Народна Освіта » Основи здоров'я » Составляющие умения учиться

НАРОДНА ОСВІТА

Составляющие умения учиться

Узнаете больше о составляющих умения учиться; барьерах эффективного обучения; почему важно настраиваться на успех; научитесь развивать образное и творческое мышление

Вспомните

Что такое эффективное чтение?

Важность настраивания на успех

Технологии быстро развиваются, поэтому современный человек должен быть хорошо образованным, а учиться — в течение всей жизни. Важно уметь учиться. Из изученного в 7 классе вы уже знаете, что умение учиться — это прежде всего интерес к получению новых знаний, способность усваивать информацию и слушать учителя на уроке, развивать память и внимание.

Необходимо научиться самостоятельно получать новые знания. А также сформировать умение самостоятельно работать с книгой и другими источниками информации.

Чтобы учиться эффективно, необходимо уметь выбирать цель, планировать работу, осознавать задачу, находить способ её решения, контролировать и оценивать ход и результат работы.

Чередовать обучение и отдых, лёгкие и тяжёлые предметы во время выполнения домашних заданий. Готовиться к контрольным работам или экзаменам заранее. В конце дня подводить итоги работы. Выяснять, почему не выполнено запланированное.

Не оставляйте вопросов без ответов. Информацию из разных источников записывайте в блокнот. Составляйте план, конспект, тезисы, логические схемы, обобщающие таблицы, диаграммы и т.п. Учитесь чётко формулировать предложения, аргументировать свою точку зрения. Не следует полагаться на подсказки и списывание. Применяйте знания на практике.

Верьте в свои способности и таланты. Скажите себе: я хочу, я могу, я сделаю. Не позволяйте лени препятствовать достижению цели. Развивайте силу воли. Не бойтесь ошибок и неудач. Не теряйте веры в собственные силы. Будьте настойчивыми, не сдавайтесь. Действуйте уверенно.

Если сложно оценивать себя самому, обратитесь за помощью к друзьям или близким взрослым. Анализируйте причины неудач, исправляйте ошибки. Хвалите себя за каждый успех.

На пути к успешному обучению могут возникнуть препятствия — барьеры.

Барьеры эффективного обучения

Неумение пользоваться приёмами эффективного запоминания Вредные привычки Переутомление, недосыпание

Несформированные навыки развития памяти, внимания, мышления Неумение пользоваться приёмами эффективного слушания и чтения Умственные перегрузки, стрессы

Нерациональное питание Несформированные волевые качества

Бывает, что у ученика отсутствует мотивация учебной и познавательной деятельности, его не интересуют новые знания. Тогда ученику трудно решать познавательные задачи. Чтобы быть активным, творческим, интеллектуально развитым человеком, необходимо развивать логическое и творческое мышление.

Развитие логического и творческого мышления

Логическое мышление — способность мыслить последовательно и не допускать противоречий в своих рассуждениях. Логика нужна для изучения и анализа информации.

Эти качества мышления нужны и учёному, и юристу, и дипломату, и бизнесмену. Если их рассуждения и решения нелогичны, непоследовательны и противоречивы, это затрудняет принятие правильного решения и может привести к ложному выводу в научной работе, судебной ошибке, неправильным решениям и действиям во внешней политике или в стратегии развития бизнеса. В промышленном производстве и сельском хозяйстве нелогичность задач, инструкций, действий может быть опасной для здоровья и жизни работников или потребителей продукции.

В логическом рассуждении одни мысли (выводы) вытекают из других. Например, из утверждений «Мы — ученики 8 класса. Ученики 8 класса изучают “Основы здоровья”» следует: «Мы изучаем предмет “Основы здоровья”». Или из утверждений «Дети имеют право на образование. Я — ребёнок» следует: «Я имею право на образование».

Чтобы развить логическое мышление, стоит решать ситуационные задачи, логические задания, головоломки, отгадывать загадки. Многие игры также развивают логическое мышление. Например, шахматы, лабиринты, квесты (от английского слова guest — «поиск приключений»). Кроме логического мышления, квесты развивают ещё и изобретательность.

При работе с большим объёмом информации недостаточно использовать только логику. В современном мире чрезвычайно важна креативность — способность мыслить нестандартно, творчески, находить оригинальные решения и генерировать свежие идеи.

Творческое мышление объединяет следующие основные свойства.

Чтобы развивать творческое мышление, необходимо учиться выражать любые, даже странные мысли, которые, на первый взгляд, не помогут решить проблему. Не беспокоиться о замечаниях окружающих. Не осуждайте и не смейтесь над друзьями за такие мысли. Читайте фантастику, детективы, сказки. И кто знает, возможно, вы станете известным исследователем, изобретателем или путешественником, сможете изобрести неизвестные до сих пор лекарства, открыть новые острова или выяснить противоречивые исторические сведения.

Благодаря логическому и творческому мышлению было сделано множество изобретений. Те, кто умеет мыслить логически, анализировать свои действия, нестандартно решать стандартные проблемы, справятся с задачей, найдут выход из любой ситуации.

Если логическое мышление и воображение хорошо развиты, человек способен творчески мыслить и творчески решать задачи повседневной жизни.

В современном мире человеку необходимо учиться на протяжении всей жизни. Применять умение учиться. На каждом этапе обучения настраиваться на успех и действовать уверенно. Избегать барьеров на пути к успешному обучению. Чтобы достичь успеха в учёбе и жизни, следует развивать интеллектуальные способности, память, внимание, логическое и творческое мышление.

Задания

1.    Что способствует эффективному обучению?

2.    Назовите барьеры, препятствующие успешному обучению.

3.    Что такое логическое мышление?

4.    Что способствует развитию логического мышления? Приведите примеры.

5.    Что нужно делать для формирования творческого мышления? Приведите примеры игр, способствующих его развитию.

6.    Объясните, почему важно анализировать и оценивать каждый этап обучения.

7.    Как вы понимаете установку украинского поэта Тараса Шевченко «Учитесь, братья мои, думайте, читайте»?

8.    Приведите примеры из литературных произведений, художественных кинофильмов или мультфильмов, из собственного опыта (на выбор), как творческое мышление и умение находить нестандартные решения помогли решить проблему или спастись.

Поработайте в паре или группе

Обсудите, почему важно настраиваться на успех. Аргументируйте свою позицию.

Моделируйте — приобретайте жизненные навыки

1.    Составьте собственный план развития и совершенствования умения учиться. Воспользуйтесь материалами параграфа и знаниями, усвоенными в предыдущих классах.

2.    Разработайте план устранения одного из барьеров обучения (на выбор).

3.    Выполните упражнения для развития мышления.

1. Возьмите наугад слово (сначала существительное, а потом можно и другие

части речи) из любого текста. Как можно быстрее найдите десять случаев возможного использования и употребления этого слова.

2.    Описанная ниже игра развивает умение находить ассоциативные сравнения и формулировать мысль понятнее.

Один участник рисует цветными карандашами на листе бумаги несколько квадратиков. Начинать можно, например, с 5-10 (хотя их количество может быть значительно больше). Другие игроки не видят порядок цветов. Участник, рисовавший квадратики, рассказывает о нарисованных цветах. Называть цвета, например «чёрный», «синий» и т.д., нельзя. Нужно называть предметы, которые будут давать представление о том, какой именно цвет имеется в виду. Например: если квадратики жёлтые, зелёные, красные, можно рассказать о лимоне, который упал на траву и с него начала течь кровь. Другие игроки должны нарисовать цветные квадратики в соответствии с цветами названных предметов и разместить их в указанной последовательности. Если какой-то цвет повторяется несколько раз, то каждый раз необходимо называть другой предмет. Так, красный цвет может быть обозначен первый раз словом «кровь», второй — словом «вино», третий — «помидор». Если кто-то из игроков отгадывает, о каких цветах идёт речь, то дальше описывает цвета он, приводя различные ассоциативные сочетания.

3.    Придумайте, как можно использовать ненужные предметы (по 20 вариантов на каждый): пустая консервная банка; старая плетёная шапочка; лопнувший воздушный шарик; перегоревшая лампочка; списанный стержень от гелевой ручки.

4.    Напишите с помощью рисунков короткое письмо другу в соответствии с описанием.

1.    Позвони мне сегодня в 6 часов вечера.

2.    Приходи вечером поиграть в футбол.

3.    Давай вместе делать домашние задания.

4.    Подари мне на день рождения щенка.

5.    Принеси мне ножницы и цветную бумагу.

Передайте письмо адресату и проверьте, понял ли он его содержание.

5.    Напишите 5 прилагательных, которые больше всего подходят к выбранному вами предмету, и 5, которые совсем не подходят.

Например:

Шоколад — горький, вкусный, любимый, натуральный, белый.

Шоколад — стеклянный, бархатный, летний, загадочный, жареный.

6.    Рисунки в каждой строке меняются по определённому правилу. Догадайтесь, какой рисунок следует поставить вместо вопросительного знака.

 

Это материал учебника Основы здоровья 8 класс Бойченко

 

Категорія: Основи здоров'я

Автор: admin от 13-10-2016, 01:41, Переглядів: 1985