Народна Освіта » Основи здоров'я » Спасение и защита людей в чрезвычайных ситуациях

НАРОДНА ОСВІТА

Спасение и защита людей в чрезвычайных ситуациях

Узнаете о чрезвычайных ситуациях и их признаках; научитесь различать виды и уровни чрезвычайных ситуаций; действовать согласно основным принципам спасения и защиты людей в чрезвычайных ситуациях

Вспомните

Назовите факторы выживания человека в экстремальной ситуации.

Назовите принципы безопасности жизнедеятельности человека (формулу безопасности).

Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на отдельном объекте или отдельной территории. Причиной ЧС являются аварии, катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии, крупные пожары, применение средств поражения, которые привели или могут привести к человеческим и материальным потерям.

Чрезвычайные ситуации распознают по таким общим признакам:

наличие или угроза гибели людей либо значительное ухудшение условий их жизни и деятельности;

причинение экономического ущерба;

существенное ухудшение состояния окружающей среды.

В зависимости от происхождения событий, которые могут вызвать ЧС, в Украине определены следующие виды чрезвычайных ситуаций.

Виды чрезвычайных ситуаций

Природного происхождения

 

 

Возникают вследствие природных явлений и процессов.

 

Стихийные бедствия; снежные заносы; ураганы; ливни; град; гололедица; засуха; природные пожары; ухудшение состояния окружающей среды: загрязнение воздуха, водоёмов, почв, недр; массовое поражение сельскохозяйственных растений болезнями или вредителями; инфекционное заболевание людей, сельскохозяйственных животных.

 

Техногенного происхождения

 

Возникают в результате выхода из строя машин, механизмов и агрегатов, что приводит к нарушению производственного процесса. Могут сопровождаться взрывами, пожарами, загрязнением местности.

Транспортные аварии и катастрофы; аварии с выбросом (или угрозой выброса) опасных химических, радиоактивных, биологических веществ; внезапное разрушение зданий; аварии на сетях электроснабжения; гидродинамические аварии на плотинах, дамбах; аварии на очистных сооружениях и т.п.

Социально-политического происхождения

 

Такие ситуации связаны с противоправными действиями антиконституционного и террористического характера.

Террористические акты; вооружённые нападения; захват систем связи и телекоммуникаций; захват и удержание важных объектов, ядерных установок и радиоактивных материалов; похищение или уничтожение судов; установка взрывных устройств в общественных местах; кража или захват оружия; общественные беспорядки и т.п.

Военного происхождения

 

Возникают вследствие применения оружия массового поражения (ядерного, химического и биологического) или обычных средств поражения (авиационные бомбы, артиллерийские снаряды, ракеты, мины, торпеды); разрушения атомных и гидроэлектрических станций; складов и хранилищ радиоактивных, токсичных веществ и отходов, нефтепродуктов; транспортных и инженерных коммуникаций и т.п.

Чрезвычайные ситуации классифицируют также по уровням. Уровень

определяют по территории, которую охватила ЧС, объемам экономического ущерба, а также объемам технических и материальных затрат для ликвидации ЧС. В соответствии с этим в Украине выделены четыре уровня чрезвычайных ситуаций.

Уровни чрезвычайных ситуаций

Государ

ственный

ЧС возникает и развивается на территории двух и более областей и города Киева. Грозит распространением опасности за пределы страны. Объемы необходимых для ликвидации веществ, материалов, оборудования преобладают над возможностями одной области и возможностями города Киева. Например, стихийное бедствие (наводнение, землетрясение), авария на дамбе, военный конфликт. Такие ЧС приводят к разрушению и повреждению жилых домов, объектов инфраструктуры, жизнеобеспечения и социальной сферы и нарушают нормальные условия жизнедеятельности населения на длительное время

Региональ

ный

ЧС возникает и развивается на территории двух или нескольких административных районов, городов областного значения, областей, города Киева или угрожает распространением опасности на территорию смежных областей Украины. Объемы необходимых для ликвидации веществ, материалов, оборудования преобладают над возможностями отдельного административного района. Например, авария на станции фильтрации воды или повреждение очистных сооружений в нескольких городах или районах; пожар на складе нефтепродуктов; авария на сетях электроснабжения; ураган; повреждение посевов сельскохозяйственных культур вредителями

Местный

ЧС выходит за пределы потенциально опасного объекта, грозит распространением опасности на окружающую среду, соседние населенные пункты и т.д. Объемы необходимых для ликвидации веществ, материалов, оборудования преобладают над возможностями потенциально опасного объекта. Например, аварии на объектах жилищно-коммунального хозяйства: повреждение подземной трубы водоснабжения или теплосети, обесточивание домов одной улицы или района; вспышка инфекционного заболевания в одной местности

Объектный

ЧС, которая возникает и развивается на территории объекта или на самом объекте. Последствия этой ситуации не выходят за границы объекта или за пределы его санитарно-защитной зоны. Например, пожар или затопление в квартире или доме; утечка бытового газа; травма на предприятии; дорожно-транспортное происшествие, приведшее к гибели и травматизму людей

Чтобы уменьшить риск для здоровья и жизни, спастись самим и спасти людей в чрезвычайных ситуациях, все должны соблюдать принципы безопасности жизнедеятельности. Каждому следует развивать силу воли, решительность, настойчивость, наблюдательность, позитивное мышление.

Принципы безопасности жизнедеятельности

 

Действия человека

Мероприятия государства

ПРЕДВИДЕТЬ

Уметь:

❖    предвидеть последствия своих действий;

❖    управлять эмоциями;

❖    не создавать опасных ситуаций;

❖    пользоваться защитными и спасательными средствами

Осуществлять контроль за:

❖    соблюдением правил противопожарной безопасности;

❖    состоянием воздуха, водоёмов и почв;

❖    качеством воды и продуктов питания;

❖    состоянием канализации;

❖    деятельностью коммунальных служб и других систем жизнеобеспечения;

❖    здоровьем населения;

❖    состоянием сельскохозяйственных животных и посевов сельскохозяйственных культур;

❖    инженерно-техническим состоянием защитных сооружений и оборудования.

Осуществлять просветительские и

учебно-практические мероприятия

для подготовки населения к действиям в условиях ЧС

ИЗБЕГАТЬ

Уметь:

❖    оценивать риски для здоровья и жизни;

❖    принимать взвешенные решения;

❖    распознавать опасные ситуации

❖    Предвидеть ЧС

❖    Своевременно предупреждать население об угрозе ЧС

❖    Принимать меры предосторожности: вводить карантин, осуществлять эвакуацию населения

ДЕЙСТВОВАТЬ

Уметь:

❖    действовать, если возникла опасная ситуация;

❖    делать всё возможное, чтобы спастись, помочь другим;

❖    владеть собой;

❖    оказывать домедицинскую помощь пострадавшим;

❖    взаимодействовать со спасательными службами

❖    Обеспечить спасение людей

❖    Оказать экстренную медицинскую помощь в зоне ЧС

❖    Снизить риск загрязнения окружающей среды

❖    Уменьшить экономические и материальные убытки

❖    Ликвидировать последствия ЧС

Если вы будете следовать этим принципам, то избежите опасности. Если беда всё же случится, сможете правильно действовать, чтобы сохранить здоровье и спасти жизнь свою и окружающих.

Вывод

Чрезвычайные ситуации могут привести к гибели людей и значительному экономическому ущербу. По происхождению различают четыре вида ЧС: природные, техногенные, социально-политические, военные. По уровню угрозы ЧС разделяют на четыре уровня: государственный, региональный, местный и объектный. Чтобы снизить риск опасности, спастись самим и спасти других, люди и государственные службы должны следовать принципам безопасности жизнедеятельности.

Задания

1.    Какую ситуацию называют чрезвычайной?

2.    Назовите общие признаки чрезвычайных ситуаций.

3.    Рассмотрите фотоиллюстрации. Определите вид чрезвычайной ситуации.

4.    Что может вызвать чрезвычайную ситуацию?

5.    Охарактеризуйте виды ЧС. Приведите примеры ситуаций каждого вида.

6.    Назовите и охарактеризуйте уровни чрезвычайных ситуаций.

7.    Назовите основные принципы безопасности жизнедеятельности человека.

8.    Охарактеризуйте каждый принцип безопасности жизнедеятельности человека.

9.    Сравните две ЧС различного происхождения (на выбор). Чем они похожи, в чём их отличие?

10.    Объясните украинскую поговорку: «Бережёного всякий бережёт, небережёного беда стережёт».

11.    Вспомните художественные кинофильмы о чрезвычайных ситуациях (аварии на транспорте, судах, самолётах, землетрясения, цунами, извержения вулканов, снежные лавины и т.д.). Что помогло выжить героям фильмов?

Ситуационные задачи

Определите уровни чрезвычайных ситуаций.

1.    Из-за шалостей детей со спичками во дворе загорелся сарай.

2.    Произошёл взрыв на складе с оружием. Последствия распространились на четыре соседних района.

3.    Над городом пронёсся ураган с ливнем. Некоторые районы города обесточены, повреждены крыши домов, сломаны деревья.

4.    Произошёл пожар на атомной электростанции. Последствия распространились за пределы страны.

5.    Цех предприятия не работает, потому что произошло короткое замыкание в электродвигателе станка.

6.    Произошёл взрыв на химическом заводе. Последствия распространились на две соседние области.

7.    Во время столкновения пассажирского и товарного поездов травмировались люди. Железнодорожное сообщение прервано на несколько суток.

Поработайте в паре или группе

По очереди один приводит пример ЧС любого происхождения, другой определяет уровень риска в этой ситуации. Ответ обосновывает. Затем меняетесь ролями.

Моделируйте — приобретайте жизненные навыки

1.    Найдите в средствах массовой информации и проанализируйте сообщения о чрезвычайных ситуациях.

1.    Определите вид и уровень каждой из описанных в сообщениях ситуаций.

2.    Какие меры предприняли бы вы, чтобы предупредить возникновение ЧС?

3.    Смогли бы вы спастись и как спасались бы самостоятельно? Почему?

4.    Какую помощь оказали бы окружающим?

5.    Объясните, можно ли было избежать опасности в каждой из ситуаций. Ответ обоснуйте.

2.    Рассмотрите фотоиллюстрации. Определите вид и оцените уровень риска каждой ЧС.

 

Это материал учебника Основы здоровья 8 класс Бойченко

 

Категорія: Основи здоров'я

Автор: admin от 13-10-2016, 01:34, посмотрело: 1213