Народна Освіта » Світова література » Михаил Юрьевич Лермонтов - "Дума", "Поэт", "Молитва", "Родина", "Пророк", "Выхожу один я на дорогу" читать онлайн, критика

НАРОДНА ОСВІТА

Михаил Юрьевич Лермонтов - "Дума", "Поэт", "Молитва", "Родина", "Пророк", "Выхожу один я на дорогу" читать онлайн, критика

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ

(1814—1841)

 

Расцвет таланта Лермонтова

Первые серьезные поэтические опыты Лермонтова относятся к 1828 году. Однако почти десять лет о творчестве молодого человека знали немногие. Известным имя Лермонтова сделало стихотворение «Смерть поэта» 1837 года — гневный отклик на гибель Пушкина. В произведении автор осудил не только собственно убийцу гениального поэта, но еще и «завистливый и душный» высший свет — «жадною толпой» стоящих у трона палачей «Свободы, Гения и Славы». Стихотворение разошлось по всей стране в рукописных списках. Это вызвало возмущение царя Николая I. Было открыто дело о «непозволительных стихах». Лермонтова арестовали, а затем перевели из Царского Села под Петербургом, где он служил в лейб-гвардии Гусарском полку, на Кавказ — в Нижегородский драгунский полк.

Благодаря хлопотам бабушки первое пребывание Лермонтова на Кавказе длилось недолго — всего несколько месяцев. В апреле 1838 года ему разрешили вернуться в Царское Село.

Время, проведенное в Петербурге после возвращения с Кавказа, стало периодом расцвета таланта поэта. Он примкнул к пушкинскому кругу литераторов, начал активно печататься и стал одним из самых популярных авторов в России. Знаменитый критик

В. Г. Белинский заявлял, что Лермонтов «третий [рядом с Пушкиным и Гоголем] русский поэт» и что «Пушкин умер не без наследника».

В 1840 году петербургский период жизни поэта завершился. Лермонтов вновь был сослан на Кавказ — на этот раз за дуэль с сыном французского посланника Эрнестом де Барантом63. После поединка поэт был арестован и переведен в Тенгинский пехотный полк на Кавказе.

Своеобразие зрелой поэзии Лермонтова

Зрелый период творчества Лермонтова датируется 1837— 1841 годами. В это время в центре произведений поэта находится особый тип лирического героя, для которого характерно трагическое мировосприятие, острое ощущение одиночества и безысходности, индивидуализм, безграничное свободолюбие.

Лирический герой — герой лирического произведения, переживания, мысли и чувства которого оно отражает. Внутренний мир лирического героя раскрывается не через поступки и события, а через конкретное душевное состояние, переживание определенной жизненной ситуации. Образ лирического героя не следует отождествлять с личностью поэта. На основе образа лирического героя создается представление о творчестве поэта, а не о его личности.

На формирование такого типа лирического героя повлияли как склад характера самого Лермонтова (многие современники отмечали его замкнутость, задумчивость, склонность к грусти), так и внешние обстоятельства. Дело в том, что зрелое творчество поэта пришлось на годы правления императора Николая I, когда в стране царили жесткий порядок и контроль всех сфер общественной жизни. Неудивительно, что лирический герой многих стихотворений Лермонтова выражает явное неприятие окружающей действительности.

Критика поколения современников в стихотворениях «Дума» и «Как часто, пестрою толпою окружен...»

Немало стихотворений зрелого периода поэта посвящены анализу современного общества. Например, в произведении «Дума» (1838) Лермонтов изображает современное ему поколение, как внутренне опустошенное, осуждает его бездействие и равнодушие. По мере развенчания поколения высокая лексика («грядущее», «бремя», «познанье», «поприще») сменяется более приземленной и разговорной («ребяческий», «спешим», «промотавшийся»).

«Думе» созвучно стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен...». Жизнь светского общества похожа на маскарад, в котором люди — лишь «приличьем стянутые маски». На этом маскараде поэт чувствует себя неуютно — лишним, чужим. Миру остывших чувств и «затверженных речей» Лермонтов противопоставил «старинную мечту» — светлые воспоминания о детстве:

И вижу я себя ребенком; и кругом Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей.

Когда реальность вторгается в мечту и разрушает ее, у поэта возникает желание дерзко бросить «в глаза» веселящемуся светскому обществу «железный стих, облитый горечью и злостью».

Тема поэта и поэзии в зрелой лирике Лермонтова

Еще одна тема, которую Лермонтов поднял в своих произведениях, — это тема поэта и назначения поэзии. С особой силой она звучит в стихотворении «Поэт».

Произведение построено на развернутом сравнении. Первая и большая его часть (24 строки из 44) представляет собой описание кинжала, его славного воинского прошлого и бесполезного настоящего, когда «игрушкой золотой он блещет на стене».

Во второй части автор осуждает современную поэзию, утратившую былую «власть», превратившуюся в салонное развлечение. По мысли Лермонтова, поэтическое слово должно звучать, «как колокол на башне вечевой», побуждать человека к действию. В последней строфе он спрашивает поэта: «Проснешься ли опять, осмеянный пророк?..». Стихотворение перекликается с «Думой»: в обоих произведениях звучат упреки в бездействии, адресованные поэту («осмеянному пророку») и поколению современников.

Тема поэта является центральной в одном из последних произведений Лермонтова — стихотворении «Пророк». Оно представляет собой отклик на одноименное стихотворение А. С. Пушкина 1826 года. У Пушкина поэт получает пророческий дар, а Бог призывает новоявленного пророка, «обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей». Лермонтов начинает развитие темы поэта-про-рока с того момента, на котором остановился предшественник: лирический герой приходит в мир «провозглашать... любви и правды чистые ученья». Однако люди встречают его злобой и презрением, принимаются «бешено» бросать каменья. Лишь не знающая человеческих пороков природа тихо внемлет гонимому поэту.

Если в «Поэте» Лермонтов сожалеет о том, что толпе стал скучен «гордый» язык поэзии, то в стихотворении «Пророк» изображает толпу активно враждебной поэту, осмеивающей его божественный дар. Таким образом, в позднем произведении тема поэта-пророка раскрывается как трагическая: трагичны судьбы творческой личности и общества, в котором кипит злоба против «любви и правды».

Мотивы стихотворения «Пророк» использовали многие лирики Х!Х века. Под его влиянием Т. Г. Шевченко написал произведение на русском языке «Тризна» (1843).

Тема родины в одноименном стихотворении поэта

Значительнейшим произведением русской лирики Х!Х века является стихотворение «Родина». Это лирическое раздумье Лермонтова о своем отношении к отчизне отличается от патриотической поэзии предшественников и современников с ее высоким гражданским пафосом. В произведении автор размышляет о странности собственной любви к родной земле: он испытывает необъяснимую холодность к тому, что воодушевляет других («слава, купленная кровью»), но привязан к иному лику родины — простым картинам природы, деревенской жизни. Причем любимый образ родины он рисует без преувеличений и приукрашивания.

«Родина» открыла новую традицию в русской литературе — лирического раздумья об отчизне, связанного с изображением деревни и природы.

Светлая грусть

Особое место в поздней лирике Лермонтова занимает стихотворение «Молитва». По свидетельству знакомой поэта, фрейлины А. О. Смирновой (Россет), произведение было написано для княгини Марии Щербатовой, которой Лермонтов был увлечен в 1839—1840 годах. В своих «Воспоминаниях» Смирнова писала: «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи».

В «Молитве» на душе лирического героя легко и светло. Его излечивает от грусти «святая прелесть» слов «чудной» молитвы. Лексика и интонации «Молитвы» близки к народной поэзии. Использование певучих рифм делает стих особенно мелодичным.

Итог творческих исканий

Одно из последних стихотворений Лермонтова, ставшее лирическим итогом его творческих исканий — это «Выхожу один

я на дорогу...». В первой строфе поднимается тема одиночества. Лирический герой оказывается один на один со всей Вселенной. В ней нет никаких конфликтов, кругом царит гармония: «Пустыня внемлет Богу», «И звезда с звездою говорит». Герой испытывает восторг перед торжеством и волшебством ночного пейзажа, причем это чувство соединяется с душевной болью и печальной безнадежностью: «Уж не жду от жизни ничего я». Гармония в природе противопоставлена разладу в сердце человека. Однако желания у героя не угасли: он ищет «свободы и покоя», мечтает заснуть. Только не сном смерти, а тем спокойным, полным жизни сном, в какой погружена величественная ночная пустыня.

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу.» выражает страстную устремленность поэта к вечной жизни, наполненной красотой и гармонией.

В целом позднее поэтическое творчество Лермонтова очень точно охарактеризовал В. Белинский в статье «Стихотворения М. Лермонтова»: «Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу,леденят сердце... Да, очевидно, что Лермонтов-поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».

Осмысливаем прочитанное

1.    Что послужило причиной ссылок Лермонтова?

2.    Какие темы поднимал поэт в зрелых произведениях?

3.    Кто такой лирический герой?

Высказываем мнение

4.    Рассмотрите портрет Лермонтова работы П. Заболотского. Каким художник изобразил поэта? Какие чувства читаются на лице Лермонтова? Как вы полагаете, какие черты личности поэта хотел подчеркнуть художник?

Готовим проект

5.    Используя самостоятельно найденную информацию или материалы электронного образовательного ресурса interactive.ranok.com.ua, подготовьте проект «Кавказ в рисунках и живописи Лермонтова».

ДУМА

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

 

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию — презренные рабы.

Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты — его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,

Тая завистливо от ближних и друзей

Надежды лучшие и голос благородный Неверием осмеянных страстей.

Едва касались мы до чаши наслажденья,

Но юных сил мы тем не сберегли;

Из каждой радости, бояся пресыщенья,

Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным наш ум не шевелят;

Мы жадно бережем в груди остаток чувства —

Зарытый скупостью и бесполезный клад.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

И предков скучны нам роскошные забавы,

Их добросовестный, ребяческий разврат;

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом, 

Насмешкой горькою обманутого сына 

Над промотавшимся отцом.

Размышляем над текстом художественного произведения

1.    Какое впечатление на вас произвело стихотворение?

2.    Исследователи выделяют в стихотворении три части. Первая часть задает тему — создание портрета поколения. В ней поэт отделяет себя от других, поэтому здесь «я» противопоставлено «им». Во второй части это противопоставление снимается — «я» и «оно» (поколение) объединяются в «мы». Третья часть, заключительная, — это обобщение, вывод из рассуждений центральной части. Отметьте строфы, соответствующие названным частям.

3.    Каким предстает лирический герой произведения?

4.    Как лирический герой относится к своему поколению? С каким чувством говорит о нем?

5.    Какое будущее предрек поэт своему поколению? Почему?

6.    Какие художественно-изобразительные средства языка использованы в произведении для создания духовного облика поколения?

Приглашаем к дискуссии

7.    Актуально ли стихотворение сегодня? Как бы вы охарактеризовали поколение, к которому принадлежите вы?

Читаем выразительно

8.    Какие чувства выражены в стихотворении? С помощью каких средств можно передать их при чтении? Используя памятку № 1 на форзаце учебника, выразительно прочитайте стихотворение.

Комментируем высказывание специалиста

9.    В статье «Стихотворения М. Лермонтова» В. Г. Белинский сказал: «в [стихотворениях] них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностию, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства». Можно ли отнести это наблюдение к «Думе»? Обоснуйте ответ.

ПОЭТ

(читать онлайн)

Отделкой золотой блистает мой кинжал;

Клинок надежный, без порока;

Булат его хранит таинственный закал

Наследье бранного востока.

 

Наезднику в горах служил он много лет,

Не зная платы за услугу;

Не по одной груди провел он страшный след

И не одну порвал кольчугу.

 

Забавы он делил послушнее раба,

Звенел в ответ речам обидным.

В те дни была б ему богатая резьба

Нарядом чуждым и обидным.

 

Он взят за Тереком отважным казаком

На хладном трупе господина,

И долго он лежал заброшенный потом

В походной лавке армянина.

 

Теперь родных ножон, избитых на войне,

Лишен героя спутник бедный,

Игрушкой золотой он блещет на стене

Увы, бесславный и безвредный!

 

Никто привычною, заботливой рукой

Его не чистит, не ласкает,

И надписи его, молясь с зарей,

Никто с усердьем не читает…

 

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, котрой свет

Внимал в немом благоговенье?

 

Бывало, мерный звук твоих могучих слов

Воспламенял бойца для битвы,

Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

Как фимиам в часы молитвы.

 

Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

 

Но скучен нам простой и гордый твой язык,

Нас тешат блестки и обманы;

Как ветхая краса, наш ветхий мир привык

Морщины прятать под румяны…

 

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!

Иль никогда, на голос мщенья,

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?..

 

Размышляем над текстом художественного произведения

1.    Какие две части можно выделить в стихотворении? Определите тему каждой части.

2.    Как вы думаете, почему Лермонтов сравнил поэтическое слово с кинжалом?

3.    В чем, по мысли Лермонтова, заключается роль поэзии в «наш век изнеженный»? Почему он употребляет эпитет «изнеженный»?

4.    Кто такие пророки? Почему Лермонтов называет поэта пророком?

Реализуем творческие способности

5.    Какие вы знаете стихотворения о назначении поэзии и роли поэта? На электронном образовательном ресурсе interactive.ranok.com.ua ознакомьтесь со стихотворениями разных авторов на тему предназначения поэзии. Напишите сочинение на одну из тем:

•    Каким должен быть поэт, по мнению авторов стихотворений

•    Мое понимание роли поэзии в жизни человека и общества

МОЛИТВА

(читать онлайн)

В минуту жизни трудную,

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

 

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

 

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

 

1839

 

Размышляем над текстом художественного произведения

1.    Какие чувства вызвало у вас стихотворение?

2.    Как вы считаете, может ли грусть быть светлой? Переживали ли вы такое состояние? Чем оно было вызвано?

3.    Каким вы представляете лирического героя произведения? Как он воспринимает мир? Почему обращается к молитве?

4.    С помощью каких художественно-изобразительных средств языка поэт передал чудодейственную силу молитвы?

Высказываем мнение

5.    На электронном образовательном ресурсе interactive.ranok.com.ua послушайте романс «Молитва» на стихи Лермонтова (музыка П. Булахова, исполнение Н. Обуховой). Какое впечатление произвела на вас музыка? Удалось ли исполнительнице передать настроение стихотворения?

1-е Января

(читать онлайн)

Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы свкозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски,

 

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских

Давно бестрепетные руки, -

Наружно погружась в их блеск и суету,

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

 

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться, - памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребенком, и кругом

Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

 

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится - и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

 

И странная тоска теснит уж грудь мою:

Я думаю об ней, я плачу и люблю,

Люблю мечты моей созданье

С глазами, полными лазурного огня,

С улыбкой розовой, как молодого дня

За рощей первое сиянье.

 

Так царства дивного всесильный господин -

Я долгие часы просиживал один,

И память их жива поныне

Под бурей тягостных сомнений и страстей,

Как свежий островок безвредно средь морей

Цветет на влажной их пустыне.

 

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю

И шум толпы людской спугнет мечту мою,

На праздник не'званную гостью,

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!..

1840

 

Размышляем над текстом художественного произведения

1.    Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

2.    Как лирический герой чувствует себя в «пестрой толпе»?

3.    Почему лирическому герою хочется «смутить веселость» окружающих и бросить им в глаза облитый «горечью и злостью» стих?

4.    Можно ли сказать, что лирический герой идеализирует прошлое? Обоснуйте ответ.

5.    Объединитесь в группы и определите, какие художественно-изобразительные средства языка использованы для характеристики высшего общества, в описании картин «недавней старины».

6.    Исследователи творчества Лермонтова говорят о трагизме видения мира поэтом. Докажите или опровергните эту точку зрения на примере стихотворения.

РОДИНА

(читать онлайн)

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

 

Но я люблю - за что, не знаю сам -

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень;

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

1841

 

Размышляем над текстом художественного произведения

1.    К какой тематической группе лирики относится стихотворение?

2.    Почему поэт называет свою любовь к отчизне «странной»?

3.    На ваш взгляд, можно ли утверждать, что Лермонтов «снижает» ценности патриотизма в его традиционном понимании — как гордости за славные победы предков? Обоснуйте ответ.

4.    С помощью каких художественно-изобразительных средств языка поэт рисует образ родины?

5.    По наблюдению литературоведов, тема родины в стихотворении развивается от широкого плана (общее изображение родной природы) к более узкому (частные, приближенные к наблюдателю детали пейзажа). Это отражается на лексике стихотворения. В первой части преобладают обобщающие или отвлеченные слова, слова, обозначающие объекты широкого масштаба. Лексика второй части стихотворения более конкретна. Проиллюстрируйте наблюдение ученых над лексикой примерами из текста.

Высказываем мнение

6.    Что для вас значит любовь к родине? Что больше всего дорого вам на родной земле?

ПРОРОК

(читать онлайн)

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град

Я пробираюсь торопливо,

То старцы детям говорят

С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами:

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!»

1841

 

Размышляем над текстом художественного произведения

1.    Какое впечатление на вас произвело стихотворение?

2.    Подумайте, почему лишенный общества людей пророк живет в гармонии с природой.

3.    Как вы считаете, какой «завет Предвечного» имеет в виду автор?

4.    Какими предстают в произведении гонители пророка? Какие художественно-изобразительные средства языка использованы для изображения гонителей?

5.    В чем причина противостояния пророка и других людей?

6.    Как бы вы сформулировали главную мысль произведения?

Учимся сравнивать

7.    На электронном образовательном ресурсе interactive.ranok.com.ua прочитайте стихотворение А. С. Пушкина «Пророк». Сравните его со стихотворением Лермонтова. Чем различаются судьбы героев произведений? Что между ними общего?

8.    На электронном образовательном ресурсе interactive.ranok.com.ua прочитайте поэму Т. Г. Шевченко «Тризна». В чем оно перекликается с лермонтовским «Пророком»?

Реализуем творческие способности

9. Напишите сочинение «Судьба пророка» от имени лирического героя лермонтовского стихотворения.

* * *

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит.

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть.

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы.

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь,

Чтоб, всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Темный дуб склонялся и шумел.

1841

Размышляем над текстом художественного произведения

1.    Какие темы подняты в стихотворении?

2.    Какие чувства переданы в произведении? Какой эмоциональной окраской первые две строфы отличаются от третьей и двух последних?

3.    Охарактеризуйте лирического героя произведения, его характер, мировоззрение.

4.    На ваш взгляд, можно ли назвать произведение пессимистичным, безысходным? Обоснуйте ответ.

5.    Исследователи говорят о близости произведения к народным песням. В чем проявляется эта близость?

Комментируем высказывание специалиста

6.    В. Г. Белинский относил стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых «все лермонтовское». Как вы думаете, что имел в виду критик? Какие характерные для поэта темы, идеи, мотивы отражены в произведении?

Учимся сравнивать

7.    На электронном образовательном ресурсе interactive.ranok.com.ua прочитайте стихотворение М. Т. Рыльского «Не забуду вечора хрусткого...». Что его объединяет с произведением М. Ю. Лермонтова? Почему украинский поэт в качестве эпиграфа взял первую строку лермонтовского стихотворения?

Идем в библиотеку

Найдите в библиотеке или на электронном образовательном ресурсе interactive.ranok.com.ua и прочитайте стихотворения М. Ю. Лермонтова «Я жить хочу, хочу печали...», «Желание»». Ответьте на вопросы и выполните задания к произведениям, предложенные на сайте.

 

Это материал учебника Литература 8 класс Надозирная

 

Автор: admin от 18-10-2016, 15:49, Переглядів: 4655