Народна Освіта » Основи здоров'я » Средства массовой информации и здоровье людей

НАРОДНА ОСВІТА

Средства массовой информации и здоровье людей

Узнаете больше о влиянии средств массовой информации на здоровье и поведение людей; о безопасности в сети Интернет

Вспомните

Что такое безопасность и опасность?

Что такое информация?

Слово информация происходит от латинского слова Ьн^оттаНо, что означает «сведения», «разъяснение», «изложение». Информация — сведения о людях, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их подачи. Современное понимание информации расширилось. Сейчас говорят об обмене информацией не только между людьми, но и между человеком и природой, человеком и техническими устройствами, между техническими устройствами.

Информационные технологии позволяют человечеству предвидеть и спрогнозировать природные опасности, в частности землетрясения, наводнения, засухи, выявлять лесные пожары, оценивать состояние почвы, степень экологического загрязнения территории и т.п.

Чтобы информация была полезной и не навредила здоровью, нужно отбирать её по количеству, разнообразию и качеству. Так, школьная программа предусматривает, что вы получите необходимую информацию, отобранную именно по таким критериям.

Огромную часть информации о нашем обществе, а также о мире, в котором мы живём, мы узнаём из средств массовой информации. Средства массовой информации (СМИ) информируют о событиях в мире и анализируют их. СМИ влияют на поведение людей, принятие решений, формирование жизненных ценностей. Информация, полученная из СМИ, развивает, воспитывает, развлекает. Особенно большое влияние она имеет на молодёжь. Среди СМИ, пожалуй, наиболее влиятельными являются телевидение и Интернет. Влияние информации СМИ может быть позитивным и негативным.

Позитивное влияние. СМИ информируют обо всём, что произошло в стране и мире. Познавательные статьи и передачи способствуют интеллектуальному развитию. В радио- и телепередачах участвуют слушатели и зрители в прямом эфире. Возник новый вид коммуникации — через Интернет. Коммерческая реклама информирует о новых товарах. В интернет-магазинах можно купить товар. Социальная реклама пропагандирует общечеловеческие ценности, в частности патриотизм, здоровый образ жизни, толерантность, защиту окружающей среды. Чтобы отдохнуть или успокоиться, можно послушать музыку или посмотреть любимые киноленты. Фильмы, мультфильмы и передачи, пропагандирующие позитивные ценности, влияющие на систему ценностей, побуждают человека думать, анализировать, оценивать события.

Негативное влияние. СМИ часто сообщают об агрессии, жестокости, насилии. Главные персонажи боевиков решают проблемы силой.

Ограбление, перестрелки, враждебное отношение к окружающим становятся привычными. В некоторых рекламных роликах и фильмах пропагандируют ложные ценности, провоцирующие формирование вредных привычек, отрицательно влияющих на психику. Подростки не всегда могут отличить виртуальный мир от реальности. Они подражают поведению героев фильмов и мультфильмов в повседневной жизни. Пытаются решить конфликтные ситуации силой. Под влиянием таких фильмов и телепередач подросток может стать равнодушным к окружающим, жестоким и грубым, не сочувствует и не сопереживает окружающим. В социальных сетях знакомятся заочно. К сожалению, люди бывают и хорошие, и плохие. Подросток, даже не осознавая негативного влияния знакомства, может стать раздражительным, агрессивным, приобрести вредные привычки.

Чтобы противодействовать негативному влиянию, следует развивать навыки критического мышления.

Мыслить критически — это значит тщательно обдумывать суждения, принимать решение после оценивания различных вариантов.

Если научитесь оценивать информацию критически, то сможете выбирать для просмотра кинофильмы и телепередачи, в которых говорится об истинных ценностях — дружбе, уважении, верности.

Чтобы улучшить самочувствие и хорошо учиться, активно отдыхайте, обращайтесь вежливо со сверстниками и взрослыми.

Компьютерная безопасность. Безопасность в сети Интернет

Доступность информации повышается благодаря компьютеру и сети Интернет. Количество пользователей глобальной компьютерной сети Интернет из года в год растёт. Благодаря современным компьютерным технологиям создаётся единое информационное пространство. Пользователи Интернета имеют доступ к огромному количеству информационных услуг — сайтам, радио, телевидению, организациям и частным лицам, электронной почте, телеконференциям, объявлениям, новостям и т.д.

Ребята часто увлекаются компьютерными играми. Они проводят много времени за компьютером, пренебрегают обучением и отдыхом на свежем воздухе. В конце концов, такое увлечение вредит здоровью. Если много

времени проводить за компьютером, может возникнуть зависимость. Это негативно влияет не только на психологическое, но и на физическое состояние здоровья. Нарушается распорядок дня, подростки мало отдыхают, плохо спят. Малоподвижный образ жизни приводит к нарушению осанки. В рекламе могут пропагандировать вредные для здоровья продукты. Употребляя их, подростки набирают лишний вес. Мелькание изображения на экране негативно влияет на остроту зрения и работу мозга подростков, у них ослабевает внимание.

Правила безопасного пользования Интернетом

1.    НЕ меняйте настройки компьютера самостоятельно: в нём установлена защита от компьютерных вирусов. Пользуйтесь только лицензионными антивирусными программами.

2.    НЕ заходите на подозрительные сайты, если об этом предупреждает защита компьютера.

3.    НЕ сообщайте и не обнародуйте без разрешения близких личную информацию: логины и пароли к почтовому ящику, адреса, номера телефонов, фотографии свои и близких, номера банковских карт и т.п.

4.    НЕ встречайтесь никогда наедине с человеком, с которым познакомились в Интернете, в малолюдных местах.

5.    НЕ отвечайте на неприятную информацию, которая может поступить на ваш электронный адрес. О таких случаях обязательно сообщайте близким.

6.    НЕ мешайте другим пользователям, не делайте противозаконных поступков в Интернете. Будьте вежливыми, доброжелательными и ответственными в сети.

Задания

1.    Что такое информация?

2.    Назовите правила безопасного пользования Интернетом.

3.    Чем позитивное влияние средств массовой информации отличается от их негативного влияния?

4.    По каким признакам следует выбирать информацию, чтобы она не навредила здоровью?

5.    Почему важно приобретать навыки критического мышления?

6.    Объясните, почему важно противодействовать негативному влиянию СМИ.

Ситуационные задачи

Какими могут быть последствия для здоровья, если подростки весь досуг проводят, общаясь в социальных сетях?

Поработайте в паре или группе

Обсудите, почему следует соблюдать правила безопасного пользования Интернетом.

Моделируйте — приобретайте жизненные навыки

1.    Критически оцените какое-либо сообщение в средствах массовой информации (на выбор). Как будете действовать, чтобы обезопасить себя от негативного влияния СМИ?

2.    Проанализируйте, соблюдаете ли вы правила безопасного пользования Интернетом.

 

Это материал учебника Основы здоровья 8 класс Бойченко

 

Категорія: Основи здоров'я

Автор: admin от 13-10-2016, 01:51, посмотрело: 574