Народна Освіта » Біологія » § 40. Профилактика заболеваний нервной системы

НАРОДНА ОСВІТА

§ 40. Профилактика заболеваний нервной системы

Вспомните, что такое кора. Что такое инсульт, паралич?

Какие бывают нарушения деятельности нервной системы человека?

Причины нарушений деятельности нервной системы могут быть разными: механические травмы и электрическое поражение центральных и периферических структур нервной системы (повреждение спинного мозга, сотрясение головного мозга, поражение нервов), перегрев и переохлаждение организма (воспаление нервов, оболочек спинного и головного мозга), инфекционные заболевания, вызванные вирусами, бактериями и т. п. (энцефалит, менингит), действие разных ядов. Их могут вызывать и нарушение нормального функционирования организма: ухудшение или прекращение кровоснабжения определенного участка нервной системы, голодание, недостаток витаминов, особенно группы В. Нарушение согласованности между симпатической и парасимпатической нервной системой может привести к головокружениям.

Здоровье человека. Недостаток кислорода тоже пагубно влияет на функционирование нервной системы, что проявляется гибелью нейронов, нарушением связей между ними и замедлениями рефлексов. Прогулки, игры и занятия спортом на свежем воздухе необходимы для отдыха нервной системы при умственных и эмоциональных нагрузках.

Очень негативно влияют на нервную систему употребление алкоголя, наркотиков, курение. Алкоголь, разрушая мембраны нейронов, приводит к гибели части нервных клеток, в частности коры головного мозга и мозжечка, нарушает проведение нервного импульса по нервам, передачу нервных импульсов от нервов к мышцам. В итоге ухудшается координация движений, появляется дрожание мышц, наступает умственная неполноценность.

Никотин в составе табачного дыма вызывает спазмы сосудов головного и спинного мозга, нарушая кровоснабжение этих структур.

Наркотики, оказывая возбуждающее или снотворное действие, очень быстро истощают нервную систему и организм в целом, вызывают физические и психические расстройства, нарушения обонятельной, вкусовой, зрительной и других видов чувствительности.

Самыми распространенными нарушениями деятельности нервной системы являются неврозы. Они характеризуются навязчивыми, истерическими расстройствами психики, а также временным снижением умственной и физической работоспособности. Вызывают неврозы длительные сильные негативные эмоции, связанные с трудностями в учебе, проблемами в семье. По своему проявлению неврозы делят на неврастению, истерию и психастению.

Неврастения развивается в результате переутомления, недоедания, отравления наркотиками, хронических инфекций и т. п. Это заболевание обычно связано с перенапряжением процессов торможения, то есть способности сдерживаться, владеть собой. Поэтому для неврастеников характерна повышенная раздражительность и возбудимость, вспыльчивость, суетливость. Они быстрее устают во время выполнения работы, особенно умственной. У них часто бывают апатия, головная боль, головокружение, расстройства сна. У больного резко выражены вегетативные реакции: он то краснеет, то становится бледным, конечности холодеют, появляются ощущения зуда кожи и т. п.

Истерия характеризуется преобладанием эмоций над разумом (подкорковой деятельности над деятельностью коры больших полушарий). Поэтому у истериков неадекватная реакция на внешние раздражители. Типичным проявлением этого заболевания является истерический приступ, который возникает как реакция даже на незначительную неприятность. Во время приступа больной плачет или смеется, может даже упасть. Настроение у таких людей неустойчиво. Слабость нервных процессов вызывает повышенную способность к внушению и самовнушению.

Психастения, или невроз навязчивых состояний, проявляется нерешительностью, неуверенностью в своих силах. Это состояние во многом противоположно истерии. Характеризуется сильным преобладанием коры конечного мозга над эмоциональными центрами. У таких людей обедненные эмоции и увлечения, образное мышление, постоянное ощущение

неполноценности жизни, склонность к сомнениям, нерешительность в действиях, неуверенность в себе. Им трудно принимать любое решение, они бесконечно анализируют свои поступки. В сознании больного человека возникают назойливые воспоминания, страхи, бывают и навязчивые действия. Возникают постоянные сомнения относительно правильности поступков, страх одиночества, темноты, катастроф. Такое состояние в легкой форме может возникнуть и у здорового человека при переутомлении.

Стойкие неврозы могут впоследствии перерасти в психозы, связанные с повреждением структур центральной нервной системы. Они часто сопровождаются бредом, галлюцинациями и т. п. При этом психические реакции больного человека не отвечают реальной ситуации.

Какие существуют меры профилактики заболеваний нервной системы? Вы уже знаете, что любую болезнь легче предупредить, чем потом лечить. Поэтому знание симптомов и последствий болезни является основным способом профилактики. Часто для восстановления функционального состояния нервной системы и организма достаточно увеличить время активного отдыха, изменить условия, устранить причины возникновения этих состояний. Самыми эффективными и надежными способами снять психологическое напряжение, которое часто возникает у подростков, является увлечение творчеством, музыкой, туризмом, физической культурой и спортом. Важно, чтобы жизнь была заполнена нужной и интересной деятельностью, которая бы обеспечивала нормальную жизнь и приносила духовное удовольствие.

Ключевые термины и понятия: неврастения, истерия, психастения, неврозы, психозы.

ОБОБЩИМ ЗНАНИЯ

Самыми распространенными нарушениями деятельности нервной системы, особенно у детей, являются неврозы. Причиной возникновения неврозов у человека может быть перенапряжение функций нервных клеток коры головного мозга. Основные факторы, вызывающие неврозы, - продолжительные, сильные негативные эмоции, связанные с трудностями в учебе, воспитанием в семье. По своему проявлению неврозы делят на: неврастению, невроз навязчивых состояний, истерию.

ПРОВЕРЬТЕ И ПРИМЕНИТЕ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ

Ответьте на вопросы

Какие функциональные нарушения нервной системы вы знаете? Как они влияют на здоровье человека? Какие меры их профилактики вам известны?

Выберите один правильный ответ

Укажите один из видов невроза, который основан на преобладании эмоций над разумом (подкорковой деятельности над корой конечного (большого) мозга): а) неврастения; б)истерия; в)психастения.

ОБСУДИТЕ В ГРУППАХ. Предложите профилактические меры относительно предотвращения неврозов.

ПОДУМАЙТЕ. Какие меры нужно предпринять, если у ребенка приступ истерики? ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Составьте свой распорядок дня на неделю.

. САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ

Выберите один правильный ответ

1.    Укажите, чем образована кора больших полушарий: а) телами нейронов и их короткими отростками; б) короткими отростками нейронов; в) длинными отростками нейронов; г) длинными и короткими отростками нейронов.

2.    Укажите вещество, из которого образована подкорка полушарий головного мозга; а) только из белого вещества; б) только из серого вещества; в) скопления серого вещества в белом; г) скопления белого вещества в сером.

3.    Укажите составляющие центральной нервной системы: а) головной мозг, спинномозговые нервы; б) спинной мозг, черепно-мозговые нервы; в) головной мозг, спинной мозг; г) спинной мозг, спинномозговые нервы.

4.    Выберите ряд составляющих переднего мозга: а) продолговатый мозг, промежуточный мозг; б) продолговатый мозг, средний мозг; в) продолговатый мозг, мозжечок; г) промежуточный мозг, конечный мозг.

5.    Укажите нервные центры, расположенные в височной доле конечного мозга: а) зрения; б) слуха; в) движения; г) обоняния.

6.    Укажите нервные центры, расположенные в затылочной доле головного мозга: а) слуха; б) движения; в) зрения; г) обоняния.

7.    Укажите участок головного мозга, в котором находится центр координации движений: а) продолговатый мозг; б) мост; в) промежуточный мозг; г) мозжечок.

8.    Выберите составляющие периферической нервной системы: а) ствол головного мозга; б) передний мозг; в) спинной мозг; в) черепно-мозговые нервы.

9.    Укажите составляющую головного мозга, в которой находится гипоталамус: а) продолговатый мозг; б) мост; в) средний мозг; г) промежуточный мозг.

10.    Укажите отличия между строением и функциями симпатической и парасимпатической вегетативной (автономной) нервной системы человека: а) расположение их центров; б) симпатические нервные узлы состоят из белого вещества, а парасимпатические - из серого; в) парасимпатические нервные узлы состоят из белого вещества, а симпатические - из серого; г) в отличие от парасимпатических, тела вторых симпатических нейронов находятся непосредственно возле или внутри органов, которые они иннервируют·.

 

Образуйте логические пары

11.    Установите соответствие между составляющими головного мозга (цифры на рисунке) и их названиями.

А конечный мозг

Б промежуточный мозг

В продолговатый мозг

Г мост

Д средний мозг

12.    Еще в древние времена анатомы называли продолговатый мозг «жизненным узлом». Аргументированно подтвердите или опровергните эту точку зрения.

СВЯЗЬ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ

Человека окружает удивительный мир, богатый красками, звуками, запахами. Как человек воспринимает их и получает полную картину окружающей действительности?

 

Этот материал взят из учебника Биология 8 класс Матяш

 

Категорія: Біологія

Автор: admin от 6-09-2016, 16:28, Переглядів: 2934