Народна Освіта » Біологія » § 37. Головной мозг. Строение и функции заднего и среднего мозга

НАРОДНА ОСВІТА

§ 37. Головной мозг. Строение и функции заднего и среднего мозга

Как усложнялась строение головного мозга позвоночных (ил. 103)?

Общая характеристика головного мозга. Головной мозг — высший отдел центральной нервной системы человека, в котором происходят сложные процессы анализа и синтеза информации, поступающей от органов чувств (ил. 104 а). Он находится в полости черепа и занимает около 95 % объема. Через большие затылочные отверстия головной мозг соединяется со спинным. Масса головного мозга новорожденного 330-400 г, максимума она достигает в 20 лет. У взрослых масса головного мозга может значительно варьироваться (1100-2200 г), но уровень умственных способностей от массы мозга не зависит. Подумайте почему.

Вам уже известно, что головной мозг покрыт такими же оболочками, что и спинной. Они образуют единый покров центральной нервной системы. В

центральном канале головного мозга, продолжающем канал спинного мозга, содержится черепно-мозговая жидкость (по составу и функциям такая же, как и спинномозговая). Эта жидкость вместе с кровью обеспечивает обмен веществ нейронов. В головном мозге, как и в спинном, есть белое и серое вещества. Вспомните, из чего они состоят.

Серое вещество образует кору большого мозга и мозжечка; кроме того, в виде отдельных скоплений нейронов (ядер) оно содержится внутри белого вещества. Белое вещество образует проводящие пути, связывающие отделы головного мозга между собой и со спинным мозгом (ил. 104 б).

Головной мозг принято делить на три отдела (ил. 104 а): задний мозг (продолговатый мозг, мост и мозжечок), средний мозг, передний мозг (промежуточный мозг и большой, или конечный, мозг).

От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов, регулирующих деятельность мышц головы и шеи, многих внутренних органов и воспринимающих информацию от органов чувств. Среди них выделяются чувствительные, двигательные и смешанные. Самый длинный нерв — блуждающий, ветви которого находятся во многих участках тела.

Строение и функции ствола головного мозга. Продолговатый мозг, мост и средний мозг образуют ствол головного мозга (ил. 105). Всем частям ствола мозга присущи рефлекторная и проводящая функции, что обусловлено

 

особенностями их строения.

Продолговатый мозг (длиной 2,5-3 см) является продолжением спинного мозга и имеет четко выраженное сегментарное строение. Его серое вещество расположено так же, как в спинном мозге, и также имеет отдельные ядра, разделенные белым веществом, образующим проводящие пути спинного и головного мозга. Ядра, находящиеся внутри белого вещества продолговатого мозга, являются центрами важных физиологических функций — дыхания, кровообращения, сердцебиения, пищеварения, а также безусловных рефлексов (чихания, кашля, жевания, глотания и т. д.).

Мост расположен выше продолговатого мозга и связывает его со средним. Это утолщенный валик с множеством поперечно расположенных волокон, образующих его белое вещество. Через мост проходят проводящие пути, несущие импульсы в восходящем и нисходящем направлениях. Серое вещество моста образует ядра в толще белого вещества. Мост регулирует рефлекторную деятельность органов вкуса и слуха, слюнных и слезных желез, глазодвигательных, жевательных и мимических мышц лица.

Средний мозг связывает мост и промежуточный мозг. Он состоит из ножек мозга и четверохолмия, в котором находятся первичные центры зрения и

слуха. Они обеспечивают возникновение ориентировочных рефлексов, проявляющихся в повороте головы и концентрации внимания в ответ на определенное раздражение. Эти рефлексы позволяют организму быстро реагировать на раздражение и действовать в соответствии с ситуацией. В ядрах ножек среднего мозга находятся центры, регулирующие тонус мышц и координирующие сложные движения. Средний мозг, действуя вместе с продолговатым мозгом и мостом, обеспечивает рефлексы позы и выпрямительные рефлексы, обусловливающие стояние и ходьбу.

Строение и функции мозжечка. Мозжечок расположен позади продолговатого мозга (ил. 104 а). Он состоит из двух полушарий, связанных между собой образованием, которое называется червяком.

Вам уже известно, что поверхность полушарий покрыта корой из серого вещества, в которой находится белое вещество. В толще мозжечка серое вещество образует ядра внутри белого вещества. Оно в разрезе имеет вид мелких листьев растения и напоминает дерево, из-за чего в древности мозжечок называли «древом жизни». С рецепторами и рабочими органами непосредственной связи мозжечок не имеет. Он связан проводящими путями (чувствительными и двигательными) со спинным, продолговатым и средним мозгом, а через мост — с корой большого мозга.

По проводящим путям в мозжечок поступает информация от мышц, сухожилий, суставов, вестибулярного аппарата органа слуха, двигательных центров коры головного мозга. Здесь она обрабатывается (часто под контролем большого мозга) и передается нисходящими путями к двигательным нейронам спинного мозга. Эта информация обусловливает важную роль мозжечка в координации движений, регуляции равновесия тела и поддержании тонуса мышц. Повреждение мозжечка приводит к нарушению координации, равновесия, плавности движений и речи и т. п.

dadoftcufiofutoe исследование

Тема. Изучение строения головного мозга человека (по муляжам, моделям, пластинчатым препаратам).

Цель: выяснить особенности строения заднего и среднего отделов головного мозга; научиться различать их на моделях, муляжах, пластинчатых препаратах.

Оборудование и материалы: разборные модели и муляжи головного мозга человека, пластинчатые препараты мозга человека.

Ход исследования

1.    Рассмотрите разборную модель головного мозга человека. Разделите ее на две части. На одной из частей модели определите основные отделы головного мозга.

2.    Найдите продолговатый мозг, мост, мозжечок и средний мозг. Какие элементы образуют ствол головного мозга?

3.    На пластинчатых препаратах рассмотрите расположение серого и белого веществ в определенных частях ствола мозга и мозжечка. Чем оно обусловлено?

4.    Сделайте вывод: в чем заключается связь строения определенных частей головного мозга с выполняемыми ими функциями?

Отделы головного мозга: задний, средний и передний. Ствол головного мозга: продолговатый мозг, мост, средний мозг. Мозжечок

Масса головного мозга у мужчин составляет в среднем 1375 г, у женщин — 1275 г. На поведение и умственные способности этот показатель не влияет. Так, например, масса мозга выдающихся людей была разная: Ивана Тургенева — 2012 г, Дмитрия Менделеева — 1751 г, Альберта Эйнштейна — 1230 г, Иоганна Вольфганга Гете — 1210 г. Зависит ли талантливость человека от массы мозга? Почему?

1. Из каких отделов состоит головной мозг? 2. Что образует ствол головного мозга? 3. Охарактеризуйте строение и функции: а) продолговатого мозга; б) моста; в) среднего мозга; г) мозжечка. 4. В чем заключаются рефлекторные и проводящие функции ствола головного мозга? Приведите примеры для каждого отдела.

5. По ил. 103, 104 сравните строение головного мозга позвоночных животных и человека. Какие отделы головного мозга лучше развиты у представителей разных классов? 6. Какие особенности строения головного мозга человека свидетельствуют о более сложной организации человека как биологического существа? 7. Какой отдел мозга задействован во время ориентировочного рефлекса, когда вы резко поворачиваете голову на стук книги, упавшей на пол?

8. Проследите координацию работы мышц, которая осуществляется под контролем мозжечка, при выполнении пальценосовой мозжечковой пробы. Для этого закройте глаза, протяните вперед руку с вытянутым указательным пальцем и его кончиком прикоснитесь к кончику носа. Подумайте и выскажите предположение, как мозжечок контролирует точность движения пальца. 9. Отследите рефлексы среднего мозга, благодаря которым поддерживается равновесие тела. Станьте в неустойчивую позу так, чтобы одна стопа касалась носком пятки другой стопы. Стопы должны находиться на одной прямой. Руки сложите в «замок», локти сомкните. Выполните аналогичные действия с закрытыми глазами. Что вы делаете для поддержания равновесия? Как можно объяснить различие в выполнении упражнения с закрытыми и открытыми глазами?

 

Это материал учебника Биология 8 класс Мищук

 

Категорія: Біологія

Автор: admin от 6-09-2016, 22:22, Переглядів: 5651