Народна Освіта » Російська мова » § 22. Деепричастие как особая форма глагола. НЕ с деепричастиями

НАРОДНА ОСВІТА

§ 22. Деепричастие как особая форма глагола. НЕ с деепричастиями

148. Прочитайте лингвистическую сказку. Выполните задания к ней.

Отцы и дети

Все дети в той или иной мере повторяют своих родителей.
Деепричастие не исключение. Самая близкая его родня — Глагол
и Наречие. От Глагола Деепричастие унаследовало основу. Как
и Глагол, Деепричастие способно управлять падежом существи-
тельного, имеет ряд общих с ним грамматических категорий (вид
и возвратность), а также сходный с глагольным вопрос (что де-
лая? что сделав?).

С Наречием Деепричастие роднят его способности оставаться
неизменяемым, что бы ни происходило вокруг. Кроме того, дее-
причастие откликается на вопросы Наречия (как? каким обра-
зом?), а в предложении является, как и Наречие, обстоятельством
и обозначает цель, причину, место, время, образ действия.

Но все дети, вырастая, стремятся к самостоятельности. Вот
и Деепричастие туда же.

—    Я вполне самостоятельная часть речи! Требую соответ-
ствующего отношения и места в системе знаменательных частей
речи! — громко заявляет Деепричастие, шокируя обществен-
ность.

—    Что ты, что ты! Ты всего лишь одна из моих форм, наря-
ду с Причастием! — настаивает Глагол. — Наречие, ну скажи же
хоть что-нибудь!

Но Наречие молчит. Оно не вмешивается в дела языковые,
оно всегда неизменно и постоянно. И свою неизменяемость оно
ценит превыше всего...

Извечный спор отцов и детей. Вечная проблема самостоятель-
ности и независимости...

(По Ф. Д. Кривину)

В чём суть спора главных героев сказки? Объясните: почему
мог возникнуть этот удивительный лингвистический спор? Кто же
прав в этом споре?

В сказке говорится, что деепричастие обладает признаками
глагола и наречия. Назовите их.

Деепричастие — особая форма глагола. В деепричастии
совмещены признаки глагола и наречия. Подобно дру-
гим формам глагола, деепричастия бывают совершенного или
несовершенного вида: улыбаясь — несовершенного вида. Вопро-
сы, которые мы ставим к деепричастиям, напоминают вопросы
к глаголам несовершенного и совершенного вида: что делая?
и что сделав?

Зависимое слово — существительное или местоимение — ста-
вится при деепричастии в том же падеже, что и при глаголе, от
которого образовано деепричастие, например: покрасить (что?)
стену (В. п.) — покрасив (что?) стену (В. п.).

С наречием деепричастие сходно тем, что не изменяется (не
склоняется и не спрягается).

В предложении деепричастие бывает обстоятельством:
Космонавт, улыбаясь, рассказывает о полёте.— Рассказывает
(как?) улыбаясь (то есть с улыбкой); Приземлившись, он радост-
но посмотрел вокруг.— Посмотрел (когда?) приземлившись (то
есть после приземления).

mCjL[ж

Эврика!

149. Прочитайте текст. Какие выделенные слова обознача-
ют основные действия, а какие — добавочные? Спишите, вставляя
пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя пропущенные
запятые. Над деепричастиями надпишите букву Д. Подчеркните
главные члены предложения.

Безжизненные туманы дымчато висят над водой, отражаясь
призрачными очертаниями. Ветер ч..тко дремлет, затаившись
в иглистых ветвях, (не)зар..бит уснувшей воды (не)шелохнёт
зелёной хвои.

Стаи перелётных уток, шлёпая крыльями, беспокойно поды-
маются с воды, а лебеди, изогнув длинные шеи, белея в воде от-
ражениями, чутко прислушиваются к лесному эху.

(А. С. Серафимович)

.pftikpf 150. 1) Выразительно прочитайте стихотворение. Найдите
wie? деепричастия, определите, от каких глаголов они образо-
ваны. Какова роль деепричастий в художественном тексте?

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скоб-
ки. Объясните условия выбора орфограмм.

Ещё вчера, на солнце млея,
Последним лес дрожал листом,

И оз..мь, пышно зеленея,

Лежала барх..тным ковром.

Глядя надменно, как бывало,

На жертвы холода и сна,

Себе ни в чём не изменяла
Непоб..димая сосна.

Сегодня вдруг и..чезло лето;

Бело, бе..жизненно кругом,
Земля и небо — всё одето
Каким(то) тусклым с..ребром.

Поля без стад, леса унылы,

Ни скудных лист..ев, ни травы.
Не узнаю растущей силы
В алмазных призраках листвы.

Как будто в сизом клубе дыма
Из царства злаков волей фей
Перен..елись непост..жимо
Мы в царство горных хрусталей.

(А. А. Фет)

2) Спишите первые два абзаца описания картины А. М. Ва-
снецова, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скоб-
ки. Объясните условия выбора орфограмм.

В картине «Зимний сон» А. М. Васнецова изображена опуш-
ка зимнего леса. Слева виднеют..ся ч..ткие линии доро..ки, оста-
ВШ..ЙСЯ от саней, которые направляют..ся в сторону сле..ка
заметной вдали деревни. Снег мя..ко лежит большим пушистым
покрывалом на мохнатых лапах высоких многолетних и совсем
маленьких, только что выросших елей.

Чувствуется какая(то) звенящая тишина, которую легко мо-
жет нарушить любой ш..рох падающей ветки или хруст снега под
лапами проб..жавш..го зайца. Глубь леса, находящаяся с правой
стороны, манит, и одновременно немного пуга..т.

Уже вечер. Оранжево-лимонный тон неба плавно переходит
в синеватые оттенки снежных сугробов. Спокойствие и безмол-
вие царят вокруг. Произведению присущи черты модернизма.
Об этом свидетельствуют придание картине некоторой искусст-
венности и сказочности,
а также добавление объ-
ёма отдельным элементам
изображения.

Автор специально до-
бавил некоторым деталям
изображения цветовую ин-
тенсивность и выделил их
контур. За счёт этого сра-
зу начинают чувствоваться
пушистость снега и лютый
мороз. Хочется поиграть
в снежки и слепить снеж-
ную бабу. Автору удалось
предать всю глубину чувств
в этом произведении.

3) Составьте 7-8 предложений связного текста по картине
А. М. Васнецова «Зимний сон». Введите в описание деепричастия.

Аполлинарий Васнецов.
Зимний сон (Зима)

151. Прочитайте притчу, определите тему, идею, тип и стиль
речи. Выпишите деепричастия, которые уточняют основное
действие.

Назовите имена прилагательные, характеризующие настояще-
го друга.

Подберите синоним к словам: добрый, терпимый, внимательный.

Спишите последний абзац притчи, вставляя пропущенные бу-
квы. Объясните условия выбора орфограмм.

Настоящий друг

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц,
летающих внизу среди скал.

—    Мама, что это за птицы? — спросил он.

—    Наши друзья,— ответила орлица сыну.— Орёл живёт в оди-
ночестве — такова его доля. Но и он порою нуждается в окруже-
нии. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу,—
наши верные друзья.

Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продол-
жал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне
своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

—    Ай-ай, они украли у нас еду!

—    Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их
угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как
бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью
своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высо-
те они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.

Всяк, кто ж..лает иметь верных друзей, долж..н быть добрым
и т..рпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и ува-
жение добывают..ся не силой, а великодушием и готовност..ю
поделит..ся с нуждающемся последним куском.

Толерантный — толерантность (от лат. терпение, вынос-
ливость) — социологический термин, обозначающий терпимость
к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, ве-
роисповеданию, национальности.

у

Отрицательную частицу НЕ с деепричастиями пишут раз-
дельно: не зная (деепр.).

Некоторые деепричастия без НЕ не употребляются, поэтому
пишутся с НЕ слитно: недоумевая (без НЕ не употр.).

152. Распределите данные слова на три группы, где

1) НЕ — частица; 2) НЕ — часть корня; 3) НЕ — приставка.
Укажите часть речи.

«я»

Непреодолимая преграда; непрекращающееся ненастье; ша-
лаш не построен; не преодолев препятствия; недоумевая; ненави-
дя врага; не шелохнулись; не освещённый солнцем лес.

153. В каких предложениях допущена ошибка в употре-
блении деепричастий? Спишите, вставляя пропущенные
буквы, раскрывая скобки и исправляя ошибки (если они есть)
в употреблении деепричастий. Определите вид деепричастий.

1. Открыв окно, я залюбовался видом города. 2. Открывая
дверь, она громко скрипнула. 3. Мама с..дела, откинувшись на
спинку стула. 4. Брат, скл..нив голову набок, что(то) писал. 5. За-
кан..чивая чертёж, у меня сл..мался карандаш. 6. Возвращаясь
домой, ш..л дождь. 7. Разл..жив игрушки на д..ване, дети начали
какую(то) интересн..ю игру. 8. (Кое)кто из малышей, занявшись
рисованием, (не)хотел идти на обед. 9. Прочитав рассказ, он по-
казался мне слишком грус..ным.

Ш154. Спишите сочетания слов, раскывая скобки. Объясните
s условия выбора орфограмм.

1. (Не)зная ничего; (не)чувствуя опасности; (не)думая ни
о чём; идти (не)спеша; (не)доезжая до станции; остановиться,
(не)доходя до места; ничего (не)жалея; (не)говоря лишних слов;
(не)мог (не)знать; стоять, (не)отрывая глаз; (не)доумевая по пово-
ду случившегося.

2. (Не)подготовленное выступление; (не)подготовив докла-
да; (не)продумав маршрута; (ни)кем (не)продуманный маршрут;
маршрут (не)продуман; идти, (не)говоря ни слова; (незамечен-
ная ошибка; (не)заметив ошибки; (не)навидя ложь.

 

Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова

 

Категорія: Російська мова

Автор: admin от 13-01-2016, 23:40, Переглядів: 2415