Народна Освіта » Світова література » Литература 8 класс. Введение

НАРОДНА ОСВІТА

Литература 8 класс. Введение

Мы не раз уже говорили с вами об особенностях художественной литературы как искусства слова, о том, что в литературном произведении и слова, и та общая картина, которую они создают в совокупности (так называемая художественная реальность), наполнены особой смысловой глубиной. Они вызывают ассоциации, побуждают нас мыслить, чувствовать, анализировать эмоции и поступки — и таким образом совершенствоваться и изменять себя к лучшему.

Эти свойства художественная литература, как и другие виды искусства, приобретает благодаря своей образной природе, а на наше восприятие художественные образы воздействуют потому, что они — эмоциональные, ёмкие, оригинальные и в то же время понятны и близки нам.

Литературный образ — это художественное отражение в слове человеческих характеров, явлений, событий и предметов. Такое отражение происходит в конкретной, индивидуально-чувственной форме.

Образы возникают тогда, когда писатель хочет назвать, описать, охарактеризовать, раскрыть предмет, явление, характер и для этого сравнивает их с чем-то, хорошо известным читателю, то есть по ассоциации даёт нам возможность представить что-то через другие характеры, предметы или явления. Вы помните, что именно так возникает непрямое, переносное значение, когда свойства чего-то одного переносятся на другое, а наш мозг благодаря этому рисует в воображении зримые картины, которые мы воспринимаем через переживаемые чувства. Поэтому перед нашим мысленным взором разворачивается красочная картина созданного писателем пейзажа (описания природы) или интерьера (описания внутреннего пространства помещения). Мы можем представить портрет героя (описание внешности человека) или образ-вещь (описание конкретного предмета через изысканную ассоциацию), сложить отдельные события произведения в образ-сюжет (например, сюжет о трагической любви двух подростков в «Ромео и Джульетте» В. Шекспира).

Часто писатели используют локальные образы, такие, например, как образ-деталь (описание особо значимых, выделенных художником элементов художественного образа), или наоборот — целые образные конструкции: образ-мотив (идея или ассоциация, которая проходит через всё произведение или же повторяется в разных текстах), образ-топос (образ, характерный для целой культуры в её определённый период), образ-архетип (образ из разряда наиболее устойчивых, проявляющихся в литературах разных народов на протяжении сотен лет).

В поэзии существует понятие лирический герой. Это собирательный образ, стоящий за стихотворными произведениями конкретного поэта.

Независимо от того, какими образами оперирует писатель, он в любом случае с помощью слова отображает жизнь — реальную, современную ему' или же выдуманную — сказочную, фантастическую, прошлую или будущую. Для этого он использует те жизненные явления и ситуации, которые имеет возможность наблюдать и анализировать: общение людей, их труд, взаимоотношения, их позиционирование в доме, в семье, в дружбе, в стране или в мире. Точка зрения писателя может не совпадать с тем, как читатель видит то или иное событие, реагирует на мир, что считает красивым и изысканным, а что — безобразным и недостойным восприятия.

Мы обязательно должны помнить, что все великие достижения культуры, в том числе и литературные произведения, создаются людьми. Каждый писатель — это конкретный человек, живший либо живущий в определённой стране в какой-то период её истории, носитель её языка. Он является приверженцем определённых системы ценностей и верований, отношения к человеку и всё это воплощает в своих книгах. Поэтому мы говорим не просто об имени писателя, а о личности писателя. В этой связи для нас важны факты писательской биографии, то, в какой семье он вырос, с какими людьми общался, какие книги читал или переводил. Л главное — чем он уникален как человек и каким образом это отражено в его текстах.

В то же время для литературного процесса важна не только личность писателя как локомотива развития литературы. В XX в. стали говорить и о личности читателя. Ведь все произведения пишутся и печатаются для того, чтобы их кто-то читал, размышляя над вечными и насущными проблемами, сопереживал героям, то есть переживал их жизнь совместно с автором. Поэтому для развития литературы важен опыт разных читателей. Это и те, кто читает время от времени, воспринимает произведение впервые, и те, кто читает систематически, серьёзно изучает художественную литературу самостоятельно, в школе или университете, и те, кто оставляет отзывы о разных произведениях в своём читательском или личном дневнике, в переписке с другими людьми, в сети Интернет на читательских форумах, в блогах и т. д. Также нельзя забывать и о людях, для которых чтение художественной литературы становится профессией — редакторах, литературных критиках и рецензентах, литературоведах. Это очень требовательные и взыскательные читатели, чья профессиональная оценка важна для многих, кто хочет сориентироваться в выборе автора или книги для чтения.

Поскольку любое литературное произведение предполагает активное взаимодействие с читателем, между текстом и читателем постоянно происходит своеобразный диалог. Особенность истинно художественных произведений часто состоит в том, что они не устаревают с течением времени, как это происходит с некоторыми научными знаниями, политической публицистикой. В мировой

культуре как форме общественного сознания творческий человек не исчезает в момент своей физической смерти, а остаётся жить в созданных им произведениях, передаёт свой художественный и душевный опыт многим последующим поколениям. Нравственный опыт писателей и мыслителей предыдущих эпох и культур, географически различных народов и стран, с интересом воспринимается современными поколениями. В таком восприятии и переосмыслении происходит постоянный диалог культур. И с дистанции своего жизненного опыта и своих знаний о мире мы переосмысливаем произведения античного трагика или средневекового мистика, поэта-романтика или прозаика-реалиста. При этом каждая новая эпоха позволяет раскрывать в уже давно созданных произведениях новые грани смысла и эстетических ощущений.

И, конечно же, диалог культур был бы просто невозможен без колоссального труда переводчиков художественной литературы — ведь её шедевры создаются на всех языках мира. Художественный перевод существенно отличается от обычного или технического перевода. Представляя произведение писателя на ином языке, переводчик должен не просто заменить слова одного языка на слова другого. Ему необходимо личностно «перевоплотиться» в автора оригинального произведения, почувствовать особенности его речи и стиля, его писательской личности, и обязательно передать эти особенности в своём переводе. Поэтому художественный перевод в современном мире принято считать не ремеслом, а высоким искусством, ведь, по сути, все произведения мировой художественной литературы мы изучаем не в оригинале, а в переводах. Именно переводчики своим трудом выстраивают мосты между разными странами и различными культурами, тем самым обогащая сокровищницы национальных литератур, читательский опыт всех жителей Земли.

Вопросы и задания

1. Объясните своими словами, как вы понимаете, что такое художественный образ. Какие образы из изученного ранее вам запомнились и почему?

2. Есть ли у вас любимый писатель, чьи произведения вы перечитывали не один раз? Чем вам интересно творчество этого писателя? Что вы знаете о его жизни?

3. Есть ли у вас любимые литературные образы или герои? Расскажите о них. Чем они вам близки? Объясните свою точку зрения.

4. Какова, по вашему мнению, роль личности в создании культуры, и художественной литературы в том числе?

5. Кого из выдающихся русских и украинских переводчиков вы знаете? Что вы можете о них рассказать?

6. Какую роль играет переводная литература в современном диалоге культур? Аргументируйте свои взгляды на этот вопрос.

7. Напишите сочинение-миниатюру, используя для ключевого образа то, что вы видите каждый день: а) пейзаж из вашего окна; б) обстановку вашей комнаты или вашего рабочего места; в) особенности внешности и поведения близкого вам человека; г) уникальность какого-то любимого вами предмета или вещи. Попробуйте для выполнения задания использовать самые неожиданные, но понятные другим людям ассоциации. К какой разновидности литературных образов принадлежит образ, созданный вами? Аргументируйте это.

 

Это материал учебника Литература 8 класс Бондарева

 

Автор: admin от 26-10-2016, 22:30, Переглядів: 830