Народна Освіта » Російська мова » § 47. Стили и типы речи

НАРОДНА ОСВІТА

§ 47. Стили и типы речи

294. Опираясь на таблицу «Стили речи», определите

основную цель высказываний разных стилей речи. Какими стиля-
ми речи вам чаще всего приходится пользоваться на уроках? На-
зовите общие черты этих стилей и характерные для них языковые
особенности.

Стили речи

Стили речи

Функции

речи

Сфера

применения

Языковые особенности

Разговорный

Общение

Общение
в быту

Нейтральная и про-
сторечная лексика,
фразеологизмы, неполные
предложения, междоме-
тия, обращения,
вводные слова

Научный,

научно-попу¬

лярный

Объяснение

Учебная, спра-
вочная литера-
тура, лекции,
научные статьи

Научные термины, спе-
циальные слова, сложные
конструкции

Официально¬

деловой

Инструкти¬

рование

Законы, доку-
менты

Стандартные выражения,
составные предлоги и со-
юзы, отглагольные суще-
ствительные, развёрнутые
предложения

Публицисти¬

ческий

Убеждение,
влияние
на мысли
и поступки
людей

Журналы, га-
зеты, радио,
телевидение,
собрания, ми-
тинги

Нейтральная, торже-
ственная лексика, фра-
зеологические обороты,
эмоционально окрашен-
ные слова и т. п.

^    295. Спишите тексты, вставляя пропущенные буквы и рас-

крывая скобки. Объясните условия выбора орфограмм.
Определите стиль и тип речи каждого текста.

1.    Мелкие ОСЄ..ИЄ дождики с..всем (не)похожи на летние гр..зо-
вые дожди: они идут бе..преста..о и з..мля уже (не)пр..сыхает ско-
ро, как бывало летом. Ветер дует (без)устали, далеко разн..ся
с..зревшие сем..на деревьев и трав и доставляя мальчику удо-
вольствие высоко запустить бумажного змея.

(К.Д. Ушинский)

2.    По небу п..лезли со всех сторон тяж..лые грозовые тучи; сол-
нце и..чезло; как-то сразу пот..мнело; в воздухе з..пахло дожд..м.
Ослепительной змейкой бл..снула молния над самой головой оглу-
шительными раскатами прокатился гром. На минуту всё стихло,
точно прит..илось, выж..дая. (Что)то зашумело — ближе, ближе,
и первые тяж..лые, б..льшие капли дождя упали на землю. Через
(не)сколько мгновений всё превратилось в сплошную серую ма..су.
Целые реки полились (с)верху. Была настоящая южная гроза.

{Из журнала)

3.    Дождь, осадки атмосферные, вып..дающ.. из облаков
в виде капель воды диаметром от 0,5 до 6-7 мм. Жи..кие осад-
ки с мен.-шим диаметром капель называют..ся моросью. Капли
с диаметром, большем 6-7 мм, разбивают..ся при выпаден.. на
меньшие капли. Интенсивность дождя колеблет..ся от 0,25 мм/ч
(моросящий дождь) до 100 мм/ч (ливень). Дождь вып..дает, как
правило, из смешанных облаков (преимущественно слоисто-до-
ждевых и высокослоистых), содержащих при температуре ниже
нуля переохлаждё..ые капли и лед..ные кристаллы.

(С. П. Хромов)

Г*

* *

296. Прочитайте текст. Выполните задания к нему.

Любые морские геологические исследования требуют
специалистов самой разнообразной квалификации. Например,
изучением рельефа дна, эхолотным промером и его обработкой

занимаются гидрографы, изучением донных отложений и пород,
слагающих дно,— литологи, изучением глубинного строения
дна — геофизики. Практически все современные работы в морских
экспедициях выполняют с помощью электронных приборов, тре-
бующих для обслуживания специалистов-электронщиков. При ис-
пользовании подводных аппаратов, конечно, нужны гидронавты.

Какие же требования предъявляет морская геология к лю-
дям, которые выбирают эту нелёгкую профессию? Прежде всего
важны их человеческие качества: трудолюбие, знание своей спе-
циальности, готовность помочь товарищу по работе в трудные
минуты, которые нередки в море, и главное — любовь к морю.

Почти каждый, кто попадает в море на длительное время,
уже после первого своего рейса становится его пленником на всю
жизнь. Если у человека не появляется этой любви, тяги к морю, то
ему нет смысла заниматься морской геологией: без моря, без экспе-
диций трудно решить задачу, которая стоит перед исследователем.
Море само настраивает человека на творческий подход к делу. Лю-
бая работа в области морской геологии — нестандартная задача,
для выполнения которой нужна определённая парадоксальность
её постановки. Умение объединить несоединимое, увидеть родство
и органическую связь двух-трёх явлений и фактов среди десят-
ков им подобных нужно для того, чтобы объяснить естественность
и неизбежность тех или иных природных процессов.

Как альпинистов зовут к себе горы, так тех, кто связал жизнь
с морем, зовёт море. А если человека в жизни что-то зовёт, то это
счастливый человек!

Докажите, что это текст. Озаглавьте его. Определите тему,
главную мысль текста, выпишите ключевые слова. Определите
тип речи. Докажите своё мнение.

Назовите слова с непроверяемыми и чередующимися гласны-
ми в корне.

Расскажите о правописании Н и НИ в суффиксах разных ча-
стей речи. Приведите примеры.

Напишите мини-сочинение об интересующей вас профессии
(5-7 предложений).

щ «    297. Прослушайте текст, определите тему и основную

мысль. К какому стилю речи он относится? В какой ситуа-
ции общения возможно такое высказывание?

Словосочетание «экологические проблемы» стало обыденным
в нашей жизни. О них можно услышать по радио- и из телепере-
дач, в разговорах на бытовую тему, прочитать в газетах и журна-
лах. И это не случайно!

С развитием цивилизации влияние людей на природу стало
более мощным и к началу XXI века приобрело планетарный ха-
рактер. Природа сама уже не в силах заживить нанесённые ей

раны. Первыми забили тревогу учёные, потом врачи, журнали-
сты и политики. Слово «экология» стало повседневным. К сожа-
лению, его начали употреблять неуместно и некстати, часто не
понимая глубины экологических проблем.

Чернобыльская катастрофа, гибель Арала, аварии нефтяных
танкеров в морях, отравленные промышленными отходами реки, ис-
чезновение лесов, загрязнение воздуха. Положение, которое сложи-
лось на Земле, учёные определяют как экологический кризис. И нет
сегодня более важного задания, чем поиск путей выхода из него.

Одни предлагают увеличить количество заповедников, чтобы
сохранить наших соседей по планете. Другие — запретить исполь-
зование пестицидов и минеральных удобрений в сельском хозяй-
стве. А есть и такие, которые требуют закрытия промышленных
предприятий, которые загрязняют природу. К сожалению, не
всё так просто. Можно, конечно, закрыть предприятия, которые
загрязняют атмосферу и водоёмы, и отказаться от применения
химических веществ в сельском хозяйстве. А это значит, что оста-
новятся практически все промышленные предприятия, электро-
станции, транспорт. Все города и сёла окунупгся во тьму и холод.
Останется без средств механизации, минеральных удобрений,
средств защиты растений сельское хозяйство. И наступят хаос,
голод, бедность. Отсюда вытекает неутешительный вывод: невоз-
можно сделать заповедником всю планету. Следует искать компро-
миссные решения. Как выжить человечеству на планете Земля?

Подберите заглавие к тексту. Составьте план.

Выпишите слова с выделенными орфограммами, объясните их
правописание.

Напишите небольшое высказывание (8-10 предложений) «Как
выжить человечеству на планете Земля?», сохраняя стиль речи.

!

В русском языке выделяют три типа речи: повествование,
описание, рассуждение.

Тип речи зависит от цели высказывания.

Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо со-

Г

бытии во временной последовательности (сначала, потом... нако-
нец). Главный вопрос повествования — что произошло?

Описание — словесное изображение какого-либо явления
действительности (описание предмета, описание человека — порт-
рет, описание природы — пейзаж, описание внутреннего убран-
ства помещения — интерьер). Главный вопрос — какой?

Рассуждение — обоснование, доказательство, объяснение ка-
кой-либо мысли. Главный вопрос — почему?

Тексты одного типа речи встречаются крайне редко. Как пра-
вило, в тексте можно выделить все типы речи. В таком случае не-
обходимо определить, какой тип речи в тексте является основным.

298. Прочитайте текст. Выполните задания к нему.

Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое велико¬

лепие и спокойствие!

Над глубок..ми, свеж..ми и пушистыми снегами, завали-
вшими чащи елей,— синее огромное и удивительно снежное
небо. Такие яркие радостные краски бывают у нас только по
утрам в январские морозы. И особенно хороши они сегодня над
свежим снегом и зелёным бором. Солнце ещё за лесом, просека
в глубокой тени. В колеях са..ного следа тень соверше..о синяя.
А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже игра-
ет золотистый солнеч..ный свет. Ветер качнул верхнюю веточ¬

ку густо-зелёной ели, и с неё густо посыпалась и стала медленно
опускаться радужная снежная пыль, похожая на маленькие звёз-
ДОЧ..КИ. Никого не оставит равнодушным такая красота!

(И. А. Бунин)

Представьте, что мы выглядываем
в окно. Что мы видим вместе с И. А. Бу-
ниным?

Каково общее впечатление от уви-
денного?

Подчеркните фразу, в которой пере-
даётся это впечатление.

Какие краски мы бы увидели на по-
лотне, если бы кто-нибудь изобразил
описанный пейзаж?

Определите тему и основную мысль
текста.

Назовите тип речи. Докажите.

Выделите в тексте композицию опи-
сания.

Какая часть речи придаёт тексту об-
разность, яркость?

Найдите в тексте эпитеты, запиши-
те их.

Игорь Грабарь.
Февральская лазурь

Найдите другие средства художественной выразительности
(сравнение, олицетворение).

Спишите только предложения, в которых ярко выражено опи-
сание природы. Объясните условия выбора орфограмм.

щ *    299. Прослушайте притчу, ответьте на вопросы. Выпишите

по 4-5 примеров на орфограммы: 1) «Буквы 3 — С на кон-
це приставок», 2) «Н и НИ в разных частях речи», «Гласные в лич-
ных окончаниях глаголов».

Расцвёл удивительной красоты цветок, и все, кто видел его,
восхищались необыкновенной красотой этого чудного творе-
ния. Долго ждал цветок, когда отдадут дань тем, кто помог ему,
и однажды заговорил: «Моя красота ослепила вас, и вы не уви-
дели главного. Вы не отдали дань земле, которая дала мне воз-
можность родиться, вырасти и расцвести. Вы не признали силу
воды, которая разбудила жизнь в семени и напитала меня мощью
своей. Не отнеслись с благодарностью к солнцу, тепло и свет ко-
торого были чудотворны. И преклоняться нужно не перед моей
красотой, а перед живительной силой тех, кто породил её».

Но никто не услышал этого, и по бестолковости своей люди
продолжали петь хвалебные оды цветку.

За именем великих нужно разглядеть тех, кто был животво-
рящей почвой, питательной влагой и чудодейственным светом,
без которых не было бы ни имени, ни славы.

(С. А. Лукьянов)

Какова основная мысль притчи? Каков тип речи? Что собой
представляет последнее предложение текста? В каком предложе-
нии заключена основная мысль текста? Какие средства вырази-
тельности использованы в тексте?

Обратите внимание!

Писатели и поэты, рисуя художественный образ, часто ис-
пользуют олицетворение.

300. Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные
буквы. Объясните условия выбора орфограмм. Сделайте
синтаксический разбор выделенного предложения.

Самым ярким представителем романтического направления
в ру-.кой живописи был замечательный художник Иван Кон-
стантинович Айвазовский. Он жил в Феодосии и с ра..его детства

получил возможность наблюдать морскую стихию. Подобно
гросмейстеру, играющему вслепую, он создавал живописные по-
лотна по памяти (не обращаясь к этюдам). Такие сеансы вызы-
вали восторг поклонников: Айвазовский обладал феноменальной
зрительной памятью. Созданные им образы стихии обобщали
драматическую историю борьбы людей с природными силами.

Художник писал преимуществе..о морские пейзажи, поэтому
его можно назвать маринистом.

ЩМ Расширяем кругозор!

™ Маринист — это художник, рисующий морские виды,
а это в свою очередь является одним из видов пейзажа, так как
пейзаж — это и есть отражение состояния природы в искусстве.

JPJTÄk

/ , \

301.    Выразительно прочитайте отрывки из стихотворений.
Найдите и графически выделите олицетворения. Объясни-
те правописание выделенных орфограмм.

1.    Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятённой любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

(Б. А. Жуковский)

2.    И бунтует, и клокочет,

Хлещет, свищет, и ревёт,

И до звёзд допрянуть хочет,

До (не)зыблемых высот.

(Ф. И. Тютчев)

302.    Спишите текст, вводя
вместо пропусков эпитеты,

сравнения и олицетворения, чтобы
получился текст — описание моря.

Море ... третий день, и шхуна никак не могла пристать к бе-
регу. ... волны ... били о борт, словно хотели перевернуть судно.
Шхуну ... из стороны в сторону. На горизонте море сливалось
с грозовым небом, которое было ... цвета. Там, где из свинцовых
туч пробивалось солнце, вода становилась ... . Как прекрасно море
на закате! ... волны ... берег. Они легко обгоняли друг друга. Весь
день море было .... А к вечеру вода стала ... . Солнце садилось,
оставляя на воде ... дорожку.

Иван Айвазовский. Закат

Слова для справок: безбрежное,
жемчужное, лиловое, неоглядное, без-
донное, бирюзовое, молочное, изумруд-
ное, бескрайнее, туманное, серебристое,
громадное, глубокое, чёрное.

Сделайте морфемный разбор выде-
ленных слов.

Рассмотрите репродукции картин
И. К. Айвазовского. Опишите море, ис-
пользуя различные языковые средства.

сгт-м-гэ 303. Прочитайте текст. Опреде-
tLÜ-JJ лите тему и основную мысль.
К какому стилю речи он относится? Какие
особенности картины выделяет автор
при описании? Объясните правописание
выделенных орфограмм.

Иван Айвазовский.
Бушующее море

...Солнечный свет, пробившись сквозь облака, ударил в склон
холма почти в центре картины, и она светится только тут: всё
остальное на земле — в полутени... А по небу громоздятся тучи;
справа ещё не кончился ливень, и его длинные, чуть косвенные,
тёмные полосы спускаются с самого верха и донизу... В небе (по-
средине — на фоне оранжевых, светлых облаков, а по правую
и левую сторону — на фоне тёмной буроватой тучи) сияет широ-
кий мост радуги: тона её удивительно чисты и легки... Чёрная,
ещё затянутая нитями дождя даль даёт мрачное пятно...

Момент, когда над омытой дождём землёй вспыхнула мно-
гоцветьем радуга, запечатлел на своём полотне и талантливый
русский пейзажист А. И. Куинджи. Несколько лет работал ху-
дожник над этой картиной.

(М. П. Неведомский)

304. Рассмотрите репродукцию картины А. И. Куиджи «Ра-
« --<f дуга». Составьте рассказ — описание картины, используя
вопросы.

1.    Что изображено на картине?

2.    С чем можно сравнить изображённую А. И. Куинджи радугу?

3.    Какое настроение дарит картина зрителям?

4.    Какие чувства вызывает у зрителя эта радуга?

5.    Как вы думаете, какие чувства испытывал художник, лю-
буясь радугой?

6.    Как соответствует на-
звание картины её теме?

7.    Какое настроение, ка-
кие чувства вызывает у вас
это живописное полотно?

8.    Как достигает худож-
ник такого восприятия? Ка-
кими средствами художник
пользуется для передачи сво-
их чувств?

305. Перед вами портрет Ассоль из произведения Але-
т ксандра Грина «Алые паруса». Спишите, вставляя пропу-
щенные буквы, раскрывая скобки и расставляя пропущенные зна-
ки препинания.

Стиранное много раз ситцевое платье прикрывало до колен
худенькие заг..релые ноги девоч..ки. Её темные густые волосы,
забранные в кружевную косынку, сбились, к..саясь плеч.. . Каж-
дая черта Ассоль была выразительно л..гка и ч..ста, как п..лёт ла-
сточ-.ки. Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались не-
сколько старше лица; его (не)правильный мя..кий овал был овеян
того рода пр..лес..ным з..гаром, который присущ здоровой белизне
кожи. Полура..крытый маленький рот бл..стел кроткой улыбкой.

(Александр Грин)

В какой последовательности описывается внешность Ассоль?
Какие определения использовал автор для описания волос? Глаз?
Рта? Дайте красочное описание внешности своего соседа по парте.

* èp 306. Прослушайте текст. Что вы узнали о художнике Ф. С. Ро-
котове? Перескажите текст. Объясните условия выбора
пунктогамм в выделенных предложениях.

Фёдор Степанович Рокотов — выдающийся русский худож-
ник-портретист. Известно, что по происхождению Рокотов был
крепостным крестьянином, но получил вольную. Живописец учил-
ся в Академии художеств в Петербурге у таких известных масте-
ров своего времени, как Токке, Ротари, Антропов. Но, как считали
многие ценители искусства, он сумел превзойти своих учителей.
В 1756 году Рокотов переехал в Москву, так как его не устраивали

Архип Куинджи. Радуга

показной блеск петербургской жизни, её суетность и несерьёзность.
В 1760-е годы художник стал академиком живописи. Рокотов был
настолько известен и популярен, что даже удостоился чести писать
портрет наследника престола, великого князя Петра Фёдоровича.

В портретах Рокотова впервые в истории русской живо-
писи были с большим мастерством переданы внутренний мир
человека, его мысли, чувства, переживания. Особой прелестью
отличаются женские портреты художника и, в частности, пор-
трет А. П. Струйской, который приковывает внимание зрителя
необычайной одухотворённостью лица молодой девушки. Особен-
но необычны в этом портрете глаза — живые, немного лукавые
и загадочные. Именно прекрасные глаза героини портрета послу-
жили источником вдохновения для создания известного стихот-
ворения Николая Заболоцкого «Портрет».

Выпишите из текста 5-6 примеров, иллюстрирующих прави-
ла: «Буквы 3 — С на конце приставок», «Правописание падежных
окончаний имён существительных и прилагательных», «Правопи-
сание НЕ с разными частями речи».

/СГ~^

307. Выразительно прочитайте стихотворение Н. А. Забо-
лоцкого «Портрет». На что обращает внимание поэт? Что
является загадкой в портрете? Объясните условия правописания
выделенных орфограмм.

Портрет

Любите, живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Её глаза — как два тумана,

Полг/г/лыбка, полг/нлач,

Её глаза — как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Когда потёмки наступают
И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают    Фёдор Рокотов.

Её прекрасные глаза.    Портрет А. П. Струйской

308. Прочитайте текст. Устно переведите его с украинского
языка на русский. Выполните задания к тексту.

Косар

Люба похапцем одяглася й вийшла з хати. Із верб, що обсту-
пали подвір’я, накрапало місячне проміння. Блакитна ніч стояла
в своїй довершеній красі над лісовим хліборобським краєм, де
й пшеничний хліб пахне зіллям дібров.

Люба пройшла повз корову, що лежала на мураві. Од худоби
віяло молоком і дозрілою суницею. Корова важко зітхнула, Люба
почухала її між рогами, вийшла на дорогу й пішла до озеречка.

Праворуч від озеречка уже лежали росою прибиті покоси, але
ніде ще не манячили копички. Оце завтра чи позавтра вони, мов
парубота, стануть навколо води.

Коло пагорба, до якого від води тягнувся рясно занизаний
кетягами кущ калини, дівчина злякано зупинилась. На купинці
трави, широко розкидавшись, спала під свиткою людина, а біля
неї лежали коса, мантачка й торбина.

— Та це ж Мар’ян Поляруш! — У дівчини одразу проходить
острах.

Вона приглядається до найкращого в селі косаря. Щось мо-
гутнє й красиве зосереджене в його дужій постаті, в обводі дов-
гастого засмаглого обличчя. На зігнутих міцних руках спочиває
велика голова. У Мар’яна прямий ніс, виразні лінїї ніздрів схожі

на два зубці часнику. Тільки тепер дівчина помічає, що в очних

• •

западинках косаря блищить роса. її рука мало не потягнулась,
щоб отерти з очей оті холодні небесні сльози.

Під босою ногою несподівано тріснув крихкий корінець. Люба
здригнулася, навшпиньки відійшла від Мар’яна і слизькими, на-
хололими стежками побігла до хати.

(За М. М. Стельмахом)

Мантачка — вузький дерев’яний плоский брусок для гостріння
коси, укритий шаром смоли з піском.

Составьте план выборочного пересказа о косаре. Устно пере-
скажите описание внешности косаря Марьяна.

309. По самостоятельно составленному плану подготовь-
« Ж те сочинение — описание близкого или знакомого вам
человека (бабушки, мамы, папы, друга, подруги, тренера и т. д.).
Чтобы текст был законченным, во вступлении кратко расскажите

о том, чем вызвано состояние описываемого человека или чем
он занят. Запишите описание, выделяя те элементы внешности,
которые характерны именно для описываемой личности. Обрати-
те внимание на то, как осанка, черты лица могут раскрывать на-
строение, состояние, характер человека.

Воспользуйтесь приведённым ниже планом и лексическим ма-
териалом.

План

1.    Вступление (отражает основную мысль описания).

2.    Основная часть (раскрывает основную мысль).

Составляющие описания внешности человека:

а)    фигура, осанка, лицо, волосы, глаза, губы, нос и т. д.;

б)    поведение, движения, связанные с характеристикой со-
ставляющих частей описания.

3.    Заключение (вывод о человеке, внешность которого описыва-
ется).

Портретная лексика

Лицо: круглое, продолговатое, полное, худощавое, блед-
ное, нежное, усталое, загорелое, белое, живое, простое, вырази-
тельное.

Волосы: русые, тёмно-русые, каштановые, золотистые, бе-
лые, пышные, длинные, пшеничные, блестящие, короткие, пря-
мые, волнистые, седые, густые, тёмные.

Глаза: серые, карие, синие, голубые, серо-голубые, чёрные,
зелёные, тёмные, светлые, ясные, маленькие, большие, узкие,
продолговатые, добрые, приветливые, печальные, хитрые, лу-
кавые, злые, глубокие, умные, острые, спокойные, пронизыва-
ющие, нежные.

Взгляд: задумчивый, внимательный, острый, безразличный,
весёлый, грустный, спокойный, пронзительный, приветливый,
неприветливый, подозрительный.

Нос: прямой, ровный, с горбинкой, курносый, широкий, ТОН-
КИЙ, толстый, длинный, маленький, короткий.

Рот: маленький, небольшой, широкий, детский, плотно
сжатый.

Губы: тонкие, полные, яркие, бледные, бескровные.

Брови: чёрные, тёмные, выцветшие, еле заметные, тонкие,
широкие.

Осанка, рост: высокий, низкий, среднего роста, стройный,
широкоплечий, атлетического строения, крепкого телосложения.

* *

310. Прочитайте текст. Выполните задания к нему.

Я очень люблю наблюдать, как шьёт моя мама. Она акку-
ратно складывает отрезки ткани, сметывает их вручную, а потом
сшивает на швейной машине. Строчка получается ровная, без
зигзагов и отклонений. Потом мама берёт утюг и отпаривает шов.
Шьёт она обычно что-нибудь мне, поэтому я сижу рядом, посто-
янно примеряю «мамино изделие» и жду обновку. Мама шьёт
очень быстро, потому что машина у нас электрическая.

Через день-два я уже хожу в новой юбке или жилете. Мама
учит меня шить. Правда, у меня ещё плохо получается, но я ста-
раюсь. Если шов неровный, я порю его и строчу заново.

Мама говорит, что навык приходит с практикой, вот я и прак-
тикуюсь. Мы с мамой мечтаем сшить лоскутное одеяло и покры-
вало. Это очень трудоёмкая, хотя и интересная работа.

Какой именно трудовой процесс описан? Какова последова-
тельность описываемых действий? Какое это описание — деловое
или художественное? Какова его задача? Какие речевые средства
помогают решить её? Характеризует ли данное описание челове-
ка, производящего действие? Если характеризует, то как? Что по-
лезно было бы взять из этого описания в словарь?

311. Прослушайте текст, определите его тему и главную
мысль. Составьте план.

Во все времена народ очень любил
праздники. Но с какой-то особой на-
деждой, трепетом и любовью люди жда-
ли Пасху. Именно в эти дни начинается
настоящая весна, с её буйными крас-
ками и благоуханием. К этому празд-
нику во всех домах бабушки и мамы
пекут куличи, делают творожные пас-
хи и красят яйца.

С детства я всегда жду с (нетер-
пением Рождество и Пасху как самые
главные, великие праздники. Мне нра-
виться наблюдать, как рожда..т..ся
праз..ник, как пекут куличи. Аромат-
ные, румяные, (не)обыкнове..о вкус..ные и завораживающие сво-
ей крас..той. Начинают их печь в чистый четверг.

Татьяна Сонец. Апрель
(Пасхальный натюрморт)

mjÇûEjmt

В доме должен быть идеальный порядок. Как только мама
выкладывает на стол муку, изюм, масло, яйца, ван..лин, в дом
пр..ходит праз..нич..ное настр..ение. Х..роший, вкус..ный ку-
лич — гордость каждой хозяйки. Существу..т пр..мета: если
куличи выйдут на славу, то и год будет удач..ным. Мама уже
колду..т над тестом.

Сначала хорошо вымешивает, а затем следит, чтобы тесто не
убежало. Пока куличи подходят, готовят специальные формы,
смазывают их маслом и выставляют на столе, чтобы они были под
рукой. Когда тесто хорошо подойдёт, его выкладывают в формы.

Но заполняют формы тестом лишь на треть, чтобы оно под-
ходило. Украшает куличи каждая хозяйка по-своему. Моя мама
смазывает взбитым с сахаром белком и посыпает цветным сахар-
ным горошком. Куличи делают большие, средние и совсем ма-
ленькие — для детей. Пробовать или есть куличи можно только
в воскресенье, после того как их освятят в церкви.

В воскресенье, когда вся наша семья собирается за столом,
мама разрезает самый большой освящённый кулич, и на душе
становится очень радостно и светло. Я думаю, что все ребята лю-
бят этот праздник и с удовольствием едят ароматные куличи.

Спишите второй и третий абзацы, вставляя, где необходимо,
пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие
знаки препинания. Объясните условия выбора орфограмм и пунк-
тограмм.

Подготовьтесь писать подробное изложение по тексту.

РРЩ 312. Переведите текст с украинского языка на русский.
Перевод запишите. Определите стиль и тип речи. Составь-
те план. Подготовьтесь писать изложение по тексту.

Українська мова належить до індоєвропейської сім’ї мов,
групи слов’янських мов, поширених здебільшого на території
Південної та Східної Європи. Слов’янські мови — це українська,
російська, білоруська, польська, чеська, словацька, болгарська,
сербська, хорватська та інші.

Фонетичною системою, граматичною будовою і словнико-
вим складом українська мова споріднена з усіма слов’янськими
мовами, але особливо — з білоруською і російською мовами,
тому що українська, білоруська і російська мови належать до
східнослов’янських мов. Вони близькоспоріднені, що обумовлено
спільністю їх походження.

Українська мова є державною мовою України і рідною мо-
вою близько 50 мільйонів українців, які проживають не лише
в Україні, а й у Росії, США, Канаді, Бразилії, Аргентині, Австра-
лії, Польщі, Румунії, Чехії.

(Із журналу)

Найдите предложение с причастным оборотом. Выпишите его,
сделайте синтаксический разбор.

 

Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова

 

Категорія: Російська мова

Автор: admin от 13-01-2016, 23:57, Переглядів: 5444