Народна Освіта » Біологія » § 41. Общая характеристика сенсорных систем.

НАРОДНА ОСВІТА

§ 41. Общая характеристика сенсорных систем.

Строение анализаторов

Вспомните, какие органы чувств есть у животных. Каково их значение?

СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ (от лат. sensus [сенсус] — ощущение), или АНАЛИЗАТОРЫ — особые чувствительные системы, воспринимающие, анализирующие и перерабатывающие информацию об изменениях окружающей среды и внутреннем состоянии организма и обеспечивающие связь организма с окружающей средой.

РЕЦЕПТОРЫ (от лат. receptor [рецептор] — воспринимающий) — специальные нервные структуры, преобразующие различные виды энергии (световую, механическую, тепловую, химическую) в нервный импульс.

ОРГАНЫ ЧУВСТВ — периферические части анализаторов; содержат специализированные рецепторы, предназначенные для восприятия определенного вида раздражений.

Роль сенсорных систем в обеспечении связи организма с окружающей средой. Как известно, для любого организма, а следовательно, и человеческого, характерна раздражительность. Это свойство обеспечивает ему различные чувства (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), благодаря которым человек воспринимает явления окружающего мира.

Для того чтобы сохранить целостность структуры и химическую устойчивость своей внутренней среды, организм человека с помощью нервной системы получает информацию о состоянии окружающей среды и определяет целесообразность своих приспособительных реакций к его изменениям. Эта информация поступает в организм в виде особых сигналов, отражающих изменения физико-химического состояния внешней и внутренней среды. Таким универсальным сигналом является импульс.

Все сигналы, как уже отмечалось в предыдущей теме, так или иначе поступают в головной мозг, а чувствительная функция мозга заключается в определении сигнальной значимости всех стимулов (раздражений) на основе анализа их характеристик. Эта информация воспринимается особыми физиологическими структурами, получившими название чувствительных, или сенсорных, систем. Эти системы связывают периферические органы, воспринимающие раздражение и преобразующие их в сигналы, с головным мозгом. Здесь сигналы анализируются и обеспечивают формирование образов об окружающем мире и соответствующую поведенческую реакцию.

Информационная функция чувствительной системы заключается в анализе воздействий окружающей среды. Поэтому Иван Павлов назвал нервные образования, выполняющие указанную функцию, анализаторами (1909 г.). Он также обнаружил, что анализ информации, полученной извне, осуществляется в коре больших полушарий головного мозга.

Строение анализаторов (сенсорных систем). Согласно исследованиям Ивана Павлова, каждый анализатор состоит из трех частей: периферической

(представлена определенными видами рецепторов) проводящей (путь, по которому передается возбуждение, — периферические нервы и волокна белого вещества спинного и головного мозга); центральной (специальные чувствительные зоны коры больших полушарий головного мозга). Вспомните, какие это зоны и где они расположены (ил. 107).

Например, к слуховой сенсорной системе относятся слуховые рецепторы внутреннего уха; слуховые нервы и проводящие пути ствола и подкорковой части головного мозга; слуховая зона коры, расположенная в височной доле большого мозга (ил. 110).

 

Каждая часть анализатора играет важную роль в обеспечении нормальной чувствительности организма, а следовательно, приобретении жизненного опыта. Поэтому повреждение любой части анализатора исключает восприятие определенных раздражений.

Например, человек может потерять слух, если повредит слуховые рецепторы уха, слуховой нерв или слуховую зону коры большого мозга. Отсутствие слуха отрицательно скажется на качестве жизни такого человека.

Человек обладает пятью основными сенсорными системами: зрительной, слуховой, вкусовой, обонятельной и осязательной, с помощью которых он в основном воспринимает окружающую среду. Кроме того, человек ощущает температуру, изменение положения тела в пространстве, боль, жажду, голод и ряд смешанных чувств, которые сложно четко определить (в таком случае говорят: сердце не на месте, душа болит и т. д.).

Понятие об органах чувств. Как известно, сигналы об изменениях среды, обусловливающие возникновение возбуждения в нервных клетках, называются раздражителями. Нервные структуры, воспринимающие раздражение, называются рецепторами. Часть из них представлена простыми нервными окончаниями чувствительных нейронов, воспринимающими раздражение и по центральным отросткам передающими возбуждение на более высокий уровень сенсорной системы. Такое строение имеют рецепторы кожи и мышц, в частности двигательного и болевого анализаторов. Другие рецепторы — это специализированные видоизмененные эпителиальные клетки, воспринимающие раздражение и передающие возбуждение на чувствительные нейроны. Таковы зрительные, слуховые, вкусовые, вестибулярные рецепторы.

Рецепторы расположены во всех органах и тканях, но значительная часть их сосредоточена в органах чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. В органах чувств рецепторы преобразуют сигналы окружающей среды в нервные импульсы. Каждый тип рецепторов преобразует лишь определенное раздражение, например, рецепторы глаза — свет, рецепторы уха — звук и т д. В любой части человеческого тела есть несколько типов рецепторов, и поэтому в обычных условиях возникают комбинации ощущений.

Общие свойства сенсорных систем. Процесс восприятия и анализа информации из окружающей среды для каждой сенсорной системы имеет свою специфику, но у них есть и общие свойства, их объединяющие. Рассмотрим их.

Анализаторы характеризуются высокой чувствительностью к адекватному им раздражителю (на восприятии которого специализируются анализаторы: зрительный воспринимает свет, слуховой — звук и т. д.). Например, чтобы возникло возбуждение рецепторов глаза, достаточно поступления в него 1-2-х квантов света. Важным общим свойством всех сенсорных систем является адаптация — способность сенсорных систем приспосабливать уровень своей чувствительности к интенсивности раздражителя. В частности, при высокой интенсивности раздражителя чувствительность организма к нему снижается и наоборот. Вам хорошо известны приспособления зрения к темноте или слуха к шуму. Например, когда человек заходит в темную комнату, сначала он ничего не видит и только через некоторое время начинает различать контуры предметов.

Анализаторы под влиянием многократных упражнений способны повышать свои возможности, то есть «тренироваться». Неудивительно, что тренируется слух у музыкантов, осязание — у мануальных терапевтов, чувство вкуса и запахов — у дегустаторов. Учтите, вы тоже можете тренировать свои органы чувств, стоит только регулярно упражняться.

Деятельность анализаторов координирует мозг — при повреждении одного из анализаторов его функция может замещаться работой других анализаторов. Так, с помощью слуха или осязания тоже можно создать представление об общем виде предметов. Известно, что у незрячих людей чрезвычайно развиты слух и осязание, что позволяет им достигать значительных творческих успехов.

Сенсорная система. Части анализатора: периферическая, проводящая, центральная. Рецептор. Орган чувств

Работа рецепторов заключается в выработке биоэлектрического тока. Из курса физики вам известно, что ток — упорядоченное движение заряженных частиц, которыми в организме являются ионы. А на уроках химии вы узнали, как они образуются. В мембранах рецепторов под влиянием раздражения возникает на. В результате этого возникает ионный ток, передающийся как нервный импульс.

1. Через какие системы осуществляется связь организма с окружающей средой? Какое значение имеет эта связь? 2. Что является общим, а что — отличным в строении всех анализаторов? 3. Чем обусловлено разнообразие рецепторов?

4. Что такое органы чувств? Назовите органы чувств человека. 5. Что такое адаптация сенсорных систем и каково ее значение?

6. Прокомментируйте высказывание Клода Бернара, вынесенное как эпиграф к теме. 7. Объясните выражение Дени Дидро: «Наши чувства — это клавиши, по которым бьет окружающая среда». 8. Можно ли считать, что сложные рецепторы выполняют сложную работу? Почему? 9. Немецкий композитор Людвиг

ван Бетховен после полной потери слуха написал еще такие гениальные произведения, как Симфония № 9 и «Торжественная месса». Он «слушал» свою игру на рояле с помощью тросточки, один конец которой держал в зубах, а другим касался рояля. Объясните, почему композитору удавалось «услышать» мелодию.

10. Проанализируйте, какие раздражители оказывали влияние на вас в течение дня. Почему именно они больше всего запомнились? 11. Одинаково ли реа-I тируют люди на одни и те же раздражители? Почему?

 

Это материал учебника Биология 8 класс Мищук

 

Категорія: Біологія

Автор: admin от 9-09-2016, 07:11, посмотрело: 2087