Народна Освіта » Російська мова » § 5. Словосочетание

НАРОДНА ОСВІТА

§ 5. Словосочетание

(Словосполучення)

25.    Прочитайте текст, выделите в предложениях словосочетания типа глаг. + сущ.

Дворец Трёх Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружён глубокими каналами. Над каналами висели чёрные железные мосты. Мосты охранялись стражей (гвардейцами в чёрных клеёнчатых шляпах с жёлтыми перьями)

(Ю. К. Олеша).

Обратите внимание! Грамматическая основа предложения словосочетанием не является.

26.    Составьте и запишите с приведёнными ниже словами словосочетания. Покажите графически зависимость между их частями, обозначьте части речи слов, входящих в словосочетания.

Вкусно, поздно, русский, лазурный, клочок, путешествовать, приключение, эмблема, летопись, солнце, чудесный, хозяин, кровать, рассказ, рассказывать.

27. 1) Прочитайте две коротких легенды о ландыше. Выпишите из текстов все возможные словосочетания. Охарактеризуйте состав каждого словосочетания.

Легенда — это сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого, в которых допускается определённая доля вымысла.

С древнеримской богиней Дианой связана легенда о появлении ландыша. Как-то на охоте Диана заблудилась и попала в лес, в котором жили фавны. Они влюбились в неё и стали преследовать прекрасную незнакомку. Диана убежала от них, но во время бегства с её красивого тела падали душистые капельки пота, превращавшиеся на земле в волшебной красоты цветы — ландыши.

В Австрии существует предание, что белые колокольчики ландышей — это фонарики гномов или ожерелье Белоснежки. Спасаясь от злой мачехи, она рассыпала его, и бусины превратились в грустные, белые, как снег, цветы.

2) О ландыше была создана прекрасная легенда и в Древней Руси. Используя слова для справок, восстановите текст легенды.

Славяне создали свою («прил. + сущ.») о ландыше.

Водяная царевна Волхова («гл. + сущ.»).

На свою беду, она («гл. + сущ.») Садко к прекрасной Любаве.

Вышла Волхова на берег послушать («сущ. + сущ.»), но не нашла его на берегу, («нар. + гл.») Волхова, («сущ. + гл.») среди трав, превратившись в («прил. + сущ.») с изумительным ароматом.

Слова ДЛЯ справок: полюбила Садко, удивительная легенда, узнала о любви, горько заплакала, песни Садко, слёзы упали, чудесные цветы.

.Л 28. Переведите словосочетания на русский язык, запиши-« те. Как проявляется связь между главным и зависимым словом в словосочетаниях в украинском и русском языках?

Бадьорий настрій, зайти до класу, грати в шахи, ляклива сарна, співати в хорі, пливти за течією, дивитися на полум’я.

 

Категорія: Російська мова

Автор: admin от 15-01-2016, 15:26, Переглядів: 1733