Народна Освіта » Російська мова » § 44. Общение и речь

НАРОДНА ОСВІТА

§ 44. Общение и речь

Речь — это явление, которым мы начинаем пользоваться

с самого своего рождения. Она тесно связана с поняти-
ем «язык». Но если язык — это система знаков и символов, то
речь — это процесс пользования языком. Речь является реали-
зацией языка, который обнаруживает себя только через речь.
Лингвисты понимают под речью конкретное говорение, протека-
ющее в определённое время и передающееся в форме звуков или
знаков. Известно, что речь бывает устной и письменной. Задача
говорящего состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слу-
шателей.

Общение

Монолог (от греч. monos — один и logos — речь) — речь, вы-
сказывание одного человека.

Диалог — разговор между двумя лицами или двумя группа-
ми лиц.

277. Прочитайте текст. Выполните задания к нему.

Учимся общаться

Общение — одно из самых больших достоинств человечества.
И..вес..ный француз..ий писатель Антуан де Сент-Экзюпери,
сказку которого о маленьком принце все знают и любят, говорил,

ШЛЮ««.

что «единстве..ая настоящая роскош.. — это роскош.. челове-
ческого общения». Счаст..е общения оценивает каждый, кому
надолго пр.-ходится оставаться в одиночестве. По свидетельству
космонавтов, одним из самых тяж..лых является испытание
в спец..альной камере, где для космонавта пр..мерно на шесть
часов прерывается связь с внешним миром.

Общение отличается от простого говорения тем, что чаще все-
го предполагает адресата. Люди общаются друг с другом, когда
хотят о чём-то спросить собеседника, что-то сообщить, к чему-то
его побудить, а то и просто поболтать с ним.

Вы можете сказать, что нет ничего естественнее и проще, чем
разговаривать с кем-то. И незачем специально учиться этому. Одна-
ко далеко не всё так просто. В разных случаях люди говорят по-раз-
ному. Возьмите, например, себя. Дома вы общаетесь с родителями,
братьями и сёстрами, в школе — с учителями и одноклассника-
ми, в спортивной секции — с тренером и друзьями-спортсменами.
Вы постоянно оказываетесь в разных обстоятельствах: то вы пас-
сажир автобуса, то покупатель в магазине, то зритель в театре, то
болельщик на стадионе, то пациент в больнице, а то и просто про-
хожий. И в каждом случае надо знать, что и как сказать.

{Из журнала)

Одним из важнейших условий общения является знание и вы-
полнение правил речевого этикета. Эти правила помогают челове-
ку достичь целей в общении.

Как называют человека, с которым вы общаетесь?

Почему общение — это «единственная настоящая роскошь»?

Выпишите из текста слова А. де Сент-Экзюпери, оформив их
в виде эпиграфа.

Спишите первый абзац текста. Вставьте пропущенные буквы,
объясните условия выбора орфограмм. Охарактеризуйте (устно)
предложения по цели высказывания.

Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.

Обратите внимание!

Правила ведения беседы

1.    Самое главное условие подлинного общения — постоянное
внимание к собеседнику.

2.    Научитесь внимательно слушать. Мудрецы утверждают,
что существует только один способ стать хорошим собеседни-
ком — уметь слушать.

3.    Не старайтесь говорить много. Сдержанность и уместность
в разговоре ценнее, чем болтливость. Чем вы немногословнее,
тем внимательнее прислушиваются к вашему голосу. Крикунов
и болтунов, как правило, не слушают серьёзно.

4.    Никогда не перебивайте собеседника. Умейте дослушать до
конца. «Прожуй, прежде чем проглотить, дослушай, прежде чем
говорить»,— гласит народная мудрость.

5.    Если вы заняты делом и в это время к вам обращена речь,
оставьте дело и выслушайте говорящего.

6.    Никогда не оскорбляйте собеседника прозвищами, обид-
ными словами, даже если он не прав.

7.    Разговаривая, следите за своими руками. Очень плохая
привычка — крутить пуговицу собеседника, хватать его за руку,
хлопать по плечу.

278. Прочитайте текст. Выполните задания к нему.

Хорошее слово — половина счастья

Все знают, что в общении друг с другом — дома, на работе,
в школе — существуют определённые правила речевого поведе-
ния. Однако на практике оказывается, что люди часто не знают,
что и как сказать, чтобы не было обидно собеседнику, как под-
держать его, помочь, ободрить. Умению вести диалог, беседу друг
с другом надо учиться и учиться.

Традиционно существуют общие правила ведения и постро-
ения речи. Они создаются практикой людей и передаются из
поколения в поколение. Интересно, что их можно обнаружить
в пословицах и поговорках: «Язык мой — враг мой», «Все беды
человека от его языка», как и напутствие — «Хорошее слово —
половина счастья».

Любой диалог возможен при условии — быть вежливыми
друг с другом. Фольклорные правила напоминают: «От прият-
ных слов язык не отсохнет», «Одно хорошее слово лучше тысячи
слов ругани».

В основе речевого общения должны быть доброжелательность
и умение слушать: «Речь красна слушанием». Очень важно в об-
щении услышать друг друга: «Язык — один, уха — два, раз ска-
жи — два послушай». Речь начинается со слушания, понимания,
правильной оценки ситуации. Говорящему необходимо всегда
помнить о том, что он «ловится» слушающим на ошибках. И об
этом свидетельствует народная мудрость: «Отвечает, когда не

спрашивают», «Я про Фому, а он — про Ерёму», «Верёвка хоро-
ша, когда длинна, речь — когда коротка» (о многословии), «Хо-
рошее слово хорошо один раз» (повторение одного и того же).

(По В. И. Аннушкину)

Выпишите пословицы. Какие правила речевого общения, дан-
ные в учебнике, они иллюстрируют?

Дидактическая игра

279. Соберите пословицы. Запишите их, вставляя пропу-
щенные буквы. Объясните условия выбора орфограмм. Раскройте
(устно) смысл 2-3 пословиц.

1.    Доброе слово...

2.    Доброе слово...

3.    Ветры горы разрушают, ...

4.    От доброго слова...

5.    Слово — не воробей...

6.    От одного слова...

7.    Язык мой — враг мой...

8.    Слово — не стрела...

9.    Долго думал...

t 280. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

Объясните условия выбора орфограмм.

1. Сердечное слово до сердца доход..т. 2. Коня на в..жжах
не удержишь, а слова с языка не в..ротишь. 3. Малое слово
большую обиду творит. 4. Кр..сно поле пш-.ном, а речь — слуша-
ньем. 5. Приветливое слово и ж..лезную дверь отопрёт. 6. Ласко-
вое слово гнев побеждает.

Расширяем кругозор!

Знаете ли вы, что...

Раньше говорили «покорнейше благодарю» вместо современ-
ного «спасибо»; «бью челом» говорили, если хотели обратиться
с просьбой (потому что при этом кланялись до пола, ударялись
лбом); а обращения «милостивый государь», «покорный слуга»
отражали неравенство между людьми.

Было время, когда люди на Руси обращались друг к дру-
гу только на «ты». В XVI веке из Польши пришла мода на

... прежде ума глаголет.

... да навек ссора.

... да хорошо сказал.

... язык не усохнет.

... железные ворота откроет.
... и кошке приятно.

... слово народы подымает.

... вылетит — не поймаешь.
... а пуще стрелы ранит.

уважительное «вы». В XIX веке это обращение в дворянском об-
ществе стало обязательным даже в семье. Этим подчёркивалось
уважение к собеседнику.

Китайцы, японцы, индийцы не понимают традиции европей-
цев трогать друг друга руками при встрече, обниматься, целовать-
ся — они считают это неприличным и оскорбительным для себя.

Англичанин, если он настоящий джентльмен, не может на-
чать письма к своему врагу без слов «Дорогой сэр...».

Незнание обычаев другого народа может привести к курьёзам.
Например, если спросить у болгарина: «Не хотите ли отведать это-
го блюда?», и ответ положительный — он покажет головой — «нет»
и, наоборот, кивнёт, если ответ отрицательный.

281. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и рас-
крывая скобки. Объясните условия выбора орфограмм.

О культуре речевого общения

Слово может быть и орудием зла, когда оно (не)соед..няет,
а раз..ед..няет людей. Может быть и оскорблением того, кто
их произносит, когда оно употребляется для сквернословия
или коверкан..я языка. И потому со словом нужно обращаться
с уважением и говорить только то, что нужно, и во всех случаях
стараясь сказать это как можно проще и яснее.

Если же можно употр..блять слова как попало и под словами
разуметь, что нам вздумается, то лучше уж (не)говорить, а пока-
зывать всё знаками.

(Л. Н. Толстой)

Составьте связное высказывание-отзыв (8-10 предложений) на
слова Л. Н. Толстого, выразите своё отношение к прочитанному тексту.

282. Напишите сочинение-рассуждение, используя в ка-
честве тезиса одно из приведённых ниже высказываний.

1. Высокая культура речи — это умение правильно, точ-
но и выразительно передавать свои мысли средствами языка...
(С. И. Ожегов) 2. По-настоящему сильный и здоровый, уравнове-
шенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет
ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его
слово и так весомо. 3. Наша речь — важнейшая часть не толь-
ко поведения... но и нашей личности, нашей души, ума, нашей
способности не поддаваться влиянию среды, если она затягивает
(Д. С. Лихачёв).

 

Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова

 

Категорія: Російська мова

Автор: admin от 13-01-2016, 23:54, посмотрело: 1136