Повторение изученного по русскому языку в 7 классе
318. 1) Для чего нужно изучать язык? Как знание языка по-
могает вам изучать другие школьные предметы? общаться
со взрослыми? читать художественные произведения?
Какие разделы науки о языке вам известны? Что изучает ка-
ждый из них?
Эврика!
2) Рассмотрите схему. Назовите самостоятельные и слу-
жебные части речи. Какую часть речи вы не назвали? Почему?
Чем отличаются самостоятельные и служебные части речи?
319. Выпишите из поэтического
’ текста слова в три столбика в со-
ответствии со схемой из упр. 318.
Текла, извивалась, бл..стела
Река меж зелёных лугов,
А стала недв..жной и белой,
Чуть-чуть г..лубее СН..ГОВ.
Лишь где-нибудь в проруб., зыбко
Игра..т и дыш..т вода,
И в ней красн..пёрая ры..ка
Бл..снёт чешуёй иногда.
(С. Я. Маршак)
Исаак Остаде. Таверна
на замёрзшей реке
^ 320. Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы,
раскрывая скобки и расставляя пропущенные запятые. Объ-
ясните условия выбора орфограмм и пунктограмм.
1. Люблю того, кто (не)обидит (ни)кого. 2. Обидеть-то ка-
ждый мож..т а пож..леть-то (не)кому. 3. Кто дважды оглян..тся,
тот (ни)чего (не)потеряет. 4. Дома с..дит, (ни)(на)кого (не)глядит.
5. Иного (ни)чем (не)удовлетворишь и (ни)чем (не)насытишь.
6. В одной руке пусто а в другой нет (ни)чего. 7. Поехали с ореха-
ми — пр..дут (ни)(с)чем. 8. Воин с оружием — всё, воин без ору-
жия — (ни)что. 9. (Не)чего на зеркало пенять, коли рожа кр..ва.
10. Плохого человека (ни)чем (не)уваж..шь.
Подберите антонимы к выделенным словам.
пг-м-р 321. Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль.
VilU-T Подберите заглавие. Выполните задания к тексту.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие зна-
ки препинания. Объясните условия выбора орфограмм и пунк-
тограмм.
Море обведённое по горизонту золотой нитью ещё спало;
лишь под обрывом, в лужах береговых ям, вздымалась и опадала
вода. Стальной у берега цвет спящего океана переходил в синий
и чёрный. За золотой нитью небо вспыхивая сияло огромным ве-
ером света; белые облака тронулись слабым румянцем. Тонкие,
божественные цвета светились в них. На чёрной дали легла уже
трепетная снежная белизна; река блестела и багровый разрыв
вспыхнув средь золотой нити бросил по океану, к ногам Ассоль,
алую рябь...
Она села подобрав ноги с руками вокруг колен. Внимательно
наклонясь к морю смотрела она на горизонт большими глазами,
в которых не осталось ничего взрослого,— глазами ребёнка. Всё,
чего она ждала так долго и горячо, делалось там, на краю света.
Из заросли поднялся корабль; он всплыл и остановился по са-
мой середине зари. Из этой дали он был виден ясно, как облака.
Разбрасывая веселье он пылал, как вино, роза, кровь, уста, алый
бархат и пунцовый огонь. Корабль шёл прямо к Ассоль.
(Александр Грин)
Определите, какой частью речи является каждое слово в пер-
вых двух предложениях. Найдите и графически обозначьте при-
частные и деепричастные обороты.
321. Выразительно прочитайте стихотворение С. А. Есени-
тЩ-Ь’ на «Ночь». Спишите, вставляя пропущенные буквы и рас-
ставляя недостающие знаки препинания. Объясните условия вы-
бора орфограмм и пунктограмм.
Ночь
Усталый день склонился к ночи,
Затихла шумная волна,
Погасло солнце, и над миром
Плывёт задумчиво волна.
Долина тихая внима..т
Журчан.м мирного руч.м.
И тёмный лес склоняясь
дремл..т
Под звуки песня солов.м.
Внимая песням с берегами
Ласкаясь шепч.жся река.
И тихо слышатся над нею
Весёлый шелест трос..ника.
Лев Каменев.
Ночь на реке Мологе
Назовите слова с непроизносимыми согласными. Подберите
к ним проверочные слова.
Выпишите из стихотворения слова, в которых буквы Е, Ю, Я
обозначают два звука. Сделайте их фонетический разбор.
Выпишите глаголы, разберите их по составу, определите спря-
жение. В каких глаголах можно определить род? В каком времени
стоят эти глаголы?
Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.
323. Спишите словосочетания, раскрывая скобки. Объяс-
с N- : ните написание наречий.
(Во)время урока, приехать (во)время; прочитать (в)первые,
(в)первые минуты; одеться (по)зимнему, (по)зимнему небу; (сна-
чала урока, начать (с)начала; (в)начале подумай, (в)начале статьи;
подняться (на)верх, спуститься (с)верху, (на)верх дерева; (в)глубь
леса, нырнуть (в)глубь; (по)видимому отрезку шоссе; (по)види-
мому, не успеть; (во)вторых санях; (во)первых, прочти; (во)вто-
рых, подумай; (в)дали летели, (в)дали голубой; шёл (на)встречу,
(на)встречу с друзьями; сделать (на)зло врагам, ответить (на)зло
добром; сесть (на)конец скамейки, (на)конец все встали.
\ 324. Прочитайте предложения. Исправьте ошибки в упо-
^ it треблении наречий. Исправленный вариант запишите.
1. Больше за всё я люблю лето. 2. Наш спортсмен пробежал
быстрее за всех. 3. Ростовский кремль был построен более рань-
ше, чем Московский. 4. Музыка играла громче. 5. Экскурсовод
рассказывал об истории Московского Кремля более интереснее,
чем это написано в книге. 6. Он слушал на уроке более внима-
тельнее. 7. Ты сделал работу лучше всех. 8. Говори немного мед-
леннее. 9. Пиши более разборчивее. 10. Ты отвечал лучше всех.
J&gk 325 Выразительно прочитайте поэтический текст. Выпол-
ните задания.
Луна со впалыми щеками тихонько завес ночи подняла.
Она бледна. К луне опять бессонница пришла.
Придётся ей бродить до поздних петухов,
Дождаться солнца, в лучах согреться и,
Свесив голову устало, растаять в белом сне.
(Ф. Ф. Нестеров)
Докажите, что перед вами текст. Как бы вы озаглавили его? Ка-
кова его основная мысль? Дайте определение, что такое текст.
Какие орфограммы вы встретили в тексте?
Выполните синтаксический разбор последнего предложения.
Выполните морфологический разбор одного (на выбор) наре-
чия, деепричастия, союза и предлога.
От слова бродить образуйте все возможные формы прича-
стия и деепричастия.
Подберите фразеологизм к слову бродить.
Выполните фонетический разбор слов растаять, согреться.
Разберите по составу слова: бессонница, согреться, свесив,
тихонько, впалыми, устало.
Какой частью речи являются слова: бледна, дождаться, све-
сив, устало, к, и, ей?
* *
326. Прочитайте текст. Выполните задания к нему.
Я сделал дли..ую прогулку по обрывам над морем и лёг
в камыш..вое кресло на балконе.
Ночная бездо..ость неба переполне..а разноцветными веся¬
щими в нём звёздами, и среди них воздушно сере..т прозрачный
и то(же) полный звёзд (М, м)лечный (П, п)уть, двумя (неравны-
ми дымами СКЛ..НЯЮЩ..ЙСЯ к южному горизонту, бе..вёздному
и (по)этому почти ч..рному. Балкон выходит в сад, усыпа..ый
галькой, редкий и ни..корослыи.
С балкона открывается ночное
море. Бледное (млечно)зеркаль-
ное, оно летаргически (не)движно,
молчит. Буд(то) молчат и звёзды.
И одн..бразный, (н..)на секунду
(н..)прерывающ..йся хрустальный
звон стоит во всём этом молч..ли-
вом ночном мире, подобно како-
му(то) звенящ..му сну...
Покой особый, предра..ветный,
царил ещё и во всём том огромном
человеческом гнезде, которое называется городом. Молчаливо
и как(то) (по)иному, чем днём, стояли (много)око..ые дома с их
многочисле..ыми обитателями.
(И. А. Бунин)
Борис Смирнов-Русецкий.
Млечный путь
Выпишите слова с пропущенными буквами и скобками, сгруп-
пировав их в соответствии с правилами: «Буквы 3 — С на конце
приставок», «Дефисное написание», «Н и НИ в прилагательных
и причастиях», «Правописание гласных в корне слова».
.■»yu* 327. Прочитайте отрывок из новеллы О. Генри «Дары вол-
тЦЬУ хвов». Выполните задания к нему.
Наконец она нашла то, что было создано только для Джима.
Ничего подобного не нашлось в других магазинах, а уж она в них
всё перевернула вверх дном. Это была платиновая цепочка для
карманных часов, пленявшая истинными своими качествами,
а не показным блеском. Как только Делла увидела её, она сра-
зу поняла, что цепочка должна принадлежать Джиму. Она была
такая же, как и сам Джим. Скромность и достоинство — эти два
качества отличали обоих. Двадцать один доллар пришлось запла-
тить в кассу, и Делла поспешила домой с восемьюдесятью цента-
ми в кармане. При такой цепочке Джиму в любом обществе не
зазорно будет поинтересоваться, который час. Как ни великолеп-
ны были часы, а смотрел он на них часто украдкой, потому что
висели они на дрянном кожаном ремешке.
Какова основная тема текста?
Вспомните, как преподносили друг другу подарки Делла и Джим.
Как вы понимаете фразу дарить безвозмездно?
msÇûüym
Найдите в тексте сложные предложения, объясните постанов-
ку знаков препинания в них.
Спишите текст. Выделите союзы, надпишите над сочинитель-
ными союзами букву С, над подчинительными — П.
Выделите в тексте сложные слова, надпишите над ними часть
речи, объясните, чем они отличаются от союзов.
Просклоняйте числительное восемьюдесятью (центами).
328. Составьте предложения, используя данные сочетания
существительных с союзами.
Как орфография, так и пунктуация; как изложение, так и со-
чинение; не только русские, но и украинцы; не только взрослые,
но и дети; если не сегодня, то завтра; не столько талант, сколько
труд; хотя и молод, но опытен.
щ * #0 329. Прослушайте сказку Г Нозадзе, определите основную
мысль. Выпишите частицы и слова с частицами. Опреде-
лите разряды частиц и их значение.
Жадная ворона
Однажды ворона нашла в лесу орех. Она клевала его, долби-
ла, даже ударяла о камни, но расколоть никак не могла. Приза-
думалась.
Откуда ни возьмись, явилась мышь.
— О чём это ты грустишь? — спросила она ворону.
— Да как же не грустить-то! Никак вот орех не расколю.
— Обещай-ка поделиться со мной, и я его тебе разгрызу.
— Ещё чего! Один орех-то да и тот делить? Иди-ка, иди
прочь! — прокаркала ворона в ответ...
Думала ворона и наконец-то додумалась: взлетела высоко да
и бросила оттуда орех. Но когда она спустилась на землю, увиде-
ла, что орех-то её грызёт дикая свинья.
— Милая свинушка,— стала просить ворона,— это я сброси-
ла орех с высоты, чтобы расколоть. Дай-ка мне хоть часть его.
— Один орех да и тот делить? — ответила свинья.— Тут и мне
одной-то мало.
И проглотила орех.
Прослушайте сказку ещё раз и подготовьте её пересказ по ролям.
Запишите в тетрадь 4-5 пословиц и поговорок, отражающих
основную мысль сказки.
Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова
Автор: admin от 14-01-2016, 00:01, Переглядів: 2909