Народна Освіта » Російська мова » § 14. Причастный оборот

НАРОДНА ОСВІТА

§ 14. Причастный оборот

100. Прочитайте лингвистическую сказку. О каком пункту-
ационном правиле в ней идёт речь? Сформулируйте прави-
ло постановки знаков препинания при причастном обороте.

Жил-был Причастный Оборот. Он любил спорить и часто со
всеми ссорился, так как считал себя главным в предложении.
У него был друг — Существительное.

Однажды Причастный Оборот пришёл в гости к Существи-
тельному и сказал:

—    Почему я в предложении стою после тебя? Я ведь самый
главный, выделяюсь запятыми! Я хочу стать первым в предло-
жении!

А Существительное ему отвечает:

—    Если ты будешь стоять передо мной, то запятыми выде-
ляться не будешь. И главным в предложении тоже тебе не быть.
Таково правило! Но ты ведь правила не учишь и их не знаешь!

—    А зачем их учить? А ты случайно не знаешь ту часть речи,
с которой я бы выделялся запятыми и стоял перед ней?

—    Нет, не знаю... Но ты можешь её поискать!

—    Отличная мысль! Сейчас же отправлюсь на поиски.

С этого дня Причастный Оборот ходил в гости ко всем частям
речи. К Союзу, Глаголу, Прилагательному, Числительному, На-
речию. И спрашивал всегда одно и то же:

—    Вы не знаете ту часть речи, с которой я бы выделялся за-
пятыми (-ОЙ) и стоял первым в предложении?

А они всегда одно и то же отвечали:

—    Нет, не знаем.

Причастный Оборот расстроился. Он не знал, что ему делать.
К кому ещё пойти? И тут к нему подошёл человечек. На нём была
шляпа и футболка с написанным словом «он». Человечек спросил:

—    Почему ты такой грустный? Может, тебе чем-то помочь?

—    Я ищу часть речи, с которой я выделялся бы запяты-
ми (-ой) и стоял первым в предложении. И никак не могу найти.
А ты не знаешь эту часть речи?

—    Я не знаю. А давай сходим к Восклицательному Знаку. Он
с высоты своего роста видит всё в предложении.

И пошли они к Восклицательному Знаку. Вот что он отве-
тил им:

—    Конечно я знаю! Эта часть речи — Местоимение. Ты бу-
дешь стоять перед ним и при этом выделяться запятой.

Обрадовался Причастный Оборот. И с тех пор он выучил на-
изусть правило: «Причастный оборот выделяется запятыми, если
стоит после определяемого слова, выраженного существительным
или местоимением, или если стоит перед определяемым словом,
выраженным личным местоимением».

X    прич. об.

Годы, оставшиеся мне, я хочу посвятить вам.

Причастие с зависимыми словами называют причастным
оборотом:

Опавшие с тополя листья покрывали дорожку.— Листья,
опавшие с тополя, покрывали дорожку.

Причастный оборот является одним членом предложения.

В причастный оборот не входит определяемое им существи-
тельное.

X

101. Найдите и выпишите словосочетания «прич. + сущ.».

Служащие родине; растаявшие льдины; построенные арен-
датором; с обрадованными ребятишками; разбросанные ребёнком;

прочитавшего книгу; скошенные косой; рассказанные стариком;
в написанных словах; исследованной местностью; разведанная
геологами; расчищенная школьниками; освещённая луной; разве-
вающиеся гирлянды; пенящиеся струи.

^ 102. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и рас-
ставляя недостающие знаки препинания. Объясните усло-
вия выбора орфограмм и пунктограмм. Графически выделите при-
частные обороты.

Главные ворота города Вавилона посвящённые богине Иш-
тар находились в пределах оборонительных стен. Их поверх-
ность была облицована кирпичом и изра..цами синего цвета
с изображениями львов, сиррушей и быков. Миновав ворота,
люди выходили на главную магистраль города. Мосты несущие
воду назывались в Риме акведуками. Великолепные ароч..ные
мосты были настоящими ш..деврами зодчества. До наших дней
сохранился акведук, через который две тысячи лет назад город
Немаус принял первые тридцать ми..ионов литров чистейшей
родниковой воды.

(Из журнала)

103. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Глаголы
в скобках преобразуйте в причастия. Объясните условия
выбора орфограмм и пунктограмм.

Где находится дом Шерлока Холмса?

Бывает, что литературные герои, (придумать) писателем, ста-
новятся для читателей реальными персонажами. Таков Шер-
лок Холмс — сыщик, (создать) талантом писателя Артура Конан
Дойля.

(Начинать) писателя очень увл..кал детективный жанр.
У Конан Дойля был любимый учитель — Джозеф Белл. По
внешн..му виду человека он многое мог ра..казать о нём. Этот
учитель послужил пр..образом знаменитого сыщика. Шерлок
Холмс во..принимается многими читателями как р..ально (су-
ществовать) человек. До сих пор на лондонский почтамт пр..хо-
дят письма, (адресовать) сыщику.

В одном из домов Лондона (во..тановить) квартира Шерлока
Холмса и доктора Уотсона. На полу (разл..жить) карта, которая
помогла ра..путать дело баскервильской собаки.

(Из журнала)

Графически выделите причастные обороты.

104. Переведите текст на рус-
ский язык. Перевод запишите,
расставляя недостающие знаки препи-
нания. Сравните постановку знаков пре-
пинания при причастном обороте в рус-
ском и украинском языках.

Про одну книгу написану пізнім
уставом хочеться розповісти трохи до- Пересопницкое Евангелие
кладніше. Це — Пересопницьке Єван-
геліє. Виблискують старанно виведені на пергаменті рядки піз-
нього уставного письма. Книгу прикрашають художні орнаменти
її оздоблено стилізованими під рослинні мотиви заставками та іні-
ціалами. Особливо цікаві примітки перекладачів узяті у дужки.

(П. В. Утевська)

В каких предложениях причастный оборот не выделяется? По-
чему?

Какие памятники древнерусской литературы вы знаете?

Эврика!

105. Прочитайте предложения, исправьте ошибки. Исправ-
ленный вариант запишите. Графически выделите причастные обо-
роты.

шГ^гігт

1.    Знаменитая гробница Мавсола находилась в Малой Азии,
потрясшая жителей древнего мира своими размерами и велико-
лепием. (Подсказка: причастный оборот занимает неправиль-
ное положение по отношению к определяемому слову.)

2.    Мавсол, не доверявшийся персидским архитекторам, объ-
явил конкурс среди греческих зодчих, в котором победили Пифей
и Сатир. (Подсказка: причастие не согласовано с определяемым
существительным.)

3.    Особое внимание привлекла окружённая усыпальница
39 колоннами. (Подсказка: определяемое слово не должно вхо-
дить в причастный оборот.)

Эврика!

106. Прочитайте предложения, исправьте ошибки. Исправ-
ленный вариант запишите. Вставьте пропущенные буквы, раскрой-
те скобки. В предложениях № 1-3 поместите причастные обороты
перед определяемым существительным, а в № 4-6 — после. Сде-
лайте синтаксический разбор всех предложений. Объясните усло-
вия выбора орфограмм.

1. Росш..е (не)забудки у руч..я уже зацвели. 2. Показавнь.я
солнце из-за туч., ярко осв..тило лес и поляну. 3. Появи-
вшася поч..ки на деревьях говорили о наступающей весне. 4. На
пристан.. толпились ожидают.., пассажиры посадк.. на катер.

5. Молч..ливо стоят одетые берёзы и клёны листвой. 6. Широко
разливаются наполняемые реки талой водой.

 

Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова

 

Категорія: Російська мова

Автор: admin от 13-01-2016, 23:34, посмотрело: 1563