Народна Освіта » Основи здоров'я » Спасение людей при пожаре

НАРОДНА ОСВІТА

Спасение людей при пожаре

Узнаете больше об алгоритме спасения при пожаре; научитесь оказывать домедицинскую помощь пострадавшему при пожаре; применять полученные знания в смоделированных ситуациях

Вспомните

Назовите причины возникновения пожаров.

На какой стадии пожар можно тушить самостоятельно?

Какие подручные средства вы будете использовать при тушении электрического прибора?

Чтобы спастись и сохранить здоровье и жизнь другим, следует соблюдать алгоритм спасения при пожаре. Действовать необходимо быстро и решительно, но взвешенно и спокойно. Вам пригодятся алгоритм принятия взвешенных решений, методы самоконтроля и позитивного мышления, приобретённые навыки оказания домедицинской помощи.

Присесть или лечь на пол. Тёплый воздух с дымом и ядовитыми веществами поднимается вверх, внизу воздух чище

 

Прежде чем выйти из помещения, в котором возник пожар, или войти в него, нужно накрыться чем-то влажным: одеялом, пальто,

простынёй, плотной тканью

 

Если помещение задымлено, следует защитить органы дыхания от угарного газа, прикрыть нос и рот какой-то тканью (носовым платком, шарфом, полотенцем), лучше влажной

 

Чтобы пламя не распространялось, можно вылить на пол воду у выхода из комнаты

 

В задымлённом помещении двигаться на коленях или ползком вдоль стены

 

Добравшись до двери, слегка коснуться самой двери и ручки. Если двери (или ручка) тёплые (горячие), не выходить (и не заходить) — там огонь. Если же дверь можно открыть, это нужно делать осторожно, чтобы избежать притока свежего воздуха и усиления горения

 

Передвигаясь с одного помещения в другое, закрывать за собой дверь

 

Если нет возможности быстро покинуть помещение, необходимо защитить его от проникновения огня и дыма. Не открывать двери. Плотно закрыть все щели в дверях: полотенцами, одеялом, бельём. Оказавшись в заблокированной огнём комнате, звонить по телефону 101. Если такой возможности нет, ползком добраться до окна, открыть его и звать на помощь

 

В первую очередь следует спасать детей, инвалидов, больных и пожилых людей. Помнить, что маленькие дети от страха часто прячутся под стол, кровать, в шкаф. Выводя или вынося из горящего помещения потерпевшего, следует накрыть его плотной влажной тканью (курткой, пальто, одеялом).

Если пламя охватило одноэтажный дом, спастись можно и через окно, накрыв голову простынёй или полотенцем. Если пожар произошёл в многоэтажном доме, спускаться вниз можно только по лестнице. Лифтом пользоваться нельзя. Если же на лестнице бушует огонь, не бежать вниз, а попытаться спастись на крыше здания. Можно воспользоваться пожарной лестницей.

Если загорелась одежда, упасть на пол или на землю (если уже выбрались из горящего помещения) и качаться, чтобы сбить пламя. Нельзя бежать — это ещё больше раздувает огонь. Если одежда загорелась на другом человеке, следует накрыть его плотной тканью. Голову накрывать нельзя. Тлеющую одежду облить водой.

Если удалось выйти из очага пожара, сообщить местным органам власти и в службу защиты населения о месте, размерах и характере пожара.

Во время пожара или при тушении огня в результате действия высокой температуры можно получить термические ожоги. Различают четыре степени ожогов.

Термические ожоги и помощь в случае ожогов

Степень ожога

Признаки ожога

Помощь

Первая

степень

Место ожога краснеет, возникает незначительная боль; кожа отекает, волдыри на коже не образуются

Подставить обожжённое место под струю холодной воды на 15-20 минут. Поражённое место можно обработать противоожоговыми средствами

Вторая

степень

Сильное покраснение. На коже появляются волдыри различной величины, наполненные жидкостью. Ожоги болезненны. Вызывают отёк, который не проходит несколько дней

На место ожога наложить стерильную повязку либо закрыть чистой льняной или хлопчатобумажной тканью. Не отрывать прилипшую одежду от места ожога. Не прикасаться к повреждённой коже. Не прокалывать волдыри. Вызвать «скорую помощь»

Третья

степень

На обожжённом месте образуется твёрдый струп буровато-коричневого цвета. Пострадавший ощущает резкую боль. Ожоги этой степени могут вызвать ожоговый шок: пострадавший бледнеет, пульс слабеет, дыхание неглубокое и учащённое

Пострадавшего необходимо как можно скорее доставить в больницу или ожоговый центр. Самостоятельно можно осторожно снять в некоторых местах тлеющую одежду, разрезав её. Всю одежду не снимать, чтобы избежать переохлаждения. Одежду, прилипшую к ожогу, не отрывать. Пострадавшего накрыть чистой простынёй или лёгким одеялом. Вызвать «скорую помощь»

Четвёртая

степень

Тяжёлые ожоги. Поражена кожа, мышцы, сухожилья, кости. Твёрдый струп плотный, иногда обугленный, чёрного цвета

При ожогах век и глаз следует немедленно обратиться к врачу. Здоровье и жизнь пострадавшего зависит от того, своевременно ли ему оказана помощь.

Вывод

Чтобы спастись и сохранить здоровье и жизнь другим во время пожара, следует соблюдать алгоритм спасения. Необходимо уметь действовать спокойно и уверенно. Распознавать степени термических ожогов. Уметь оказать домедицинскую помощь потерпевшим.

Задания

1.    Что такое термический ожог?

2.    Назовите степени термических ожогов.

3.    Как оказать домедицинскую помощь при термических ожогах первой степени?

5.    Как будете оказывать домедицинскую помощь при термических ожогах второй степени?

6.    Как действовать, если пострадавший получил ожог третьей степени?

7.    Почему из задымлённого помещения следует выбираться ползком?

8.    Объясните, почему во время пожара в многоэтажном доме нельзя пользоваться лифтом.

9.    Вспомните кинофильмы, в которых герои борются с пожаром. Какие черты характера присущи участникам событий? Какие средства личной безопасности они применяли? Какую помощь оказывали пострадавшим?

Ситуационные задачи

Как действовать в каждой описанной ситуации? Как будете оказывать домедицинскую помощь?

1.    В соседнем доме произошёл пожар. Девочка успела выбежать, но получила незначительные ожоги.

2.    У подростка, который стоял у костра, загорелась брючина. Огонь быстро начал подниматься к куртке. Подросток в панике начал бегать и кричать.

3. Вы почувствовали сильный запах дыма в многоэтажном доме. Комната и коридор быстро наполнились дымом, видимость плохая, но огня не видно. Когда осторожно открыли дверь квартиры, заметили, что ваш сосед-подросток лежит в коридоре на полу.

Поработайте в паре или группе

Смоделируйте ситуации спасения и оказания домедицинской помощи при пожаре. Каждый из вас по очереди спасает другого, используя алгоритм спасения. Определяет, какая помощь нужна пострадавшему. Оказывает домедицинскую помощь. Затем поменяйтесь ролями. Воспользуйтесь материалами этого параграфа и § 5.

Моделируйте — приобретайте жизненные навыки

1.    Вы с другом увидели густой дым из окон квартиры на первом этаже. Друг решил разбить окно и попасть в квартиру, чтобы спасти людей. Правильно он решил? Почему? Каковы риски этой ситуации? Ответ обоснуйте.

2.    В соседнем одноэтажном доме произошёл пожар. Внутри дома сильное задымление. Из дома слышен плач ребёнка и просьбы о помощи. Вы решили спасти его.

1.    По какому алгоритму будете действовать?

2.    Как обезопасите себя?

3.    Как обезопасите ребёнка от огня?

4.    Как будете оказывать помощь ребёнку, если выяснили, что он отравился угарным газом и получил ожоги второй степени?

Воспользуйтесь материалами параграфа, а также вспомните изученное в 6 и 7 классах.

3.    На дискотеке возле аппаратуры диджея начался пожар. Помещение обесточено и быстро наполнилось дымом. Началась паника.

1.    Как будете действовать?

2.    На что следовало обратить внимание заранее для безопасного выхода из помещения?

4.    В школьном кабинете химии на третьем этаже начался пожар. Ваш кабинет рядом с кабинетом химии. Чтобы добраться до лестницы, вам необходимо пройти по дымящемуся коридору.

Как будете действовать?

Воспользуйтесь материалами параграфа. Вспомните правила эвакуации из школы из изученного в 7 классе.

Проект

Выполните проект «Юный пожарный». В средствах массовой информации, сети Интернет найдите и проанализируйте сообщение о спасении людей или имущества во время пожара вашими сверстниками или младшими детьми. Оформите в виде буклета, плаката или на отдельных листах бумаги по желанию. Вместе с одноклассниками обсудите и запишите:

1.    Причины возникновения пожара.

2.    Можно ли было избежать опасности?

3.    Какие качества необходимо иметь человеку, чтобы решиться спасать других в случае опасности? Что он должен знать и уметь? Какие навыки приобрести?

4.    Готовы ли вы действовать для спасения людей в такой ситуации?

5.    Какие качества у вас есть, а каких вам не хватает?

6.    Какие качества следует усовершенствовать?

 

Это материал учебника Основы здоровья 8 класс Бойченко

 

Категорія: Основи здоров'я

Автор: admin от 13-10-2016, 01:36, Переглядів: 1678