Народна Освіта » Світова література » «Человек - вот правда! Всё - в человеке, всё для человека!»

НАРОДНА ОСВІТА

«Человек - вот правда! Всё - в человеке, всё для человека!»

 

Глава 1

«ЧЕЛОВЕК - ВОТ ПРАВДА! ВСЁ - В ЧЕЛОВЕКЕ,
ВСЁ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА!»

«...Сама его жизнь - это книга,
это увлекательный роман»

Литературная разминка

Вспомните прочитанные произведения, в которых утверждается красота человека,
его стремление к свободе.

«...Нужно, чтобы каждый момент бытия имел
свою высокую цель» - эти слова известного рус-
ского писателя Максима Горького как нельзя
лучше характеризуют его исполненный высоких
стремлений жизненный и творческий путь.

Настоящее имя Максима Горького - Алексей
Максимович Пешков. Такой псевдоним писателем
был выбран не случайно: эпитетом «горький» он
охарактеризовал свой трудный жизненный путь.

Алексей Пешков родился в Нижнем Новгороде
в дружной семье краснодеревщика. Но семейство
рано лишилось кормильца, и мать Алёши с ма-
леньким сыном переехала в дом своего отца Васи-
лия Каширина - нижегородского мещанина, вла-
дельца собственного красильного дела. Будущий
писатель окунулся в неприглядный мещанский
быт: деспотичный дед, пьяные дядья, вечно хо-
лодная, измученная мать, постоянные ссоры, брань и побои. Одним из не-
многих тёплых воспоминаний детства стала бабушка Акулина Ивановна,
которая воплотила лучшие черты русской женщины: трудолюбие, добро-
ту, терпение и мудрость. Особенно Алёше запомнились сказки и житей-
ские истории, которые она рассказывала, спетые в минуты веселья народ-
ные песни.

В школе над Пешковым смеялись, так как мальчик приходил на занятия
«в материных башмаках, в пальтишке, перешитом из бабушкиной кофты,
в жёлтой рубахе и штанах “навыпуск”.». Но учился Алёша хорошо, у
него была феноменальная память.

Оставшись сиротой в одиннадцать лет, Алёша начинает работать. Он
сменил многих «хозяев»: был посыльным при обувном магазине, работни-
ком в иконописной мастерской, мыл посуду на пароходах, работал чертёж-
ником, продавцом в иконной лавке, десятником на строительстве ярмарки,
статистом в ярмарочном театре. Позже Горький напишет: «Я не ждал
помощи извне и не надеялся на счастливый случай. Я очень рано понял,
что человека создаёт его сопротивление окружающей среде».

Только чтение книг спасало от отчаяния и разочарования. Мальчик чи-
тал их везде и всегда, как только появлялась хоть малейшая возможность.
Служа «в людях», он нередко бывал бит за это своё пристрастие. «Книга

для меня - чудо», - писал Горький. Восторг перед книгой пронёс через всю
жизнь.

С 1888 г. начались странствия Горького по России с целью лучше
узнать страну и ближе познакомиться с жизнью народа. Карта его путеше-
ствий обширна и разнообразна: юноша прошёл пешком донские степи,
Украину до самого Дуная, Крым и Северный Кавказ - до Грузии. Батрачил,
добывал соль, рыбачил, работал молотобойцем... Во время скитаний буду-
щий писатель приобрёл богатый жизненный опыт.

Остановившись в Тифлисе (теперь Тбилиси), он поступил на работу в
железнодорожные мастерские. В те годы на Кавказе было много политичес-
ких ссыльных, знакомство с которыми привело к активному участию
Пешкова в революционных кружках. Связь с революционно настроенной
молодёжью стала причиной ареста, над молодым человеком был установ-
лен строгий полицейский надзор.

В 1892 г. выходит в печать первый рассказ «Макар Чудра», подписан-
ный именем «Максим Горький». В нём была изложена романтичная леген-
да о красавице Радде и конокраде Лойко, об их гордости и любви. За ним
последовали принёсшие писателю известность произведения «Челкаш» и
«Старуха Изергиль». Рассказы Горького появляются в столичных журна-
лах. В них Горький описал жизнь обитателей городского «дна» - «бося-
ков» с искалеченной судьбой, сохранивших чувство собственного достоин-
ства. Мир босяков стал художественным открытием писателя.

Романтические герои ранних рассказов Горького горды и благородны,
они жаждут подвигов и способны на сильные страсти. Писатель поэтизи-
рует «безумство храбрых» и презирает стяжательство, мещанство «хозяев
жизни». Макар Чудра говорит: «Смешны они, те твои люди. Сбились в кучу
и давят друг друга, а места на земле вон сколько.» Старуха Изергиль вто-
рит ему: «И вижу я, не живут люди, а всё примеряются.»

За активное участие в революционных событиях 1905 г. Горький был
заключён в Петропавловскую крепость. Однако протест русской и мировой
общественности заставил правительство освободить писателя. В начале
1906 г. он уезжает в Америку, а затем перебирается в Италию, где поселя-
ется на острове Капри. В 1913 г., после объявления всеобщей амнистии по
случаю трёхсотлетия дома Романовых, Горький возвращается в Россию.

Много лет участвуя в социал-демократическом движении, писатель рез-
ко отрицательно воспринял октябрьский переворот 1917 г. и последовав-
шие за ним события. Критическими размышлениями Горький делился в
публицистических статьях, составивших цикл «Несвоевременные мысли».
Тем не менее, Горький много сил отдавал налаживанию культурной жиз-
ни страны и помощи писателям, которым грозила физическая расправа
или голодная смерть. К числу его заслуг принадлежит, в частности, орга-
низация издательства «Всемирная литература», публиковавшего русские
переводы шедевров зарубежных авторов разных эпох. В 1921 г., не видя
для себя возможности далее жить и работать в России, писатель уезжает
в эмиграцию. Официальная причина отъезда - обострение туберкулёза.
Горький осел в Италии, в Сорренто - небольшом городке под Неаполем. Он
продолжал активно работать, вёл большую переписку с читателями и на-
чинающими авторами.

По возвращении на родину в 1932 г. Горький занялся общественной
деятельностью: был учредителем новых журналов и книжных серий, осно-
вателем Союза писателей, Литературного института.

Умер Максим Горький 18 июня 1936 г. накануне массовых репрессий
при загадочных обстоятельствах.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1.    Какую роль детство и юность сыграли в формировании мировоззрения Горького?

2.    Как повлияли на творчество писателя странствия по Руси?

3.    Расскажите о начале литературного творчества Максима Горького.

4.    Какова была общественная позиция писателя в 1905-1917 гг.?

5.    Расскажите об общественно-политической деятельности Горького в эмиграции
и по возвращении в СССР.

«Смысл жизни в красоте и силе стремления к цели...»
Литературная разминка

Подумайте, с какой целью автор вводит в произведение образ рассказчика.

Язык ранних рассказов Горького афористичен, писатель часто использу-
ет образы-символы. В рассказах прослеживаются мотивы жажды жизни,
поиска ярких сильных романтических впечатлений, а также обличения
скуки и тесноты обыденного существования. Герой рассказов Горького -
неординарная личность, наделённая чувством собственного достоинства,
волей к жизни, презрением к любым формам порабощения. Именно такие
герои действуют в рассказе «Старуха Изергиль».

Перед чтением

Укажите в рассказе образы-символы.

СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ
(В сокращении)

I

Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском
берегу.

Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с
которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались
под густой тенью виноградных лоз и, лёжа на земле, молчали, глядя, как
тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю.

Они шли, пели и смеялись; мужчины - бронзовые, с пышными, чёрными
усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шаро-
варах; женщины и девушки - весёлые, гибкие, с тёмно-синими глазами,
тоже бронзовые. Их волосы, шёлковые и чёрные, были распущены, ветер,
тёплый и лёгкий, играя ими, звякал монетами, вплетёнными в них. Ветер
тёк широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то неви-
димое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические
гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и
сказочными. Они уходили всё дальше от нас, а ночь и фантазия одевали
их всё прекраснее. (...)

-    Что ты не пошёл с ними? - кивнув головой, спросила старуха Изергиль.

Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слези-
лись. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила
костями.

-    Не хочу, - ответил я ей.

-    У!.. стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны. Бо-
ятся тебя наши девушки. А ведь молодой и сильный.

Луна взошла. Её диск был велик, кроваво-красен, она казалась вышед-
шей из недр этой степи, которая на своём веку так много поглотила чело-
веческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, и стала такой жирной и
щедрой. На нас упали кружевные тени от листвы, я и старуха покрылись
ими, как сетью. По степи, влево от нас, поплыли тени облаков, пропитанные
голубым сиянием луны, они стали прозрачней и светлей.

-    Смотри, вон идёт Ларра!

Я смотрел, куда старуха указывала своей дрожащей рукой с кривыми
пальцами, и видел: там плыли тени, их было много, и одна из них, темней
и гуще, чем другие, плыла быстрей и ниже сестёр, - она падала от клочка
облака, которое плыло ближе к земле, чем другие, и скорее, чем они.

-    Никого нет там! - сказал я.

-    Ты слеп больше меня, старухи. Смотри - вон, тёмный, бежит степью!

Я посмотрел ещё и снова не видел ничего, кроме тени.

-    Это тень! Почему ты зовешь её Ларра?

-    Потому что это - он. Он уже стал теперь как тень, - пора! Он живёт
тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил
их. Вот что может сделать Бог с человеком за гордость!..

-    Расскажи мне, как это было! - попросил я старуху.

И она рассказала мне эту сказку.

«Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это. Далеко за
морем, на восход солнца, есть страна большой реки, в той стране каждый
древесный лист и стебель травы даёт столько тени, сколько нужно челове-
ку, чтоб укрыться в ней от солнца, жестоко жаркого там.

Вот какая щедрая земля в той стране!

Там жило могучее племя людей, они пасли стада и на охоту за зверями
тратили свою силу и мужество, пировали после охоты, пели песни и игра-
ли с девушками.

Однажды, во время пира, одну из них, черноволосую и нежную, как
ночь, унёс орёл, спустившись с неба. Стрелы, пущенные в него мужчина-
ми, упали, жалкие, обратно на землю. Тогда пошли искать девушку, но -
не нашли её. И забыли о ней, как забывают обо всём на земле»...

«Но через двадцать лет она сама пришла, измученная, иссохшая, а с
нею был юноша, красивый и сильный, как сама она двадцать лет назад.
И, когда её спросили, где была она, она рассказала, что орёл унёс её в горы
и жил с нею там, как с женой. Вот его сын, а отца нет уже, когда он стал
слабеть, то поднялся в последний раз высоко в небо и, сложив крылья,
тяжело упал оттуда на острые уступы горы, насмерть разбился о них.

Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не луч-
ше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разго-
варивали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли
старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило
их, и они, назвав его неоперённой стрелой с неотточенным наконечником,
сказали ему, что их чтут, им повинуются тысячи таких, как он, и тысячи
вдвое старше его. А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он,
нет больше; и если все чтут их - он не хочет делать этого. О!.. тогда уж
совсем рассердились они. Рассердились и сказали:

- Ему нет места среди нас! Пусть идёт куда хочет.

Он засмеялся и пошёл, куда захотелось ему, - к одной красивой девушке,
которая пристально смотрела на него; пошёл к ней и, подойдя, обнял её. А
она была дочь одного из старшин, осудивших его. И, хотя он был красив,
она оттолкнула его, потому что боялась отца. Она оттолкнула его, да и по-
шла прочь, а он ударил её и, когда она упала, встал ногой на её грудь, так,
что из её уст кровь брызнула к небу, девушка, вздохнув, извилась змеёй и
умерла.

Всех, кто видел это, оковал страх, - впервые при них так убивали жен-
щину. И долго все молчали, глядя на неё, лежавшую с открытыми глаза-
ми и окровавленным ртом, и на него, который стоял один против всех,
рядом с ней, и был горд, - не опустил своей головы, как бы вызывая на
неё кару. Потом, когда одумались, то схватили его, связали и так остави-
ли, находя, что убить сейчас же - слишком просто и не удовлетворит их».

Ночь росла и крепла, наполняясь странными, тихими звуками. В степи
печально посвистывали суслики, в листве винограда дрожал стеклянный
стрекот кузнечиков, листва вздыхала и шепталась, полный диск луны,
раньше кроваво-красный, бледнел, удаляясь от земли, бледнел и всё обиль-
нее лил на степь голубоватую мглу.

«И вот они собрались, чтобы придумать казнь, достойную преступления.
Хотели разорвать его лошадьми - и это казалось мало им; думали пустить в
него всем по стреле, но отвергли и это; предлагали много - и не находили
ничего настолько хорошего, чтобы понравилось всем. А его мать стояла пе-
ред ними на коленях и молчала, не находя ни слёз, ни слов, чтобы умолять
о пощаде. Долго говорили они, и вот один мудрец сказал, подумав долго:

-    Спросим его, почему он сделал это?

Спросили его об этом. Он сказал:

-    Развяжите меня! Я не буду говорить связанный!

А когда развязали его, он спросил:

-    Что вам нужно? - спросил так, точно они были рабы...

-    Ты слышал. - сказал мудрец.

-    Зачем я буду объяснять вам мои поступки?

-    Чтоб быть понятым нами. Ты, гордый, слушай! Всё равно ты умрёшь
ведь. Дай же нам понять то, что ты сделал. Мы остаёмся жить, и нам по-
лезно знать больше, чем мы знаем.

-    Хорошо, я скажу, хотя я, может быть, сам неверно понимаю то, что
случилось. Я убил её потому, мне кажется, - что меня оттолкнула она.
А мне было нужно её.

-    Но она не твоя! - сказали ему.

-    Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек
имеет только речь, руки и ноги. а владеет он животными, женщинами,
землёй. и многим ещё.

Ему сказали на это, что за всё, что человек берёт, он платит собой: сво-
им умом и силой, иногда - жизнью. А он отвечал, что он хочет сохранить
себя целым.

Долго говорили с ним и, наконец, увидели, что он считает себя первым
на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда
поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени,
ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого.

Когда люди увидали это, они снова принялись судить о том, как наказать
его. Но теперь недолго они говорили, - тот, мудрый, не мешавший им су-
дить, заговорил сам:

-    Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание: вы не выдумаете
такого в тысячу лет! Наказание ему - в нём самом! Пустите его, пусть он
будет свободен. Вот его наказание!

И тут произошло великое. Грянул гром с небес, - хотя на них не было
туч. Это силы небесные подтверждали речь мудрого. Все поклонились и
разошлись. А этот юноша, который теперь получил имя Ларра, что значит:
отверженный, выкинутый вон, - юноша громко смеялся вслед людям, ко-
торые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но
отец его - не был человеком. А этот - был человек. И вот он стал жить,
вольный, как птица. Он приходил в племя и похищал скот, девушек - всё,
что хотел. В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закры-
того невидимым покровом высшей кары. Он был ловок, хищен, силён,
жесток и не встречался с людьми лицом к лицу. Только издали видели
его. И долго он, одинокий, так вился около людей, долго - не один десяток
годов. Но вот однажды он подошёл близко к людям и, когда они бросились
от него, не тронулся с места и ничем не показал, что будет защищаться.
Тогда один из людей догадался и крикнул громко:

- Не троньте его! Он хочет умереть!

И все остановились, не желая облегчить участь того, кто делал им зло,
не желая убивать его. Остановились и смеялись над ним. А он дрожал,
слыша этот смех, и всё искал чего-то на своей груди, хватаясь за неё
руками...

И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел - высоко в небе
чёрными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько то-
ски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры
остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит всюду.
Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни
речи людей, ни их поступков - ничего. И всё ищет, ходит, ходит. Ему нет
жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей. Вот как
был поражён человек за гордость!» (.)

Далее старуха Изергиль рассказала историю своей богатой приключениями
и бурными романами жизни.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ПРОЧИТАННОМУ

1.    Как в повествование вводится история Ларры? Приведите соответствующие
цитаты.

2.    Как повлияло на характер и поведение Ларры его необычное происхождение? Как
оно проявилось в его внешности?

3.    Какие душевные пороки подтолкнули героя к совершению преступления? Чем оно
поразило старейшин?

4.    В чём заключался смысл наказания, на которое осудило Ларру племя? Почему
старейшины посчитали его более жестоким, чем самая страшная казнь? Считаете
ли вы справедливым приговор, осудивший Ларру на вечное изгнание?

5.    Что символизирует тень, в которую в течение тысячелетий своего бессмертия
превратился Ларра?

6.    Работа в парах. Почему традиционные составляющие романтического идеа-
ла - внутренняя свобода, сила и гордость - толкуются в сказке о Ларре как про-
клятье?

II

(...) С моря поднималась туча - чёрная, тяжёлая, суровых очертаний,
похожая на горный хребет. Она ползла в степь. С её вершины срывались
клочья облаков, неслись вперёд её и гасили звёзды одну за другой. Море
шумело. Недалеко от нас, в лозах винограда, целовались, шептали и взды-
хали. Глубоко в степи выла собака. Воздух раздражал нервы странным
запахом, щекотавшим ноздри. От облаков падали на землю густые стаи
теней и ползли по ней, ползли, исчезали, являлись снова. На месте луны
осталось только мутное опаловое пятно, иногда его совсем закрывал сизый
клочок облака. И в степной дали, теперь уже чёрной и страшной, как бы
притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые
огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько лю-
дей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то,
зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные
голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное.

-    Видишь ты искры? - спросила меня Изергиль.

-    Вон те, голубые? - указывая ей на степь, сказал я.

-    Голубые? Да, это они... Значит, летают всё-таки! Ну-ну... Я уж вот не
вижу их больше. Не могу я теперь многого видеть.

-    Откуда эти искры? - спросил я старуху.

Я слышал кое-что раньше о происхождении этих искр, но мне хотелось
послушать, как расскажет о том же старая Изергиль.

-    Эти искры от горящего сердца Данко. Было на свете сердце, которое
однажды вспыхнуло огнём. И вот от него эти искры. Я расскажу тебе про
это. Тоже старая сказка. (...)

III

«Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с
трёх сторон таборы этих людей, а с четвёртой - была степь. Были это ве-
сёлые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжёлая пора:
явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там
были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись
его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли
пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи па-
дали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за
другим. Тогда стали плакать жёны и дети этого племени, а отцы задума-
лись и впали в тоску. Нужно было уйти из этого леса, и для того были две
дороги: одна - назад, - там были сильные и злые враги, другая - вперёд,
там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвя-
ми, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные
деревья стояли молча и неподвижно днём в сером сумраке и ещё плотнее
сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда,
днём и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно со-
биралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А ещё страш-
ней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел,
точно грозил и пел похоронную песню тем людям. Это были всё-таки силь-
ные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды
победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были за-
веты, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы.
И потому они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса,
в ядовитом смраде болота. Они сидели, а тени от костров прыгали вокруг
них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а тор-
жествуют злые духи леса и болота. Люди всё сидели и думали. Но ни-
что - ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как
изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум. Страх родился среди
них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами
умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, - и трусли-
вые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом всё гром-
че и громче. Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и
никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни. Но тут явил-
ся Данко и спас всех один».

Старуха, очевидно, часто рассказывала о горящем сердце Данко. Она
говорила певуче, и голос её, скрипучий и глухой, ясно рисовал предо мной
шум леса, среди которого умирали от ядовитого дыхания болота несчастные,
загнанные люди.

«Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы.
И вот он говорит им, своим товарищам:

-    Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего
не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдём в лес
и пройдём его сквозь, ведь имеет же он конец - всё на свете имеет конец!
Идёмте! Ну! Гей!..

Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в
очах его светилось много силы и живого огня.

-    Веди ты нас! - сказали они. (...)

Повёл их Данко. Дружно все пошли за ним - верили в него. Трудный
путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жад-
ную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей
стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду
корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли
они. Всё гуще становился лес, всё меньше было сил! И вот стали роптать
на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повёл их куда-то.
А он шёл впереди их и был бодр и ясен.

Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно.

И стало тогда в лесу так темно, точно в нём собрались сразу все ночи,
сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие
люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, ка-
чаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии,
летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным
огнём и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья,
освещённые холодным огнём молний, казались живыми, простирающими
вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая
их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело
на идущих что-то страшное, тёмное и холодное. Это был трудный путь, и
люди, утомлённые им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бес-
силии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который
шёл впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, -
вот как! Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожа-
щей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.

-    Ты, - сказали они, - ничтожный и вредный человек для нас! Ты по-
вёл нас и утомил, и за это ты погибнешь!

-    Вы сказали: “Веди!” - и я повёл! — крикнул Данко, становясь против
них грудью. - Во мне есть мужество вести, вот потому я повёл вас! А вы?
Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы
на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!

Но эти слова разъярили их ещё более.

-    Ты умрёшь! Ты умрёшь! - ревели они.

А лес всё гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в
клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понёс труд, и видел, что
они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их
благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его серд-
це вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил
людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце
вспыхнуло огнём желания спасти их, вывести на лёгкий путь, и тогда в

его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подума-
ли, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторо-
жились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плот-
нее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже
понял их думу, оттого ещё ярче загорелось в нём сердце, ибо эта их дума
родила в нём тоску.

А лес всё пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь.

-    Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и
высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал,
освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от
света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди
же, изумлённые, стали как камни.

-    Идём! - крикнул Данко и бросился вперёд на своё место, высоко держа
горящее сердце и освещая им путь людям.

Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивлён-
но качая вершинами, но его шум был заглушён топотом бегущих людей.
Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего
сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слёз. А Данко всё был впе-
реди, и сердце его всё пылало, пылало!

И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади,
плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного
света и чистого воздуха, промытого дождём. Гроза была - там, сзади них, над
лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах до-
ждя и золотом сверкала река. Был вечер, и от лучей заката река казалась
красной, как та кровь, что била горячей струёй из разорванной груди Данко.

Кинул взор вперёд себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул
он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал
и - умер.

Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не
видали, что ещё пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только
один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое
сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...»

- Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой! (...)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ПРОЧИТАННОМУ

1.    Чем отличался Данко от своих соплеменников? Что вдохновило его на самопо-
жертвование? Подкрепите свой ответ цитатами.

2.    Почему в сказках о Ларре и Данко имена есть только у главных героев?

3.    Работа в парах. Сопоставьте образы Данко и Ларры. Определите главные раз-
личия между ними. В чём состоит суть их конфликта с обществом? Раскройте смысл
противопоставления.

4.    Был ли, по вашему мнению, оправдан подвиг Данко?

5.    Работа в группах. Поработайте с текстом:

A.    Проследите игру цветописи в рассказе, подумайте, с какой целью её использу-
ет писатель.

Б. Найдите в прочитанных отрывках примеры гиперболы и раскройте их художе-
ственное значение.

B. Найдите портретные зарисовки персонажей, расскажите, как они помогают
раскрыть духовную суть героев.

Г. Определите функцию пейзажей в рассказе.

6.    Творческая работа. Подготовьте устное рассуждение «Я согласен (не согласен)
с утверждением старухи Изергиль: “Каждый сам себе судьба”». Запишите в тетради
свои аргументы. При ответе пользуйтесь своими записями.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ НАВИГАТОР

 

«Макар Чудра»

Макар Чудра и герои рассказанной им
легенды воплощают единственно ценное, с
их точки зрения, что есть в человеческом
характере - стремление к свободе. Макар
Чудра совершенно уверен, что гордость и
любовь, два прекрасных чувства, доведён-
ных до высшего своего выражения, не мо-
гут примириться. Как разрешится конф-
ликт между чувством любви, не знающей
границ, и чувством абсолютной гордости,
который переживают удалой конокрад Лой-
ко Зобар и строптивая, непокорная Радда?
Горький восхищается красотой героев и их
бескомпромиссностью, силой их чувств. Но
вот Лойко всё-таки становится на колени
(для цыгана это страшное унижение) перед
Раддой на глазах всего табора.

Вопросы и задания для самостоятельного чтения

1.    Почему рассказ, повествующий об истории Лойко и Радды, носит имя рассказчика -
«Макар Чудра»?

2.    Каковы жизненные ценности героев? Каково их понимание свободы?

3.    Кто из героев: Лойко или Радда - оказался в выборе между любовью и свободой силь-
нее? Почему любовь и стремление к свободе оказываются для героев несовместимы?

4.    Как в рассказе выражена авторская позиция?

 

 

Это материал учебника Литература 8 класс Волощук

 

Автор: admin от 25-10-2016, 01:19, посмотрело: 859