Народна Освіта » Основи здоров'я » Организация дорожного движения. Модель безопасной дорожной среды («треугольник безопасности»). Правила дорожного движения

НАРОДНА ОСВІТА

Организация дорожного движения. Модель безопасной дорожной среды («треугольник безопасности»). Правила дорожного движения

Подумайте и обсудите ситуацию. Перед вами перекресток, где очередность проезда определяется сигналами светофора или регулировщика. Он считается регулируемым. Действуют ли на таком перекрестке знаки приоритета? Почему?

Безопасность на дороге. Организация дорожного движения

 

Пребывание на дороге требует особого внимания, т. к. автомобиль является средством повышенной опасности. Ежегодно в мире в дорожно-транспортных происшествиях погибают миллионы и получают травмы десятки миллионов людей. Пытаясь привлечь внимание к этой проблеме, в марте 2010 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в своей резолюции объявила 2011-2020 гг. Десятилетием действий по безопасности дорожного движения. Все надеются, что это будет способствовать стабилизации, а затем и сокращению уровня смертности на дорогах всего мира, развитию культуры поведения людей на дороге, снижению воздействия факторов дорожной аварийности.

План Десятилетия действий по безопасности дорожного движения предусматривает:

• создание дорожной инфраструктуры;

• обучение безопасному поведению на дорогах;

• строительство безопасных дорог;

• производство безопасных автомобилей;

• обеспечение надлежащей скорой помощи пострадавшим в ДТП.

Для снижения опасности на дороге очень важна правильная организация дорожного движения. Прежде всего следует соблюдать Правила дорожного движения, установленные Законом Украины «О дорожном движении» и действующие на всей территории Украины. По закону основными являются следующие правила:

1. В Украине установлено правостороннее движение транспортных средств. Участники дорожного движения обязаны знать и неуклонно выполнять требования этих Правил, а также быть взаимно вежливыми. Каждый участник дорожного движения имеет право рассчитывать на то, что и другие участники придерживаются этих Правил.

2. Действия или бездействие участников дорожного движения не должны создавать опасность или препятствие для движения, угрожать жизни или здоровью граждан, наносить материальный ущерб.

3. Водители, пешеходы и пассажиры обязаны быть особенно внимательными к таким категориям участников дорожного движения, как дети, старики и лица с явными признаками инвалидности.

4. Лица, нарушающие настоящие Правила, несут ответственность согласно законодательству.

 

Модель безопасной дорожной среды («треугольник безопасности»)

К основным группам факторов риска, приводящим к дорожной аварийности, относятся три группы: фактор дороги (как она устроена, как ее эксплуатируют и т. д.), фактор транспортного средства (какое это транспортное средство, насколько оно безопасно, как его эксплуатируют) и фактор человека — участника дорожного движения (как участники дорожного движения соблюдают Правила дорожного движения). Основой безопасности на дороге является понимание всеми участниками дорожного движения взаимосвязей

«ЧЕЛОВЕК—ДОРОГА—ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО». Эту взаимосвязь можно показать на такой модели безопасной дорожной среды, как «треугольник безопасности».

Дорожная среда становится более безопасной, если избегать факторов риска дорожной аварийности.

Как влиять на людей — участников дорожного движения, чтобы устранить фактор риска? В рамках Десятилетия действий по безопасности дорожного движения предлагается следующее:

• учить детей безопасному поведению в дорожной среде;

• обучать водителей безопасному поведению в дорожной среде;

• организовывать информационные кампании по разъяснению необходимости соблюдать Закон Украины «О дорожном движении», поддерживать высокую культуру поведения в дорожной среде. Как можно влиять на такую часть «треугольника безопасности»,

как транспортные средства? В рамках Десятилетия действий по безопасности дорожного движения предлагается следующее:

• регулировать приобретение и эксплуатацию транспортных средств;

• контролировать эксплуатационное состояние парка транспортных средств;

• совершенствовать пассивное и активное оборудование транспортных средств;

• использовать транспортную телематику — спутниковый мониторинг транспорта.

Подробнее о телематике можно узнать на сайте.

Найдите необходимую информацию и ответьте на вопросы. В случае отключения светофора или его работы в режиме мигания сигнала желтого цвета и отсутствия регулировщика перекресток считается нерегулируемым. Какими правилами должен руководствоваться водитель?

Как можно влиять на такую часть «треугольника безопасности», как дорога? В рамках Десятилетия действий по безопасности дорожного движения предлагается следующее:

• повышение комфортности дороги и плавности движения;

• организация современного придорожного сервиса;

• обеспечение работы службы спасения.

Правила дорожного движения. Регулирование дорожного движения. Приоритеты в дорожном движении

Правила дорожного движения регламентируют обязанности и права водителей, движение транспортных средств со специальными сигналами, обязанности и права пешеходов, обязанности и права пассажиров, требования к велосипедистам. Там же прописаны правила регулирования дорожного движения, проезда перекрестков, движения через железнодорожные переезды, перевозки пассажиров, перевозки груза, дорожные знаки и дорожная разметка.

Регулирование дорожного движения осуществляется с помощью дорожных знаков, дорожной разметки, дорожного оборудования, светофоров, а также регулировщиками. Дорожные знаки имеют преимущество перед дорожной разметкой и могут быть постоянными, временными и со сменной информацией. Временные дорожные знаки размещаются на переносных устройствах, дорожном оборудовании или закрепляются на щите с фоном желтого цвета и имеют преимущество перед постоянными дорожными знаками.

Подробнее о регулировании дорожного движения можно узнать на сайте. Наиболее важные дорожные знаки, касающиеся всех участников дорожного движения

Очень важны приоритеты в дорожном движении. Надо соблюдать правила проезда на перекрестках, знать приоритеты их проезда.

Обратите внимание на то, что перекресток, где очередность проезда определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым. На таком перекрестке знаки приоритета не действуют.

В случае отключения светофора или его работы в режиме мигания сигнала желтого цвета и отсутствия регулировщика перекресток считается нерегулируемым и водители должны руководствоваться правилами проезда на нерегулируемых перекрестках и установленными на перекрестке знаками приоритета.

На регулируемых и нерегулируемых перекрестках водитель, поворачивая направо или налево, должен уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, которые двигаются прямо в попутном направлении.

В случае необходимости предоставления преимущества в движении транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, водитель должен остановить транспортное средство перед дорожной разметкой (стоп-линией) или светофором так, чтобы видеть его сигналы, а если те отсутствуют — перед краем пересекаемой проезжей части, не создавая препятствий для движения пешеходов.

Запрещается выезжать на какой-либо перекресток, в том числе при сигнале светофора, разрешающем движение, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться на перекрестке, что создаст препятствие для движения других транспортных средств и пешеходов.

Опорные точки. Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции объявила 2011-2020 гг. Десятилетием действий по безопасности дорожного движения. Для снижения факторов риска, приводящих к авариям на дорогах, разработана модель безопасной дорожной среды («треугольник безопасности»). Безопасность на дороге обеспечивается грамотной организацией дорожного движения, выполнением его правил, профессиональным регулированием движения, соблюдением приоритетов в дорожном движении.

Вопросы для повторения и обсуждения

I уровень

1. Почему Генеральная Ассамблея ООН объявила 2011-2020 гг. Десятилетием действий по безопасности дорожного движения?

2. Что надо делать для снижения опасности на дороге?

II уровень

3. Как можно повлиять на людей — участников дорожного движения, чтобы устранить фактор риска?

4. Как можно повлиять на такую часть «треугольника безопасности», как дорога?

III уровень

5. Какие правила организации дорожного движения вы знаете?

6. Что вы знаете о «треугольнике безопасности»?

IV уровень

7. Какие приоритеты дорожного движения вы знаете?

8. C помощью чего осуществляется регулирование дорожного движения?

Упражнение № 10

Определение приоритетов в дорожном движении

Цель: научиться определять приоритеты в дорожном движении.

Ход работы

1. Проанализируйте следующую ситуацию: водитель поворачивает направо на регулируемом перекрестке. Должен ли он уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть, на которую он поворачивает?

Ответьте на вопрос. Поясните.

2. Проанализируйте следующую ситуацию: водитель поворачивает налево на нерегулируемом перекрестке. Должен ли он дать дорогу велосипедистам, пересекающим проезжую часть, на которую он поворачивает?

Ответьте на вопрос. Поясните.

3. Водитель подъехал к перекрестку, на котором образовался затор. Может ли он выезжать на этот перекресток?

Ответьте на вопрос. Поясните.

4. На перекрестке неравнозначных дорог водитель движется по второстепенной дороге. Должен ли он дать дорогу транспортным средствам, приближающимся к данному перекрестку по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения?

Ответьте на вопрос. Поясните.

5. Как используются эти знаки приоритета?

 

6. Сделайте выводы.

Категорія: Основи здоров'я

Автор: admin от 30-09-2016, 14:17, Переглядів: 2309