического героя? Кого из героев
ранее изученных произведений М. Лермонтова он напоминает своими мечтами
и судьбой. Почему?

Об автобиографизме литературных произведений

Отражение в литературном произведении событий, обстоятельств, пережива-
ний автора, подлинность которых подтверждается фактами его жизни, называют
автобиографизмом. Стихотворение «Желание» имеет автобиографическую
основу. Оно опирается на семейное предание о шотландском происхождении
рода Лермонтовых.

О лппифатлфе и не только...

В год 200-летнего юбилея Михаила Юрьевича Лермонтова в шотландском горо-
де Эрлстоне состоялось торжественное открытие первого в этой стране памятника
великому русскому поэту (скульптор С. Мокроусов). Место для его установки выбрано
не случайно. Именно здесь в XIII в. жил легендарный бард' — Тбмас Рифмбч, кото-
рого считают далёким предком российского поэта. Согласно легендам, он обладал
пророческим даром и в своё время мог предсказывать такие события, как смерть
королевских особ, местные войны и даже пророчил союз Шотландии с Англией.
М. Лермонтов очень хотел побывать в стране своих предков, откуда в XVII в. прибыл в
Россию основатель рода Джордж Лермбнт. Спустя многие годы мечта поэта сбылась
благодаря его бессмертному творческому дару, для которого не существует границ
и национальностей (Узнайте больше из репортажа об открытии памятника. Режим
доступа: http://www.tarhany.ru/events/news/370). 57

РОДИНА

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит её рассудок мой.

 

 

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни тёмной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья,

Но я люблю — за что не знаю сам? —

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям;
Просёлочным путём люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.

Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету57 белеющих берёз.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно58 59,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

1841

Вопросы и задания

1.    Почему, размышляя о своей любви к родине, поэт называет ее «странной»?
Найдите слова, которыми автор подчеркивает эту необычность.

2.    Какие проявления казённого (государственного) патриотизма чужды лириче-
скому герою? Что входит в его понятие любви к родине?

3.    Какие чувства вызывают у него картины русской природы? Как они связаны
с народным бытом? Назовите приёмы, которые использует автор, создавая
пейзажные зарисовки.

4.    Пейзажи М. Лермонтова, как правило, отличаются богатой колористикой.
В стихотворении «Родина» всего лишь два цветовых эпитета. Какие образы
автор выделяет посредством таких эпитетов и почему?

5.    Что в народной жизни особенно привлекает поэта? С каким чувством изобра-
жает он народный праздник в финале стихотворения?

6.    Определите идею этого произведения.

7.    Слова поэта «чета белеющих берёз» стали поэтическим символом России.
А какой образ является для вас художественным символом родины? Опишите
его словесно.

8.    Напишите сочинение-размышление на одну из тем: «Мои мысли о родине»;
«Люблю отчизну я...» или предложите свою.

9.    Сравните чувства лирического героя в раннем стихотворении М. Лермонтова
«Желание» и в написанной за несколько месяцев до гибели поэзии «Родина».
Как изменилось отношение лирического героя к родине?

10.    Рассмотрите репродукции картин выдающихся художников-пейзажистов
И. Шишкина, И. Айвазовского. Какие строки стихотворения М. Лермонтова
могут быть эпиграфом к ним?

11.    Сравните поэтические и живописные средства создания пейзажных образов.
Что в них общего и различного? Аргументируйте свой ответ.

12.    Стихи М. Лермонтова читают многие популярные актеры. Найдите и послушай-
те стихотворение «Родина» в исполнении Ю. Каюрова и Н. Бурляева. Сравните
мастерство актёров, выявите в их чтении сходство и различие.

Стихотворения М. Лермонтова о поэте и поэзии

* * *

Я жить хочу! хочу печали
Любви и счастию назло;

Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело60.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;

 

Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?

Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.

Он покупает неба звуки,

Он даром славы не берёт.

1832

 

Вопросы и задания

1.    От чьего имени написано это стихотворение?

2.    Образу изнеженного поэта М. Лермонтов противопоставляет мятежного
поэта-романтика. На чьей стороне симпатии автора? Аргументируйте свой
ответ.

3.    Какие слова и выражения использует М. Лермонтов, чтобы в возвышенно-
поэтической форме рассказать о «творческих муках» поэта? Обратите внима-
ние на восклицания, риторические вопросы.

4.    Какое из изученных ранее произведений М. Лермонтова кажется вам близким
стихотворению «Я жить хочу! хочу печали...» по настроению, по романтическому
призыву бури? Подкрепите свои рассуждения цитатами.

5.    Определите размер стихотворения.

поэт

Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надёжный, без порока;

Булат1 его хранит таинственный закал —
Наследье61 62 бранного востока.

Наезднику в горах служил он много лет,

Не зная платы за услуг}';

 

Не по одной груди провёл он страшный след
И не одну порвал кольчугу.

Забавы он делил послушнее раба,

Звенел в ответ речам обидным.

В те дни была б ему богатая резьба
Нарядом чуждым63 и обидным.

Он взят за Тереком отважным казаком
На хладном трупе господина,

И долго он лежал заброшенный потом
В походной лавке армянина.

Теперь родных ножон64, избитых на войне,
Лишен героя спутник бедный,

Игрушкой золотой он блещет на стене —
Увы, бесславный и безвредный!

Никто привычною, заботливой рукой
Его не чистит, не ласкает,

И надписи его, молясь с зарей,

Никто с усердьем не читает...

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Своё утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благого вен ье65?

Бывало, мерный1 звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,

Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

Как фимиам66 67 68 69 в часы молитвы.

Твой стих, как Божий дух, носился над толпой
И, отвыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой'*

Во дни торжеств и бед народных.

Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блёстки и обманы;

Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны...

Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк11!
Иль никогда, на голос мщенья,

Ив золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..

1838

Вопросы и задания

1.    Прочитайте выразительно стихотворение. На какие эмоционально-смысловые
части его можно разделить и почему? Озаглавьте каждую часть, исходя из её
главной мысли.

2.    Расскажите «историю» кинжала. Какими эпитетами автор описывает боевое
прошлое и бесславное настоящее кинжала?

3.    В основе композиции стихотворения — развёрнутое сравнение. Как вы дума-
ете, почему размышлениям о поэзии М. Лермонтов предпосылает историю
кинжала? Какую мысль выражает автор благодаря этому приёму?

4.    По мысли М. Лермонтова, поэт, как и кинжал, «своё утратил назначенье».
А чему служило раньше его творчество? Найдите слова, эпитеты, сравнения,
которыми автор напоминает поэту о высоком призвании его стихов.

5.    Как вы думаете, почему поэт назван «осмеянным пророком»? В чём его тра-
гедия? Какое искусство привлекает толпу?

6.    Последняя строфа стихотворения содержит обращение к поэту. В чём
смысл этого призыва? Какую идею выражает автор, рифмуя слова «пророк»
и «клинок»?

ПРОРОК

С тех нор как вечный судия1
Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока70 71 72.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу1*,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу

Как птицы, даром Божьей пищи;

Завет предвечного73 храня,

Мне тварь покорна там земная;

 

И звёзды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град74
Я пробираюсь торопливо,

То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,

Что Бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм и худ и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»

1841

 

 

Вопросы и задания

1.    Прочитайте выразительно стихотворение. В чём видит пророк своё призвание?

2.    Какие строки стихотворения передают одиночество пророка, трагизм его
судьбы?

3.    Где гонимый пророк обретает чувство покоя и гармонии? Какими художествен-
ными средствами автор рисует красоту мира природы? Приведите цитаты в
качестве примера.

4.    Почему пророк не остаётся в пустыне, где он счастлив, а всё-таки возвращается
в «шумный град»?

5.    Как относятся к пророку жители городов? Какими словами выражено их само-
довольство и мнимое превосходство?

6.    Как выдумаете, почему тол па отвергает пророка? Что общего в образе «осмеянного
пророка» (стихотворение «Поэт») и гонимого пророка (стихотворение «Пророк»)?

7.    Сравните изученные стихотворения М. Лермонтова о поэте и поэзии. Подго-
товьте развёрнутый ответ на один из вопросов: «В чём сила духа лермонтов-
ского поэта-пророка?», «Каковы, по мнению М. Лермонтова, задачи поэзии?».

8.    Рассмотрите иллюстрацию И. Репина к стихотворению М. Лермонтова «Про-
рок». К каким строкам она относится? Удалось ли художнику воссоздать
атмосферу и образы поэтического текста? Аргументируйте свой ответ.

9.    Найдите и послушайте стихотворение М. Лермонтова «Пророк» в исполнении
Н. Бурляева из биографического документально-художественного фильма
«Лермонтов», приуроченного к 200-летию поэта. Какие интонации преоблада-
ют в чтении актёра? Как видеоряд помогает понять трагическое одиночество
М. Лермонтова и его близость к своему «двойнику» — поэту-пророку?

О лирическом герое

Лирический герой — образ поэта, раскрывающий его мысли и чувства. Это
художественный «двойник» автора, наделённый индивидуальными чертами и судьбой.
Лирический герой — не реальный, а созданный образ, близкий, но не тождественный
автору биографическому.

Читая стихи М. Лермонтова, можно достаточно полно восстановить черты его
поэтической личности. Он предстаёт человеком страстным, одиноким, противо-
речивым, одержимым отчаянной жаждой деятельности, мятежным и свободолюби-
вым, предчувствующим свою раннюю гибель. И это объясняется тем, что реальное
авторское «Я» — самая большая лирическая тема поэта Лермонтова. Лирический
герой М. Лермонтова — представитель своего поколения, герой трагической судьбы.
Наделённый бурными страстями, он разочарован в жизни оттого, что его идеалы не
совпадают с реальностью. В творчестве М. Лермонтова лирический герой наиболее
часто воплощается в образе поэта. Появление образа лирического героя, судьба
которого перерастает рамки индивидуальной судьбы поэта, — один из важнейших
итогов его художественного развития.

Обличительные мотивы лирики М. Лермонтова

Творчество Михаила Лермонтова приходится на эпоху безвременья (30-40-е
годы XIX в.), когда после поражения декабристов из общественной жизни после-
довательно изживаются героический дух и высокие стремления. Но далеко не все
покоряются царскому произволу — среди них и М. Лермонтов, который становится
выразителем дум поколения. Подобно поэту-пророку, он говорит слова горькой
правды обществу и поколению, к которому принадлежит по рождению и воспитанию.

В своих стихах он критически оценивает жизнь современников, упрекая их в бездей-
ствии. утрате идеалов, равнодушии. Поэт бесстрашно обличает пустоту и бездухов-
ность светского общества, адресуя ему «железный стих, облитый горечью и злостью».

* * *

1-е января

 

 

Как часто, пёстрою толпою окружён,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,

При диком шёпоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки, —

Наружно иогружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, — памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребёнком; и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;

Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.

В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и жёлтые листы
Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою:

Я думаю об ней, я плачу и люблю,

Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,

С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин —
Я долгие часы просиживал один,

И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветёт на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,

И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник нёзванную гостью,

О, как мне хочется смутить весёлость их,

И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..

1840

Вопросы и задания

1.    Прочитайте стихотворение. Выделите его эмоционально-смысловые части,
сравните начало и финал. Сделайте выводы: 1) какой принцип положен в основу
композиции; 2) в чём сходство первых двух строф и финала произведения?

2.    Каково отношение лирического героя к светскому обществу? С помощью каких
художественных средств автор его передаёт? Обратите внимание на эпитеты
и детали.

3.    Как вы считаете, в чём смысл противопоставления словосочетаний сон —
обман и мечта — воспоминание? Почему то, что непосредственно окружает
поэта, кажется ему призрачным сном, а мечта обретает черты реальности?

4.    Можно ли утверждать, что противопоставление мечты и действительности
решается в пользу мечты? Какие элементы автобиографизма есть в этом
стихотворении?

5.    Как характеризует лирического героя мир его мечты-воспоминания? Какими
художественными приёмами автор передаёт его состояние счастья? Обратите
внимание на положительно окрашенное чувство одиночества в окружении
природы в противоположность одиночеству среди «пёстрой толпы».

6.    Как вы думаете, с какой интонацией следует прочитать последнюю строфу
стихотворения? Какие слова и образы её подсказывают?

7.    Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Передайте изменения
поэтической интонации, исходя из авторского отношения к изображаемому.

8.    Известный лермонтовед И. Андроников проницательно заметил, что в стихах
М. Лермонтова «мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и
человека». Проиллюстрируйте эту мысль примерами из стихотворений.

9.    Прочитайте отрывок из воспоминаний И. С. Тургенева. Рассмотрите репродук-
цию портрета М. Лермонтова кисти художника Б. Щербакова. Есть ли сходство
между портретами, нарисованными при помощи слов и кисти?

«Лермонтова я видел всего два раза: в доме одной знатной петербургской
дамы, и несколько дней спустя на маскараде в Благородном собрании, под
новый 1840 год. В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагиче-
ское; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и
страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-тёмных
глаз. Их тяжёлый взор странно не согласовался
с выражением почти детски нежных и выдавав-
шихся губ. Внутренно Лермонтов, вероятно,
скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере,
куда его втолкнула судьба. На бале дворянско-
го собрания ему не давали покоя, беспрестанно
приставали к нему, брали его за руки; одна
маска сменялась другою, а он почти не сходил
с места и молча слушал их писк, поочерёдно об-
ращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда
же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического
творчества. Быть может, ему приходили в голову те стихи:

 

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки... и т. д.».

Стихотворения М. Лермонтова о Боге и Вечности

МОЛИТВА

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом1, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Нес благодарностью иль покаянием,

 

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в свете безродного75 76;

Но я вручить хочу деву невинную
Тёплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;

Дай ей сопутников77 78, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования1.

Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —
Ты восприять79 пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.

1837

Стихотворение «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») на-
писано в 1837 г., когда Михаил Лермонтов находился под арестом за стихи
на смерть А. Пушкина. Предполагается, что «Молитва» посвящена Варваре
Лопухиной — самой глубокой сердечной привязанности поэта, девушке, ко-
торая отвечала ему взаимностью. Так случилось, что судьбы их разошлись,
и Варенька (как называли её близкие) вышла замуж за другого. Как и М, Лер-
монтов, она умерла рано, пережив его всего на 10 лет. Стихотворение трогает
читателя не только сочувствием к утраченной любви поэта. Оно прекрасно
своей духовной красотой, той доверительной нежностью и светлой верой,
с которой лирический герой М. Лермонтова вверяет Богородице родную душу.

Вопросы и задания

1.    Стихотворение «Молитва»» обычно относят к любовной лирике. Как вы считаете,
почему? Согласны ли вы с этой точкой зрения или думаете иначе? Аргументи-
руйте свои размышления.

2.    К кому обращается в молитве лирический герой? Какой называет Богородицу?

3.    Какими чувствами наполнено его обращение к Божьей Матери? О чём он про-
сит? Какова здесь функция антитезы?

4.    Что говорит о себе лирический герой и как его характеризует мольба о до-
рогом человеке? Опираясь на текст, докажите, что трагедия одиночества не
разрушила его душу.

5.    Стихотворение звучит нежно и проникновенно. С помощью каких художествен-
ных средств автор достигает этого?

6.    Найдите и послушайте романс А. Варламова на стихи М. Лермонтова «Мо-
литва»» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») в исполнении О. Погудина.
Как вы думаете, удалось ли композитору, авторам клипа, певцу воссоздать
атмосферу лермонтовского стихотворения?

* * *

1

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый1 путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет80 81 Богу,

И звезда с звездою говорит.

2

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом....

Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?

3

 

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть! —

4

Но не тем холодным сном могилы....

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

5

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея82,
Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.

1841

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу...» написано М. Лермонтовым
незадолго до роковой дуэли — между маем и началом июля 1841 г. В нём
сконцентрированы сквозные мотивы и образы лирики поэта: одиночества,
пути, свободы и покоя, пустыни, звезды, Вечности. Гений поэта увидел зем-
лю из космических далей, восхитился её голубым сиянием, торжественной
тишиной ночи. Красота и гармония природы обнажила глубину переживаний
лирического героя, силу его несбыточного желания найти блаженную страну
«свободы и покоя». Стихотворение стало лирическим завещанием поэта. Мечта
М. Лермонтова о Вечности, то есть об освобождении от земного бремени и
приобщении к Вечной Вселенной, воплотилась в его поэтическом бессмертии.
Вечный покой поэта охранял могучий дуб, посаженный в 1842 г. перед входом
в часовню, когда Великий Странник навсегда вернулся в Тарханы.

Вопросы и задания

1.    Какими чувствами и настроениями овеяно стихотворение?

2.    Что видит и что чувствует лирический герой, оставаясь один на один с миро-
зданием? Назовите художественные приёмы, которые помогают автору на-
рисовать ночной пейзаж.

3.    Почему, несмотря на красоту и гармонию Божьего мира, лирическому герою
«так больно и так трудно»? К кому обращены его риторические вопросы?

4.    О чём он мечтает и что стремится найти, выходя на дорогу жизни? Какие об-
разы олицетворяют желанные покой и Вечность? Аргументируйте свой ответ,
обращаясь к тексту.

5.    Какие черты лирического героя открываются в его раздумьях? Есть ли эле-
менты автобиографизма в этом стихотворении?

6.    Определите стихотворный размер произведения.

7.    Перечитайте завещание Мцыри (последняя глава поэмы) и сравните со стихо-
творением «Выхожу один я на дорогу...». Какие образы перекликаются между
собой, создавая авторское представление о «свободе и покое»? Приведите
цитаты для аргументации.

8.    Стихотворение Лермонтова отличается удивительной мелодичностью. Подго-
товьте мелодекламацию этого произведения. Объясните свой выбор музыки.

9.    Прочитайте стихотворение М. Рыльского «Не забуду вечора хрусткого...».
Докажите, что оно написано под впечатлением лермонтовского текста (об-
ратите внимание на эпиграф и поэтические образы). А чем отличаются эти
стихотворения? Аргументируйте свои мысли.

10.    Стихотворение М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...» неоднократно
привлекало композиторов своей мелодичностью. Его исполняют оперные,
эстрадные певцы, барды, народные хоры. Однако, несмотря на большое коли-
чество музыкальных версий, наиболее известен романс Е. Шашиной. Найдите
и прослушайте это произведение. Как вы думаете, почему романс на стихи
М. Лермонтова стал народной песней?

11.    Рассмотрите репродукцию картины Н. Устинова «Выхожу один я на дорогу».
Что на ней изображено? Как вы думаете, почему художник называет своё про-
изведение строкой М. Лермонтова? В чём её «вечный» смысл?

 

• Неоднократно замечено, что русский поэт М. Лермон-
тов, как и его далёкий шотландский предок Томас Рифмач,
обладал провидческим83 даром. В юношеском стихотворе-
нии «Небо и звёзды» он пишет: «Только завидую звёздам
прекрасным, / Только их место занять бы желал». И эта
мечта поэта сбылась. Он стал звездой первой величины
не только на поэтическом небосклоне. В Государственном
музее-заповеднике М. Ю. Лермонтова в г. Пятигорске (Рос-
сия) хранятся официальные документы, подтверждающие
открытие малой планеты под номером 2222, которое со-
стоялось 19 сентября 1977 г. в Крымской астрофизической
обсерватории, а также свидетельство о присвоении ей
имени великого русского поэта.

 

Это материал учебника Литература 8 класс Бондарева

 

Автор: admin от 27-10-2016, 00:06, Переглядів: 1495