Народна Освіта » Біологія » § 49. Понятие о сигнальных системах. Речь. Мышление. Сознание

НАРОДНА ОСВІТА

§ 49. Понятие о сигнальных системах. Речь. Мышление. Сознание

Вспомните, благодаря каким сигналам животные ориентируются в окружающей среде. Что такое сенсорная система? Какие сенсорные системы существуют у человека?

Поведение человека сложное. В нем задействованы механизмы не только безусловных и условных рефлексов, а также умственной деятельности. Если инстинкты у человека часто проявляются неосознанными действиями, то умственная деятельность направляет его поведение в соответствии с законами общества, традициями.

Что такое сигнальные системы? Какие сигнальные системы существуют у человека? Одна из важных функций коры больших полушарий головного мозга - обеспечение функционирования и развитие сигнальных систем.

Сигнальная система - совокупность рефлекторных процессов, обеспечивающих восприятие и анализ информации, а также формирование соответствующих реакций организма на определенные раздражители.

Первая сигнальная система человека воспринимает с помощью соответствующих сенсорных систем разнообразные раздражители (сигналы) окружающей среды. Нервные центры первой сигнальной системы находятся в коре больших полушарий. Она служит основой для образования условных рефлексов.

Вторая сигнальная система проявляется в общении благодаря устной и письменной речи. Речевые функции человека связаны с функционированием многих структур головного мозга. Устная речь формируется преимущественно при помощи височной и лобной долей левого полушария, а письменная - теменных, височных и лобных долей. Слова, которые

человек произносит, слышит или читает, представляют собой условные раздражители. Их воспринимает и различает кора больших полушарий головного мозга.

Слова - это символы конкретных предметов и явлений окружающей среды. То есть слово является сигналом сигналов. Словами человек обозначает все, что воспринимает с помощью органов чувств. Человек с помощью слов обобщает понятия не только о предметах, их свойствах, явлениях, а также о своих чувствах.

С помощью речи информация анализируется и обобщается, человек рассуждает, формулирует выводы. Речь нужна человеку для обучения и общения, вследствие чего от поколения к поколению может передаваться накопленный опыт. Ребенок способен к изучению языка от рождения. Если он по каким-либо причинам изолирован от человеческого окружения, то эта способность не реализуется.

ЗАПОМНИТЕ! Речь приобрела огромное значение в высшей нервной деятельности человека, основанной на тесных взаимодействиях двух сигнальных систем (рис. 182). Речь - это уникальное свойство человека, позволяющее с помощью знаков-символов (слов) не только озвучивать мысль, но и выражать ее в письменной форме.

Речевые сигналы (звуковые - устные и зрительные - письменные) воспринимают слуховые и зрительные центры, расположенные преимущественно в левом полушарии. Эти нервные центры образуют единую функциональную систему, обеспечивающую восприятие и анализ разных форм речевых сигналов и их звуковое превращение.

Какие проявления высшей нервной деятельности человека? На все, что человек воспринимает из окружающей среды, он отвечает разными действиями - импульсивными (немедленными), непроизвольными или произвольными (сознательными). С развитием речи развивалось и мышление. Речь и мышление всегда находятся в неразрывной связи. Мышление -это функция коры больших полушарий головного мозга, позволяющая человеку с помощью символов (слов и образов) представить и выразить свое отношение к реально существующим и воображаемым предметам и явлениям окружающей среды, свои жизненные интересы.

Человек думает словами. Благодаря словам он способен создавать образы конкретных и воображаемых предметов и явлений, то есть у него развито абстрактное мышление. Например, слово «дерево» обобщает много конкретных пород деревьев: дуба, липы, березы и др. Человек при необходи-

мости способен возникшие временные связи «доставать» из памяти, создавать разнообразные их комбинации, обобщать увиденное и услышанное. Такой тип мышления присущ только человеку. Абстрактное мышление позволяет развивать свои природные способности, создавать культуру, заниматься наукой и т. п.

В процессе мышления головной мозг человека выполняет сложные умственные операции, используя понятия, суждения, умозаключения, результатом которых является предположения, прогнозы, принятие решений (рис. 183). Вы часто выполняете умственные операции на уроках во время усвоения нового учебного материала или его воспроизведения. Выполнение умственных операций зависит от индивидуальных особенностей мышления конкретного человека.

В проявлении индивидуального мышления большое значение имеет самостоятельность: способность человека ставить новые задачи и решать их, прорабатывать самостоятельно полученную информацию, формировать свое собственное мнение и им руководствоваться.

Критичность мышленияпроявляется в способности человека не попадать под влияние чужих мыслей, оценивать позитивные и негативные аспекты явления или факта, обнаруживать ценное в них. Человек с критическим мышлением требовательно оценивает и свое собственное мнение, решение, поступки, самокритично относится к своим действиям.

Гибкость мышленияпроявляется в умении быстро менять свои действия при изменении ситуации. Человек с гибким мышлением намного быстрее адаптируется к изменениям в окружающей среде. Глубина мышленияпроявляется в умении проникать в сущность сложных вопросов, видеть проблему там, где ее не замечают другие, предугадывать возможные последствия событий и процессов. Широта мышленияпроявляется в способности охватывать широкий круг вопросов.

Последовательность мышления - умение соблюдать логическую последовательность при высказывании суждений, их обосновании. Чтобы придерживаться последовательного изложения учебного материала, нужно мысленно составить план его подачи.

Скорость мышления выражается в способности быстро разобраться в сложной ситуации и принять правильное решение.

Часто человек использует воображение. Это психические процессы, основанные на его опыте. В результате такой сложной работы мозга у человека формируется представление - наглядный образ предмета, явления, возможная схема решения, которую можно проверить в действиях, на практике.

Свое отношение к конкретным или воображаемым предметам либо событиям человек выражает с помощью эмоций. Это субъективные переживания, в которых проявляется отношение человека к окружающему миру и к себе. Эмоции бывают положительные (радость, удовольствие, увлечение, любовь и т. п.) и отрицательные (ужас, гнев, отвращение и т. п.). Умение руководить своими эмоциями и поступками люди приобретают в процессе воспитания.

Во время познавания окружающего мира формируются ощущения. Отображение в головном мозге целостного образа предмета или явления называют восприятием. Внимание - процесс, в результате которого полученная информация становится доступной для анализа, то есть доходит до сознания. Устойчивость внимания повышается при активном осмыслении - сосредоточении.

ЗАПОМНИТЕ! Вторая сигнальная система помогает обозначать словом не только непосредственные раздражители, но и сложные их взаимосвязи, оперировать словами во время анализа и синтеза явлений окружающего мира. Она обобщает сигналы первой сигнальной системы. Речь и мышление играют большую роль в становлении сознания человека, развитии его психики.

Что такое сознание? Каковы его физиологические основы? Сознание -

это проявление высшей нервной деятельности, которое заключается в отражении действительности и произвольном регулировании взаимосвязей человека с окружающей средой, в частности с обществом. Развитие сознания стало возможным только благодаря общению людей между собой, коллективному труду. Таким образом, сознание - это результат не только функционирования высших отделов нервной системы (кора больших полушарий), но и общественной жизни человека (рис. 184).

Человек является единственным живым существом на Земле, которое способно осознавать не только то, что его окружает, но и себя, свое отно-

шение к предметам и явлениям внешнего мира. Эта категория называется самосознанием.

Ключевые термины и понятия: первая сигнальная система, вторая сигнальная система, речь, мышление, абстрактное мышление, сознание.

ОБОБЩИМ ЗНАНИЯ

Высшая нервная деятельность человека основана на анализе информации, поступившей в мозг через две сигнальные системы. Первая сигнальная система представлена органами чувств, вторая - словами. Действие слова как сигнала определяется его смысловым, а не звуковым значением. Речь является основой мышления, что присуще только человеку.

Сознание - один из самых сложных психических процессов, который определяет отношение человека к окружающему миру. Сознание тесно связано с речью.

ПРОВЕРЬТЕ И ПРИМЕНИТЕ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ

Ответьте на вопросы

1. Что такое сигнальные системы? 2. В чем заключается отличие между первой и второй сигнальными системами? 3. Как осуществляется речевая функция у человека? 4. Что такое мышление? Каковы физиологические основы мышления? 5. Что такое сознание?

Выберите один правильный ответ

Укажите сигнал, который человек определяет по смысловому значению: а) звук; б) свет; в) слово; г) температура.

ОБСУДИТЕ В ГРУППАХ.I группа. Сигнальные системы. II группа. Значение второй сигнальной системы. III группа. Значение речи для человека. IV группа. Связь речи и мышления.

ПОДУМАЙТЕ.Так называемые «маугли» - дети, выросшие среди животных и попавшие в человеческое общество в возрасте старше 5 лет, обычно не овладевали речью. Почему?

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.Сравните характеристики первой и второй сигнальных систем.

 

Этот материал взят из учебника Биология 8 класс Матяш

 

Категорія: Біологія

Автор: admin от 6-09-2016, 16:34, Переглядів: 1962