Народна Освіта » Російська мова » § 4. Части речи. Орфография. Правописание приставок

НАРОДНА ОСВІТА

§ 4. Части речи. Орфография. Правописание приставок

(Частини мови. Орфографія. Написання префіксів)

20.    Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы; подчеркните приставки и расставьте ударения. Определите части речи в первых двух предложениях.

1. Ракета взвилась и рассыпалась в воздухе разноцветными искрами. 2. На стенах многих старинных зданий сохранились ценные р..списи. 3. Летом пригородные поезда ходят по особому расписанию. 4. В лотереях разыгрывается много ценных предметов. 5. Экскурсанты посетили р.. звалины старинной крепости. 6. К крыльцу подкатили широкие р..звальни. 7. И долго пришлось разыскивать пропавшие вещи; р..зыск окончился удачей. 8. В садах р..спустились первые листочки.

21.    Распределите слова в два столбика: с приставкой на 3 s в конце и с приставкой на С в конце. Подчеркните в словах

первую букву корня.

Рассыпать, вздрогнуть, растолочь, сгибать, бесценный, беззвучный, сбросил, россказни, безжалостный, сжёг, бестолковый, расспросить, бесцельный, распилить, расчирикался, сдуть, издалека, бесшумный, вспахать, сдвинуть, бесполезный.

22. Прочитайте лингвистическую сказку. Выпишите из текста слова с приставками Пре- и При-, объясните их правописание.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-

В один прекрасный день встретились приставки ПРЕ- и ПРИ-и поспорили, у кого больше слов. И решили они устроить словесную дуэль. Пришли они в назначенный час в назначенное место, присели на пенёк. И говорит приставка ПРИ-:

—    Я вот какие слова придумала: приморский, прибитый, пришкольный. Вот сколько у меня слов!

—    А у меня всё равно больше! — сказала приставка ПРЕ-.— Препятствие, предатель, прелестный, преграда, премудрый, пре-весёлый, пречудесный, презабавный.

И сколько приставка ПРИ- ни придумывала, ничего не приходило в голову. ПРЕ- и не предполагала, что у неё будет преимущество. ПРЕ- сказала ПРИ-:

—    Ты не расстраивайся, давай дружить!

Итак, приставки ПРЕ- и ПРИ- стали прекрасными друзьями. Они каждый день приходили в превосходный парк, в котором были прелестные цветы, прескрипучие качели.

(В. В. Волина)

23. Составьте предложения, употребив в них данные слова.

Прекрасный, приукрашивать, перекрашивать; приступить, преступить, переступить; приёмник, преемник, перенимать; приделать, предел, переделка; приход, переходик, переходить.

24.    Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Объясните условия выбора орфограмм. Определите части речи.

1.    Клестов (не)спутаеш.. с другими птицами. Ведь клюв у них особенный, ни у кого такого нет. Кон..чик верхней половинки клюва загнут вниз и влево, а кон..чик нижней половинки загнут вверх и вправо. Зачем клесту такой чудной клюв? Повиснет клёст на еловой ш..шке, засунет свой сильный загнутый клюв под ч..шуйку ш..шки и достанет, как щипчиками, еловые

с..мена (Б. А. Павлов).

2.    Ноч..ю дождь пр..ходит неслышно. Он од..вает стены, крыш.. , огороды др..мотным влажным шелестом. Сквозь раскрытые окна доносится мокрый зап..х см..родины (Ю. Н. Куранов).

Категорія: Російська мова

Автор: admin от 15-01-2016, 14:31, Переглядів: 1735