§ 24. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Деепричастия несовершенного вида обозначают незакон-
ченное добавочное действие. Они отвечают на вопрос что
делая? Деепричастия несовершенного вида образуются обычно
от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида
путём прибавления суффикса -А- (-Я-): рисуя, замечая.
От глагола быть деепричастие несовершенного вида образу-
ется с помощью суффикса -УЧИ-: будучи (быть — будут).
Деепричастия совершенного вида обозначают законченные
добавочные действия. Они отвечают на вопрос что сделав? Дее-
причастия совершенного вида образуются обычно от основы
неопределённой формы глаголов совершенного вида путём при-
бавления суффиксов -В-, -ВШИ-, -ШИ-: заметив, наевшись.
Деепричастия совершенного вида образуются также от осно-
вы простого будущего времени некоторых глаголов с помощью
суффикса -А- (-Я-): заметя, прочтя, нахмурясь.
160. Определите вид деепричастий. Объясните орфограм-
мы в корне.
Расплетая косы; увлекая за собой; легко скользя; постепенно
замирая; разгораясь на солнце; положив документы; запивая во-
дой; запевая песню; подстелив коврик; увидев мать.
% 161. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы
там, где нужно, и раскрывая скобки. Расставьте пропущен-
ные запятые при деепричастных оборотах. Обозначьте суффиксы,
с помощью которых образованы деепричастия. Подчеркните орфо-
граммы в окончаниях слов, объясните условия их выбора.
1. Весело и вел..чаво словно взлетая поднимается могуч..е
светило. 2. Алое с..яние ст..ит (не)долгое время над потемневш..й
землёй, и, тихо м..гая как бережно несомая свеч..ка, затепл..тся
на нём вечерняя звезда. 3. «Эге! — подумал я.— Да это я совсем
не туда попал: я слишком забрал вправо»,— и, сам дивясь сво-
ей ошибк.. проворно спустился с холма. 4. Я поскорей выкараб-
кался на другую сторону и пош..л заб..рая влево вдоль оси..ика.
5. Летучие мыши уже носились над его заснувш..ми верхушками
таинстве..о кружась и дрожа на смутно-ясн..м неб.. .
(И. С. Тургенев)
162. Образуйте от данных слов деепричастия совершенно-
го ВИда Поставьте ударение в деепричастиях. Составьте
2-3 побудительных предложения с любыми из записанных деепри-
частий. Включите в предложения обращения.
Донять, занять, нанять, начать, отнять, поднять, понять,
принять, создать, успокоиться, невзлюбить, принести, распоря-
диться, увидеть, раскаяться, наклеить.
163. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы,
раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препи-
нания при прямой речи и деепричастных оборотах. Образуйте от
заключённых в скобки глаголов деепричастия. Какие из них совер-
шенного вида, какие — несовершенного?
1. Внезапно ра..дался топот скач..щей лошади; круто остано-
вилась она у самого костра, и, (уцепиться) за гриву проворно
спрыгнул (с)неё Павлушка. 2. Я думал, волк, пр..бавил он рав-
нодушном голосом проворно (дышать) всей груд.. . 3. Обе собаки
также вскочили в круж..к света и тотчас сели (высунуть) крас-
ные языки. 4. Без хворостинк.. в руке, ноч..ю, он нимало (не ко-
лебаться) поскакал один на волка. 5. Что за славный мальчик!
думал я (глядеть) на него.
(По И. С. Тургеневу)
164. Спишите предложения, заменяя один из глаголов
деепричастием. Сделайте выводы о роли деепричастий
в речи. Составьте схемы предложений с деепричастными обо-
ротами.
1. Волчьими тропами шли охотники и несли на носилках ра-
неного товарища. 2. Стая журавлей тянулась к югу, оглашала
воздух резкими криками и медленно исчезала вдали. 3. На дворе
блестит радостное весеннее солнце и отражается в лужицах ме-
жду камней. 4. Тихий плёс манил к себе, обещал прохладу и по-
кой. 5. Лопата наткнулась на какую-то преграду, высекла искры
и не шла дальше. 6. Косцы кончили свои ряды и вышли один за
другим на дорогу. 7. Ребята выкупались и стали загорать. 8. Всад-
ник поравнялся с толпой и спрыгнул с лошади.
(Из журнала)
Эврика!
165. Вспомните особые формы глагола. Заполните табли-
цу, выбирая из приведенных слов соответствующие при-
меры.
Глагол |
Неопре¬ делённая форма |
Полное причастие |
Краткое причастие |
Деепри¬ частие |
Проведал, водятся, рассеялись, добивались, найдены, сереб-
рится, темнея, выцвели, залиты, нагруженные, рассмотрев, за-
писанный, кружась, заказали б, уважайте, отлучиться, действуя.
Дайте характеристику каждой группе слов.
166. Спишите слова, распределив их три колонки.
НЕ с причастиями |
НЕ с деепричастиями |
НЕ с глаголами |
Несделанная работа, не шуметь, не терпя возражений, силь-
но недоумевая, не сделанная вовремя работа, не читал, ничем
не укреплённый берег, ненавидеть, стол не накрыт, недомогая
с утра, ненаписанное сочинение, ненавидя ложь, не поеду, ни-
сколько не думая, не исследованное до сих пор явление, нездоро-
вится, неистовствуя от досады, не изучаемый в школе предмет,
говорить не думая, не развязав мешок.
Дайте характеристику каждой группе слов.
Эврика!
167. По данной этимологической справке угадайте фразеоло-
гизм, являющийся одновременно деепричастным оборотом.
1. Выражение это создалось ещё в те времена, когда соль
была дорогим и трудно добываемым продуктом: «хлебать с со-
лью» считалось примерно таким же признаком состоятельности,
благополучия, как «сладко есть». Случалось, что в богатом доме
почётные гости «хлебали солоно», а разной мелкоте доставалась
несолёная пища.
2. Древние воины, перед тем как вступить в схватку с против-
ником, очерчивали вокруг своей головы магический круг концом
меча: считалось, что этот обряд ослабит вражеские удары, сохра-
нит воинов невредимыми.
168. Прочитайте текст и определите его тему. Докажите,
что это повествование. Озаглавьте текст. Спишите первые
два абзаца текста, вставляя пропущенные буквы и расставляя не-
достающие знаки препинания. Объясните условия выбора орфо-
грамм. Выпишите причастные и деепричастные обороты вместе
с тем словом, от которого они зависят. Укажите вид деепричастий.
Мы шли очень тихо и осторожно иногда переговариваясь
знаками и тихим свистом. На краю мох..вого болота мой спут-
ник, деревенский охотник Вася, остановился. Неторопливо сняв
заплеч..ный мешок пр..слонив руж..ё к стволу сосны сделав мне
условный знак он стал готовит..ся.
Откашлявшись и оглядевшись он приложил ко рту сло-
же..ые рупором ладони и закинув голову удивительно точно на-
чал подражать волч..ему вою. Не всякому охотнику удаст..ся
услышать бли..ко волчий вой. Страшна, жутка волч..я песня:
есть в ней и скитальческая
печаль, и злая угроза раз-
бойника, и жалоба на лютый
голод.
У верного спутника моего
по лесным охотам, деревен-
ского охотника Васи, выходи-
ло очень похоже. Подражая
старому волку, Вася заводил
глухим тонким голосом, по-
том снижал голос и обрывал
песню, низко нагнувшись
над землёю. От натуги по-
краснели его лицо и шея, надулись жилы на лбу. Тотчас, не дав
ему окончить, отозвался в чащобе выводок молодых волчат. Ка-
залось, весь лес наполнился их голосами.
Мы стояли не шевелясь, выжидая, пока молодые волки со-
всем затихнут, и, когда замолкли последние звуки, стали отхо-
дить очень тихо. Теперь нам было известно, что выводок волков
на месте.
(По И. С. Соколову-Микитову)
Карл Брендерс. Семья волков
Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова
Автор: admin от 13-01-2016, 23:41, Переглядів: 3390