Народна Освіта » Основи здоров'я » Развитие памяти и внимания

НАРОДНА ОСВІТА

Развитие памяти и внимания

Узнаете о принципах эффективного запоминания; о том, как улучшить память и внимание; научитесь составлять карты памяти; отработаете приёмы подготовки к контрольной работе

Вспомните

Что такое память?

Что такое внимание?

Издавна люди искали способы усвоения знаний, совершенствовали техники запоминания. От имени древнегреческой богини памяти Мнемозины происходит термин «мнемоника», что означает «искусство запоминания». Сейчас разработано немало способов, приёмов и методов, облегчающих запоминание. Используя их, ученики быстрее обрабатывают, анализируют, усваивают, систематизируют и лучше запоминают информацию.

Основные методы эффективного запоминания

Ассоциация

Связывание одного элемента с другим. То, что надо запомнить, ассоциируется с известным предметом. Например, когда мы видим рисунок саней, вспоминаем зиму, то есть санки ассоциируются с зимой. Различают ассоциации по смежности, по сходству, по контрасту. Ассоциация по смежности используется, например, при заучивании иностранных слов и запоминании размещения предметов. Ассоциация по сходству применяется при сравнении различных типов одного предмета, например самолётов или зданий. Ассоциация по контрасту используется, когда сравниваются противоположные свойства предметов. К примеру, маленькое — большое, белое — чёрное, чистое — грязное.

В°°бражение    Способность реально представлять то, о

чём думаете. Альберт Эйнштейн считал, что воображение важнее знания. «Знания ограничены, тогда как воображение охватывает весь мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию», — говорил он. Когда вы фантазируете, представляете что-то, у вас развивается воображение.

Нестандартность

Создаются необычные, яркие образы, вызывающие недоумение. Используйте как можно больше цветов. Выдумывайте точные, но простые образы. Сложные образы плохо запоминаются.

Использование различных ощущений во время запоминания. Создаются образы, например зрительные, слуховые, тактильные (ощущение от прикосновения), кинестетические (ощущение от движения и пространственной ориентации), вкусовые.

Синестезия (одновременное ощущение)

 

Порядок, логика, структура

 

Приводите в порядок образы, создавайте их структуры. Разрабатывайте алгоритмы, деревья решений, карты памяти.

Изменение, юмор

 

Создаются образы, в которых изменены размер, форма или свойства. Образ, имеющий несвойственные ему качества, смешон и запоминается лучше. Можно изменить количество образов.

Движение, активное действие

 

Подвижные образы запоминаются лучше. Создавая ассоциативные связи, представляйте, что образы (сами или с вашей помощью) «оживают». К примеру, бегают, прыгают или плавают.

Положительная

информация

 

Положительная информация запоминается лучше, чем отрицательная. Мозг «блокирует» негативную информацию, пытается избавиться от неё.

Чтобы эффективно запомнить информацию, следует использовать несколько принципов одновременно. Обычно каждый выбирает удобные для себя приёмы и методы запоминания.

Развитие памяти и внимания

Благодаря памяти человек накапливает знания и опыт. Чтобы запомнить большой объём учебного материала, необходимо научиться сосредо-гачиваться на смысле материала. Поэтому, кроме памяти, следует раз-зивать внимание. Развитию внимания способствуют следующие факторы.

Тишина. Внимание отвлекают посторонние звуки — телевизор, шум на улице, разговоры окружающих, громкая музыка, шум транспорта — сосредоточиться сложно. Попросите близких, чтобы не мешали, когда вы выполняете домашние задания. Выключите телевизор, радио, телефон.

Соблюдение правил организации рабочего места. Рабочий стол должен быть хорошо освещён, а стул — удобен. Уберите с рабочего места лишние книги, плеер, мобильный телефон. На столе должны быть учебник, тетрадь, ручка, карандаш и т.д.

Мотивация. Выясните, для чего вам нужны знания (получить высокий балл по контрольной работе или итоговому тесту, иметь уважение друзей, доставить удовольствие близким, преодолеть трудности, быть уверенным в собственных силах и т.д.).

Эффективное чтение. Используйте и совершенствуйте навыки эффективного чтения. Обогащайте словарный запас. Иногда сосредоточиться на новом материале мешают новые непонятные слова в тексте. Если в тексте нет объяснения нового слова, найдите толкование в словаре или спросите у взрослых.

Активное слушание. Совершенствуйте навыки активного слушания. Будьте внимательными и сосредоточенными во время объяснения нового материала. Старайтесь понять то, что объясняют. Если что-то не понимаете, не стесняйтесь переспросить. Запоминайте новый материал во время закрепления его на уроке. Повторяйте изученное дома.

Чередование учёбы и отдыха. Известно, что внимание снижается примерно через час после начала работы. Стоит отдыхать по 5-10 минут через каждый час обучения. Можно перекусить или выполнить несколько физических упражнений.

Создание карты памяти

Во время учёбы, а тем более во время подготовки к контрольной работе или экзаменам, приходится осваивать большой объём учебного материала. Вместо традиционных конспектов составьте карты памяти. На них вы создадите целостный образ учебного материала, сделаете наглядными не только основные понятия, но и взаимосвязи между ними.

Этапы составления карты памяти:

Представьте, что любая тема — дерево, на ветвях которого содержится взаимосвязанная информация.

Напишите или нарисуйте символами название темы в центре листа и «ветви» от неё.

Напишите на «ветвях» предложения или слова, которые приходят на ум. Не ограничивайте количество идей. Используйте для указания каждого пункта одно-два слова или символа. Запишите как можно больше мыслей и нарисуйте как можно больше рисунков. Пишите печатными буквами — их легче читать и запоминать.

Размещайте взаимосвязанные пункты на одной и той же «ветви». Каждая «ветвь» может иметь разветвления-уточнения.

❖ Некоторые понятия, возможно, связаны не только с основной темой, но и между собой. Когда все идеи записаны на бумаге, стрелками разного цвета обозначьте связи между понятиями. Заканчивая «ветвь», обведите её цветной рамкой.

Регулярно дополняйте карту.

Карта памяти темы «Умение учиться»

Подготовка к контрольной работе или экзаменам

 

Чтобы успешно подготовиться к контрольной работе, итоговому тесту или экзаменам, воспользуйтесь всеми приобретёнными знаниями по теме, приёмами эффективного запоминания и концентрации внимания, умением управлять эмоциями. Составьте также план подготовки. Примите во внимание следующие советы.

 

Советы по успешной подготовке

 

 

 

Учиться систематически Настраиваться на успех

Обращать особое внимание на сложный материал Записывать главное, составлять схемы и таблицы

Записывать самое важное на карточках Пользоваться не только учебником, подбирать информацию из других источников Составлять карты памяти для каждого изученного раздела или темы

Составить план подготовки Использовать методы самоконтроля Распределить нагрузку равномерно: лучше готовиться по часу в день, чем по 5 часов в последние три дня

Не тратить время за компьютерными играми или перед телевизором

Повторить теоретический материал учебника Выполнить тренировочные упражнения Обратиться за помощью, если не можете справиться самостоятельно Пересмотреть записи в тетрадях или на карточках

Составить или дополнить карты памяти Чередовать учёбу и отдых

Пересмотреть самый важный материал вечером перед сном или с утра Не засиживаться допоздна Хорошо отдохнуть, выспаться Позавтракать

Взять с собой конфету или шоколадку Не общаться с теми, кто нервничает Не повторять материал до последней минуты Быть уверенными в своих силах

 

После контрольной работой или экзамена не волноваться из-за результата. Если справились — хорошо. Если получили низкий балл — не расстраиваться. Проанализировать ошибки, сделать выводы.

 

Вывод

Для того чтобы быстро овладеть информацией, необходимо развивать и совершенствовать память и внимание. Знать и применять методы и приёмы эффективного запоминания, уметь концентрировать внимание на материале. Чтобы успешно подготовиться к контрольной работе, тесту или экзамену, следует планировать своё время, владеть приёмами эффективного запоминания и концентрации внимания, научиться управлять эмоциями. Уметь составлять карты памяти.

Задания

1.    Назовите основные методы эффективного запоминания.

2.    Охарактеризуйте методы запоминания.

3.    Какие факторы способствуют развитию внимания?

4.    Почему важно развивать внимание?

5.    Расскажите, как успешно подготовиться к контрольной работе или экзамену.

Поработайте в паре или группе

1.    Выполните упражнение на тренировку внимания.

Положите на стол 10 различных предметов. По очереди каждый отворачивается от стола, а остальные быстро меняют предметы местами. Тот, кто отворачивался, рассматривает предметы и рассказывает, что изменилось.

2.    Упражнение «Поиск аналогов». Способствует развитию умения классифицировать предметы или явления по их признакам. Называется любой предмет, например «вертолёт». Необходимо назвать как можно больше его аналогов, то есть предметов, имеющих с ним общие признаки. Следует также систематизировать эти признаки по группам в соответствии с выбранными качествами. Например, «птица», «бабочка» (общий признак: летают и садятся); «автобус», «поезд» (общий признак: транспортное средство); «турбина» (общий признак: важные детали вращаются) и т.п. Побеждает тот, кто назовёт больше всего групп аналогов.

Моделируйте — приобретайте жизненные навыки

1.    Составьте план подготовки к контрольной работе или экзамену. Отметьте срок выполнения каждого пункта плана.

2.    Потренируйтесь составлять карты памяти различных предметов. Приобщите к работе друзей. Дополняйте и делайте взаимопроверку составленных карт.

3.    Развивайте память и внимание.

1.    Прочитайте любой текст. Применяя принципы эффективного запоминания, запомните текст как можно быстрее. Перескажите его друзьям или близким. Они могут проверить, правильно ли вы запомнили и пересказали текст.

2.    «Повтори наоборот». Один ученик зачитывает 1-2 сложных слова — другой повторяет их, проговаривая наоборот. Например: бук — куб, полк — клоп. Раб, зал, сон, кот, марш, топор.

3.    «Запомните и нарисуйте». Ведущий демонстрирует на протяжении 3-5 секунд простые геометрические фигуры. После этого остальные отображают их в тетради по памяти.

Для усложнения упражнения количество фигур можно увеличивать, а также менять их на другие знакомые объекты.

4. Тест определения объёма памяти (по методике А.Р. Лурия). Внимательно прочитайте список слов в течение 2-3 минут, а затем запишите запомнившиеся слова, не заглядывая в список. Задание повторяйте до тех пор, пока не напишите все слова. По количеству запомненных слов при каждой попытке начертите «кривую запоминания». Каждый раз количество правильно названных слов будет увеличиваться. Считается, что память хорошая, а внимание активное, если с третьей попытки названы правильно 10 слов.

1

2

3

4

Экзамен

Игра

Двор

Дерево

Стол

Часы

Телефон

Тетрадь

Фломастер

Победа

Трава

Обувь

Гараж

Электрик

Город

Ящик

Ложка

Берёза

Яблоко

Снаряжение

Закалка

Диета

Анорексия

Плавание

Нога

Машина

Аутотренинг

Квартира

Воздух

Самочувствие

Хлеб

Чипсы

Школа

Футбол

Вода

Жаль

Прыщи

Солнце

Артист

Лампа

5. Найдите 15 отличий.

6. Упражнение на развитие ассоциации и воображения. Развивает способность быстро устанавливать разнообразные связи между предметами, создавать новые целостные образы. Из трёх слов, выбранных наугад и не связанных по смыслу, составить как можно больше предложений. Например, из слов река, тополь, медведьможно составить следующие предложения:

«Медведь сломал тополь у реки»;

«Туристы, стоя у тополя, увидели медведя, который ловил рыбу в реке»; «Девушка, стройная, как тополь, стояла у реки, ревящей, как медведь»; «Гуляя у реки, подростки собирались остановиться у тополя, как вдруг увидели медведя».

Попробуйте составить предложения из слов: лимон, трава, книжка; заяц, полотенце, телевизор; яблоко, тетрадь, зоопарк; обувь, солнце, стол. Придумайте свой вариант слов.

 

Это материал учебника Основы здоровья 8 класс Бойченко

 

Категорія: Основи здоров'я

Автор: admin от 13-10-2016, 01:42, Переглядів: 2757