Народна Освіта » Російська мова » § 6. Простое и сложное предложение

НАРОДНА ОСВІТА

§ 6. Простое и сложное предложение

(Просте й складне речення)

29. Используя схему, расскажите о типах предложения по цели высказывания.

30. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Объясните условия выбора орфограмм. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

Осень в лесу

После тёплых дней лета наступает з..лотая осень. На опушке леса можно найти подосиновики, розовые сырое..ки, скользкие гру-    ^

зди. На старых пнях жмутся друг    & г#-

к другу опята. На лесных п..лянах    ;;

кр..снеют грозд..я р..бины. В М..ХО-    ‘ ыГ    ф-

вых б..лотах на коч..ках по..вляют- В ся яг..ды клюквы. На дне л..сно-    Василий Поленов,

го руч..я видна каждая тр..винка.    Золотая осень

Лё..кий в..терок гонит облач..ка

по прозрач..ному небу. В тихие дни над з..млёй л..тает невесомая паутинка. Птицы готовятся к отлёту на юг. Пок..дают р..д-ной край дикие гуси и журавли. Далеко ра..носятся их г..лоса.

(По К. Г. Паустовскому)

Дидактическая игра

31.    Составьте предложение, выполнив предварительные действия.

1.    Из предложения «Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2.    Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3.    Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

4.    Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

5.    Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковёр».

6.    Из предложения «Куда ведёте нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

Сделайте синтаксический разбор получившегося предложения.

32.    1) Прочитайте стихотворение. Укажите простые и сложные предложения, выполните их разбор.

Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет тёмный лес.

На ручей, рябой и пёстрый,

За листком летит листок,

И струёй, сухой и острой,

Набегает холодок.

(Н. А. Некрасов)

2)    Рассмотрите репродукцию картины Александра Заварина «Осенний сон». Совпадает ли описание осени на картине и в тексте стихотворения И. А. Некрасова?

3)    Напишите сочинение-миниатюру по картине Василия Поленова «Золотая осень» (см. с. 24). Используйте по возможности сложные предложения, описательные конструкции из лирических призведений русских поэтов.

33. Соедините между собой подходящие по смыслу час-_ ти из левого и правого столбиков так, чтобы получились сложные предложения. Поставьте недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Объясните условия выбора орфограмм.

Приближался конец сентября

а ..ктябрь пахнет к..пустой

Небо зат..нулосъ обликами

а х..л..да ещё не наступили

Сад был густой и ветвистый

пошёл тихий серый дождь

Сентябрь благоухает яблоками

но листья уже опали

С помощью каких союзов, кроме союза И, могут соединяться между собой простые предложения в составе сложного?

34. Подобрав по смыслу союзы, образуйте и запишите из пар простых предложений сложные. Составьте схемы полученных предложений.

1.    Сентябрьское утро прохладно. На лепестках астр дрожат росинки. Ивы облетели. Ели грустили об ушедшем лете.

2.    Озеро стало чёрным.

Оно было похоже на зеркало. По тропикам неслись листья. Ветер срывал последние с веток.

3.    Серое утро было грустным. Солнце не выглядывало из-за облаков. На листе переливалась всеми цветами радуги капелька росы. Цветы тянулись к солнцу.

4.    Ели смотрятся в озеро. Они хотят налюбоваться собой. Солнце спряталось за тучи. Цветы свернули свои лепестки. Муравьи стали закрывать входы в свои домики.

 

Категорія: Російська мова

Автор: admin от 15-01-2016, 15:27, Переглядів: 2944