Народна Освіта » Російська мова » § 15. Действительные и страдательные причастия

НАРОДНА ОСВІТА

§ 15. Действительные и страдательные причастия

Причастия, обозначающие признак предмета, который

сам производит действие, называют действительными: ле-
тящие на юг гуси — гуси, которые сами летят на юг; катающи-
еся на роликах дети — дети, которые сами катаются на роликах.

Причастия, обозначающие признак предмета, над которым
произведено или производится действие, называются страдатель-
ными: рассыпанные ягоды — ягоды, которые кто-то рассыпал;
распаханное поле — поле, которое кто-то распахал.

И действительные, и страдательные причастия имеют две
формы времени — настоящего и прошедшего.

Время

Действительные

Страдательные

Настоящее

Говорящий, расцветающий

Выбираемый, исследуемый

Прошедшее

Говоривший, расцветавший

Выбранный, исследованный

Действительные причастия прошедшего времени образуются
от основы неопределённой формы (инфинитива) с помощью суф-
фиксов прошедшего времени -ВШ-, -Ш-: думавший, шедший.

У некоторых глаголов с суффиксом -НУ- (завязнуть, навис-
нуть, промокнуть) суффикс -НУ- в причастии пропадает: завяз-
ший, нависший, промокший.

Действительные причастия настоящего времени образуются
от основы глаголов настоящего времени:

I    спряжения с помощью суффиксов -УЩ- (-ЮЩ-): трясти —
трясут — трясущий;

II    спряжения с помощью суффиксов -АЩ- (-ЯЩ-): лететь —
летят — летящий.

Страдательные причастия прошедшего времени образуются
от основы инфинитива с помощью суффиксов:

-НН-: прочитать — прочитанный;

-ЕНН-: выучить — выученный (отбрасывается суффикс -И-);
« «

-ЕНН-: решить — решённый (отбрасывается суффикс -И-);

-Т-: выдвинуть — выдвинутый.

Страдательные причастия настоящего времени образуются от
основы глаголов настоящего времени:

I    спряжения с помощью суффикса -ЕМ- (-0М-): забивать —
забивают — забиваемый;

II    спряжения с помощью суффикса -ИМ-: хранить — хра-
нят — хранимый.

Если у глагола есть постфикс -СЯ, то он сохраняется и у при-
частия: задуматься — задумавшийся.

Причастия

Время

Настоящее

Прошедшее

I сир.

II сир.

Действительные

-УЩ- (-ЮЩ-)

-АЩ- (-ЯЩ-)

-ВІЛ- (-Ш-)

Страдательные

-ЕМ- (-0М-)

-им-

-HH- (-Н-)
-ЕНН- (-ЕН-)
-Т-

107. Спишите, распределите по столбикам действительные
и страдательные причастия. Выделите в них суффиксы.

Действительные причастия

Страдательные причастия

   

Сверкающие капли; облитый теплом; напоённый благо-
уханием; облетевшие листья; говорящий по-испански; увитые
плющом; сражавшиеся за Родину; притворившийся спящим;
сражённый пулей; отворённое окно; пересечённая местность;
уловивший взгляд; перепаханное поле.

108. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

Объясните условия выбора орфограмм. Определите раз-
ряд причастий (над действительными причастиями поставьте бу-
кву Д, над страдательными — С), выделите суффиксы.

1. Путешественники долго ехали по этим ещё не и..следо-
ванным человеком местам. 2. В конце к..ридора стояла (неболь-
шая отгороженная стекля..ой перегородкой кабина. В ней ребя-
та увидели стоящего у столика и разговаривающего по телефону
мужчину. 3. Больной, борющийся со своей болезнью, её победит.

4. Это был ленивый ученик, ничем не инт..ресующийся, ничего
не читающий, ко всему равн..душный. 5. Отдыхающим всадни-
кам приятно было вдыхать запах скоше..ой, но ещё не высохшей
травы. 6. Разбушевавшаяся за ночь река снесла железн..дорож-
ный мост и затопила правый берег.

(Из журнала)

109. Спишите стихотворение, вставляя пропущенные бу-
квы, раскрывая скобки. С какой целью автор использовал
много причастий и прилагательных?

Определите у причастий признаки гла-
гола и прилагательного.

Объясните условия выбора орфо-
грамм. Определите разряд причастий.

Ове..нные пушкинскою славой,
Таинстве..о пр..тихшие сады,

Как я люблю ваш вечер вел..чавый    Владимир Лаповок.

И в листьях клёна стылые пруды! Царскосельский парк. Осень

В осе..ей стуж.., т..шиной об..ятой,
Гляжу я сквозь узор нагих ветвей
На зябнущие плечи белых статуй,
Мерцающие в сумрак., аллей.
Когда(то) густолистве..ую арку
Я вижу облетевшей и сквозной,

И словно вздох пронос..тся по парку
Далёкой зам..рающей струной...

(Вс. А. Рождественский)

Для чего служат причастия в тексте?

110. Исправьте речевые ошибки, связанные с неправиль-
ным употреблением действительных и страдательных
причастий в предложениях. Запишите правильные варианты, рас-
ставьте знаки препинания. Выделите суффиксы причастий.

1. Берёзы окружающие площадку создавали густую тень.

2.    Солнечные лучи освещали опадающие с деревьев листья.

3.    В лицо брызнули капли росы упавшие с задевшего колесом ку-
ста. 4. Подгоняемые ветрами и озарявшие солнцем облака плав-
но движутся по небу. 5. Я увидел острый гребень скалы поднима-
емый к самым облакам. 6. Небо охваченное заревом. 7. Вспоми-
наю первое выступление нашей фронтовой концертной бригады,
состоящей из артистов драматического театра. 8. Грязь в город
несут тракторы и грузовики, въезжающие на асфальт с просёлоч-
ных дорог, и машины, остановившиеся на обочине.

111. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и недо-
стающие знаки препинания. Найдите причастия.

После утре..его мороза весь день дул осе..ий ледяной ветер.
В лесу бушевала багря..ая метель листопада, а к вечеру, когда
наступало затишье, оголившиеся берёзы рябины и осины на-
пом..нали узорные кружева. В прозрач..ном осиннике освещён-
ном пожаром вечерней зари., открылся сказочный воздушный
карнавал.

Выполните синтаксический разбор последнего предложения.
Допишите текст, придумав последнее предложение, в котором
отразится ваша оценка представленной картины осеннего дня.

 

Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова

 

Категорія: Російська мова

Автор: admin от 13-01-2016, 23:34, Переглядів: 2614