Народна Освіта » Біологія » Высшая нервная деятельность

НАРОДНА ОСВІТА

Высшая нервная деятельность

Высшая нервная деятельность

Прежде чем приступить к изучению высшей нервной деятельности человека, вспомните, какие проявления сложного поведения можно наблюдать у животных. Каким животным свойственно сложное социальное поведение? Какие преимущества дает такое поведение этим животным?

НерВные процессы

Работа головного мозга человека построена на взаимодействии двух главных процессов — возбуждения и торможения. В процессе возбуждения отдельные нейроны или группы нейронов высвобождают свою энергию и генерируют сигналы, которые распространяются на другие нервные клетки. Процесс торможения является обратным — он прекращает процесс высвобождения энергии у нейронов и препятствует распространению возбуждения на другие нейроны.

Например, человек увидел яблоко — рецепторы глаза передали сигнал в мозг. Этот сигнал вызвал возбуждение у нейронов зрительной доли коры мозга, которые распространили его на другие группы нейронов, отвечающих за узнавание объектов, и человек понял, что видит именно яблоко, а не грушу. После этого активизируются процессы торможения, и те нейроны, работа которых больше не нужна, перестали вырабатывать сигналы.

Показатели нерВных процессоВ

На взаимодействии возбуждения и торможения основана работа мозга у всех людей. Но происходит это взаимодействие у разных людей по-разному. Показатели, по которым нервные процессы отличаются,— это сила, подвижность и уравновешенность. Значение

этих показателей установил и исследовал лауреат Нобелевской премии И. П. Павлов (рис. 43.1).

 

По его мнению, сила нервных процессов — это способность нервных клеток адекватно реагировать на очень сильные раздражители. Подвижность — это скорость перехода возбуждения в торможение или, наоборот, торможения в возбуждение.

А уравновешенность представляет собой соотношение по силе процессов возбуждения и торможения. Установив эти показатели, И. П. Павлов определил три сильных и один слабый тип нервной системы. При этом сильные типы отличались друг от друга уравновешенностью и подвижностью нервных процессов. Эти типы нервной системы по своим особенностям совпали с четырьмя типами человеческого темперамента, которые были описаны еще древнегреческим врачом Гиппократом (рис. 43.2). Таким образом, И. П. Павлов научно обосновал особенности высшей нервной деятельности человека, которые были обнаружены путем наблюдений еще в Древней Греции.

Темперамент и его типы

Темперамент — это индивидуально-типологическая характеристика человека, которая проявляется в силе, подвижности и уравновешенности протекания его психических процессов.

Различают четыре основных типа темперамента (нервной системы) — сангвиник (живой), флегматик (спокойный), холерик (несдержанный) и меланхолик (слабый) (рис. 43.3, с. 152).

Сангвиник (живой тип) обладает сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы. Людям этого типа присуща достаточная сила нервных процессов, что проявляется в энергичности и упорстве на пути к достижению цели. Для них характерно самообладание, что является показателем достаточной уравновешенности нервных процессов. В то же время у них наблюдается значительная подвижность нервных процессов, о чем свидетельствует умение быстро перестраивать свои привычки и предпочтения исходя из конкретных обстоятельств жизни.

Флегматик (спокойный тип) обладает сильной, уравновешенной, однако инертной нервной системой. Люди, принадлежащие к этому типу, отличаются прежде всего неторопливостью действий. У них наблюдается определенный консерватизм поведения, что свидетельствует о малой подвижности нервных процессов.

 

Холерик (несдержанный тип) обладает сильной, но неуравновешенной нервной системой. Для людей этого типа характерна пылкость, с которой они выполняют работу; они работают вдохновенно, но часто любая мелочь может свести все на нет, что свидетельствует о неуравновешенности нервных процессов с преобладанием возбуждения. Именно поэтому для характеристики данного типа не используется понятие подвижности нервных процессов.

Меланхолик (слабый тип) отличается общей слабостью нервной системы, для характеристики которой такие показатели, как уравновешенность и подвижность нервных процессов, не применяются. Особенностью этого типа является быстрое развитие торможения под действием даже умеренных по силе раздражителей. У человека черты слабого типа проявляются прежде всего в нерешительности и неспособности настаивать на своем.

Тип нервной системы является врожденным, и изменить его полностью невозможно. Однако еще И. П. Павлов доказал возможность коррекции отдельных типологических свойств.

Характер

Темперамент является той особенностью человека, которую он наследует от своих родителей. Это особенность его нервной системы. Но нервная система человека очень гибкая. Ее главным свойством является способность адаптироваться к разным условиям, которые

возникают в течение жизни человека. Поэтому в ходе развития человека на основе его темперамента и других особенностей организма формируется его характер.

Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных психологических особенностей человека, которые формируются в течение всей жизни и проявляются в его деятельности и взаимодействии с другими людьми.

Существует несколько характерных черт, по которым определяются особенности характера человека. Во-первых, это отношение человека к другим людям (общительность, отзывчивость, уважение и т. п.). Во-вторых, это отношение человека к труду и своему делу (ответственность, добросовестность, трудолюбие и т. д.). В-третьих, это отношение человека к самому себе (самокритичность, гордость, эгоизм и т. д.). В-четвертых, это отношение человека к вещам (аккуратность, неряшливость, заботливость и т. д.). Оценивая человека по этим признакам, мы и определяем основные черты его характера.

Работа головного мозга человека построена на взаимодействии двух основных процессов — возбуждения и торможения. Показатели, по которым эти нервные процессы различаются у разных людей,— это сила, подвижность и уравновешенность. Анализируя эти различия, И. П. Павлов выделил четыре типа нервной системы, которые по своим особенностям совпали с четырьмя типами человеческого темперамента, описанными еще древнегреческим врачом Гиппократом.

Проверьте сВои знания

1.    Какие нервные процессы лежат в основе деятельности головного мозга человека?

2.    По каким признакам отличаются нервные процессы у разных людей?

3.    Какие типы нервной системы существуют у человека?

4*. Чем люди с разным типом темперамента отличаются друг от друга?

5*. Может ли у человека в течение жизни измениться темперамент или характер?

6*. Чем различается поведение холерика и меланхолика в одинаковой ситуации? Объясните на конкретном примере.

7*. По каким чертам можно определить особенности характера человека? Объясните на конкретном примере.

Рефлексы

Прежде чем приступить к изучению рефлекторной деятельности человека, вспомните, какие рефлексы можно наблюдать у животных. Какие преимущества дает животным наличие у них рефлексов? Какие еще формы поведения можно наблюдать у животных?

Рефлексы челоВека

Рефлекс — это простейшая бессознательная реакция живого организма на раздражение рецепторов при участии центральной нервной системы. Различают безусловные и условные рефлексы.

Безусловные рефлексы

Безусловные рефлексы — это приспособление организма человека к ситуациям, которые могут случаться в его жизни довольно часто и реагировать на которые можно очень простыми действиями. Именно поэтому они являются наследственными. Ведь на некоторые ситуации организм должен реагировать вполне определенным образом. Например, когда человек выходит из темного помещения на свет, то в его зрачки сразу попадает много световых лучей, что может навредить фоторецепторам сетчатки. Поэтому в ответ на внезапное изменение освещения размер зрачков резко уменьшается благодаря работе рефлекторной дуги, которая направляет сигнал одной из мышц глаза. Происходит это без участия сознания.

Среди безусловных рефлексов человека можно выделить несколько групп. Например, дыхательные рефлексы (чихание и кашель, чтобы удалить посторонние предметы из дыхательных путей), защитные (отдергивание руки от горячего предмета), пищевые (выделение слюны при попадании пищи в рот), ориентировочные (поворот головы на звук или свет) и т. д.

Безусловные рефлексы значительно облегчают жизнь человека. Они позволяют организму в случае необходимости реагировать очень быстро, однако они не способны обеспечить полное приспособление человека к постоянно меняющимся условиям жизни. Но такое приспособление возникает благодаря условным рефлексам, которые формируются в течение индивидуальной жизни каждого человека.

УслоВные рефлексы

Условные рефлексы — это сложные приспособительные реакции, которые вырабатываются в течение жизни человека на основе безусловных рефлексов. В отличие от безусловных, условным рефлексам не свойственна постоянность. Они могут возникать и исчезать в зависимости от конкретных условий. Эти рефлексы образуются при участии коры больших полушарий головного мозга.

Для выработки условных рефлексов необходимо наличие двух раздражителей: условного, или безразличного, который никоим образом не влияет на жизнедеятельность, и безусловного, который включает один из безусловных рефлексов. Например, у человека начинает выделяться слюна, когда он видит лимон. Вид лимона в данном случае является безразличным раздражителем, а его кислый вкус — безусловным, который вызывает безусловный рефлекс — выделение слюны. Заметьте, что условный рефлекс можно выработать только тогда, когда безразличный раздражитель предшествует раздражителю, вызывающему условный рефлекс (человек видит лимон — выделяется слюна).

Условные рефлексы являются примером приобретенного поведения. Их можно вырабатывать на основе не только безусловных, но и других условных рефлексов, возникших ранее. В таком случае предварительно сформированный рефлекс выполняет роль безусловного раздражителя. На основе такого условного рефлекса можно выработать еще один рефлекс, а потом еще один и т. д. Скажем, водитель тормозит, заметив красный свет светофора. Реакция на красный свет является условным рефлексом, на основе которого возникает другой условный рефлекс — нажать на тормоза, чтобы остановить машину.

Простейшими нервными реакциями организма человека являются рефлексы. Различают условные и безусловные рефлексы. Безусловные рефлексы являются наследственными и проявляются у всех людей. Условные рефлексы вырабатываются в течение жизни человека на основе безусловных или других условных рефлексов.

Проверьте сВои знания

1.    Что такое рефлекс?

2.    Что такое безусловный рефлекс? Приведите примеры.

4. Что такое условный рефлекс?

5*. Как формируется условный рефлекс?

Инстинкты

Прежде чем приступить к изучению инстинктов человека, вспомните, как проявляются инстинкты у животных. Какие примеры инстинктивного поведения животных вы знаете? Можно ли назвать инстинктивным поведением сезонные миграции животных?

Что такое инстинкт?

Инстинкт — это цепь последовательных безусловных рефлексов, которая является одной из форм приспособления человека к условиям жизни. Это врожденная форма поведения. Инстинкты характеризуются стереотипностью действий, толчком для которых являются внешние раздражения. В неизменяемых условиях инстинкты полезны, однако бессознательные, автоматические действия становятся бесполезными в случае изменения ситуации.

Единицами инстинктивного поведения являются определенные последовательности действий в ситуации, активизирующей это поведение. Например, у людей, болеющих за свою команду на соревнованиях, часто включаются инстинктивные программы поведения приматов в группе, которая защищает свою территорию. Эти программы включают и стремление громко кричать.

ИнстинктиВные программы поведения у детей

У детей работают сотни инстинктивных программ, обеспечивающих их выживание на ранних этапах жизни. Правда, некоторые из них утратили свое прежнее значение, однако большинство и сегодня очень важны. Например, освоение ребенком речи обеспечивает специальная сложная инстинктивная программа.

Потребность в родителях — это также жесткая инстинктивная программа, которая крайне важна для выживания нашего вида. Кстати, одной из первых программ, которая включается после рождения ребенка, является программа распознавания и запоминания матери.

К проявлениям инстинктивных программ в детском возрасте относятся и многие популярные игры, и странные детские привычки. Строительство игровых убежищ и «шалашей», катание на качелях, собирание в карманы всякой всячины (пуговиц, камешков, клочков бумаги и т. п.) — это все проявление инстинктивных программ поведения.

инстинктивные программы поведения у взрослых и подростков

Инстинктивные программы поведения работают и во взрослом возрасте. Вспомните, как действуют мужчины, когда хотят привлечь к себе внимание женщины. Неважно, какую культуру они представляют, схема их действий будет примерно одинаковой, поскольку она обусловлена инстинктивной программой.

Очень интересным с точки зрения анализа нашего поведения является подростковый период жизни человека. В это время организм значительно перестраивается, уровень гормонов в крови крайне нестабилен, что приводит к резким перепадам настроения. Положение в социуме тоже меняется, растет потребность в самоутверждении. Все это запускает активную работу врожденных программ адаптации, проявление которых хорошо знакомы всем родителям и учителям. Это и повышенная конфликтность, и странное поведение. Именно так выглядят проявления работы инстинктивных программ.

инстинктивные программы поведения. Обучение

Важной составляющей подросткового возраста является процесс обучения. Последние несколько миллионов лет выживание наших предков зависело от их способности к обучению и удачного заимствования опыта предыдущих поколений. Тот, кто не умел или не хотел учиться, погибал первым. Неудивительно, что наши наследственные учебные программы претерпели существенное влияние естественного отбора. Эффективность обучения значительно повышается, если обучает человек, который определяется инстинктивными программами как имеющий больше опыта или высокий социальный статус.

В основе многих действий человека лежат наборы стандартных программ поведения, которые достались нам от наших предков. На них влияют особенности физиологических процессов, которые могут протекать по-разному в зависимости от возраста или пола человека.

Проверьте свои знания

1. Что является единицами инстинктивного поведения?

2*. Какие примеры инстинктивного поведения встречаются у детей?

3*. Какие примеры инстинктивного поведения встречаются у подростков?

Речь. Обучение и память

Прежде чем приступить к изучению речи, обучения и памяти человека, вспомните, как животные общаются между собой. Какие преимущества дает животным возможность общаться? Способны ли животные обучаться? Могут ли животные что-либо запоминать?

Сигнальные системы человека. Речь

Высшая нервная деятельность, в частности, основана на двух сигнальных системах, обеспечивающих взаимодействие человека с действительностью. Обе эти системы являются особыми формами деятельности коры головного мозга, которая проявляется в рефлекторных реакциях.

Первая сигнальная система характеризуется реакциями, возникающими как результат влияния внешних факторов на сенсорные системы организма. А вот вторая сигнальная система определяется рефлекторными реакциями на слова. Скажем, когда на запах свежеиспеченных булочек у вас выделяется слюна — это пример того, как сработала первая сигнальная система. Результатом работы второй сигнальной системы является выделение слюны, когда при вас произносят слово «булочка».

Речь — это система особых знаков и средств общения между людьми. Она формировалась на основе звуков, которые научился произносить человек. Однако только звуками речь не ограничивается: в современном обществе огромное значение имеет письменность — графическая составляющая речи.

Виды обучения

Обучение во все времена было одним из главных факторов выживания. Тот, кто учился лучше, в борьбе с силами природы выживал чаще, поэтому человечество изобрело различные способы обучения.

Самым простым видом обучения является догматическое, когда знания приобретаются путем механического запоминания, без каких-либо попыток понимания того, что изучается. Вследствие такого подхода данный вид обучения является наименее эффективным, и он никак не способствует умственному развитию человека (рис. 46.1).

При объяснительно-иллюстративном обучении восприятие новой информации происходит с одновременным ее обобщением. Обычно в таком случае вам предлагаются практические упражнения или учебный материал с иллюстрациями, благодаря чему вы можете быстро и прочно усвоить информацию. Однако этот вид обучения не способствует формированию творческого мышления.

 

 

А вот проблемное обучение осуществляется посредством решения учебных или реальных проблем. Для того чтобы их решить, вам приходится вспоминать то, что вы уже знаете, и учиться самостоятельно искать информацию. Этот вид обучения требует активного применения всех других форм обучения (рис. 46.2).

Память

Любое обучение имеет смысл только тогда, когда информация, которую вы получили, запоминается. Такое запоминание возможно только с привлечением механизмов памяти человека.

Память — это психический феномен, который заключается в сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, что дает возможность его повторного применения в процессе жизнедеятельности человека. Существует несколько способов классификации памяти по разным принципам.

Какие бывают виды памяти по содержанию запоминаемого материала, смотрите в таблице (с. 160).

Виды памяти по содержанию запоминаемого материала

Вид памяти

Особенности

Двигатель

ная

Память на позу и движения тела. Она является основой формирования ходьбы, танца, игры на музыкальном инструменте и других навыков

Эмоцио

нальная

Память эмоций, чувств. Она позволяет сохранять эмоции и чувства, которые возникали ранее, и восстанавливать данное эмоциональное состояние в случае повторной ситуации. Следами в эмоциональной памяти являются не сами по себе эмоции, а события, вызвавшие их

Образная

Память на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные образы. В ней хранятся картины окружающего мира, звуки, запахи, которые когда-то воспринимались человеком. Образы, содержащиеся в памяти, со временем упрощаются, становятся более обобщенными

Словесно

логическая

Память на мысли, суждения, закономерности и связи между предметами и явлениями действительности. Этот вид памяти тесно связан с речью и мышлением и формируется вместе в ними. С ее помощью осуществляется сохранение и воссоздание словесной информации. Возможно как дословное запоминание текстов, так и запоминание только их содержания (рис. 46.3, с. 159)

О видах памяти по времени хранения запоминаемого материала можно узнать из таблицы.

Виды памяти по времени хранения запоминаемого материала

Вид памяти

Особенности

Мгновенная (сенсорная)

Хранит информацию очень недолгое время (от 0,3 до 2 с) и зависит от того, как отображается действительность на уровне рецепторов.

При помощи этого вида памяти человек на очень короткое время удерживает картину внешнего мира

Кратковре

менная

Удерживает информацию, которая поступает в нее из мгновенной и долговременной памяти. Время хранения информации в ней — от 15 до 30 с. Эта память сохраняет лишь то, на что направлено внимание человека

Долговре

менная

Практически не ограничена по объему и длительности хранения информации. Это основное «хранилище» опыта человека. В него поступает материал из кратковременной памяти, но он не находится там в неизменном виде. Этот материал постоянно преобразуется: обобщается, классифицируется, объединяется в смысловые группы

Виды памяти по цели дальнейшей деятельности с использованием запоминаемого материала описаны в таблице.

Виды памяти по цели деятельности, в которую включено запоминание

Вид памяти

Особенности

Непроиз

вольная

Является продуктом деятельности, не направленной непосредственно на запоминание материала. Если при просмотре новостей в Интернете вы заодно случайно запомните, что кактусы родом из Америки, то это будет примером непроизвольной памяти

Произ

вольная

Является продуктом особой — мнемической — деятельности, направленной на запоминание. Когда вы запоминаете стихотворение, чтобы рассказать его завтра на уроке, это пример произвольной памяти

Объем кратковременной памяти ограничен. Исследования показали, что в ней могут одновременно содержаться только 7 ± 2 структурных единицы (отдельные буквы, слова, предметы). У шимпанзе, например, кратковременная память намного меньше: в ней одновременно могут содержаться лишь 2-3 структурные единицы.

Языки делятся на естественные и искусственные. Естественные языки возникают естественным путем, создаются определенным народом в течение длительного времени. Естественными языками являются украинский, английский, китайский и многие другие. Искусственные языки создаются специально для облегчения международного общения. К ним относятся эсперанто, интерлингва, ложбан и т. п. ■ В мире существует более шести тысяч языков. Точное их количество трудно установить, т. к. не во всех случаях можно четко сказать, является ли данный говор отдельным языком или просто диалектом.

Эсперанто — это искусственный язык, который был создан польским врачом Л. Заменгофом в 1887 г. Сейчас эсперанто используется в 121 стране мира.

Речь представляет собой систему особых знаков и является средством общения между людьми. Она активно используется в процессе обучения. Существуют различные виды обучения — догматическое, объяснительно-иллюстративное, проблемное. Любое обучение происходит с участием механизмов памяти. Существует много видов памяти, которые выделяют по разным принципам.

Проверьте сВои знания

1.    Какие сигнальные системы есть у человека?

2.    Что такое речь?

3.    Какие существуют виды обучения?

4.    Какие существуют виды памяти?

5.    Каковы особенности кратковременной памяти?

6*. В чем разница между непроизвольной и произвольной памятью?

Привычки, как и навыки, вырабатываются путем упражнений. Благодаря этому человек становится способным выполнять определенное действие рационально, с надлежащей точностью и скоростью, без лишних затрат физической и нервно-психологической энергии (рис. 47.2.). Но, в отличие от навыков, привычки не вырабатываются целенаправленно, а возникают благодаря простому многократному повторению однообразных действий, которые человек выполняет бессознательно. Скажем, когда перед выходом из дома вы мимоходом бросаете взгляд в зеркало — это и есть привычка.

Мышление

Мышление — это психический процесс самостоятельного поиска и открытия существенно нового. То есть это процесс опосредования и обобщения отображения действительности при ее анализе и синтезе. Оно возникает на основе практической деятельности и опыта. Выделяют такие виды мышления: наглядно-действенное, теоретическое, наглядно-образное, практическое, словесно-логическое, творческое.

Наглядно-действенное мышление — это решение задач, представленных в наглядной форме, путем практических действий. Например, представим, что у вас есть задание — составить из кубиков определенную фигуру. Если вы просто в произвольном порядке будете складывать кубики вместе, пока через какое-то количество попыток у вас не получится нужная фигура, это и будет примером применения наглядно-действенного мышления (рис. 47.3, с. 164).

Наглядно-образное (образное, пространственное) мышление — это решение задач путем идеального преобразования их условий. Примером такого мышления будут ваши попытки составить фигуру из кубиков мысленно, не сдвигая их с места.

Мышление и сознание

Прежде чем приступить к изучению особенностей мышления и сознания человека, вспомните, как устроена его нервная система. Какая часть нервной системы отвечает за умственную деятельность? Почему в коре головного мозга много борозд и извилин?

Функциональная асимметрия мозга

Проведенные исследования выявили качественную особенность мозга человека — функциональную асимметрию. Выяснилось, что левое и правое полушария неодинаковы по своему функциональному значению: правое отвечает преимущественно за образное мышление, левое — за абстрактное.

Функцией левого полушария являются чтение и счет, преобладает оперирование знаковой информацией (словами, символами, цифрами и т. д.). Правое полушарие оперирует образной информацией, обеспечивает ориентацию в пространстве, восприятие музыки, эмоциональное отношение к воспринятым и осознанным объектам.

Приобретенное поведение человека

К типичным формам приобретенного поведения относят динамические стереотипы, умения (навыки) и привычки.

Динамический стереотип необходим для успешного взаимодействия организма со средой. Повторение одних и тех же движений и действий, одинаковых актов поведения, похожих реакций организма обеспечивает ему успех в деятельности, удовлетворении своих потребностей. Примером динамического стереотипа являются манера походки, почерк, осанка, которые вырабатываются у каждого человека.

Навык — это способность выполнять действия в соответствии с заданными критериями (например, качества), которая приобретается в процессе обучения или жизненной практики (рис. 47.1).

Первым этапом в выработке навыка является умение, которое формируется путем многократного повторения необходимой последовательности действий в стандартных условиях. Примером такого умения может быть, скажем, умение шить иглой. Если это умение станет автоматическим, то оно превратится в привычку.

Словесно-логическое мышление — это теоретическое освоение действительности, которое имеет характер рассуждения и осуществляется путем таких мыслительных действий, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. То есть если, приступая к решению задачи с кубиками, вы сначала обдумаете, по какому принципу соединяются кубики, то это будет примером словесно-логического мышления (рис. 47.4.).

Теоретическое мышление можно считать разновидностью словесно-логического. Это средство целенаправленного теоретического освоения действительности, воспроизведение ее в понятиях. Теоретическое мышление направлено, как правило, на построение обобщенного и в значительной степени осознанного образа мира.

Каждый вид мышления реализуется с помощью определенных психологических механизмов — составляющих процесса мышления.

Сознание

Сознание — это отражение в психике человека идеальных образов действительности, своей деятельности, самого себя. Его не следует отождествлять со всей психикой. Это особый психический процесс или их совокупность, форма психической деятельности, ориентированная на отображение и преобразование действительности.

Необходимой составляющей сознания являются знания, и без них не существует сознания. Осознать какой-либо объект — значит включить его в систему своих знаний и отнести к определенному классу предметов, явлений. Другой необходимой составляющей сознания является переживание человеком того, что для него в окружающей действительности является значимым. Сознание не дано человеку от рождения. Оно формируется не природой, а обществом.

Явления человеческой психики очень разнообразны. Психическая деятельность может не достигать уровня сознания — так называемое досознательное, или предсознательное, состояние. Также она может опускаться ниже порога сознания — это подсознательное. Совокупность психических явлений, которые находятся вне сферы разума, неподотчетны ему и по крайней мере в конкретный момент не поддаются контролю, относятся к бессознательному.

Сознание у человека выполняет очень важные функции. Благодаря ему мы накапливаем знания о природе, обществе и о самих себе. Также с помощью сознания человек может прогнозировать и моделировать будущее и создавать несуществующие формы. Именно человеческому сознанию мы должны быть благодарны за появление кораблей и самолетов, автомобилей и компьютеров — вещей, не существующих в природе, но которые человек смог представить и воплотить в действительность.

Еще одна важная функция сознания — самоконтроль. Именно сознание человека регулирует его поведение и взаимоотношения с окружающим миром. Поэтому мы и не конфликтуем со всеми подряд. Сознание помогает нам понять, что человек является частью общества и не может существовать без других людей. А для нормального сосуществования необходимо уметь находить компромиссы и определять общие интересы.

Важную роль в жизни человека играют приобретенные формы поведения — динамические стереотипы, навыки, привычки. Высшими формами умственной деятельности человека являются мышление и сознание.

Проверьте сВои знания

1.    Что такое функциональная асимметрия?

2.    Что такое динамический стереотип?

3.    Как вырабатываются навыки?

4.    Чем навыки отличаются от привычек?

5.    Какие существуют виды мышления?

6.    Что такое сознание?

7.    Что такое подсознательное?

8*. Каковы особенности наглядно-действенного мышления? 9*. Каковы особенности словесно-логического мышления? 10*. Какие особенности присущи теоретическому мышлению?

Сон. Биоритмы

Прежде чем приступить к изучению особенностей сна и биоритмов человека, вспомните, какие биоритмы есть у животных. Спят ли животные? Можно ли считать сезонные миграции животных проявлением биоритмов?

Что такое сон

Сон — это физиологическое состояние, которое периодически наступает у человека и животных; характеризуется почти полным отсутствием реакций на внешние раздражения, уменьшением активности ряда физиологических процессов.

В процессе жизнедеятельности человека сон выполняет важную функцию восстановления физических и психических сил. Однако это отнюдь не означает, что мозг человека в это время не работает. Сон включает несколько особых физиологических состояний мозга, во время которых происходит активная обработка информации, полученной человеком до начала сна.

Различают нормальный (физиологический) сон и несколько видов патологического сна (наркотический, летаргический и др.).

 

Стадии сна

Всего выделяют пять стадий сна. Для их изучения применяют электроэнцефалограммы (ЭЭГ) — записи электрических сигналов мозга, которые проводят с помощью специального прибора (электроэнцефалографа) (рис. 48.1). Эти записи отражают активность нейронов мозга (рис. 48.2).

Первая стадия — бодрствование или засыпание, во время которой веки смыкаются, мышцы расслабляются, человек находится в состоянии дремы. Вторая стадия — фаза поверхностного сна. Это состояние не-

глубокого сна, во время которого человек легко просыпается. Третья и четвертая стадии соответствуют фазам глубокого сна. В это время человека разбудить сложнее. Эти четыре стадии называют также стадиями синхронного, или спокойного, сна (МДГ-сон — сон с медленными движениями глаз).

Пятая стадия — это быстрая стадия сна, которую называют также фазой десинхронизированного сна, или БДГ-сном (сон с быстрыми движениями глаз). В этой фазе сна скелетные мышцы расслаблены, а мышцы, обеспечивающие движения глазного яблока, активизируются, и отмечаются быстрые движения глаз за сомкнутыми веками. На этой стадии обычно появляются сновидения.

Сновидения — это особый период, состояние сна, когда человек воспринимает определенную спроектированную мозгом реальность, которая может включать в себя все типы ощущений. Спящий человек, как правило, не понимает, что он спит, и не имеет возможности контролировать ход событий сновидения.

Последовательные стадии МДГ- и БДГ-сна повторяются в течение ночи четыре-семь раз в зависимости от продолжительности сна.

Нарушения сна

Расстройства сна возникают вследствие нарушения процесса засыпания и продолжительности сна (бессонница), также сюда относится патологический сон.

Бессонница — это состояние, которое обычно характеризуется неспособностью заснуть, несмотря на то что обстоятельства это позволяют. Бессонница в значительной степени снижает качество жизни человека и влияет на его трудоспособность, что определяет медицинское и социальное значение этой проблемы. У человека, страдающего бессонницей, наблюдается сонливость в течение дня, снижается производительность труда, развивается усталость и нервозность.

Примером патологического сна является летаргия — болезненное состояние, похожее на сон. При летаргии у человека полностью отсутствуют внешние реакции, почти не слышно дыхание, пульс слабый. В таком состоянии больной может находиться от нескольких часов до нескольких недель, а в некоторых случаях — месяцев и лет.

Бывали случаи, когда человека в летаргическом состоянии — без признаков жизнедеятельности и сердцебиения — ошибочно признавали мертвым.

Еще одним необычным явлением, связанным со сном, является сомнамбулизм (снохождение). Это состояние проявляется в движениях, которые человек совершает во сне. В большинстве случаев люди в состоянии сомнамбулизма просто разговаривают во сне. Но иногда они могут даже ходить с открытыми глазами, продолжая при этом спать.

Человека в таком состоянии лучше не будить. Спровоцировать развитие такого состояния человека может, например, стресс.

Биоритмы

Биоритмами называются ритмы физиологических процессов, свойственные всем живым организмам. Их характер всегда индивидуален. В зависимости от продолжительности различают суточные, сезонные, месячные, годовые, многолетние биоритмы.

Для суточных ритмов цикличность повторения фаз составляет примерно сутки, для месячных — месяц соответственно и т. д. Примером суточного биоритма является чередование сна и бодрствования, а месячного — менструальный цикл у женщин.

Без биоритмов невозможно нормальное взаимодействие систем организма. Поэтому по ним можно судить об общем состоянии здоровья. Если биоритм нарушается, начинается патология.

Для примера рассмотрим суточные и сезонные биоритмы.

В зависимости от характера суточных биоритмов людей делят на несколько типов. Самые распространенные из них наверняка вам известны — это «совы», «жаворонки» и «голуби». «Совы» поздно ложатся спать, наиболее активны во второй половине дня или вечером и ночью. «Жаворонки» рано встают, наиболее активны утром. «Голуби» одинаково активны в разное время суток.

Большое значение для человека имеют сезонные биоритмы. Они определяют зависимость возникновения определенных заболеваний от

времени года. Например, каждую осень, а также весной учащаются обострения язвы желудка, аллергии и ревматизма.

В случае нарушения синхронности любых биоритмов резко ухудшается самочувствие и ослабевает иммунитет. Скажем, очень часто у людей, которые относятся к утреннему типу, но работают ночью или в течение суток, нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы и терморегуляция. Они постоянно испытывают усталость, слабость, становятся раздражительными, их организм не восстанавливается во время отдыха. Кроме того, они чаще других становятся «жертвами» обострений хронических болезней и простудных заболеваний.

Во время стадии БДГ-сна человека разбудить достаточно легко, а во время третьей и четвертой — трудно: пробуждение полностью наступает в течение 5 мин и дольше, человек может быть растерянным, дезориентированным.

Примерно 20-25 % от общей продолжительности сна занимают стадии быстрого сна (БДГ-сон), 3-5 % — первая стадия, 50-60 % — вторая стадия, 1020 % — третья и четвертая. С возрастом третья и четвертая стадии сокращаются, после 70 лет четвертая стадия практически отсутствует, а третья — минимальна.

Сон — это физиологическое состояние, которое периодически наступает у человека и характеризуется почти полным отсутствием реакций на внешние раздражения, уменьшением активности ряда физиологических процессов. Всего выделяют пять стадий сна. Различают нормальный сон и несколько видов патологического (наркотический, летаргический и др.). Биоритмами называются ритмы физиологических процессов, присущие всем живым организмам. Различают суточные, сезонные, месячные, годовые, многолетние биоритмы.

Проверьте свои знания

1.    Что такое сон?

2.    Какие фазы сна выделяют?

3.    Что такое электроэнцефалограмма?

4.    Что такое сновидения?

5.    Какие нарушения сна известны?

6.    Почему бессонница вредна для человека?

7.    Что такое биоритмы?

8.    Какие бывают биоритмы?

9*. На какие группы можно разделить людей по характеру их суточных биоритмов?

10*. К каким последствиям может привести нарушение биоритмов?

Обобщение по теме

«Высшая нервная деятельность»

В заданиях 1-11 выберите один правильный ответ.

1    ) Резкое отдергивание руки от горячего предмета является

следствием действия:

а)    инстинкта    в) условного рефлекса

б)    безусловного рефлекса г) врожденной программы поведения

2    ) Люди, обладающие сильным, уравновешенным типом нервной

системы, называются:

а)    холериками    в)    меланхоликами

б)    сангвиниками    г)    флегматиками

3    ) Примером условного рефлекса является:

а)    чихание

б)    кашель

в)    отдергивание руки от горячего предмета

г)    выделение слюны при запахе пищи

4    ) Цепь последовательных безусловных рефлексов называется:

а)    условным рефлексом    в)    привычкой

б)    обучением    г)    инстинктом

5    ) Память чувств — это память:

а)    двигательная    в)    эмоциональная

б)    образная    г)    словесно-логическая

6    ) Кратковременная память удерживает информацию в течение:

а) 0,3-2 с б) 15-30 с в) 2-3 мин г) нескольких лет

7    ) Функция, на которой «специализируется» левое полушарие:

а)    счет    в) образное мышление

б)    восприятие музыки    г) ориентация в пространстве

8    ) Примером навыка является:

а)    лень    в)    катание    на велосипеде

б)    грубость    г)    моргание

9    ) Примером привычки является:

а)    сердцебиение    в)    курение

б)    плавание    г)    катание    на коньках

10    Сновидения отмечаются на стадии:

а)    первой и    третьей    в)    пятой

б)    второй и    пятой    г)    четвертой

11    Период биоритма 0,8 с имеет:

а)    пищеварение    в)    голодная перистальтика кишечника

б)    дыхание    г)    сердечный    цикл

12    Установите соответствие между продолжительностью хранения информации и типом    памяти.

1)    0,3-2 с    а)    кратковременная

2)    15-30 с    б)    долговременная

3)    несколько    лет    в)    словесно-логическая

г) сенсорная

13    Установите соответствие между типом памяти и его определением.

1)    двигательная а) память на зрительные, слуховые, обоня-

2)    эмоциональная тельные, вкусовые, осязательные образы

3)    образная    б) память на связи между предметами

и явлениями действительности

в)    память на позу и движения тела

г)    память эмоций, чувств

14    Рассмотрите изображение энцефалограмм на рисунке. Установите, какие стадии сна соответствуют этим энцефалограммам. Объясните значение сна для человека.

15 Рассмотрите изображение энцефалограмм на рисунке. Установите, какие стадии сна соответствуют этим энцефалограммам. Объясните, какие нарушения сна встречаются у человека.

 

Это материал учебника Биология 8 класс Задорожный

 

Категорія: Біологія

Автор: admin от 5-10-2016, 07:30, Переглядів: 979