Народна Освіта » Біологія » § 53. Мышление и сознание

НАРОДНА ОСВІТА

§ 53. Мышление и сознание

С чем связаны различия в поведении человека и животных? Почему вид, к которому принадлежит человек, называется Homo sapiens? Вспомните, какие функциональные зоны различают в коре больших полушарий.

МЫШЛЕНИЕ — процесс отражения связей и отношений между предметами и явлениями действительности, обеспечивающий усвоение новых знаний.

Сущность мышления. Существенным признаком человека как разумного существа является мышление, возникающее в процессе взаимодействия человека с окружающим миром. Источником мышления, его основой является чувственное познание — изучение окружающей среды с помощью сенсорных систем. В процессе мышления человек познает такие явления, которые нельзя непосредственно воспринять органами чувств, обнаруживает существенные признаки, свойства предметов и явлений, взаимосвязи между ними. Мышление активизируется тогда, когда у человека возникают вопросы («Что это?»,

«Почему так?», «Как это устроено?» и т. п.), на которые нельзя получить ответ путем восприятия тех или иных объектов. Размышляя, человек оперирует имеющимися у него знаниями, открывает неизвестное в известном и таким образом постигает новое.

В процессе мышления человек познает мир обобщенно и опосредованно (через слово). Любая мысль возникает и приобретает свое развитие в слове, а удачно подобранное слово совершенствует, уточняет мысль. Особую роль в процессе мышления играет внутренняя речь. Она способствует возникновению мысли и подготавливает ее к высказыванию.

Физиологические основы и операции мышления. В основе мышления лежит высшая нервная деятельность всей коры головного мозга, первая и вторая сигнальные системы. Первая сигнальная система обеспечивает предметное конкретное мышление. Вторая сигнальная система обеспечивает абстрактное мышление, которое значительно расширяет приспособительные возможности человека. На основании имеющейся информации, способностей, навыков и привычек человек ассоциирует, то есть устанавливает связи между предметами.

Ассоциации помогают ему проникнуть в глубину природных явлений, найти подобные качества предметов, благодаря чему раскрывается их суть, особенности. Например, кислое ассоциируется с лимоном, сладкое — с конфетой.

 

Мышление, опираясь на знания, осуществляется через анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, то есть через мыслительные (умственные) операции (ил. 132). Анализ является первым этапом изучения любого предмета или явления. Синтез обеспечивает целостное видение объекта. Неразрывное единство анализа и синтеза реализуется в сравнении, что является основанием для обобщения. Выделение существенных признаков дает возможность для классификации. Абстрагирование раскрывает взаимосвязи между объектами и явлениями и т. п.

Формы и виды мышления.

Выполнение мыслительных операций базируется на формах мышления (ил. 133). Понятие отражает существенные свойства предметов. Суждение отражает связи между предметами и явлениями, утверждение или отрицание чего-то. Умозаключение — форма мышления, когда из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

Различается мышление нескольких видов (ил. 133). Наглядно-действенное мышление основывается на непосредственном восприятии предметов. Наглядно-образное мышление опирается на представление объекта, предмета. Особенностью словеснологического мышления является то, что оно осуществляется с опорой на понятия и суждения.

Роль коры больших полушарий в мышлении. Вам известно, что в коре полушарий головного мозга выделяют чувствительные, двигательные и ассоциативные зоны.

В мышлении человека важную роль играют ассоциативные зоны. Они осуществляют связь между различными участками коры, объединяя все импульсы, поступающие к ним, в целостные акты обучения (чтение, речь, письмо), логического мышления, памяти, и обеспечивают целесообразное поведение (ил. 134). С ассоциативными зонами коры связано формирование второй сигнальной системы.

Несмотря на то что оба полушария головного мозга имеют почти одинаковое анатомическое и микроскопическое строение, роль каждого из полушарий в их совместной деятельности неодинакова. В выполнении одних функций организма преобладает правое, других — левое полушарие. Это явление назвали функциональной специализацией коры головного мозга.

 

По функциональным особенностям полушарий люди делятся на праворуких и леворуких. Нервные пути, пролегающие от органов к головному мозгу, перекрещиваются.

Поэтому левую часть тела контролирует правое полушарие, а правую часть тела — левое полушарие. У большинства людей левое полушарие является доминантным. Речевую функцию обычно контролирует левое полушарие. Это наблюдается у всех праворуких и у 70 % леворуких.

Доминирующее левое полушарие обеспечивает праворуким понимание и формирование устной и письменной речи, словесно-логическое мышление, чтение. В нем есть центр счета и памяти (ил. 135).

Правое полушарие у правшей и у 70 % левшей отвечает за восприятие, переработку, анализ и синтез сигналов первой сигнальной системы. Чувственно-образное восприятие мира, эмоции, чувства, воображение, настроение преимущественно формируются в правом полушарии. Оно содержит центры ориентирования в пространстве и времени. Правому полушарию свойственно чувственно-образное, конкретное мышление. Музыкальные и художественные способности тоже преимущественно определяются функцией правого полушария.

Несмотря на определенное разделение функций и сложные взаимосвязи, оба полушария функционируют согласованно. Левое полушарие позволяет выделить из долговременной памяти сведения. Правое полушарие быстро воспринимает и воспроизводит оперативную информацию. Благодаря левому полушарию человек решает логические задачи, размышляет, планирует свои действия. Благодаря правому — воспринимает целостные образы и музыку, узнает лица и голоса, шум дождя, мечтает. Левое полушарие обусловливает жизнерадостность и оптимизм, а правое — тревогу и печаль.

Человек целостно воспринимает окружающий мир благодаря взаимодействию двух полушарий. Например, если раздается звонок, «слышат» его оба полушария. Однако левое полушарие «не знает», будильник это, телефон или просто звонок в дверь. Правое полушарие «сообщает»: звонит телефон, и человек соответственно отвечает на звонок. Левое полушарие «понимает» слова, но «не может определить», знакомый или незнакомый голос звучит, мужчина

это или женщина. Правое полушарие, не вникая в суть разговора, «подсказывает», что говорить и с какой интонацией произносить фразы.

Сознание и его физиологиче-

СОЗНАНИЕ — процесс отражения деи-

ствительности мозгом человека, охватыва- ские основы. Сознание — особая

ющий все формы ВЦД и обусловливающий функция мозга, свойственная только ее целенаправленную деятельность.

человеку. Оно отвечает за психическое отражение внешнего мира (восприятие, запоминание, мышление, воображение), за общение с другими людьми, обеспечивает целенаправленное поведение человека и определяет его внутреннее состояние. Сознание обеспечивает связь человека с реальным миром, обществом и самим собой. Оно возникает только в обществе под влиянием трудовой деятельности и общения с другими людьми.

В структуре сознания выделяются четыре основные характеристики:

1.    Способность отражать окружающий мир с помощью познавательных процессов. Основными среди них являются ощущение, восприятие, мышление, представление. Нарушение любого из этих процессов приводит к расстройству сознания.

2.    Способность к самопознанию. Человек способен познать свое «Я», а также разделять мир на «Я» и «не-Я». Осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, пережи-

ваниям и мыслям называется самосознанием личности. Оно формируется под влиянием жизненного опыта человека и проявляется в способности выделять себя из окружающей среды.

3.    Формирование человеком целей деятельности. Человек способен предвидеть будущее, ставить перед собой цель. При этом он оценивает различные мотивы, принимает решения, контролирует и корректирует выполнение действий. Своей деятельностью человек влияет на окружающий мир.

4.    Наличие эмоционально-оценочных отношений ко всему, что происходит вокруг него, к другим людям и к самому себе. Отношение проявляется в чувствах и эмоциях.

Физиологической основой сознания считается определенный уровень активности головного мозга. Сознание — это результат целостной деятельности мозга, тесного взаимодействия коры и подкорковых центров. Это особое состояние мозга, при котором возможна реализация высших психических функций (памяти, мышления, воображения и др.). Формирование сознания в первую очередь зависит от факторов внешней среды. Этот процесс связан с языком, поэтому сознание не появляется сразу после рождения, а развивается по мере того, как приобретается жизненный опыт. Человек осознает только те процессы, которые были переработаны мозгом с помощью слов.

Осознанное и неосознанное. Для процесса осознания внешнего воздействия важна продолжительность активности нейронов коры большого мозга. Отличие между осознанными и неосознанными реакциями состоит также в уровне активности мозга, которая определяется количеством возбужденных мозговых структур. Если работает незначительное количество нейронов коры и подкорковых структур, то такие реакции осуществляются как подсознательные. А если реакции происходят при активности значительной части мозга, то они осознаются.

У человека регуляция внутренних функций осуществляется на неосознанном уровне. Не осознаются также некоторые врожденные мотивы деятельности и поведения, влечения, а также патологические явления (бред, галлюцинации). Основу поведения, осуществляемого на уровне подсознания, составляет жизненный опыт, прочные навыки, обеспечивающие возникновение почти мгновенных реакций, автоматических форм поведения. Когда же необходимо нестандартное решение, тогда включаются сознательные механизмы поведенческих реакций.

Человеку свойственно самосознание, благодаря которому он способен понимать не только окружающий мир, но и самого себя, свое отношение к объектам окружающей среды. Оно проявляется в различных формах деятельности, направленных на себя: самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль, самооценка, самочувствие и т. п. Благодаря им человек способен к самовоспитанию. С помощью самовоспитания — сознательной деятельности, направленной на выработку и совершенствование положительных и преодоление отрицательных привычек поведения, — человек может воспитывать в себе положительные и устранять отрицательные черты.

Сознание. Самовоспитание

Ученые пытаются выяснить механизмы, обеспечивающие непрерывное осознание окружающего мира. Согласно одной гипотезе, этот процесс основывается на постоянном сопоставлении сигналов, поступающих через органы чувств, с ■ информацией, получаемой из памяти. Мозг выполняет такую работу примерно каждые 0,1 с, то есть человек автоматически вспоминает, каким был окружающий мир мгновение назад, и сопоставляет с данным моментом. Выявленные изменения складываются в последовательную цепь, что обеспечивает непрерывность сознания.

1. Что такое мышление? Что является его физиологической основой? 2. Назовите операции мышления. 3. Какие различают формы и виды мышления?

4.    Что называется функциональной специализацией коры головного мозга?

5.    Какое полушарие головного мозга отвечает за логическое мышление? 6. Каковы физиологические основы сознания? 7. В чем проявляется сознание человека?

8. В чем состоит различие словесно-логического и наглядно-образного мышления? 9. Проанализируйте, какое полушарие большого мозга «определяет» расстояние до предметов и «различает» среди значительного количества звуков шум автомашин, а какое «учитывает» правила дорожного движения, расшифровывает дорожные знаки. 10. Долгое время левшей заставляли в школе писать правой рукой. Однако впоследствии было установлено, что переучивание таких детей вредно для здоровья. Почему? 11. Присуще ли сознание новорожденным детям? Почему? 12. Некоторые человекообразные обезьяны с помощью языка жестов могут сообщить о своем эмоциональном состоянии и узнают свое изображение в зеркале. Является ли это свидетельством имеющегося у них сознания? Почему?

13. Среди индивидуальных характеристик мышления выделяют следующие: глубина, широта, гибкость, осознанность, самостоятельность, критичность. На основании самонаблюдений охарактеризуйте особенности своего мышления.

14. Дайте ответ на вопрос «Кто я?» двадцатью словами. Это могут быть существительные и прилагательные, которые, по вашему мнению, вас характеризуют. Попросите родственников ответить на этот вопрос за вас. Сравните полученные результаты и сделайте вывод относительно объективности вашей самооценки. Составьте проект для самовоспитания личностных качеств.

15. Сознание человека может быть не только ясным и четким, но и измененным. Измененные состояния сознания — это способ адаптироваться к изменениям внешней или внутренней среды, например, во время засыпания, при значительной усталости, в экстремальных ситуациях. Измененные состояния сознания достигаются и искусственно во время гипноза, медитации, а также под действием психотропных средств — алкоголя, наркотиков и т. п. Можно ли оправдать поведение человека, совершившего преступление в состоянии опьянения? Почему?

 

Это материал учебника Биология 8 класс Мищук

 

Категорія: Біологія

Автор: admin от 9-09-2016, 07:24, Переглядів: 1331