Народна Освіта » Біологія » § 51. Особенности высшей нервной деятельности человека. Язык

НАРОДНА ОСВІТА

§ 51. Особенности высшей нервной деятельности человека. Язык

Вспомните, как общаются между собой животные. Какие сигналы они при этом используют? Каково значение языка для жизни человека?

Особенности высшей нервной деятельности человека. Человек, как и животное, приспосабливаясь к условиям окружающей среды, воспринимает и реагирует на различные сигналы — световые, звуковые, химические и др. Для человека и для животных характерна первая сигнальная система. Она проявляется как в безусловных, так и в условных рефлексах, формирующихся на любые раздражители окружающей среды, кроме слова. С помощью первой сигнальной системы человек и животные воспринимают органами чувств сигналы из окружающей среды, фиксируют их в мозге, непосредственно отражают объективную реальность в форме ощущений.

У человека есть еще вторая сигнальная система. Ее определяет способность реагировать на систему раздражителей сигналов в виде символов и

ПЕРВАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА —

это деятельность коры головного мозга, вызванная непосредственным воздействием на сенсорные системы факторов внешней и внутренней среды.

ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА —

деятельность коры головного мозга, которая проявляется в условных рефлексах, формирующихся на своеобразный раздражитель — слово.

ЯЗЫК — система знаков, средство передачи информации и общения между людьми.

РЕЧЬ — общение людей с помощью языка.

 

знаков, обозначающих различные явления и предметы окружающего мира. Таким раздражителем является слово — «сигнал сигналов». Сигнальное значение слова для человека определяется не простым сочетанием звуков, а смысловым наполнением. Например, у собаки можно выработать условный рефлекс на слова — «голос», «сидеть», «рядом». В этом случае образование условного рефлекса связано с определенным сочетанием звуков, а не смысловым значением слов. Если заменить одно слово другим, близким по смысловому значению («голос» — «погавкай»), собака не будет реагировать. Человек же реагирует на смысловое значение слова, то есть понимает сходство слов (например, «хорошо», «о’кей», «добро» и т. п.).

Вторая сигнальная система целостно отражает объективный мир только тогда, когда постоянно сохраняется ее согласованное взаимодействие с первой сигнальной системой. В течение первых месяцев жизни у ребенка уже проявляются условные рефлексы на слово, но воспринимает он его только как звуковой раздражитель. Для развития второй сигнальной системы необходимо сочетание конкретного образа с его словесным обозначением. В конце первого года жизни слово приобретает для ребенка смысловое значение. Еще до того как ребенок начинает говорить, он уже понимает сущность слов.

Высшая нервная деятельность людей обеспечивается взаимодействием обеих сигнальных систем, тесно связанных между собой. Вторая сигнальная система функционирует благодаря информации, поступающей от первой, трансформируя ее в специфические понятия. Слово выражает понятие, в котором отражаются существенные свойства определенных объектов и явлений. Например, ребенок протягивает руку к чашке с горячим чаем и отдергивает ее. Мама ему при этом говорит: «Горячо». В следующий раз, как только мама скажет слово «горячо», ребенок отдернет руку.

Значение второй сигнальной системы. Вторая сигнальная система обеспечивает человеку способность постигать большое количество сигналов, поступающих в головной мозг. Это обусловливает всестороннюю ориентацию человека в окружающем мире. Благодаря второй сигнальной системе в головном мозге человека окружающая действительность отражается путем обобщения понятий с помощью слов.

Например, слово «звери» обобщает различных животных: медведя, лису, белку, волка и др. Человек обобщает словами не только предметы, их свойства,

но и свои ощущения и переживания. С помощью слов он передает информацию, выражает свои эмоции, регулирует поведение. Вторая сигнальная система является социально обусловленной. Вне общества, без общения с другими людьми она не развивается. Вспомните поведение детей-маугли.

Развитие и совершенствование второй сигнальной системы происходит непрерывно в процессе обучения человека. Для ее нормального функционирования необходимо взаимодействие различных зон коры головного мозга.

Язык и речь. Люди общаются между собой с помощью языка, который понимается как особая система символов передачи информации. Благодаря языку люди приобретают знания, передают их потомкам, обмениваются мнениями, организуют совместную деятельность. Структурной единицей языка является слово.

Люди произносят слова вслух и воспринимают их на слух, передают информацию с помощью письма, жестов. Слово имеет три формы выражения — слово услышанное, слово увиденное, слово изображенное. Соответственно различают и три формы выражения языка (ил. 129): слуховая, зрительная, двигательная(письменная и язык жестов). Реализация каждой формы обеспечивается функционированием соответствующего анализатора. Подумайте, какого именно.

Язык связан с речью. Физиологической основой речи является условнорефлекторная деятельность коры большого мозга на раздражитель — слово. Важную роль в речи играют центры коры головного мозга. В левом полушарии большого мозга расположены три центра речи. Слуховой центр речиобеспечивает возможность слышать и понимать язык (ил. 135). Зрительный центр речи обеспечивает чтение и понимание письма. Двигательный центр речиобеспечивает возможность писать и жестикулировать. Благодаря внутренним связям коры центры речи образуют единую систему, осуществляющую восприятие и анализ речевых сигналов и ответную реакцию на словесные раздражения.

В становлении речи выделяются следующие этапы: произнесение отдельных звуков и слогов (2-6 месяцев); проявление первых признаков условного рефлекса на слово, его содержание (6-8 месяцев); возникновение двигательной речи — произношение осмысленных слов (10-12 месяцев). В 1 год дети понимают около 10-12 слов. Активное освоение слова начинается в 1 год и 2 месяца, а в 1,5 года словарный запас ребенка насчитывает уже 50-70,

в 3 года — 1 200-1 500 слов. На третьем году жизни ребенок овладевает грамматической структурой языка. В 6-7 лет формируется способность к внутренней речи (воспроизведению информации человеком мысленно).

Первая сигнальная система. Вторая сигнальная система.

Язык. Центры языка

Исследования показывают: если ребенка с раннего детства (до 7-8 лет) одновременно обучать разговаривать, а потом читать и писать на двух языках, то мозг «вносит» оба языка в один и тот же участок коры левого полушария. Некоторые слова для большей надежности располагаются в левом и правом полушариях, где также собираются данные об интонации и произношении. Иностранный язык ребенок усваивает как родной, запоминает его на всю жизнь и говорит без акцента. У детей, изучающих язык после 8 лет, информация сосредотачивается только в левом полушарии мозга и сохраняется менее длительный период, чем усвоенная в раннем детстве. Обсудите целесообразность изучения иностранных языков с раннего детства.

I.    Что такое первая и вторая сигнальные системы? 2. В чем заключается различие высшей нервной деятельности человека и животных? 3. Какая взаимосвязь существует между первой и второй сигнальными системами? 4. Почему слово считают «сигналом сигналов»? 5. Что такое язык и речь? Какие формы выражения языка различают? 6. Что является физиологической основой речи? 7. Где расположены центры речи и каково их значение?

8. Почему поведение человека значительно сложнее, чем поведение животных? 9. Почему язык называют общественным явлением? 10. Некоторые дрессированные попугаи могут произносить отдельные слова и даже предложения. Значит ли это, что у них есть вторая сигнальная система?

II.    На основании учета взаимодействия и уравновешенности первой и второй сигнальных систем выделяют следующие типы высшей нервной деятельности: художественный, мыслительный и средний. Чем они характеризуются? Каким людям, по вашему мнению, присущи эти типы ВНД?

 

Это материал учебника Биология 8 класс Мищук

 

Категорія: Біологія

Автор: admin от 9-09-2016, 07:21, Переглядів: 979