Народна Освіта » Російська мова » § 39. Частица как служебная часть речи. Разряды частиц

НАРОДНА ОСВІТА

§ 39. Частица как служебная часть речи. Разряды частиц

251. Прочитайте лингвистическую сказку. Какова её тема?

Что вы узнали о частицах? Используя материал сказки, за-
полните таблицу «Разряды частиц».

Эта история произошла с частицами в стране Языковии. Ко-
гда наступают тёплые летние дни и распускаются цветы, частицы
отводят свои стада в горы, на пастбища. Там они живут в дачных
домиках всё лето.

Их хижины располагаются в достаточно глухом месте, око-
ло большого озера. (Всем известно, что страна Языковия славит-
ся чудесными пейзажами и богатой природой.) Это место очень
красиво! Те, кто побывал там хоть раз, возвращаются сюда снова
и снова. Вот и получилось, что на берегу прекрасного озера по-
явилось поселение.

Давным-давно предки рассказывали частицам необыкно-
венную историю о том, что в глубинах большого озера обитает
страшное чудище — Водяной Бык, который рыщет по окрестным
горам. Никто не знал, какое оно, это чудище, а те, кому удава-
лось увидеть его, умерли от страха.

Ещё рассказывали, что когда Бык рыскал по горам, он при-
нимал облик то человека, то птицы, то животного.

Этой легенде было столько лет! Она переходила из уст в уста,
из поколения в поколение. Современные частицы её позабыли,
а кто помнит, тот совсем ей не верит.

Несколько лет назад и произошла эта история. Частицы, как
обычно, пасли свои стада около озера. Ничто не предвещало беды.
На землю опустились сумерки. От озера повеяло прохладой. Не-
которые частицы пошли в дома, а некоторые остались погулять
на свежем воздухе. Прошла ночь. Наутро гулявшие не вернулись.
Никто не знал, куда они пропали. Их искали, но не нашли. Тогда
жители поселения забеспокоились. Предположили, что части-
цы похитило чудище, но никто не хотел в это верить. Частицы

прекратили гуляния по вечерам. Но Бык являлся днём в образе
частицы. Он нападал на рыбаков, охотников, на молодёжь и даже
стал заходить в открытые двери домов.

Частиц становилось всё меньше и меньше. Оставшиеся три
группы частиц решили создать разряды: формообразующий —
боролся в самой глуши около озера, отрицательный — взял на
себя северную и западную части, модальный — занялся югом
и востоком.

Эти отряды стали бороться с чудовищем. Победа оказалась на
стороне частиц. Бык был уничтожен, а может быть, и нет...

Вот так и появились в русском языке разряды формообразу-
ющих, отрицательных и модальных частиц. Эти группы и по сей
день защищают своё государство от разных напастей.

Эту историю мне рассказал мой знакомый учебник русского
языка. Если не верите, то откройте любую тему, и сразу вспомни-
те сказку.

{Из интернета)

Разряды частиц

Разряды частиц

Морфологические признаки

Примеры

     

252. Спишите предложения, определите разряд частиц.

1. Внизу огни дозорные лишь на мосту горят. 2. Скажи-ка,
дядя, ведь не даром Москва, спалённая пожаром, французу отда-
на? 3. Уж зачем ты, алая заря, просыпалася? 4. Вот нахмурил царь
брови чёрные и навёл на него очи зоркие (М. Ю. Лермонтов).

Частица — служебная часть речи, которая вносит раз-
личные оттенки значения в предложение или служит для
образования наклонений глагола.

Частицы не изменяются.

Частицы не являются членами предложения.

По значению частицы делятся на три разряда: формообразу-
ющие, отрицательные и модальные.

К формообразующим относятся частицы, которые служат для
образования наклонений глагола: условного — бы (б) и повели-
тельного — да, давай, давайте, пусть, пускай.

Частица бы (б) может стоять перед глаголом, к которому от-
носится, после него и даже отделяться от него другими словами.

Эврика!

253. Определите оттенки значения частиц, разницу в упот-
реблении омонимичных частиц, союзов, наречий.

1. В тесноте, да не в обиде (Поговорка). 2. И, полно, что за
счёты! 3. Дождичек вымочит, а солнышко высушит (Поговорка).
4. И надобно ж беде случиться! (И. А. Крылов) 5. А погода велико-
лепная! Вот пошёл он в лес по грибы и заблудился. Вот и пришёл
он под дерево. Давай, мол, дождусь утра. Присел и задремал. Вот
задремал и слышит вдруг, кто-то его зовёт. Смотрит — никого.
Он опять глядит, а перед ним на ветке русалочка сидит, качается
и его к себе зовёт, а сама помирает со смеху (Н. В. Гоголь).

254. Прочитайте диалог, подчеркните частицы, выясните
их роль в предложении.

—    Угадай, кто я. Ем жуков и муравьёв и живу на ёлке.

—    Неужели дятел?

—    Нет, вот и не угадал. Ещё я ем ос и шмелей.

—    Так ты птица-осоед?

—    Как же, осоед. Ещё я ем гусениц и личинок.

—    Как раз гусениц и личинок любят дрозды.

—    Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные
лосями рога.

—    Ну, тогда ты, наверное, лесная мышь.

—    Вот ещё — мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.

—    Хорошо! Тогда ты кошка!

—    Куда уж — кошка. Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу.

—    Ладно, ты — цапля.

• •

Где уж — цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих
гнезд яйца.

—    Точно, куница!

—    Вот именно — не куница. Куница — мой старый враг. А ем
я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.

—    Скорее всего ты — свинья, раз лопаешь всё подряд. Ты
одичавшая свинья, которая сглупу забралась на ёлку!

—    Нет, нет и нет. Я белка! Запомни: кошки едят не только
мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не од-
них мух, а белки грызут не только орешки.

(Н. И. Сладкое)

К отрицательным относятся частицы НЕ и НИ.

Частица НЕ придаёт отрицательное значение всему пред-
ложению или отдельным его членам: Не бывать этому; За лесом
не большой, а маленький овраг.

Предложение получает положительный смысл, если в нём
две частицы НЕ, одна из которых стоит перед глаголом мочь,
а вторая — перед неопределённой формой глагола: Я не мог не
поехать.

255. 1) Спишите, раскрывая скобки, предложения: 1) сначала

те, в которых частица не придаёт отрицательного
значения всему предложению или отдельным его членам; 2) затем
остальные. Положительный или отрицательный смысл они имеют?
Объясните условия выбора слитных и раздельных написаний на
месте скобок. Назовите сложные слова. Как они образованы?

1. Юмористические рисунки нашему художнику удакк.ся
(не)всегда. 2. Мой брат (не)мог (не)помоч.. товарищу в подготовке
номера классной стенгазеты. 3. Автор фельетона (не)мог (не)кри-
тиковать нарушителей дисциплины. 4. «Кто же (не)допускал
ошибок?» — сказал Петя, увид..в в своей тетрад., многочислен-
ные поправки красн.. чернил.. . 5. Такую дли..ую статью прочи-
тает далеко (не)каждый. 6. Со вчерашнего дня мой товарищ., уже
(не)редактор стенгазеты.

2) Сделайте синтаксический разбор первого и второго предло-
жений.

3) Сделайте фонетический разбор слов: удаются, многочи-
сленные.

 

Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова

 

Категорія: Російська мова

Автор: admin от 13-01-2016, 23:51, посмотрело: 1089