Народна Освіта » Основи здоров'я » Принципы запоминания. Развитие памяти и внимания

НАРОДНА ОСВІТА

Принципы запоминания. Развитие памяти и внимания

Подумайте и обсудите ситуацию. Житель японского города Иокогамы Хидака Тамойро знает наизусть число π вплоть до 15151-го знака после запятой. Попробуйте запомнить и записать:

π = 3,14159265358979323846264338327950288419716939937510 ... и так до 15151-го знака! Тамойро «вынимает» из своей памяти цифры и пишет их очень быстро. Как вы думаете, как он это делает?

Принципы запоминания

Встречая знакомого человека на улице, вы узнаете его по внешности и вспоминаете его имя; прослушав урок, можете через несколько дней вспомнить его содержание; узнаете когда-то прочитанный текст;

а вот неинтересные для вас сведения вы быстро забываете. Все описанные события определяются психическим процессом, который называется памятью.

 

Память — это закрепление, сохранение и дальнейшее использование предыдущего опыта. Именно память позволяет человеку осваивать знания и умения. Она сохраняет его индивидуальный опыт и обеспечивает использование этого опыта. Для того чтобы лучше использовать свою память, необходимо знать закономерности ее работы.

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Но мало запомнить — нужно уметь анализировать, систематизировать и видеть смысл в том, что запоминается.

Существуют два способа запоминания: механический и осмысленный (логический). Механическое запоминание основывается на постоянном повторении материала, благодаря чему он запоминается. В связи с этим механическое запоминание требует много времени и большого напряжения воли. Однако, как ни странно, в этом случае знания удерживаются в памяти непрочно, и в нужный момент человек не может их вспомнить. Каждый из нас может привести собственный пример, когда он «все выучил», а ответить не смог.

При другом типе запоминания, в котором главным является осмысление того, что изучаешь, опора делается на логический смысл, знания удерживаются в памяти более прочно. Но чем отличается логическое запоминание? Какие приемы помогают учащемуся понять и надолго запомнить новый материал? Как готовиться к экзаменам, когда у вас проверяют большие объемы изученного?

Во-первых, следует учитывать то, что любой экзамен так или иначе проверяет наш общий культурный и интеллектуальный уровень.

Общий культурный и интеллектуальный уровень — это то, что мы формируем годами упорного труда. То есть его невозможно получить быстро, его формирование требует длительного времени. Но у него есть очень привлекательное качество — его невозможно лишиться, если он у вас уже есть. Ваш общий культурный и интеллектуальный уровень всегда с вами, независимо от того, высокий он или низкий. Если уровень низкий, то подготовка к экзаменам будет тяжелой, а если высокий, то подготовиться к экзамену можно гораздо быстрее,

поскольку вам помогают накопленные ранее знания, умения, опыт и т. п. В конце концов, экзамен — это лишь маленький шаг, который вы делаете, двигаясь по пути своего самообучения и самовоспитания.

 

Во-вторых, не забывайте о конкретных принципах и правилах, которые можно использовать перед каждым экзаменом:

• Начинайте готовиться к экзамену заранее. Сразу же поставьте перед собой цель, например: «Я хочу знать этот предмет на отлично».

• Старайтесь относиться к запоминаемому материалу не безразлично, а с эмоциональным интересом.

• Научитесь сосредотачивать свое внимание на изучаемом предмете.

• Старайтесь понять материал, формируйте в себе сознательное волевое намерение запомнить его.

• Осмысленно повторяйте материал, используйте смысловые опоры и смысловые группировки.

• Учите и повторяйте небольшими порциями, лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд за один день.

• После физики учите историю, после литературы — математику: память любит разнообразие.

• В ходе запоминания записывайте ключевые слова, рисуйте схемы, диаграммы, графики.

• Используйте различные типы памяти: логическую, визуальную, слуховую, моторную.

С другими принципами запоминания можно ознакомиться на сайте.

Развитие памяти и внимания

Существуют различные техники совершенствования памяти. Одна из них — мнемоника (мнемотехника). Главный способ, который используют мнемотехники,— это превращение информации в образы. Образы, с помощью которых происходит запоминание информации, могут быть различными.

Например, вы хотите запомнить номер 0508057015. Используя мнемотехнику, переведите цифры в образы: 050 — моя хорошая учеба,

80 — веселое настроение, 57 — упорный труд, 015 — отдых. Получится так: моя хорошая учеба и мое веселое настроение зависят от упорного труда, а затем — отдых. Итак, это и есть 0508057015!

Многие прибегают к картам памяти, в которых используются знаки, схемы, картинки, позволяющие «впитывать» необходимые сведения.

Карту памяти обычно рисуют на бумаге. В центре листа изображаем основную идею в виде текста или рисунка. От центра отводим несколько жирных «ветвей» — это основные мысли, которые раскрываются. Подписываем ветви или рисуем картинки, образы, символы. Если надо, то далее каждую ветку можно разделить на более тонкие веточки — это детали, подробности, то, на что вы тоже обратили внимание. Более значимые мысли размещаются на карте памяти ближе к центру, а менее важные и второстепенные подробности — на периферии, так, как показано на схеме.

Для успешной тренировки памяти и лучшего запоминания нужно:

• владеть основными знаниями, необходимыми для понимания информации;

• осознавать свою цель;

• проявлять максимальную заинтересованность в информации, хотеть ее запомнить;

• создавать или выбирать благоприятные условия для работы;

• быть в хорошем настроении и концентрировать внимание на нужной информации;

• регулярно тренировать свою память.

Найдите необходимую информацию и выполните задание. Известный французский философ Мишель де Монтєнь говорил: «Хорошо устроенная голова стоит больше, чем голова полная». Объясните, что же означают слова «хорошо устроенная голова».

Опорные точки. Память, обеспечивающая закрепление, сохранение и дальнейшее использование предыдущего опыта, позволяет человеку усваивать знания и умения. Для того чтобы запомнить информацию, на ней необходимо сосредоточить внимание. Запоминая что-либо, следует осознавать, для чего вам нужна эта информация. Если вы понимаете это — запоминание происходит легче.

Вопросы для повторения и обсуждения

I уровень

1. Что такое память? Для чего ее нужно совершенствовать?

2. Можно ли успешно учиться без совершенствования памяти? Почему?

II уровень

3. Приведите пример событий, которые определяются психическим процессом, называющимся памятью.

4. Что позволяет человеку усваивать знания и умения?

5. Что помогает человеку сохранять его индивидуальный опыт и обеспечивает использование этого опыта?

III уровень

6. Что необходимо знать и делать для лучшего использования своей памяти?

7. Чем механический способ запоминания отличается от логического?

IV уровень

8. Как формируется ваш общий культурный и интеллектуальный уровень?

9. На какие принципы вы опираетесь при подготовке к экзаменам?

Проверьте свои знания по разделу «Психическая и духовная составляющие здоровья».

Упражнение №7

Моделирование приемов эффективного запоминания, концентрации внимания, подготовки к контрольной работе (экзаменам)

Цель: формировать умение моделировать приемы эффективного запоминания, концентрации внимания, готовиться к контрольной работе или экзаменам с помощью составленной карты памяти.

Ход работы

1. Прочитайте текст.

Военная доблесть Святослава

Святослав — сын Игоря и Ольги, который рано остался без отца, большую часть времени проводил среди дружинников. Идеалы воинской доблести стали для него в жизни главными. Хотя он и назывался князем, но почти все время проводил в славных походах, доверив управление государством своей матери.

Сильный и храбрый воин, Святослав был верен чести: каждый раз перед боем он отправлял врагам гонца с предупреждением «Иду на вы». Он не признавал комфорта и лишних вещей, согласно летописи, не брал с собой даже походного котла, жарил мясо на углях, а спал, подложив седло под голову. Такими же неизбалованными и всегда готовыми к бою были и дружинники Святослава.

Успех длительное время сопровождал Святослава в боях. Ему удалось разбить Хазарский каганат, завоевать вятичей и заставить их платить дань. Он победил волжских болгар, захватив их столицу Булгарию. Его поход на Византию также увенчался победой и подписанием мирного соглашения.

Существует легенда, что направил император к Святославу послов с золотом. Принял дары Святослав, но, даже не посмотрев, приказал спрятать. Вернулись послы к императору и рассказали, как было дело. Тогда тот дал послам знатное оружие. Принесли Святославу оружие. Любовался тот мечами и другим оружием, нахваливал и всячески выражал благодарность императору. Когда передали императору это известие, он воскликнул: «Лютым будет сей муж, ибо имуществом пренебрегает, а оружие берет!». И согласился платить дань Святославу без боя. Но даже от самых смелых воинов может отвернуться удача. Возвращался однажды Святослав от греков с данью богатой, но с небольшим войском. На порогах Днепра подстерегли его печенеги. Мужественно отбивался Святослав, но погиб на поле боя!

(Історія України / О. В. Тагліна. — К. : Перо, 2009)

2. На отдельном листе составьте к этому тексту карту памяти.

3. Когда ваша карта памяти будет готова, попробуйте, глядя на нее, последовательно восстановить основную идею текста и его развитие. Если какая-то информация «потерялась», то дополните ею свою карту памяти.

4. Сделайте выводы.

Упражнение № 8

Упражнения на развитие памяти и внимания

Цель: тренировать концентрацию внимания и память.

Ход работы

Упражнения на развитие внимания

1. Посмотрите на предложенную репродукцию в течение 3-4 с.

Назовите детали (предметы), которые вы запомнили.

Если вы запомнили:

— менее 5 деталей — ваше внимание слабое;

— от 5 до 9 деталей — внимание хорошее;

— более 9 деталей — внимание отличное.

Если вы считаете уровень своего внимания неудовлетворительным, то вам следует обратиться к методу «цепочка», приведенному ниже.

2. Использование метода «цепочка».

Вам нужно запомнить последовательность слов: яблоко, тарелка, камень, вода, рыба, небо, лист, девочка, книга. Чтобы запомнить эту информацию, нужно придумать связи между соседними словами и выстроить цепочку, которая поможет вам запомнить последовательность слов.

Например: яблоко лежит на тарелке, тарелка стоит на камне, камень торчит из воды, в воде плавает рыба, рыба смотрит в небо, с неба падает лист, лист кружит над девочкой, девочка читает книгу.

А теперь составьте «цепочку» для таких слов: ветер, лыжи, трава, солнце, лето, каникулы, река, школа, альтруист, тишина, время.

3. Сделайте выводы.

Раздел

 

Категорія: Основи здоров'я

Автор: admin от 30-09-2016, 14:11, Переглядів: 2631