Народна Освіта » Біологія » § 50. Условные рефлексы

НАРОДНА ОСВІТА

§ 50. Условные рефлексы

Приведите примеры приобретенного поведения животных. Каково значение рефлексов, появляющихся у человека в результате личного опыта?

Условные рефлексы и условия их образования. Поведение человека как биосоциального существа является результатом его индивидуального жизненного опыта, формирующегося на основе условных рефлексов. В их осуществлении основная роль принадлежит коре большого мозга.

Каждый человек приобретает условные рефлексы индивидуально. Они носят временный характер, поскольку формируются в определенных условиях и изменяются в течение жизни человека.

УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ — индивидуально приобретенные в течение жизни или специального обучения рефлекторные реакции, вырабатывающиеся на базе безусловных рефлексов. ПРИОБРЕТЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ — форма поведения, являющаяся результатом индивидуального жизненного опыта человека.

 

Например, если человек никогда не пробовал блюд из мидий, то вид этой пищи не будет вызывать у него рефлекс слюноотделения. Если он ее попробует и пища ему понравится, то у человека выработается рефлекс слюноотделения на вид и запах такого блюда. Если человек привык обедать в одно и то же время, то у него сформирован рефлекс на время приема пищи.

Образование условных рефлексов исследовал Иван Павлов. Исследуя рефлексы головного мозга, он заметил, что рефлекторная деятельность зависит от влияния различных по значению раздражителей. Одни из них имеют непосредственное влияние на определенные физиологические процессы организма. Действие других раздражителей зависит от условий, сопровождающих эти раздражения. Например, для процесса питания пища — раздражитель, имеющий биологическое значение и вызывающий слюноотделение, а свет — безразличный раздражитель.

В опыте с собакой эти раздражители ученый совмещал во времени так, чтобы действие света на несколько секунд опережало употребление пищи. После ряда повторений слюна начинала выделяться при вспышке лампочки и отсутствии пищи. Свет, безразличный раздражитель относительно слюноотделения, Иван Павлов назвал условным, поскольку он является условием, при

котором проходило употребление пищи. Раздражитель, имеющий биологическое значение (пищу), ученый назвал безусловным. Физиологическая реакция слюноотделения, происходящая в результате действия условного раздражителя, — пример условного рефлекса.

На основании опыта с собакой Иван Павлов выделил четыре условия образования условных рефлексов.

Первое условие: одновременное действие двух раздражителей — условного, то есть безразличного для данного вида деятельности (он в дальнейшем становится условным сигналом), и безусловного раздражителя, вызывающего определенный безусловный рефлекс.

Второе условие: условный раздражитель должен опережать действие безусловного и быть физиологически слабее, чем безусловный.

 

Третье условие: неоднократное подкрепление условного раздражителя безусловным.

Четвертое условие: отсутствие действия посторонних раздражителей.

Механизм образования условных рефлексов. Иван Павлов выяснил, что при одновременном действии на два различных анализатора в различных чувствительных зонах полушарий головного мозга возникает возбуждение. Со временем между этими участками возбуждения (центрами двух рефлексов) образуется связь. Чтобы понять это, рассмотрим путь безусловного рефлекса слюноотделения (ил. 128 а).

По рисунку опишите рефлекторную дугу этого рефлекса. Одновременно с возбуждением центра слюноотделения в продолговатом мозге импульс проводящими путями попадает в пищевой центр коры большого мозга. Когда загорается лампочка, импульсы от рецепторов глаза собаки по зрительным нервам поступают к зрительному центру (ил. 128 б).

Если раздражение светом подкрепляется кормлением, возникает возбуждение в обоих корковых центрах (зрительном и пищевом).

При многократном сочетании во времени условного светового раздражителя с безусловным раздражителем (пищей) образуется временная нервная связь между центрами безусловного рефлекса и условного раздражителя (ил. 128 б). В образовании данной связи участвует большое количество нейронов. Поэтому при включении лампочки еще до кормления возбуждение из зрительного центра проводится по временному нервному пути в пищевой центр. Оттуда оно попадает в центр слюноотделения (в продолговатом мозге), а из него — в слюнные железы. Так происходит условный рефлекс слюноотделения. Такой механизм характерен для многих условных рефлексов, из которых формируется поведение человека.

Значение условных рефлексов для поведения человека. Условные рефлексы являются приспособительными реакциями организма, которые определяются условиями жизни человека и позволяют заранее адаптироваться к новым условиям. Они имеют предупредительное (сигнальное) значение, поскольку организм начинает целенаправленно реагировать до того, как начнет действовать жизненно важный раздражитель. Поэтому условные рефлексы обеспечивают человеку возможность заранее оценивать опасность или полезность раздражителя, осуществлять целенаправленные действия и сознательно избегать ошибок.

Сформированные в процессе индивидуального опыта реакции на воздействие среды называются приобретенным поведением. Индивидуальный опыт приобретается различными путями, в основе которых лежит общая способность живых организмов к обучению. В процессе обучения человек усваивает знания, накопленные человечеством, приобретает умения и навыки социально обусловленного поведения. Приобретенное поведение — основа жизни человека как биосоциального существа. Оно определяется нормами, правилами, принципами сосуществования в той или иной социальной среде.

Приобретенное поведение связано с образованием и торможением условных рефлексов. Образование условных рефлексов у человека начинается с первых дней жизни. Если мать кормит ребенка в одно и то же время, образуется условный рефлекс на время кормления. Через 1-2 недели у новорожденного проявляется рефлекс на его положение для кормления. С развитием ребенка количество условных рефлексов увеличивается. Образуются условные рефлексы на зрительные раздражители: ребенок тянется к груди матери, к бутылочке, из которой сосет молоко, к ложечке, из которой его кормят. С возрастом стрелка на часах сигнализирует ребенку о том, что пора идти в школу, звонок в школе — о начале или окончании урока.

В основе исчезновения условных рефлексов лежит торможение. Вспомните, что такое торможение. Различают два вида торможения условных рефлексов — безусловное и условное. Безусловное торможение заключается в том, что условный рефлекс тормозится, если на организм начинает воздействовать сильный посторонний раздражитель. Благодаря этому процессу поведение человека может меняться в зависимости от событий. Он концентрирует внимание на событии, важном для него в данный момент. У человека безусловное торможение появляется с первых дней жизни. Например, ребенок перестает сосать, если внезапно раздается резкий звук или у него что-то заболит. Условное торможение возникает, если условный раздражитель многократно не подкрепляется безусловным. Ответная реакция постепенно ослабевает, а затем исчезает вообще. Например, условным торможением можно объяснить временную утрату навыка игры на музыкальном инструменте, если долгое время не играть на нем.

В течение жизни могут образовываться новые условные рефлексы, а старые, не имеющие подкрепления, — угасать. Это обусловливает целесообразные изменения поведения в новых условиях.

Условные рефлексы. Условия и механизм образования условных рефлексов. Проявления приобретенного поведения

При условных рефлексах, как и при безусловных, действует обратная связь. Сигнал о том, что состоялась условно-рефлекторная реакция, поступает в кору головного мозга. Он позволяет центральной нервной системе оценить поведенческие акты и подготовиться к новому рефлексу. Без такой оценки невозможно точное приспособление поведения к изменчивым условиям среды.

1. Что такое условный рефлекс? 2. Назовите условия образования условных рефлексов. 3. Что лежит в основе механизма образования условных рефлексов? 4. Каково значение условных рефлексов в жизни человека? 5. Приведите примеры условных рефлексов, формирующихся в процессе индивидуального развития человека. 6. Каково значение торможения условных рефлексов для формирования приобретенного поведения человека?

7. Каковы основные различия между безусловными и условными рефлексами? 8. Почему Иван Павлов назвал связи, возникающие в коре большого мозга при образовании условных рефлексов, временными? 9. Объясните ситуацию. Играя возле куста шиповника, мальчик сильно поцарапался. Впоследствии он начал осторожно обходить кусты. Почему?

10. Что вы чувствуете, когда видите вкусную пищу, воспринимаете ее запах или слышите позвякивание посуды? Вдруг зазвонил телефон. Что с вами происходит? Почему? 11. Представьте, что вы надели новый костюм, в котором карманы расположены в других местах, нежели на старой одежде. Опишите свое поведение в течение нескольких дней относительно поиска карманов. Объясните его.

12. Объясните поведение школьников. Ученики писали диктант. Услышав резкий звук сирены пожарной машины, они прекратили выполнять работу. Какие процессы лежат в основе такого поведения? 13. Почему, когда читаешь интересную книгу, не замечаешь многих событий вокруг?

 

Это материал учебника Биология 8 класс Мищук

 

Категорія: Біологія

Автор: admin от 9-09-2016, 07:21, Переглядів: 1567