Народна Освіта » Світова література » «Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?»

НАРОДНА ОСВІТА

«Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?»

 

 

Глава 2

«ЧТО БЕЗ СТРАДАНИЙ ЖИЗНЬ ПОЭТА? И ЧТО БЕЗ БУРИ ОКЕАН?»

«Гонимый миром странник...»

Литературная разминка

Что вы знаете о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова? Вспомните произведения
этого поэта, которые вы изучали в предыдущих классах.

 

Ещё в течение своей короткой жизни М.Ю. Лер-
монтов был признан поэтом, достойным звания
творческого наследника А.С. Пушкина. Впрочем,
признавая это, современники в то же время отме-
чали очевидные различия между двумя художни-
ками. Действительно, рядом с гармоничным, мно-
голиким и «солнечным» Пушкиным его преемник
казался «рыцарем печального образа», истерзан-
ным внутренними противоречиями и неравной
борьбой с окружающим миром, в котором он не мог
найти себе должного применения. Такой духовный
облик сложился не только в силу особенностей
натуры Лермонтова, но и под воздействием эпохи,
с которой совпал его недолгий век. Что же это была
за эпоха?

На первый взгляд, от Пушкина Лермонтова
отделяет не такой уж большой промежуток времени. Он ушёл из жизни
всего через четыре года после гибели своего предшественника и, в общем,
был его младшим современником. Однако годы юности и молодости Лер-
монтова протекали в иной атмосфере, сформировавшейся после пораже-
ния декабристов.

Комментарий архивариуса

Разгром декабристского движения нанёс удар по планам освобождения
России от рабства. Самодержавие искореняло любые признаки вольно-
мыслия и насаждало жёсткий контроль над всеми сферами духовной
жизни общества. В условиях такой политики доносительство стало чуть
ли не нормой поведения. Один из современников вспоминал: «Москва
наполнилась шпионами. Все промотавшиеся купеческие сынки; вся бро-
дячая дрянь, неспособная к трудам службы; весь сброд человеческого
общества подвигнулся отыскивать добро и зло, загребая с двух сторон
деньги: и от жандармов за шпионство, и от честных людей, угрожая до-
носом». Таким образом, если поколение декабристов утвердило в обществе
позицию самоотверженной борьбы с царским режимом, то последующее
поколение предпочло такой борьбе откровенный, не брезговавший самы-
ми низкими средствами союз с самодержавием.

Духовное измельчание и падение нравов стали характерными чертами
духовного портрета общества, в котором жил Лермонтов, отравленным

воздухом которого он дышал. Однако умом и сердцем поэт принадлежал
другой эпохе, когда в чести были «души прекрасные порывы», вдохновляв-
шие на самоотверженные поступки, когда в обществе задавали тон неза-
урядные, богатырские по своему духовному складу личности. Показатель-
но, что любимой его забавой в детстве была игра «в богатыри», во время
которой он, обрядившись в соответствующий костюм, воображал себя мо-
гучим воином, вступившим на бой с силами зла. В этих незначительных
подробностях проявляются весьма значительные особенности личности
поэта: ощущение огромности собственного внутреннего мира, сознание
своей исключительности, способности к великим свершениям: «Я рождён,
чтоб целый мир был зритель Торжества иль гибели моей», - писал семнад-
цатилетний Михаил.

Рано лишившись родителей (после преждевременной смерти матери ему
не разрешалось видеться с отцом), Михаил остался на попечении бабушки,
не чаявшей в нём души. Вокруг обожаемого внука вращалась вся жизнь в
её имении. Понятно, что любимец дома, избалованный свободным и неж-
ным воспитанием, не лучшим образом чувствовал себя в казённых учеб-
ных заведениях. Поэтому и в Московском университетском благородном
пансионе, и позже в Московском университете он так и не смог «вписать-
ся» в среду своих сверстников. Но тяжелей всего Лермонтову пришлось в
Петербургском военном училище (именовавшемся тогда Школой гвардей-
ских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров), где к уже знакомым
ему сложностям пребывания в учебном заведении прибавилась ещё и еже-
дневная, столь же суровая, сколь и бессмысленная муштра. Сохранить
своё «я», не растратить душевный пыл на пустяки Лермонтову помогло всё
то же чувство избранности и поэтическое творчество.

«Страшная жажда песнопения» побуждала юношу писать стихи в
огромном, почти невероятном для его возраста количестве. Достаточно
сказать, что к первым годам обучения в университете Лермонтовым было
создано две трети всего его поэтического наследия. Поначалу он просто
«зарифмовывал» мысли для себя, не помышляя о том, чтобы выносить
свои поэтические опыты на суд читателей. Однако со временем его душой
овладела жажда литературной славы.

В глазах Лермонтова Пушкин был духовным гигантом, воплощением
«Свободы, Гения и Славы», идеалов, начертанных на знамени декабрист-
ского движения. Поэтому смерть Пушкина он пережил не только как
утрату для всей русской культуры, но и как расправу над духом героиче-
ской эпохи, утвердившую победу ничтожества над величием. Все эти чув-
ства выплеснулись в его стихотворении «Смерть поэта», мигом разлетев-
шемся по всему Петербургу. Попало оно и в руки императора Николая I.

Вокруг гибели Пушкина было немало пересудов, намекавших на то, что
в этом деле не обошлось без вмешательства властей, поэтому правитель-
ство старалось пресекать любые разговоры на эту тему. Но тут появилось
стихотворение неизвестного автора, который осмелился прямо обвинить
«трон» и теснившуюся подле него «жадную толпу» в убийстве великого
поэта да ещё и пригрозил «палачам» Божьим судом! Нетрудно предста-
вить, какое возмущение вызвало это сочинение в императорском дворце.
Спустя несколько недель Лермонтов был арестован и отправлен воевать на
Кавказ.

Впереди у Лермонтова оставалось
всего лишь четыре года жизни. За это
время он не раз проявлял недюжинную
внутреннюю силу - и в сражениях с
горцами, и в противостоянии интригам
светского общества, и в столкновениях
с властями, и в творческих свершени-
ях. Но это не помогло ему избавиться
от чувства непоправимого разлада со
своим временем, в котором, несмотря
на лихорадочные поиски, он так и не
находил места для приложения данной
ему от природы духовной мощи. Слиш-
ком велик был размах чувств и требо-
ваний поэта, чтобы вместиться в эпоху,
привыкшую мерить себя малой меркой. Лермонтов смотрел на неё с высо-
ты вчерашних богатырей духа, которые сначала разгромили «непобеди-
мую» наполеоновскую армию, позже, жертвуя своим благополучием, сра-
жались за свободу и права своего народа, а затем с гордо поднятой головой
следовали на каторгу и в ссылку. Оглядывая с этой высоты своё поколе-
ние, поэт устами созданного им персонажа - участника Бородинской бит-
вы - выносил приговор, выражавший и восхищение перед героическим
прошлым, и презрение к неприглядной современности. Перед отъездом в
действующую армию Лермонтов успел передать в журнал «Современник»
стихотворение «Бородино», публикация которого отметила собой его офи-
циальный дебют в литературе.

 

На Кавказе поэт проявил себя достойным воином, «с отменным муже-
ством и хладнокровием» исполнявшим опасные поручения, однако и тут
он находил время для литературного творчества.

Спустя полгода бабушка, использовав свои старые связи, добилась пере-
вода Лермонтова в столицу. В Петербург он возвратился в романтическом
ореоле славы талантливого, смелого и уже пострадавшего за свободомыслие
поэта. Его принимали в высшем свете, им восхищались в литературных
кругах. Это был настоящий триумф, однако он не избавил поэта ни от раз-
лада с обществом, ни от терзавших его противоречий. Молодой Тургенев,
наблюдавший за ним во время одного из маскарадов, вспоминал: «В на-
ружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сум-
рачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло
от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-тёмных глаз. Их тя-
жёлый взор странно не согласовался с выражением почти детски нежных и
выдававшихся губ... Внутренно Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он
задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба. На бале. ему не
давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна
маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их
писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза.»

Противоречивое впечатление Лермонтов производил и на людей, с кото-
рыми общался. Нежный и отзывчивый в обращении с друзьями, он казал-
ся высокомерным и злым с неприятными ему людьми. Но и над теми, и

над другими поэт подтрунивал довольно
язвительно, не задумываясь над послед-
ствиями. Человек с таким характером
легко наживал врагов и затевал ссоры.

 

Одна из них вспыхнула из-за любовного
соперничества и послужила причиной дуэ-
ли Лермонтова с сыном французского по-
сла. Поединок закончился бескровно, но
сам факт, что опальный офицер снова вы-
сказал непослушание и пренебрёг царской
милостью, вызвал гнев Николая I. Лер-
монтова арестовали и снова отправили на
Кавказ, где он погиб на дуэли, которая по
своим условиям мало отличалась от зама-
скированного под поединок убийства.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1.    Чем эпоха юности М.Ю. Лермонтова отлича-
лась от эпохи молодости А.С. Пушкина? Оха-
рактеризуйте общественную атмосферу, в ко-
торой формировалась личность Лермонтова. Укажите другие обстоятельства,
повлиявшие на становление характера поэта.

2.    Как начался творческий путь поэта? По какой причине ему не удалось опублико-
вать первое переданное в печать произведение? Как оно называлось?

3.    Назовите стихотворение, которое принесло Лермонтову широкую известность.
С чем был связан огромный успех этого произведения? Почему оно вызвало гнев
правящей верхушки и самого императора? Как в нём проявилось гражданское и че-
ловеческое мужество автора?

4.    Самостоятельно прочитайте стихотворение «Бородино». Как отзывается старый
солдат о современном Лермонтову поколении? Согласен ли поэт со своим героем?

5.    Почему Лермонтов не принимал современное ему общество? В каких лермонтов-
ских произведениях, изученных вами в предыдущих классах, прослеживается не-
приятие окружающей действительности?

«И царствует в душе какой-то холод тайный,
когда огонь кипит в крови»

Литературная разминка

Дайте определение понятия «лирический герой».

В период своего становления как поэта Лермонтов учился у своих вели-
ких предшественников - А.С. Пушкина и Дж. Г. Байрона. Герой Байрона,
разочарованный и бунтующий против обыденности, был чрезвычайно бли-
зок Лермонтову. Лирический герой русского поэта мечется между жаждой
действия и жаждой покоя, презрением к обществу и ощущением своего
одиночества и отверженности, между ненавистью к «стране рабов, стране
господ» и любовью к родине. Поэт и критик XIX в. А. Григорьев писал,
что Лермонтов «занимает видное место в истории нашего душевного бро-
жения как истинный поэт скорби своего поколения».

Перед чтением

Прочитайте стихотворения Лермонтова и охарактеризуйте лирического ге-
роя этих поэтических шедевров.

МОЛИТВА

 

В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,

И так легко, легко...

***

Я жить хочу! Хочу печали
Любви и счастию назло;

Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.

Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?

ЖЕЛАНИЕ

Зачем я не птица, не ворон степной,
Пролетевший сейчас надо мной?

Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?

На запад, на запад помчался бы я,

Где цветут моих предков поля,

Где в замке пустом, на туманных горах,
Их забвенный покоится прах.

На древней стене их наследственный щит
И заржавленный меч их висит.

Я стал бы летать над мечом и щитом

И смахнул бы я пыль с них крылом;

И арфы шотландской струну бы задел,

И по сводам бы звук полетел;

Внимаем одним, и одним пробуждён,

Как раздался, так смолкнул бы он.

Но тщетны мечты, бесполезны мольбы
Против строгих законов судьбы.

Меж мной и холмами отчизны моей
Расстилаются волны морей.

Последний потомок отважных бойцов
Увядает средь чуждых снегов;

Я здесь был рождён, но нездешний душой...

О! зачем я не ворон степной?..

Хемментарий архивариуса

Род Лермонтовых ведёт своё начало от Георга Лермонта, выходца из
Шотландии, взятого в плен при осаде крепости Белой и затем осевшего
в России. Фамилию Лермонт носил также легендарный шотландский
поэт-пророк XIII в.; ему посвящена баллада В. Скотта, рассказывающая
о том, как Томас Лермонт был похищен в царство фей и там получил
вещий свой дар. Лермонтов был в юности очень увлечён легендой о по-
эте и посвятил своим шотландским предкам стихотворение «Желание».

ПОЭТ

Отделкой золотой блистает мой кинжал;

Клинок надёжный, без порока;

Булат его хранит таинственный закал -
Наследье бранного востока.

Наезднику в горах служил он много лет,

Не зная платы за услугу;

Не по одной груди провёл он страшный след
И не одну прорвал кольчугу.

Забавы он делил послушнее раба,

Звенел в ответ речам обидным.

В те дни была б ему богатая резьба
Нарядом чуждым и постыдным.

Он взят за Тереком отважным казаком
На хладном трупе господина,

И долго он лежал заброшенный потом
В походной лавке армянина.

Теперь родных ножон, избитых на войне,

Лишён героя спутник бедный,

Игрушкой золотой он блещет на стене -
Увы, бесславный и безвредный!

Никто привычною, заботливой рукой
Его не чистит, не ласкает,

И надписи его, молясь перед зарёй,
Никто с усердьем не читает...

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Своё утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?

Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,

Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как Божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.

Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блёстки и обманы;

Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны...

Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда, на голос мщенья,

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь

блестит.

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...

Что же мне так больно и так

трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть.

 

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо

грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух

лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Тёмный дуб склонялся и шумел.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ПРОЧИТАННОМУ

1.    Какие стороны поэтической души освещаются в стихотворениях «Молитва» и
«Я жить хочу!..»?

2.    О каких предках идёт речь в стихотворении «Желание»? Почему лирический ге-
рой стихотворения проводит параллель между собой и вороном?

3.    Каков аллегорический смысл истории кинжала в стихотворении «Поэт»?

4.    Почему поэзия, по мнению Лермонтова, утратила своё высокое назначение? На
каком предназначении поэзии настаивает поэт? Какую лексику, подчёркивающую
бессилие и пассивность героя, Лермонтов вводит в стихотворение?

5.    Какие средства художественной выразительности помогают Лермонтову выска-
зать своё представление о высоком назначении поэзии? Приведите примеры.

6.    В чём оригинальность композиции стихотворения «Поэт»?

7.    Как поэт описывает душевное состояние лирического героя стихотворения «Вы-
хожу один я на дорогу...»? В чём его трагедия? Какие факты дают основание для
сопоставления настроения лирического героя с переживаниями самого поэта?

8.    Работа в парах. Как соотносятся мир природы и внутренний мир лирического
героя в стихотворении «Выхожу один я на дорогу.»? С помощью каких художе-
ственных средств автор передаёт его внутреннее состояние? Какие строки выра-
жают мечту о слиянии с природой и вечной гармонии с ней?

9.    В чём, по-вашему, смысл сопоставления поэтом понятий «дорога» и «путь»? Ка-
кую символическую нагрузку несут слова один, кремнистый путь, пустыня?

10.    Какие образы-символы в стихотворении «Выхожу один я на дорогу.», по вашему
мнению, являются жизнеутверждающими? Обоснуйте свою точку зрения.

11.    Работа в группах. Рассмотрите репродукции картин, сопоставьте их с прочитан-
ными стихотворениями Лермонтова. Какие переживания лирического героя сопоста-
вимы с этими изображениями?

А. И. Орлов «Облако» (с. 148)

Б. И. Шишкин «Среди долины ровныя.» (с. 151)

12.    Выучите одно из прочитанных стихотворений Лермонтова наизусть (по выбору).

13.    Творческая работа. Напишите сочинение-миниатюру «Поэтический шедевр
Лермонтова» о стихотворении, которое вы выбрали для чтения наизусть.

14.    Поисковая работа. Прочитайте стихотворение М. Рыльского «Не забуду вечора
хрусткого...». Сделайте вывод о влиянии творчества М. Лермонтова, которое отра-
зилось в лирическом произведении украинского поэта.

 

 

 

Это материал учебника Литература 8 класс Волощук

 

Автор: admin от 25-10-2016, 01:11, Переглядів: 1905